Социальные выплаты малоимущим
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальные выплаты малоимущим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 72 Конституции РФ"Исходя из положений пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к указанным полномочиям субъектов РФ также отнесены вопросы социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки семей, имеющих (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущим граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан. Согласно п. 1 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в п. 1 ст. 72, осуществляются названными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие виды государственной социальной помощи предусмотрены для разных категорий граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Законодательством Московской области предусмотрена возможность получения экстренной социальной помощи в виде единовременных денежных выплат малоимущим гражданам, оказавшимся в трудной жизненной или кризисной ситуации.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Законодательством Московской области предусмотрена возможность получения экстренной социальной помощи в виде единовременных денежных выплат малоимущим гражданам, оказавшимся в трудной жизненной или кризисной ситуации.
Статья: К вопросу о частноправовых конструкциях в праве социального обеспечения
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Проблема права социального обеспечения заключается в обширном массиве денежных выплат, различия между которыми бывают не столь существенны. При этом денежные выплаты предоставляются в виде социальной помощи малоимущим гражданам <15>, могут быть связаны с особым социальным статусом лица <16> или выплачиваются, в то же время имеются и денежные выплаты, например лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами <17>. Можно отметить также в законодательстве нормы, указывающие на наличие единовременных и периодических выплат семьям, имеющим детей, и др. <18>
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Проблема права социального обеспечения заключается в обширном массиве денежных выплат, различия между которыми бывают не столь существенны. При этом денежные выплаты предоставляются в виде социальной помощи малоимущим гражданам <15>, могут быть связаны с особым социальным статусом лица <16> или выплачиваются, в то же время имеются и денежные выплаты, например лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами <17>. Можно отметить также в законодательстве нормы, указывающие на наличие единовременных и периодических выплат семьям, имеющим детей, и др. <18>
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)15. Уполномоченный орган не вправе отказать в предоставлении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты малоимущим семьям или малоимущему одиноко проживающему гражданину, если они по независящим от них причинам имеют доход ниже величины прожиточного минимума. К числу таких причин могут быть отнесены тяжелое заболевание гражданина или члена его семьи, невозможность трудоустройства, в том числе из-за болезни, несмотря на принимаемые меры, осуществление ухода за престарелыми людьми, инвалидами.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)15. Уполномоченный орган не вправе отказать в предоставлении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты малоимущим семьям или малоимущему одиноко проживающему гражданину, если они по независящим от них причинам имеют доход ниже величины прожиточного минимума. К числу таких причин могут быть отнесены тяжелое заболевание гражданина или члена его семьи, невозможность трудоустройства, в том числе из-за болезни, несмотря на принимаемые меры, осуществление ухода за престарелыми людьми, инвалидами.
Ситуация: Какие меры социальной поддержки предусмотрены для малоимущих семей (одиноко проживающих граждан)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В Московской области малоимущим семьям (одиноким гражданам) оказывается, в частности, государственная социальная помощь в виде денежной выплаты. Ее размер в расчете на месяц для малоимущей семьи определяется как разница между произведением величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения, на количество членов малоимущей семьи. Для одинокого гражданина размер выплаты определяется в виде разницы между величиной прожиточного минимума на душу населения в Московской области и общим доходом гражданина. При этом размер выплаты на одного члена семьи (одинокого гражданина) в общем случае не может быть меньше 300 руб. и больше 1 000 руб. в месяц или 6 000 руб. в календарном году (ст. 2, абз. 1 - 3, 7 ч. 1 ст. 4 Закона Московской области от 30.12.2013 N 189/2013-ОЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В Московской области малоимущим семьям (одиноким гражданам) оказывается, в частности, государственная социальная помощь в виде денежной выплаты. Ее размер в расчете на месяц для малоимущей семьи определяется как разница между произведением величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения, на количество членов малоимущей семьи. Для одинокого гражданина размер выплаты определяется в виде разницы между величиной прожиточного минимума на душу населения в Московской области и общим доходом гражданина. При этом размер выплаты на одного члена семьи (одинокого гражданина) в общем случае не может быть меньше 300 руб. и больше 1 000 руб. в месяц или 6 000 руб. в календарном году (ст. 2, абз. 1 - 3, 7 ч. 1 ст. 4 Закона Московской области от 30.12.2013 N 189/2013-ОЗ).
Статья: Реализация принципа справедливости в налоговом праве Российской Федерации
(Андриевский К.В., Бондарчук И.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Все вышесказанное приводит к необходимости рассмотрения того, что именно следует считать справедливым налоговым бременем. Справедливый объем налогового бремени чаще всего определяется на основании принципа учета фактической способности к уплате налога. Таким образом, состоятельные налогоплательщики способны нести более весомое налоговое бремя, а налогоплательщики с небольшим доходом получают возможность отчислять в бюджет налог, рассчитываемый по более низкой ставке, в противном случае бремя налогов окажется для них непомерным <12>. В русле данной логики целесообразно освобождать от выплаты налогов граждан, относимых к уязвимым социальным категориям: малоимущих, одиноких матерей, инвалидов и др.
(Андриевский К.В., Бондарчук И.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Все вышесказанное приводит к необходимости рассмотрения того, что именно следует считать справедливым налоговым бременем. Справедливый объем налогового бремени чаще всего определяется на основании принципа учета фактической способности к уплате налога. Таким образом, состоятельные налогоплательщики способны нести более весомое налоговое бремя, а налогоплательщики с небольшим доходом получают возможность отчислять в бюджет налог, рассчитываемый по более низкой ставке, в противном случае бремя налогов окажется для них непомерным <12>. В русле данной логики целесообразно освобождать от выплаты налогов граждан, относимых к уязвимым социальным категориям: малоимущих, одиноких матерей, инвалидов и др.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Крайне низкие размеры многих региональных социальных выплат (социальных пособий, компенсаций, единовременных денежных выплат и др.) обусловлены произошедшей в 2004 - 2005 гг. реформой по "монетизации льгот" <1>. Основные льготы и преимущества были заменены различными мерами социальной поддержки, преимущественно социальными выплатами, правовая регламентация которых была передана региональному законодателю <2>. Единственной гарантией, которая позволяла повышать установленные минимальные размеры социальных выплат (при этом далеко не всех) <3>, на протяжении последних нескольких лет выступала их индексация. В ходе конституционной реформы 2020 г. <4> индексация социальных пособий и других социальных выплат была возведена в статус конституционной гарантии (ч. 7 ст. 75 Конституции РФ). Однако, учитывая крайне низкие размеры социальных выплат, в частности региональных выплат малоимущим гражданам с детьми, индексация не оказала на них значительного влияния.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Крайне низкие размеры многих региональных социальных выплат (социальных пособий, компенсаций, единовременных денежных выплат и др.) обусловлены произошедшей в 2004 - 2005 гг. реформой по "монетизации льгот" <1>. Основные льготы и преимущества были заменены различными мерами социальной поддержки, преимущественно социальными выплатами, правовая регламентация которых была передана региональному законодателю <2>. Единственной гарантией, которая позволяла повышать установленные минимальные размеры социальных выплат (при этом далеко не всех) <3>, на протяжении последних нескольких лет выступала их индексация. В ходе конституционной реформы 2020 г. <4> индексация социальных пособий и других социальных выплат была возведена в статус конституционной гарантии (ч. 7 ст. 75 Конституции РФ). Однако, учитывая крайне низкие размеры социальных выплат, в частности региональных выплат малоимущим гражданам с детьми, индексация не оказала на них значительного влияния.