Социальное обеспечение безработных

Подборка наиболее важных документов по запросу Социальное обеспечение безработных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 72 Конституции РФ"Установление же конкретных государственных гарантий социальной защиты от безработицы, включая правовые основания и механизм обеспечения такой защиты, круг лиц, на которые она распространяется, условия и порядок ее предоставления, - по смыслу статей 7 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации - относится к полномочиям законодателя, который при осуществлении правового регулирования обязан исходить в первую очередь из того, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов (статья 18 Конституции Российской Федерации), и, как следствие, вводить такие правила, которые позволяли бы гражданам в полной мере реализовать принадлежащие им конституционные права на защиту от безработицы и на социальное обеспечение, в частности, в связи с безработицей (статья 37, часть 3; статья 39, часть 1 Конституции Российской Федерации). При этом устанавливаемые законодателем в соответствии с конституционными предписаниями государственные гарантии реализации данных прав должны быть основаны в первую очередь на универсальных принципах справедливости и юридического равенства."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Явление социальной инклюзии в праве социального обеспечения
(Трутаева А.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)
Действительно, наиболее привычным примером социальной эксклюзии следует признать лицо, которому установлена инвалидность. Бедность обусловливает масштабную социальную эксклюзию малоимущего лица. Не располагая достаточным объемом средств к существованию, малоимущее лицо не имеет возможности не только удовлетворить базовые потребности, но не способно участвовать в целом в жизни общества - получать образование или посещать культурные мероприятия, путешествовать, а нередко - даже поддерживать необходимые технологические условия для коммуникаций с близкими или для элементарного обращения за социальным обеспечением. Социальная эксклюзия постигает лицо, оказавшееся безработным. Потеряв работу, гражданин лишается не только участия в привычных взаимодействиях коллег, но и возможности профессионального развития. Зачастую обращение в органы государственной службы занятости не способно эффективно повлиять на трудоустройство. На многолетнюю проблему неэффективности государственной системы защиты от безработицы и содействия занятости населения закономерно обращено внимание представителей науки <17>. С сожалением приходится констатировать, что в условиях пандемии и предпочтительного дистанционного взаимодействия как в трудовых отношениях, так и в отношениях социального обеспечения социальная эксклюзия лишь усугубляется, если лицо не располагает необходимыми навыками или техническими условиями. В таких случаях целые блоки мер социального обеспечения безработных и содействия в их трудоустройстве становятся просто нереализуемыми <18>. Достижение человеком пенсионного возраста прежде всего связывается с утратой возможности трудиться и иметь заработок, однако фактически часто сопряжено с выходом лица из множества привычных социальных контактов в силу ухудшения состояния здоровья, отсутствия возможности трудиться, получать образование или повышать квалификацию, реализовать потенциал каким-либо иным способом. Следует отметить, что в настоящее время наметилась и усугубляется проблема социальной эксклюзии лиц предпенсионного возраста. Претерпевая последствия неправомерных, несправедливых действий со стороны работодателей (как действующих, так и потенциальных), лица предпенсионного возраста оказываются порой не просто за границами профессиональных сообществ или просто группы трудоустроенных граждан, но и лишаются самой возможности трудоустроиться: реализовать принадлежащие им права и вступить в соответствующие социальные связи. На различные аспекты социальной эксклюзии лиц пенсионного и предпенсионного возраста, дискриминацию и потребность в мерах социальной защиты периодически обращается внимание в науке <19>.
Статья: Концепция реформирования расторжения договора коммерческого найма жилого помещения
(Терди Е.С., Асеев М.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 3)
Декретом ВЦИК, СНК РСФСР от 9 января 1924 года "О выселении граждан из занимаемых ими помещений" эти общие положения уточнялись. В частности, было определено, что "выселение граждан из занимаемых ими жилищ может производиться решением суда по следующим основаниям: необходимость производства капитального ремонта помещения... невзнос платы за пользование жилищем (т.е. за квартиру, воду, канализацию, отопление, освещение и ремонт) в установленных размерах и сроках, причем в отношении рабочих и служащих государственных и частных учреждений и предприятий, семей мобилизованных, инвалидов труда и войны, состоящих на социальном обеспечении, безработных, получающих пособие из касс социального страхования, учащихся на государственных стипендиях, - устанавливается двухмесячный льготный срок со дня просрочки взноса платежа; в отношении же прочих граждан - семидневный, хищническое отношение к жилищу... действие, влекущее за собой порчу жилища, пользование помещением и общими частями дома вопреки их назначению и с нарушением установленных правил (колка дров в помещении, загрязнение канализационных труб), занятие жилого помещения без разрешения жилищного отдела или домоуправления и без соблюдения существующих на сей предмет правил".