Социальная помощь и социальная поддержка
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальная помощь и социальная поддержка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 12.1 "Социальные доплаты к пенсии" Федерального закона "О государственной социальной помощи""Из приведенных нормативных положений следует, что региональная социальная доплата к пенсии как вид государственной социальной помощи назначается органами социальной защиты населения города Москвы неработающим пенсионерам, отвечающим условиям, предусмотренным Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, на основании заявления пенсионера и других необходимых документов. Пенсионер несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты к пенсии. Органы социальной защиты населения в целях установления региональной социальной доплаты к пенсии осуществляют обмен с пенсионными органами соответствующей информацией в электронной форме и на бумажном носителе. Органы социальной защиты населения также вправе запрашивать в рамках межведомственного информационного взаимодействия в органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность предоставленных пенсионерами сведений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об оказании органами местного самоуправления на местном уровне мер социальной поддержки и социальной помощи гражданам, в том числе мобилизованным гражданам и членам их семей.
(Письмо Минфина России от 01.03.2023 N 06-10-09/17043)Вопрос: Об оказании органами местного самоуправления на местном уровне мер социальной поддержки и социальной помощи гражданам, в том числе мобилизованным гражданам и членам их семей.
(Письмо Минфина России от 01.03.2023 N 06-10-09/17043)Вопрос: Об оказании органами местного самоуправления на местном уровне мер социальной поддержки и социальной помощи гражданам, в том числе мобилизованным гражданам и членам их семей.
Статья: Некоторые вопросы развития гражданского процессуального законодательства
(Борисова Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Получается, что и в данном случае изменения в ГПК РФ принимаются в интересах суда, а не лиц, обращающихся за судебной защитой. Следование опыту арбитражного процесса и нормам АПК РФ не является правильным, поскольку в судах общей юрисдикции рассматриваются споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных отношений, отношений предоставления социальной помощи, социальной защиты и др. В этой связи изменения в ГПК РФ, как представляется, должны исходить из того, что правосудие существует не для суда, а для людей, которые обращаются в суд за защитой нарушенного права. Если об этом не помнить, то в результате реформирования правосудие может легко превратиться в службу по судебному ведомству, а образ судебного деятеля подменится образом судейского чиновника <18>.
(Борисова Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Получается, что и в данном случае изменения в ГПК РФ принимаются в интересах суда, а не лиц, обращающихся за судебной защитой. Следование опыту арбитражного процесса и нормам АПК РФ не является правильным, поскольку в судах общей юрисдикции рассматриваются споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных отношений, отношений предоставления социальной помощи, социальной защиты и др. В этой связи изменения в ГПК РФ, как представляется, должны исходить из того, что правосудие существует не для суда, а для людей, которые обращаются в суд за защитой нарушенного права. Если об этом не помнить, то в результате реформирования правосудие может легко превратиться в службу по судебному ведомству, а образ судебного деятеля подменится образом судейского чиновника <18>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"О государственной социальной помощи"Статья 5.3. Основные требования к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат
(ред. от 29.10.2024)
"О государственной социальной помощи"Статья 5.3. Основные требования к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат
Ситуация: Что такое социальная карта москвича и как ее получить?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Социальная карта москвича (далее также - социальная карта, карта) представляет собой материальный носитель информации (в виде пластиковой карты, а при наличии технической возможности - в виде бесконтактного электронного брелока или браслета) и (или) программное обеспечение, предназначенное для работы на смартфонах, планшетах и других мобильных устройствах, содержащие информацию о держателе карты и обеспечивающие доступ к информации, используемой для подтверждения его права на получение мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и льгот, а также для предоставления отдельных услуг (п. п. 1.2, 2.1 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 18.11.2014 N 668-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Социальная карта москвича (далее также - социальная карта, карта) представляет собой материальный носитель информации (в виде пластиковой карты, а при наличии технической возможности - в виде бесконтактного электронного брелока или браслета) и (или) программное обеспечение, предназначенное для работы на смартфонах, планшетах и других мобильных устройствах, содержащие информацию о держателе карты и обеспечивающие доступ к информации, используемой для подтверждения его права на получение мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и льгот, а также для предоставления отдельных услуг (п. п. 1.2, 2.1 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 18.11.2014 N 668-ПП).
Ситуация: Какие льготы и гарантии предусмотрены для инвалидов I, II, и III групп?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи инвалидам оказываются в рамках мероприятий, приуроченных к Международному дню инвалидов, который отмечается 3 декабря. Так, ежегодно при поддержке Минспорта России общественные организации инвалидов и федерации по видам спорта проводят соревнования по волейболу, фехтованию, шахматам и комплексные соревнования среди инвалидов (п. 1 Методических рекомендаций, утв. Минспортом России; п. 44 Приложения к Закону Санкт-Петербурга от 26.10.2005 N 555-78).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи инвалидам оказываются в рамках мероприятий, приуроченных к Международному дню инвалидов, который отмечается 3 декабря. Так, ежегодно при поддержке Минспорта России общественные организации инвалидов и федерации по видам спорта проводят соревнования по волейболу, фехтованию, шахматам и комплексные соревнования среди инвалидов (п. 1 Методических рекомендаций, утв. Минспортом России; п. 44 Приложения к Закону Санкт-Петербурга от 26.10.2005 N 555-78).
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)6) отношения по получению социальной помощи в государственном учреждении социальной защиты населения.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)6) отношения по получению социальной помощи в государственном учреждении социальной защиты населения.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)5.8. В части 5.8 комментируемой статьи установлено, что в случае использования платежных карт в целях обеспечения физическим лицам возможности получения за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ в натуральной форме мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и льгот, в том числе льгот при пользовании транспортными услугами, кредитные организации обязаны предоставлять клиентам - физическим лицам в указанных целях только национальные платежные инструменты.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)5.8. В части 5.8 комментируемой статьи установлено, что в случае использования платежных карт в целях обеспечения физическим лицам возможности получения за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ в натуральной форме мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и льгот, в том числе льгот при пользовании транспортными услугами, кредитные организации обязаны предоставлять клиентам - физическим лицам в указанных целях только национальные платежные инструменты.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В целях разъяснения вопроса реализации права педагогических работников частных образовательных организаций, проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, на компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг <36>, Минпросвещения направило Письмо от 05.09.2019 N 02-56, в котором указало на то, что эти вопросы регулируются законодательством субъектов РФ. По мнению министерства, действующим федеральным законодательством предусмотрены достаточные основания для урегулирования нормативными правовыми актами субъекта РФ вопросов предоставления компенсации расходов данной категории педагогических работников. В частности, в соответствии со ст. 26.3-1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" в случае необходимости органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих такое право. Однако следует обратить внимание на то, что это не обязанность, а право соответствующих государственных органов субъекта РФ.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В целях разъяснения вопроса реализации права педагогических работников частных образовательных организаций, проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, на компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг <36>, Минпросвещения направило Письмо от 05.09.2019 N 02-56, в котором указало на то, что эти вопросы регулируются законодательством субъектов РФ. По мнению министерства, действующим федеральным законодательством предусмотрены достаточные основания для урегулирования нормативными правовыми актами субъекта РФ вопросов предоставления компенсации расходов данной категории педагогических работников. В частности, в соответствии со ст. 26.3-1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" в случае необходимости органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих такое право. Однако следует обратить внимание на то, что это не обязанность, а право соответствующих государственных органов субъекта РФ.
Ситуация: Какие пособия предусмотрены для малоимущих граждан с детьми?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Признание семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими дает им право на получение отдельных видов социальной поддержки (помощи), например государственной социальной помощи (ст. 7 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Признание семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими дает им право на получение отдельных видов социальной поддержки (помощи), например государственной социальной помощи (ст. 7 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Статья: Значение структурно-функционального анализа для формирования понятийного аппарата права социального обеспечения
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Ключевые слова: предмет права социального обеспечения, система социальной защиты, пенсия, пособие, социальная помощь, социальная поддержка, льготы, суммативные системы права социального обеспечения.
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Ключевые слова: предмет права социального обеспечения, система социальной защиты, пенсия, пособие, социальная помощь, социальная поддержка, льготы, суммативные системы права социального обеспечения.
Ситуация: Какие меры социальной поддержки предусмотрены для малоимущих семей (одиноко проживающих граждан)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вопрос о признании граждан малоимущими решается органом социальной защиты населения по месту их жительства (пребывания) после расчета среднедушевого дохода. Для этого необходимо подать заявление об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта (далее - заявление), в котором следует указать сведения о составе семьи, доходах членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и принадлежащем им имуществе на праве собственности. Документы (сведения), необходимые для назначения государственной социальной помощи, запрашиваются органом социальной защиты населения в порядке межведомственного взаимодействия в соответствующих органах (организациях) и (или) представляются заявителем в случае их отсутствия в указанных органах (организациях).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вопрос о признании граждан малоимущими решается органом социальной защиты населения по месту их жительства (пребывания) после расчета среднедушевого дохода. Для этого необходимо подать заявление об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта (далее - заявление), в котором следует указать сведения о составе семьи, доходах членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и принадлежащем им имуществе на праве собственности. Документы (сведения), необходимые для назначения государственной социальной помощи, запрашиваются органом социальной защиты населения в порядке межведомственного взаимодействия в соответствующих органах (организациях) и (или) представляются заявителем в случае их отсутствия в указанных органах (организациях).