Социальные выплаты безработным
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальные выплаты безработным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 12.1 "Социальные доплаты к пенсии" Федерального закона "О государственной социальной помощи"Изложенные выше нормативные положения, регулирующие порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, в том числе определяющие необходимые действия органа социальной защиты населения при назначении и выплате названной меры социальной поддержки, судом первой инстанции применены неправильно, вследствие этого обстоятельства, имеющие значение для дела и, соответственно, влияющие на его исход, судом не установлены."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как оформить карту "Мир"?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Помимо пенсий на карту "Мир" зачисляются, в частности, социальные выплаты безработным гражданам, выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации, государственные пособия гражданам, имеющим детей, ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ч. 5.6 ст. 30.5 Закона N 161-ФЗ; п. п. 2 - 6, 8 Перечня).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Помимо пенсий на карту "Мир" зачисляются, в частности, социальные выплаты безработным гражданам, выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации, государственные пособия гражданам, имеющим детей, ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ч. 5.6 ст. 30.5 Закона N 161-ФЗ; п. п. 2 - 6, 8 Перечня).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2) социальные выплаты безработным гражданам, установленные Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации";
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2) социальные выплаты безработным гражданам, установленные Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации";
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Глава 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ БЕЗРАБОТНЫМ ГРАЖДАНАМ И ИНЫМ
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Глава 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ БЕЗРАБОТНЫМ ГРАЖДАНАМ И ИНЫМ
Статья: Меры социальной поддержки населения в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Меры социальной защиты граждан в случае потери ими работы. По данным Росстата, на 1 июня 2020 г. уровень безработицы в России составил 6,1% <6>. Право на защиту от безработицы закреплено в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, поэтому в период пандемии Правительство РФ приняло дополнительные меры материальной поддержки безработных. В частности, Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных и осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными <7>. В период действия на территории субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции существенно упрощен порядок обращения граждан, потерявших работу, в органы службы занятости. Граждане в целях поиска подходящей работы смогли обращаться в органы службы занятости дистанционно, а их регистрация органами службы занятости производилась в электронной форме вне зависимости от места их жительства или пребывания на территории РФ. При регистрации граждан в качестве безработных им назначалось пособие по безработице. В апреле - августе 2020 г. гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными, начиная с 1 марта 2020 г. (кроме уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации), пособие по безработице было установлено в максимальном размере 12 130 руб. <8> При этом размер пособия определялся в зависимости от имеющихся у безработного на иждивении детей в возрасте до 18 лет. Максимальный размер пособия по безработице увеличивался на 3 000 руб. за каждого ребенка и выплачивался одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Меры социальной защиты граждан в случае потери ими работы. По данным Росстата, на 1 июня 2020 г. уровень безработицы в России составил 6,1% <6>. Право на защиту от безработицы закреплено в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, поэтому в период пандемии Правительство РФ приняло дополнительные меры материальной поддержки безработных. В частности, Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных и осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными <7>. В период действия на территории субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции существенно упрощен порядок обращения граждан, потерявших работу, в органы службы занятости. Граждане в целях поиска подходящей работы смогли обращаться в органы службы занятости дистанционно, а их регистрация органами службы занятости производилась в электронной форме вне зависимости от места их жительства или пребывания на территории РФ. При регистрации граждан в качестве безработных им назначалось пособие по безработице. В апреле - августе 2020 г. гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными, начиная с 1 марта 2020 г. (кроме уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации), пособие по безработице было установлено в максимальном размере 12 130 руб. <8> При этом размер пособия определялся в зависимости от имеющихся у безработного на иждивении детей в возрасте до 18 лет. Максимальный размер пособия по безработице увеличивался на 3 000 руб. за каждого ребенка и выплачивался одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
Статья: Размышления о роли смысловой ошибки в толковании законодательства о контроле (надзоре) и о состоянии ведомственного контроля
(Зубарев С.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)<21> См.: Приказ Минтруда России от 11 октября 2024 г. N 551н "Об утверждении Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан"; Приказ Минкультуры России от 21 июля 2020 г. N 808 (ред. от 05.04.2022) "Об утверждении Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения и федеральному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия"; Приказ Рособрнадзора от 25 апреля 2022 г. N 546 (ред. от 27.09.2024) "Об утверждении Порядка осуществления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях" // СПС "КонсультантПлюс".
(Зубарев С.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)<21> См.: Приказ Минтруда России от 11 октября 2024 г. N 551н "Об утверждении Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан"; Приказ Минкультуры России от 21 июля 2020 г. N 808 (ред. от 05.04.2022) "Об утверждении Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения и федеральному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия"; Приказ Рособрнадзора от 25 апреля 2022 г. N 546 (ред. от 27.09.2024) "Об утверждении Порядка осуществления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях" // СПС "КонсультантПлюс".
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- единовременное пособие, размер которого устанавливается в зависимости от территории переселения. Данное пособие представляет собой единовременную выплату, оказываемую в целях социальной поддержки безработного гражданина и гражданина, зарегистрированного в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, размер которой устанавливается в каждом субъекте РФ.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- единовременное пособие, размер которого устанавливается в зависимости от территории переселения. Данное пособие представляет собой единовременную выплату, оказываемую в целях социальной поддержки безработного гражданина и гражданина, зарегистрированного в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, размер которой устанавливается в каждом субъекте РФ.
Статья: Комментарий к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2022 N 804н
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 3)Более 1,1 млрд рублей будет направлено на соцвыплаты безработным гражданам в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях. Соответствующее Распоряжение уже подписано Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 3)Более 1,1 млрд рублей будет направлено на соцвыплаты безработным гражданам в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях. Соответствующее Распоряжение уже подписано Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным.
Статья: Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 22.11.2024 N 54-П <Уволенным с основной работы совместителям тоже нужно платить средний заработок>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 1)Также суд констатировал, что наличие работы по совместительству после увольнения с основной работы исключает для работника возможность претендовать на признание его безработным и получать социальные выплаты, в том числе пособие по безработице. А гарантия в виде среднего заработка должна предоставляться всем уволенным по таким основаниям работникам на равных условиях и на весь установленный период поиска новой работы.
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 1)Также суд констатировал, что наличие работы по совместительству после увольнения с основной работы исключает для работника возможность претендовать на признание его безработным и получать социальные выплаты, в том числе пособие по безработице. А гарантия в виде среднего заработка должна предоставляться всем уволенным по таким основаниям работникам на равных условиях и на весь установленный период поиска новой работы.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Для решения вопросов, касающихся предоставления предусмотренных законодательством о занятости социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан (пособие по безработице, выплаты в связи с переездом для трудоустройства в другую местность, при начале осуществления безработными гражданами предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и др.), применяется государственная информационная система "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (ст. 43 Федерального закона о занятости).
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Для решения вопросов, касающихся предоставления предусмотренных законодательством о занятости социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан (пособие по безработице, выплаты в связи с переездом для трудоустройства в другую местность, при начале осуществления безработными гражданами предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и др.), применяется государственная информационная система "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (ст. 43 Федерального закона о занятости).
Статья: Правовая основа занятости населения и организационные основы противодействия нелегальной занятости
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)Статья 42 Закона о занятости предусматривает следующие виды социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан: пособие по безработице; пенсия, назначаемая безработному гражданину на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости; ежемесячная доплата детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)Статья 42 Закона о занятости предусматривает следующие виды социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан: пособие по безработице; пенсия, назначаемая безработному гражданину на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости; ежемесячная доплата детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Опосредованное влияние судебной практики на развитие законодательства наиболее ярко проявляется в даваемых судами толкованиях и разъяснениях при применении норм права, в обобщениях судебной практики, в выраженных судами позициях при рассмотрении конкретных дел. Высказанные в постановлениях судов позиции о признании оспариваемых нормативных актов соответствующими Конституции РФ, федеральным законам, иным актам, имеющим большую юридическую силу, не только подтверждают их законность, но и позволяют правильно понимать заложенный в них смысл и в их развитие принимать иные акты. Наряду с этим значительное количество удовлетворяемых судами обращений граждан с требованиями по аналогичным вопросам (например, о взыскании задолженности по выплате пособия по безработице) побуждает законодателя к поиску иного подхода к решению возникшей проблемы и изменению правового регулирования определенных общественных отношений, как это, например, имело место при принятии решения о ликвидации Государственного фонда занятости и переходе на финансирование предоставляемых безработным гражданам социальных выплат за счет средств федерального бюджета.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Опосредованное влияние судебной практики на развитие законодательства наиболее ярко проявляется в даваемых судами толкованиях и разъяснениях при применении норм права, в обобщениях судебной практики, в выраженных судами позициях при рассмотрении конкретных дел. Высказанные в постановлениях судов позиции о признании оспариваемых нормативных актов соответствующими Конституции РФ, федеральным законам, иным актам, имеющим большую юридическую силу, не только подтверждают их законность, но и позволяют правильно понимать заложенный в них смысл и в их развитие принимать иные акты. Наряду с этим значительное количество удовлетворяемых судами обращений граждан с требованиями по аналогичным вопросам (например, о взыскании задолженности по выплате пособия по безработице) побуждает законодателя к поиску иного подхода к решению возникшей проблемы и изменению правового регулирования определенных общественных отношений, как это, например, имело место при принятии решения о ликвидации Государственного фонда занятости и переходе на финансирование предоставляемых безработным гражданам социальных выплат за счет средств федерального бюджета.