Снос аварийной постройки
Подборка наиболее важных документов по запросу Снос аварийной постройки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка услуг по вывозу мусора по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"...Управлением по капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Астрахань"... размещено извещение о проведении электронного аукциона... на "Снос аварийных домов, хозяйственных построек, муниципального имущества и зачистка территорий от строительного мусора после сноса...".
(КонсультантПлюс, 2025)"...Управлением по капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Астрахань"... размещено извещение о проведении электронного аукциона... на "Снос аварийных домов, хозяйственных построек, муниципального имущества и зачистка территорий от строительного мусора после сноса...".
Апелляционное определение Московского областного суда от 27.09.2023 по делу N 33-33383/2023 (УИД 50RS0052-01-2023-003084-48)
Процессуальные вопросы: Принято определение о передаче дела по подсудности.
Решение: Определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.Вместе с тем, из дела не усматривается, что ответчик в спорном нежилом помещении осуществляет какую-либо предпринимательскую деятельность. Объект находится в разрушенном (аварийном) состоянии, о чем истцом представлены фотоматериалы. Предмет спора - признание самовольных построек и их снос также не носит экономического характера.
Процессуальные вопросы: Принято определение о передаче дела по подсудности.
Решение: Определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.Вместе с тем, из дела не усматривается, что ответчик в спорном нежилом помещении осуществляет какую-либо предпринимательскую деятельность. Объект находится в разрушенном (аварийном) состоянии, о чем истцом представлены фотоматериалы. Предмет спора - признание самовольных построек и их снос также не носит экономического характера.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение вычета НДС ставится в зависимость от фактического ведения облагаемой НДС деятельности
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)Инспекцией доначислены НДС, пени и штраф. Отказывая в удовлетворении требования, суд исходил из того, что полученные заявителем из бюджета денежные средства (субсидии) непосредственно связаны с оплатой выполненных им работ по сносу ветхих и аварийных зданий, являются объектом обложения НДС. В базу НДС не включаются те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику из бюджетной системы РФ в связи с применением им государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка. Вместе с тем в базу НДС могут включаться субсидии, предоставленные в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. В данной ситуации правовое значение имеет квалификация деятельности заявителя как реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ и направленность финансовой помощи на увеличение его доходов от реализации товаров (работ, услуг). Налогоплательщику предоставлены субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по сносу ветхого и аварийного, сгоревшего, подпадающего под расселение жилья, а также самовольных построек; из содержания соглашений на предоставление субсидий следует, что между сторонами фактически сложились отношения, регулируемые положениями главы 37 ГК РФ "Подряд", в рамках которых заявитель при наличии заказа принял на себя обязательства по выполнению работ по сносу объектов. В рассматриваемый период цены на указанный вид деятельности (снос объектов) не относились к государственным регулируемым ценам. Денежные средства в виде субсидий фактически получены налогоплательщиком не в связи с осуществлением конкретного предусмотренного Уставом вида деятельности в качестве оплаты за выполненные работы, являются его выручкой от реализации и, соответственно, объектом обложения НДС в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ. В связи с этим налоговая база должна исчисляться с учетом полученных из бюджета субсидий в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)Инспекцией доначислены НДС, пени и штраф. Отказывая в удовлетворении требования, суд исходил из того, что полученные заявителем из бюджета денежные средства (субсидии) непосредственно связаны с оплатой выполненных им работ по сносу ветхих и аварийных зданий, являются объектом обложения НДС. В базу НДС не включаются те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику из бюджетной системы РФ в связи с применением им государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка. Вместе с тем в базу НДС могут включаться субсидии, предоставленные в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. В данной ситуации правовое значение имеет квалификация деятельности заявителя как реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ и направленность финансовой помощи на увеличение его доходов от реализации товаров (работ, услуг). Налогоплательщику предоставлены субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по сносу ветхого и аварийного, сгоревшего, подпадающего под расселение жилья, а также самовольных построек; из содержания соглашений на предоставление субсидий следует, что между сторонами фактически сложились отношения, регулируемые положениями главы 37 ГК РФ "Подряд", в рамках которых заявитель при наличии заказа принял на себя обязательства по выполнению работ по сносу объектов. В рассматриваемый период цены на указанный вид деятельности (снос объектов) не относились к государственным регулируемым ценам. Денежные средства в виде субсидий фактически получены налогоплательщиком не в связи с осуществлением конкретного предусмотренного Уставом вида деятельности в качестве оплаты за выполненные работы, являются его выручкой от реализации и, соответственно, объектом обложения НДС в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ. В связи с этим налоговая база должна исчисляться с учетом полученных из бюджета субсидий в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Отсутствие должного судебного контроля за соответствием поведения участников регулятивного материального правоотношения публичному интересу представляется опасным, в частности при разрешении споров, связанных с соблюдением требований безопасности, таких как признание права собственности на самовольную постройку или незаконно перепланированное (переустроенное) помещение, признание дома аварийным и подлежащим сносу и т.п. Указанная деятельность регулируется нормами публичного права и должна соответствовать в том числе земельным и градостроительным нормам, требованиям пожарной и технической безопасности.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Отсутствие должного судебного контроля за соответствием поведения участников регулятивного материального правоотношения публичному интересу представляется опасным, в частности при разрешении споров, связанных с соблюдением требований безопасности, таких как признание права собственности на самовольную постройку или незаконно перепланированное (переустроенное) помещение, признание дома аварийным и подлежащим сносу и т.п. Указанная деятельность регулируется нормами публичного права и должна соответствовать в том числе земельным и градостроительным нормам, требованиям пожарной и технической безопасности.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)Судом установлено, что В.А. и В.Г. на праве собственности, возникшем на основании договора передачи квартиры в собственность, принадлежит трехкомнатная квартира в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)Судом установлено, что В.А. и В.Г. на праве собственности, возникшем на основании договора передачи квартиры в собственность, принадлежит трехкомнатная квартира в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014)Установлено, что площадь спорного объекта незавершенного строительства составляет 304,8 кв. м. Согласно результатам судебной строительно-технической экспертизы этот объект расположен в границах принадлежащего ответчику земельного участка и лишь незначительная часть пристройки к нему, размером 0,2 м x 6 м, размещена с выступом за красную линию. Общая площадь застройки составила 50% площади земельного участка, что удовлетворяет требованиям схемы планировочной организации земельного участка. При этом спорный объект незавершенного строительства не препятствует владельцам соседних строений в пользовании ими своими строениями и земельными участками, а также не препятствует проходу по тротуару и не создает опасность возникновения аварийных ситуаций при движении автотранспорта по этой улице.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014)Установлено, что площадь спорного объекта незавершенного строительства составляет 304,8 кв. м. Согласно результатам судебной строительно-технической экспертизы этот объект расположен в границах принадлежащего ответчику земельного участка и лишь незначительная часть пристройки к нему, размером 0,2 м x 6 м, размещена с выступом за красную линию. Общая площадь застройки составила 50% площади земельного участка, что удовлетворяет требованиям схемы планировочной организации земельного участка. При этом спорный объект незавершенного строительства не препятствует владельцам соседних строений в пользовании ими своими строениями и земельными участками, а также не препятствует проходу по тротуару и не создает опасность возникновения аварийных ситуаций при движении автотранспорта по этой улице.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за декабрь 2021 г.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 2)Если истцами на принадлежащем им земельном участке с имеющимся жилым домом без получения разрешения на строительство и оформления строительной документации возведены еще две постройки, то при рассмотрении иска администрации о сносе этих построек в соответствии со ст. 222 ГК РФ и Постановлением Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 необходимо установить, создают ли такие постройки угрозу жизни и здоровью граждан, т.е. возможное нарушение прав третьих лиц. Снос объекта самовольного строительства является крайней мерой, а отсутствие разрешения на строительство как единственное основание для сноса не может бесспорно свидетельствовать о невозможности сохранения постройки.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 2)Если истцами на принадлежащем им земельном участке с имеющимся жилым домом без получения разрешения на строительство и оформления строительной документации возведены еще две постройки, то при рассмотрении иска администрации о сносе этих построек в соответствии со ст. 222 ГК РФ и Постановлением Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 необходимо установить, создают ли такие постройки угрозу жизни и здоровью граждан, т.е. возможное нарушение прав третьих лиц. Снос объекта самовольного строительства является крайней мерой, а отсутствие разрешения на строительство как единственное основание для сноса не может бесспорно свидетельствовать о невозможности сохранения постройки.
Статья: Проблемы квалификации самовольных построек в современном российском праве
(Карпов И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Безусловно, большим подспорьем в решении обозначенной проблемы было бы акцентирование внимания на описанном распределении бремени сноса незаконных построек, не являющихся самовольными, в судебной практике КС РФ и ВС РФ. Однако, как было показано ранее, по не до конца понятным причинам высокие суды всячески обходят стороной такого рода разъяснения. Между тем следовало бы как минимум обязать суды при вынесении решений об отказах в удовлетворении требований о сносе построек, не являющихся самовольными в силу субъективных критериев, разрешать вопросы о возложении обязанностей по сносу на собственников объектов охраны за их счет либо на собственников построек, но с предварительным возмещением их убытков собственниками объектов охраны. В последующем собственники объектов охраны могли бы переложить все расходы на снос незаконных построек (или их часть) на других виновных лиц (например на органы власти, которые выдавали разрешительную документацию на строительство объектов в ЗОУИТ, зная о существующих ограничениях).
(Карпов И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Безусловно, большим подспорьем в решении обозначенной проблемы было бы акцентирование внимания на описанном распределении бремени сноса незаконных построек, не являющихся самовольными, в судебной практике КС РФ и ВС РФ. Однако, как было показано ранее, по не до конца понятным причинам высокие суды всячески обходят стороной такого рода разъяснения. Между тем следовало бы как минимум обязать суды при вынесении решений об отказах в удовлетворении требований о сносе построек, не являющихся самовольными в силу субъективных критериев, разрешать вопросы о возложении обязанностей по сносу на собственников объектов охраны за их счет либо на собственников построек, но с предварительным возмещением их убытков собственниками объектов охраны. В последующем собственники объектов охраны могли бы переложить все расходы на снос незаконных построек (или их часть) на других виновных лиц (например на органы власти, которые выдавали разрешительную документацию на строительство объектов в ЗОУИТ, зная о существующих ограничениях).
Статья: Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в системе оснований прекращения прав на землю
(Воронцова А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Следует отметить, что в августе 2018 г. законодательно было установлено дополнительное основание принудительного прекращения прав на землю: невыполнение правообладателем земельного участка требования о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями <25>. В данном случае земельный участок может быть изъят у собственника как санкция за нарушение им требований законодательства, так же и в случае невыполнения собственником требований по сносу или реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным. При этом законодательно данное основание ожидаемо отнесено к случаям изъятия земельного участка, используемого с нарушением законодательства, и, соответственно, порядок изъятия таких земельных участков определен ст. 54 и 54.1 Земельного кодекса РФ <26>.
(Воронцова А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Следует отметить, что в августе 2018 г. законодательно было установлено дополнительное основание принудительного прекращения прав на землю: невыполнение правообладателем земельного участка требования о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями <25>. В данном случае земельный участок может быть изъят у собственника как санкция за нарушение им требований законодательства, так же и в случае невыполнения собственником требований по сносу или реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным. При этом законодательно данное основание ожидаемо отнесено к случаям изъятия земельного участка, используемого с нарушением законодательства, и, соответственно, порядок изъятия таких земельных участков определен ст. 54 и 54.1 Земельного кодекса РФ <26>.
Статья: О продлении дачной амнистии: проблемы применения
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 4)<8> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" // СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 702.
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 4)<8> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" // СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 702.
Статья: Снос части нежилого здания: оформление, бухгалтерский учет
(Мухин С.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 1)Объект площадью около 9 000 кв. м находится в оперативном управлении у образовательного учреждения. В связи с аварийным состоянием части здания необходим ее снос без последующей застройки, в итоге площадь здания должна уменьшиться. Помещения под снос не имеют несущих конструкций основного здания и представляют собой пристройку, возведенную после постройки основного здания. Заключение экспертизы есть. На кадастровом учете стоит здание целиком (в том числе помещения под снос). Снос части здания произведет организация, которая в оплату работ по сносу возьмет строительные материалы от разборки данного строения. Как отразить эти операции в бухгалтерском учете и какие оформить документы? Приведем ответы на вопросы в статье.
(Мухин С.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 1)Объект площадью около 9 000 кв. м находится в оперативном управлении у образовательного учреждения. В связи с аварийным состоянием части здания необходим ее снос без последующей застройки, в итоге площадь здания должна уменьшиться. Помещения под снос не имеют несущих конструкций основного здания и представляют собой пристройку, возведенную после постройки основного здания. Заключение экспертизы есть. На кадастровом учете стоит здание целиком (в том числе помещения под снос). Снос части здания произведет организация, которая в оплату работ по сносу возьмет строительные материалы от разборки данного строения. Как отразить эти операции в бухгалтерском учете и какие оформить документы? Приведем ответы на вопросы в статье.
Статья: Соотношение реквизиции, крайней необходимости и вины потерпевшего. Комментарий к Постановлению КС РФ от 08.07.2021 N 33-П
(Маркелова А.А., Козырь О.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 12)Соотношение изъятия, реквизиции и крайней необходимости как форм исполнения государством своих публичных функций также проявляется, например, при сносе аварийных домов: несмотря на то что собственник несет бремя содержания своего имущества и дом становится аварийным в силу естественных внешних причин, с учетом наличия у государства публичной функции по надзору за безопасной эксплуатацией построек, предотвращению чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению права граждан на жилище в случаях, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ, аварийные дома и жилые помещения в них изымаются для государственных нужд (см. также Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом ВС РФ 29.04.2014) <4>.
(Маркелова А.А., Козырь О.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 12)Соотношение изъятия, реквизиции и крайней необходимости как форм исполнения государством своих публичных функций также проявляется, например, при сносе аварийных домов: несмотря на то что собственник несет бремя содержания своего имущества и дом становится аварийным в силу естественных внешних причин, с учетом наличия у государства публичной функции по надзору за безопасной эксплуатацией построек, предотвращению чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению права граждан на жилище в случаях, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ, аварийные дома и жилые помещения в них изымаются для государственных нужд (см. также Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом ВС РФ 29.04.2014) <4>.
Вопрос: Какой установлен порядок сноса жилых домов?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения, принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу (абз. 2 п. 49 Положения).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения, принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу (абз. 2 п. 49 Положения).
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Действующий правовой режим самовольной постройки в целом и возможность принятия решения о ее сносе в административном порядке в частности вызывают значительное недовольство правообладателей земельных участков и застройщиков, которые апеллируют к неконституционности принятия решения о сносе самовольной постройки в административном порядке <289>.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Действующий правовой режим самовольной постройки в целом и возможность принятия решения о ее сносе в административном порядке в частности вызывают значительное недовольство правообладателей земельных участков и застройщиков, которые апеллируют к неконституционности принятия решения о сносе самовольной постройки в административном порядке <289>.
Статья: В России с сентября заработают критерии для изъятия заброшенных участков
(Гребенюк А., Шапенко В.)
("Жилищное право", 2025, N 8)Наличие на земельном участке зданий, сооружений, не являющихся самовольными постройками, у которых в совокупности разрушены крыша, стены, отсутствуют окна или стекла на окнах, при условии, что правообладатель земельного участка не приступил к выполнению работ по устранению указанных обстоятельств в течение одного года и более со дня их выявления, за исключением случаев, когда такие объекты капитального строительства признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
(Гребенюк А., Шапенко В.)
("Жилищное право", 2025, N 8)Наличие на земельном участке зданий, сооружений, не являющихся самовольными постройками, у которых в совокупности разрушены крыша, стены, отсутствуют окна или стекла на окнах, при условии, что правообладатель земельного участка не приступил к выполнению работ по устранению указанных обстоятельств в течение одного года и более со дня их выявления, за исключением случаев, когда такие объекты капитального строительства признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.