Собственник отходов бурения
Подборка наиболее важных документов по запросу Собственник отходов бурения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2025 N 13АП-3796/2025 по делу N А56-106723/2023
Категория спора: Аренда земли.
Требования арендодателя: О взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком.
Обстоятельства: Истец указал, что в одностороннем порядке осуществил расторжение договора аренды, при этом земельный участок ответчиком-1 не возвращен. В настоящее время на указанном участке расположены объекты, собственником которых является ответчик-1, передавший возведенное имущество на основании договора аренды во владение ответчика-2, у которого имеется солидарная обязанность по внесению платы за землепользование.
Решение: Удовлетворено в части.Как установлено судами трех инстанций по делу N А32-48093/2018, общество "Экострой" является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:37:0210000:10001, расположенного по адресу: Краснодарский край, Славянский район, в границах отделения N 1 ЗАО "Черноерковское". На данном участке обществом "Газпром" возведен объект "Хранилище отходов бурения в Славянском районе". Категория земельного участка и вид его разрешенного использования не предполагают строительство на нем объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством. В то же время, спорный объект возведен с согласия собственника земельного участка (общества "Экострой"), на основании договора аренды от 10.03.2010 и необходимой разрешительной документации, право собственности на него за обществом "Газпром" зарегистрировано в установленном порядке.
Категория спора: Аренда земли.
Требования арендодателя: О взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком.
Обстоятельства: Истец указал, что в одностороннем порядке осуществил расторжение договора аренды, при этом земельный участок ответчиком-1 не возвращен. В настоящее время на указанном участке расположены объекты, собственником которых является ответчик-1, передавший возведенное имущество на основании договора аренды во владение ответчика-2, у которого имеется солидарная обязанность по внесению платы за землепользование.
Решение: Удовлетворено в части.Как установлено судами трех инстанций по делу N А32-48093/2018, общество "Экострой" является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:37:0210000:10001, расположенного по адресу: Краснодарский край, Славянский район, в границах отделения N 1 ЗАО "Черноерковское". На данном участке обществом "Газпром" возведен объект "Хранилище отходов бурения в Славянском районе". Категория земельного участка и вид его разрешенного использования не предполагают строительство на нем объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством. В то же время, спорный объект возведен с согласия собственника земельного участка (общества "Экострой"), на основании договора аренды от 10.03.2010 и необходимой разрешительной документации, право собственности на него за обществом "Газпром" зарегистрировано в установленном порядке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Эколого-правовые проблемы обращения с отходами недропользования в Арктической зоне Российской Федерации
(Пономарев М.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Острота указанных проблем возрастает применительно к обращению с отходами бурения нефтяных и газовых скважин. Дискуссионными для правоприменительной практики, ведущими к возникновению правовых и финансовых рисков для недропользователей представляются вопросы о том, кто является собственником отходов бурения и, соответственно, кто должен нести "бремя содержания имущества" в отношении отходов бурения.
(Пономарев М.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Острота указанных проблем возрастает применительно к обращению с отходами бурения нефтяных и газовых скважин. Дискуссионными для правоприменительной практики, ведущими к возникновению правовых и финансовых рисков для недропользователей представляются вопросы о том, кто является собственником отходов бурения и, соответственно, кто должен нести "бремя содержания имущества" в отношении отходов бурения.
Статья: Проблема нормативного закрепления права собственности на отходы недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Предложенные изменения гражданского законодательства и законодательства о недрах, как представляется, позволят устранить имеющиеся противоречия, а также фрагментарность правового регулирования и решить проблему определения собственника отходов недропользования.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Предложенные изменения гражданского законодательства и законодательства о недрах, как представляется, позволят устранить имеющиеся противоречия, а также фрагментарность правового регулирования и решить проблему определения собственника отходов недропользования.
"Соседские отношения в гражданском праве России: теория и практика"
(Андреев Ю.Н.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)Горный сервитут может быть установлен в отношении земельных участков, расположенных над площадями залегания полезных ископаемых, или иных служащих земельных участков в целях добычи полезных ископаемых (кроме общераспространенных). Указанный сервитут позволяет создавать и размещать в границах служащего земельного участка оборудование и сооружения в целях осуществления добычи полезных ископаемых шахтным методом и (или) методом бурения, но не предоставляет право вести добычу полезных ископаемых открытым (карьерным) способом и размещать в границах служащего земельного участка отходы производства (отвалы горных пород, шламохранилища и т.п.).
(Андреев Ю.Н.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)Горный сервитут может быть установлен в отношении земельных участков, расположенных над площадями залегания полезных ископаемых, или иных служащих земельных участков в целях добычи полезных ископаемых (кроме общераспространенных). Указанный сервитут позволяет создавать и размещать в границах служащего земельного участка оборудование и сооружения в целях осуществления добычи полезных ископаемых шахтным методом и (или) методом бурения, но не предоставляет право вести добычу полезных ископаемых открытым (карьерным) способом и размещать в границах служащего земельного участка отходы производства (отвалы горных пород, шламохранилища и т.п.).
Статья: Проблемы и пути совершенствования законодательной базы горного права Российской Федерации
(Клюкин Б.Д.)
("Экологическое право", 2010, N 3)Экологическая уязвимость акваторий северных морей и существенные экологические риски деятельности по геологическому изучению и добыче нефти и газа на континентальном шельфе требуют последовательной реализации принципа приоритета сохранения биоресурсов акваторий перед добычей нефти и газа. При подготовке условий пользования недрами (методы, виды и сроки работ на участке недр) в законодательстве должен быть реализован подход, при котором орган государственной власти - распорядитель недр обязан учитывать экологические нормативы (нормативы загрязнения, предельно допустимого воздействия), оценки ущерба планируемой деятельности, возможности проведения компенсационных мероприятий, при этом весь комплекс прав и обязанностей загрязнителя (в том числе право собственности на отходы бурения) должен быть законодательно закреплен за недропользователем.
(Клюкин Б.Д.)
("Экологическое право", 2010, N 3)Экологическая уязвимость акваторий северных морей и существенные экологические риски деятельности по геологическому изучению и добыче нефти и газа на континентальном шельфе требуют последовательной реализации принципа приоритета сохранения биоресурсов акваторий перед добычей нефти и газа. При подготовке условий пользования недрами (методы, виды и сроки работ на участке недр) в законодательстве должен быть реализован подход, при котором орган государственной власти - распорядитель недр обязан учитывать экологические нормативы (нормативы загрязнения, предельно допустимого воздействия), оценки ущерба планируемой деятельности, возможности проведения компенсационных мероприятий, при этом весь комплекс прав и обязанностей загрязнителя (в том числе право собственности на отходы бурения) должен быть законодательно закреплен за недропользователем.
Статья: Кого накажут за нарушение требований обращения с отходами: субподрядчика, генподрядчика или застройщика?
(Мандрюков А.В.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 6)- до сдачи выполненных работ подрядчик полностью вывозит с объектов заказчика все образовавшиеся отходы производства и потребления, собственником которых он является, и отходы бурения в указанные заказчиком места размещения.
(Мандрюков А.В.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 6)- до сдачи выполненных работ подрядчик полностью вывозит с объектов заказчика все образовавшиеся отходы производства и потребления, собственником которых он является, и отходы бурения в указанные заказчиком места размещения.
Статья: Водные кодексы (законы) стран СНГ (сравнительный анализ)
(Панкратов И.Ф.)
("Право и экономика", N 7, 2000)В других ВК (законах) такие перечни все же даны (ВК Украины - 14 составов, ст. 23; Закон Узбекистана - 21 состав, ст. 115; ВК Казахстана - 15 составов, ст. 120; ВК Молдавии - 10 составов, ст. 107). Так, в ВК Украины это следующие правонарушения, в перечень которых постоянно вносятся коррективы: нарушение прав собственников; самовольное водопользование; забор воды с нарушением лицензии; загрязнение и засорение вод; использование вод для захоронения отходов ядерного, химического, бактериологического и других видов оружия массового поражения; загрязнение водных объектов неочищенными и необезвреженными сточными водами; несвоевременное внесение платы за воды; ввод в эксплуатацию водохозяйственных объектов без сооружений и устройств по очистке вод; самовольное бурение скважин и забор подземных вод; самовольное проведение гидротехнических работ; нарушение водоохранного режима; искажение данных учета, отчетности, кадастра; невыполнение предписаний государственных органов управления и контроля; нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений; непроведение гидротехнических, лесомелиоративных, санитарных и других мероприятий по охране вод.
(Панкратов И.Ф.)
("Право и экономика", N 7, 2000)В других ВК (законах) такие перечни все же даны (ВК Украины - 14 составов, ст. 23; Закон Узбекистана - 21 состав, ст. 115; ВК Казахстана - 15 составов, ст. 120; ВК Молдавии - 10 составов, ст. 107). Так, в ВК Украины это следующие правонарушения, в перечень которых постоянно вносятся коррективы: нарушение прав собственников; самовольное водопользование; забор воды с нарушением лицензии; загрязнение и засорение вод; использование вод для захоронения отходов ядерного, химического, бактериологического и других видов оружия массового поражения; загрязнение водных объектов неочищенными и необезвреженными сточными водами; несвоевременное внесение платы за воды; ввод в эксплуатацию водохозяйственных объектов без сооружений и устройств по очистке вод; самовольное бурение скважин и забор подземных вод; самовольное проведение гидротехнических работ; нарушение водоохранного режима; искажение данных учета, отчетности, кадастра; невыполнение предписаний государственных органов управления и контроля; нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений; непроведение гидротехнических, лесомелиоративных, санитарных и других мероприятий по охране вод.