Служба в армии при двойном гражданстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Служба в армии при двойном гражданстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пределы вмешательства уголовного права в сферу исследования генома человека
(Блинов А.Г., Лапунин М.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Кроме того, ребенок может унаследовать от родителей не только гены двух разных народов, но и правовую связь с несколькими государствами. В силу неравномерного развития науки и технологий в разных странах, а также специфики национального законодательства ряда государств урегулировать права и обязанности носителей генома, имеющих двойное гражданство, будет нелегко на уровне одних лишь конвенций. Понадобятся двусторонние межгосударственные соглашения, подобные тем, которые касаются избежания двойного налогообложения и военной службы лиц с двойным гражданством, с привязкой к конкретной территории, где носитель права или обязанности реализует его (ее) либо постоянно проживает.
(Блинов А.Г., Лапунин М.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Кроме того, ребенок может унаследовать от родителей не только гены двух разных народов, но и правовую связь с несколькими государствами. В силу неравномерного развития науки и технологий в разных странах, а также специфики национального законодательства ряда государств урегулировать права и обязанности носителей генома, имеющих двойное гражданство, будет нелегко на уровне одних лишь конвенций. Понадобятся двусторонние межгосударственные соглашения, подобные тем, которые касаются избежания двойного налогообложения и военной службы лиц с двойным гражданством, с привязкой к конкретной территории, где носитель права или обязанности реализует его (ее) либо постоянно проживает.
Статья: Договорное регулирование отношений, связанных с множественным и двойным гражданством
(Аджба Д.Д.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 3)Рассмотрим ряд двусторонних договоров, относящихся к первой группе. Названные в честь американского дипломата, Банкрофтовы договоры представляли собой серию договоров, заключенных США в конце XIX в. с рядом государств и направленных на сокращение случаев двойного гражданства и возникающих на этой почве конфликтов. Договоры содержали механизмы, посредством которых гражданство государства происхождения утрачивалось в случае натурализации в другой стране. Таким образом устранялась одна из причин множественного гражданства - добровольная натурализация. Помимо этого, договоры были призваны решить проблему циркуляционной миграции, актуальную для США в тот период [4, с. 91]. Для этого договорами предусматривалась возможность признания иммигранта в качестве американского гражданина лишь по истечении пяти лет постоянного проживания на территории США с момента натурализации, а в случае возвращения на постоянное жительство в государство происхождения гражданство данного государства восстанавливалось, а американское, соответственно, утрачивалось [5]. Помимо этого, Банкрофтовы договоры содержали положения о военной службе бипатридов, в основном направленные на устранение бипатризма или предотвращение возможности его возникновения, - так называемый американский подход [6, с. 15].
(Аджба Д.Д.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 3)Рассмотрим ряд двусторонних договоров, относящихся к первой группе. Названные в честь американского дипломата, Банкрофтовы договоры представляли собой серию договоров, заключенных США в конце XIX в. с рядом государств и направленных на сокращение случаев двойного гражданства и возникающих на этой почве конфликтов. Договоры содержали механизмы, посредством которых гражданство государства происхождения утрачивалось в случае натурализации в другой стране. Таким образом устранялась одна из причин множественного гражданства - добровольная натурализация. Помимо этого, договоры были призваны решить проблему циркуляционной миграции, актуальную для США в тот период [4, с. 91]. Для этого договорами предусматривалась возможность признания иммигранта в качестве американского гражданина лишь по истечении пяти лет постоянного проживания на территории США с момента натурализации, а в случае возвращения на постоянное жительство в государство происхождения гражданство данного государства восстанавливалось, а американское, соответственно, утрачивалось [5]. Помимо этого, Банкрофтовы договоры содержали положения о военной службе бипатридов, в основном направленные на устранение бипатризма или предотвращение возможности его возникновения, - так называемый американский подход [6, с. 15].
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.04.2023 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О гражданстве Российской Федерации"11) статью 4 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 328-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прохождения военной службы иностранными гражданами и лицами, имеющими двойное гражданство" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6241);
(ред. от 31.07.2025)
"О гражданстве Российской Федерации"11) статью 4 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 328-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прохождения военной службы иностранными гражданами и лицами, имеющими двойное гражданство" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6241);
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.10.2022 N 44-П
"По делу о проверке конституционности абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина А.А. Степаняна"При этом на основании Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 328-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прохождения военной службы иностранными гражданами и лицами, имеющими двойное гражданство" в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" было установлено правило о том, что иностранные граждане могут проходить военную службу по контракту только в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.
"По делу о проверке конституционности абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина А.А. Степаняна"При этом на основании Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 328-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу прохождения военной службы иностранными гражданами и лицами, имеющими двойное гражданство" в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" было установлено правило о том, что иностранные граждане могут проходить военную службу по контракту только в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.
Статья: Оказание помощи противнику в деятельности, заведомо направленной против безопасности РФ (ст. 276.1 УК РФ): вопросы уголовной ответственности и освобождения от нее
(Власенко В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 9)<45> См.: ст. 2, 32, 33 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (ред. от 2 октября 2024 г.) "О воинской обязанности и военной службе" // СПС "КонсультантПлюс".
(Власенко В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 9)<45> См.: ст. 2, 32, 33 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (ред. от 2 октября 2024 г.) "О воинской обязанности и военной службе" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Би- и полипатризм в международном праве
(Аджба Д.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)Несмотря на негативное отношение большинства государств к би- и полипатризму, нельзя отрицать тех положительных последствий, которые создаются для самих граждан. Речь идет о дополнительных, возникающих наряду с сохранением культурных и иных связей с государством происхождения, гарантиях реализации и защиты прав и свобод лица, которыми наделяются граждане в случае обретения такого рода статуса. В некоторых случаях они могут пользоваться определенными правами только в одной стране, в то время как законодательство другой страны может их не предусматривать. Однако в этой связи возникает множество оговорок, связанных с тем, что, наряду с равными правами, на полипатридов также возлагаются и равные обязанности, такие как воинская служба, обязанность платить налоги и т.п. Тем не менее непризнание государством второго гражданства своих граждан при отсутствии двустороннего договора со страной второго гражданства выступает вполне правомерным явлением с точки зрения международного права: Гаагской конвенцией 1930 г. установлено, что "лицо, обладающее одним или двумя гражданствами, может рассматриваться каждым государством, гражданином которого оно является, как его гражданин" <11>.
(Аджба Д.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)Несмотря на негативное отношение большинства государств к би- и полипатризму, нельзя отрицать тех положительных последствий, которые создаются для самих граждан. Речь идет о дополнительных, возникающих наряду с сохранением культурных и иных связей с государством происхождения, гарантиях реализации и защиты прав и свобод лица, которыми наделяются граждане в случае обретения такого рода статуса. В некоторых случаях они могут пользоваться определенными правами только в одной стране, в то время как законодательство другой страны может их не предусматривать. Однако в этой связи возникает множество оговорок, связанных с тем, что, наряду с равными правами, на полипатридов также возлагаются и равные обязанности, такие как воинская служба, обязанность платить налоги и т.п. Тем не менее непризнание государством второго гражданства своих граждан при отсутствии двустороннего договора со страной второго гражданства выступает вполне правомерным явлением с точки зрения международного права: Гаагской конвенцией 1930 г. установлено, что "лицо, обладающее одним или двумя гражданствами, может рассматриваться каждым государством, гражданином которого оно является, как его гражданин" <11>.
Статья: Законодательство о гражданстве Российской Федерации - современный этап развития
(Таева Н.Е.)
("Закон", 2024, N 3)Особенно актуальными и ранее не имеющими прецедентов в отечественном законодательстве являются изменения, которые коснулись оснований отклонения заявлений о приеме в российское гражданство. Одним из них является военная служба в вооруженных силах иностранных государств. В настоящее время такой факт, как военная служба в иных государствах, не всегда является безусловным основанием отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ. Например, у России есть Соглашение с Южной Осетией от 20 сентября 2021 года об урегулировании вопросов двойного гражданства, где сказано: "Заявления о приобретении гражданства Российской Федерации, поданные гражданами Республики Южная Осетия, состоящими на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах Республики Южная Осетия, не могут отклоняться в связи с пребыванием таких граждан на указанной службе". В соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2022 года N 440 <18> основанием для отклонения заявлений о приеме в гражданство России граждан Донецкой и Луганской Народных Республик, граждан Украины и апатридов, постоянно проживающих на соответствующей территории, которые состоят "на военной службе, на службе в органах безопасности либо правоохранительных органах Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики, не может являться пребывание таких лиц на военной службе".
(Таева Н.Е.)
("Закон", 2024, N 3)Особенно актуальными и ранее не имеющими прецедентов в отечественном законодательстве являются изменения, которые коснулись оснований отклонения заявлений о приеме в российское гражданство. Одним из них является военная служба в вооруженных силах иностранных государств. В настоящее время такой факт, как военная служба в иных государствах, не всегда является безусловным основанием отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ. Например, у России есть Соглашение с Южной Осетией от 20 сентября 2021 года об урегулировании вопросов двойного гражданства, где сказано: "Заявления о приобретении гражданства Российской Федерации, поданные гражданами Республики Южная Осетия, состоящими на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах Республики Южная Осетия, не могут отклоняться в связи с пребыванием таких граждан на указанной службе". В соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2022 года N 440 <18> основанием для отклонения заявлений о приеме в гражданство России граждан Донецкой и Луганской Народных Республик, граждан Украины и апатридов, постоянно проживающих на соответствующей территории, которые состоят "на военной службе, на службе в органах безопасности либо правоохранительных органах Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики, не может являться пребывание таких лиц на военной службе".