Социальная поддержка граждан в Алтайском крае
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальная поддержка граждан в Алтайском крае (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 05.09.2023 по делу N 33-7617/2023 (УИД 22MS0018-01-2022-004524-34)
Категория спора: Компенсации.
Требование: О взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик не исполнил обязанность по информированию истца об изменении места жительства и не сообщил о снятии с регистрационного учета, в результате чего образовалась переплата ежемесячной денежной выплаты.
Решение: Отказано.Вопреки доводам апелляционной жалобы истца суд первой инстанции, исходя из нормативных положений законодательства Алтайского края в их системном единстве и взаимосвязи, пришел к обоснованному выводу, что несвоевременное информирование гражданином-получателем мер социальной поддержки органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки, что соответствует требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Категория спора: Компенсации.
Требование: О взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик не исполнил обязанность по информированию истца об изменении места жительства и не сообщил о снятии с регистрационного учета, в результате чего образовалась переплата ежемесячной денежной выплаты.
Решение: Отказано.Вопреки доводам апелляционной жалобы истца суд первой инстанции, исходя из нормативных положений законодательства Алтайского края в их системном единстве и взаимосвязи, пришел к обоснованному выводу, что несвоевременное информирование гражданином-получателем мер социальной поддержки органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки, что соответствует требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Критерии достойного социального обеспечения: теория, законодательство, правоприменительная практика
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Так, в деле о признании незаконным отказа в назначении установленной в Алтайском крае ежегодной денежной выплаты для подготовки к школе детей из многодетных семей и компенсации морального вреда суды исходили из того, что данная выплата относится к числу мер социальной поддержки семей, имеющих детей, и направлена на обеспечение ребенка необходимыми товарами для его участия в общеобразовательном процессе и на обеспечение ребенка из многодетной семьи минимальным набором, необходимым для посещения общеобразовательного учреждения с целью получения гарантированного государством образования. Отказ в установлении данной выплаты, обусловленный регистрацией семьи по месту жительства в Республике Алтай, а не в Алтайском крае, где она фактически проживает, был признан произвольным. Поскольку тем самым уполномоченный орган лишил гражданина права на эти меры социальной поддержки, что не только привело к нарушению непосредственно его имущественных прав, но и повлекло нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых достоинство его личности, право на образование, в пользу истца был взыскан моральный вред в размере 5 000 руб. <28>.
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Так, в деле о признании незаконным отказа в назначении установленной в Алтайском крае ежегодной денежной выплаты для подготовки к школе детей из многодетных семей и компенсации морального вреда суды исходили из того, что данная выплата относится к числу мер социальной поддержки семей, имеющих детей, и направлена на обеспечение ребенка необходимыми товарами для его участия в общеобразовательном процессе и на обеспечение ребенка из многодетной семьи минимальным набором, необходимым для посещения общеобразовательного учреждения с целью получения гарантированного государством образования. Отказ в установлении данной выплаты, обусловленный регистрацией семьи по месту жительства в Республике Алтай, а не в Алтайском крае, где она фактически проживает, был признан произвольным. Поскольку тем самым уполномоченный орган лишил гражданина права на эти меры социальной поддержки, что не только привело к нарушению непосредственно его имущественных прав, но и повлекло нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых достоинство его личности, право на образование, в пользу истца был взыскан моральный вред в размере 5 000 руб. <28>.
Статья: Обязательная вакцинация против COVID-19 и право на труд: юридические особенности и реализация
(Минкина Н.И.)
("Медицинское право", 2021, N 5)Главные государственные санитарные врачи, в том числе субъектов РФ, руководствуясь подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. (в ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и п. 2 ст. 10 Федерального закона N 157-ФЗ от 17 сентября 1998 г. (в ред. от 02.07.2021) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе принимать подобного рода решения. Принимая во внимание эпидемиологическую ситуацию регионов, отреагировали на нее главные государственные санитарные врачи разных субъектов РФ, определив различные сроки для прививок по ее компонентам, в основном приходящиеся на период до 1 ноября 2021 г. Причем категории граждан, подпадающих под обязательную кампанию вакцинации, что характерно, в разных регионах страны почти одинаковы и охватывают собой значительную часть населения того или иного региона, а в совокупности - и всей страны. Так, например, применительно к Алтайскому краю, согласно Постановлению главного государственного санитарного врача N 4 от 23 июля 2021 г. "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", в данный перечень лиц включены: 1) работающие в сфере торговли, общественного питания, образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, оказания услуг (банковских, услуг связи, оказания санаторно-оздоровительных услуг, туристических услуг и услуг средств размещения для временного проживания; по перевозке населения общественным транспортом и такси, бытовых услуг, спортивно-оздоровительных услуг и др.); 2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, работники органов власти и местного самоуправления, сотрудники органов полиции, Росгвардии, МЧС, сотрудники многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
(Минкина Н.И.)
("Медицинское право", 2021, N 5)Главные государственные санитарные врачи, в том числе субъектов РФ, руководствуясь подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. (в ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и п. 2 ст. 10 Федерального закона N 157-ФЗ от 17 сентября 1998 г. (в ред. от 02.07.2021) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе принимать подобного рода решения. Принимая во внимание эпидемиологическую ситуацию регионов, отреагировали на нее главные государственные санитарные врачи разных субъектов РФ, определив различные сроки для прививок по ее компонентам, в основном приходящиеся на период до 1 ноября 2021 г. Причем категории граждан, подпадающих под обязательную кампанию вакцинации, что характерно, в разных регионах страны почти одинаковы и охватывают собой значительную часть населения того или иного региона, а в совокупности - и всей страны. Так, например, применительно к Алтайскому краю, согласно Постановлению главного государственного санитарного врача N 4 от 23 июля 2021 г. "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", в данный перечень лиц включены: 1) работающие в сфере торговли, общественного питания, образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, оказания услуг (банковских, услуг связи, оказания санаторно-оздоровительных услуг, туристических услуг и услуг средств размещения для временного проживания; по перевозке населения общественным транспортом и такси, бытовых услуг, спортивно-оздоровительных услуг и др.); 2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, работники органов власти и местного самоуправления, сотрудники органов полиции, Росгвардии, МЧС, сотрудники многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Статьей 13 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Статьей 13 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2013 N 25-П
"По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" в связи с жалобой гражданина Н.П. Терентьева"Мамонтовский районный суд Алтайского края, отказывая решением от 25 июня 2012 года в удовлетворении исковых требований прокурора Мамонтовского района Алтайского края к администрации Мамонтовского района Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о признании их бездействия в отношении Н.П. Терентьева незаконным и об обязании включить его в состав участников соответствующей государственной программы, исходил из того, что правом на улучшение жилищных условий в порядке, предусмотренном статьей 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", обладают лишь те сотрудники органов внутренних дел, уволенные со службы до 1 января 2005 года, которые к этой дате были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; на Н.П. Терентьева же этот порядок не распространяется, поскольку он не относится к указанной категории граждан.
"По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" в связи с жалобой гражданина Н.П. Терентьева"Мамонтовский районный суд Алтайского края, отказывая решением от 25 июня 2012 года в удовлетворении исковых требований прокурора Мамонтовского района Алтайского края к администрации Мамонтовского района Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о признании их бездействия в отношении Н.П. Терентьева незаконным и об обязании включить его в состав участников соответствующей государственной программы, исходил из того, что правом на улучшение жилищных условий в порядке, предусмотренном статьей 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", обладают лишь те сотрудники органов внутренних дел, уволенные со службы до 1 января 2005 года, которые к этой дате были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; на Н.П. Терентьева же этот порядок не распространяется, поскольку он не относится к указанной категории граждан.
Статья: Актуальные вопросы регулирования труда лиц старшего поколения в чрезвычайной ситуации
(Сергеенко Ю.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Несмотря на то что данные субъекты остаются менее защищенными по сравнению с другими участниками трудовых отношений, государство предпринимает все усилия для оказания правовой и социальной защиты старшего поколения. Например, Национальный проект "Демография", направленный на оказание социальной помощи Сибири для повышения рождаемости, улучшения качества жизни людей, оказания помощи старшему поколению в сохранении здоровья и работоспособности. Как отмечает замначальника регионального управления по труду и занятости населения Елена Чувашова, "за два года реализации проекта "Старшее поколение" в Алтайском крае прошли такое обучение уже 3,2 тысячи человек старше пятидесяти лет. 93 процента из них - это работающие граждане, которые либо повышают уже имеющуюся квалификацию, либо переучиваются и получают другую профессию. Более 95 процентов всех переобучившихся сохранили свои рабочие места или трудоустроены на новые" <7>.
(Сергеенко Ю.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Несмотря на то что данные субъекты остаются менее защищенными по сравнению с другими участниками трудовых отношений, государство предпринимает все усилия для оказания правовой и социальной защиты старшего поколения. Например, Национальный проект "Демография", направленный на оказание социальной помощи Сибири для повышения рождаемости, улучшения качества жизни людей, оказания помощи старшему поколению в сохранении здоровья и работоспособности. Как отмечает замначальника регионального управления по труду и занятости населения Елена Чувашова, "за два года реализации проекта "Старшее поколение" в Алтайском крае прошли такое обучение уже 3,2 тысячи человек старше пятидесяти лет. 93 процента из них - это работающие граждане, которые либо повышают уже имеющуюся квалификацию, либо переучиваются и получают другую профессию. Более 95 процентов всех переобучившихся сохранили свои рабочие места или трудоустроены на новые" <7>.
Статья: Особенности защиты прав ветеранов труда при назначении им отдельных социальных выплат
(Летова Н.В.)
("Закон", 2024, N 6)<3> См., напр.: Законы Московской области от 10.07.2003 N 82/2003-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2002 год"; г. Москвы от 03.11.2004 N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы"; Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".
(Летова Н.В.)
("Закон", 2024, N 6)<3> См., напр.: Законы Московской области от 10.07.2003 N 82/2003-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2002 год"; г. Москвы от 03.11.2004 N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы"; Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".