Собственность на деревья
Подборка наиболее важных документов по запросу Собственность на деревья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 25.2 "Потерпевший" КоАП РФ"Вывод судебных инстанций о том, что заявитель потерпевшим не является и не обладает правом подачи жалобы на определение должностного лица, следует признать правильным, поскольку проведение проверки по обращению В., указавшей о факте допущенного, по ее мнению, нарушения права собственности (продажа спиленного дерева на дрова), не наделяет ее статусом потерпевшей в смысле, придаваемом статьей 25.2 названного Кодекса."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 84 "Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений" ЛК РФ"Порядок предоставления администрацией разрешения на вырубку деревьев и кустарников на землях промышленности, находящихся в федеральной собственности не предусмотрен действующим законодательством. Установленные частью 1 статьи 84 ЛК РФ полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений касаются только лесных участков, находящихся в муниципальной собственности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Иски о понуждении к исполнению предписаний контрольных (надзорных) органов
(Карпеева Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Для иллюстрации разночтений при применении ч. 2 ст. 95 ФЗ N 248 приведем два прямо противоположных решения судов. Например, 27 марта 2023 г. в Иркутский районный суд Иркутской области от ТУ Россельхознадзора поступило исковое заявление о понуждении к исполнению предписания (дело N 2-2721/2023~М-1676/2023). Истцом было заявлено два требования: 1) обязать ответчика (физическое лицо) в течение семи месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить зарастание земельного участка деревьями и сорными травянистыми растениями; 2) обязать ответчика в течение семи месяцев с момента вступления в законную силу решения суда предоставить по факту проведенных работ подтверждающие сведения (фотоснимки, иные сведения и материалы), документы об устранении зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями земельного участка. В обоснование своих требований истец указал, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства принадлежит ответчику на праве собственности и зарос деревьями и сорными растениями, а ответчик не принимает меры к исполнению обязанности проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями на всей площади участка, а также не выполняет требования предписания об устранении нарушений обязательных требований. 4 июля 2023 г. суд исковые требования ТУ Россельхознадзора удовлетворил. При этом в судебном решении приводятся положения ч. 2 ст. 95 ФЗ N 248 о возможности обращения контрольного (надзорного) органа в суд с требованием о принудительном исполнении предписания. Однако ссылки на специальное законодательство, предусматривающее право ТУ Россельхознадзора на предъявление подобных исков, в тексте решения отсутствуют <2>.
(Карпеева Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Для иллюстрации разночтений при применении ч. 2 ст. 95 ФЗ N 248 приведем два прямо противоположных решения судов. Например, 27 марта 2023 г. в Иркутский районный суд Иркутской области от ТУ Россельхознадзора поступило исковое заявление о понуждении к исполнению предписания (дело N 2-2721/2023~М-1676/2023). Истцом было заявлено два требования: 1) обязать ответчика (физическое лицо) в течение семи месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить зарастание земельного участка деревьями и сорными травянистыми растениями; 2) обязать ответчика в течение семи месяцев с момента вступления в законную силу решения суда предоставить по факту проведенных работ подтверждающие сведения (фотоснимки, иные сведения и материалы), документы об устранении зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями земельного участка. В обоснование своих требований истец указал, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства принадлежит ответчику на праве собственности и зарос деревьями и сорными растениями, а ответчик не принимает меры к исполнению обязанности проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями на всей площади участка, а также не выполняет требования предписания об устранении нарушений обязательных требований. 4 июля 2023 г. суд исковые требования ТУ Россельхознадзора удовлетворил. При этом в судебном решении приводятся положения ч. 2 ст. 95 ФЗ N 248 о возможности обращения контрольного (надзорного) органа в суд с требованием о принудительном исполнении предписания. Однако ссылки на специальное законодательство, предусматривающее право ТУ Россельхознадзора на предъявление подобных исков, в тексте решения отсутствуют <2>.
Статья: Квалификация хищения древесных насаждений (статья первая)
(Данилов Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 11)Ученые-криминалисты также разделяют ту точку зрения, что лесное насаждение не является предметом преступлений против собственности, если в появление дерева был вложен труд человека, но оно предназначено для защиты земель от воздействия негативных природных явлений <7>, <8>.
(Данилов Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 11)Ученые-криминалисты также разделяют ту точку зрения, что лесное насаждение не является предметом преступлений против собственности, если в появление дерева был вложен труд человека, но оно предназначено для защиты земель от воздействия негативных природных явлений <7>, <8>.
Статья: Некоторые проблемные вопросы вещного права: критический обзор реформы ГК РФ
(Керселян А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 12)Также, что чрезвычайно важно, проблема вспомогательных объектов останется и никуда не исчезнет при переходе на единую модель недвижимости. Если сейчас она связана в основном с вопросами признания в качестве самостоятельной вещи, то при переходе она будет крутиться вокруг правовой судьбы различного рода строений при продаже земельного участка. Переходит к покупателю в собственность деревянный дом, находящийся на участке? Или же дом на балках? Сарай? Есть ли у них прочная связь с землей? Если нет, то все это движимые вещи и они остаются в собственности у продавца. Таких вопросов будет возникать не один и не два в судебной практике.
(Керселян А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 12)Также, что чрезвычайно важно, проблема вспомогательных объектов останется и никуда не исчезнет при переходе на единую модель недвижимости. Если сейчас она связана в основном с вопросами признания в качестве самостоятельной вещи, то при переходе она будет крутиться вокруг правовой судьбы различного рода строений при продаже земельного участка. Переходит к покупателю в собственность деревянный дом, находящийся на участке? Или же дом на балках? Сарай? Есть ли у них прочная связь с землей? Если нет, то все это движимые вещи и они остаются в собственности у продавца. Таких вопросов будет возникать не один и не два в судебной практике.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Особую сложность при осуществлении муниципального контроля вызывает выявление соблюдения обязательных требований, касающихся таких объектов, как площадки автостоянок <1>, контейнерные площадки и места накопления твердых коммунальных отходов <2>, деятельность по спилу (вырубке) деревьев, растущих на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности <3>, расположение нестационарных торговых объектов <4> и др. Градостроительным кодексом РФ определено понятие прилегающей территории, границы которой определяются правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п. 37 ст. 1). Однако судебная практика свидетельствует о частых спорах по этому вопросу <5>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Особую сложность при осуществлении муниципального контроля вызывает выявление соблюдения обязательных требований, касающихся таких объектов, как площадки автостоянок <1>, контейнерные площадки и места накопления твердых коммунальных отходов <2>, деятельность по спилу (вырубке) деревьев, растущих на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности <3>, расположение нестационарных торговых объектов <4> и др. Градостроительным кодексом РФ определено понятие прилегающей территории, границы которой определяются правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п. 37 ст. 1). Однако судебная практика свидетельствует о частых спорах по этому вопросу <5>.