Служба по призыву в страховой стаж для пенсии
Подборка наиболее важных документов по запросу Служба по призыву в страховой стаж для пенсии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 12 "Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж" Федерального закона "О страховых пенсиях""Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из иных периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", - только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Все остальные периоды в подсчет страхового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не входят. Возможность включения в страховой стаж периодов военной службы по призыву, учебы для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрена."
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.07.2023 по делу N 88-12046/2023 (УИД 74RS0002-01-2022-001663-40)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. Однако ему в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием страхового стажа.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Изложенные в кассационной жалобе М. доводы о наличии у пенсионного органа на дату его обращения оснований для включения периода военной службы по призыву в страховой стаж в целях пенсионного обеспечения в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", аналогичны правовой позиции истца при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций. Позиция истца верно проанализирована судом апелляционной инстанций, мотивы, по которым его доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в оспариваемом судебном акте.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. Однако ему в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием страхового стажа.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Изложенные в кассационной жалобе М. доводы о наличии у пенсионного органа на дату его обращения оснований для включения периода военной службы по призыву в страховой стаж в целях пенсионного обеспечения в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", аналогичны правовой позиции истца при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций. Позиция истца верно проанализирована судом апелляционной инстанций, мотивы, по которым его доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в оспариваемом судебном акте.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Как учитывать период военной службы в страховом стаже работника
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)Для военнослужащих, заключивших контракт после 24 февраля 2022 года, периоды участия в специальной военной операции во время военной службы по контракту засчитываются в страховой стаж для назначения пенсии в двойном размере (как день за два). В страховом стаже для расчета пособия во временной нетрудоспособности военная служба по призыву учитывается день за день.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)Для военнослужащих, заключивших контракт после 24 февраля 2022 года, периоды участия в специальной военной операции во время военной службы по контракту засчитываются в страховой стаж для назначения пенсии в двойном размере (как день за два). В страховом стаже для расчета пособия во временной нетрудоспособности военная служба по призыву учитывается день за день.
Ситуация: Какие нестраховые периоды учитываются при назначении пенсии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)прохождение военной и другой приравненной к ней службы (независимо от прохождения военной службы по призыву или по контракту).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)прохождение военной и другой приравненной к ней службы (независимо от прохождения военной службы по призыву или по контракту).
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 182-О
"По жалобе гражданки Ожгибесовой Светланы Владимировны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"На возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет Пенсионному фонду Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета в объеме, предусмотренном федеральным законом; сумма средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, из которого исчисляется страховая часть его трудовой пенсии (статья 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон от 21 марта 2005 года "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву").
"По жалобе гражданки Ожгибесовой Светланы Владимировны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"На возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет Пенсионному фонду Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета в объеме, предусмотренном федеральным законом; сумма средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, из которого исчисляется страховая часть его трудовой пенсии (статья 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон от 21 марта 2005 года "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву").
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)2. Средства федерального бюджета включают межбюджетный трансферт из федерального бюджета, предоставляемый бюджету Фонда на обязательное пенсионное страхование. Трансферт на обязательное пенсионное страхование определяется в том числе с учетом валоризации величины расчетного пенсионного капитала, выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, тарифов страховых взносов, установленных статьей 18 Федерального закона от 25 февраля 2022 года N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", возмещения расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в пункте 1 (в части военной службы по призыву), пунктах 3, 6 - 8, 10 и 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на реализацию прав при установлении страховых пенсий отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", досрочного назначения страховых пенсий лицам, указанным в статьях 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (уменьшенных на сумму доходов от дополнительных тарифов страховых взносов, уплачиваемых страхователями в соответствии со статьей 33.2 настоящего Федерального закона), повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пенсий с учетом начисленных, но неуплаченных страховых взносов. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются с учетом финансового обеспечения выплаты социального пособия на погребение за умерших, получавших страховую пенсию, организации доставки страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней, а также необходимости финансового и материально-технического обеспечения текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов) и включаются в общий объем доходов и общий объем расходов бюджета Фонда.
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)2. Средства федерального бюджета включают межбюджетный трансферт из федерального бюджета, предоставляемый бюджету Фонда на обязательное пенсионное страхование. Трансферт на обязательное пенсионное страхование определяется в том числе с учетом валоризации величины расчетного пенсионного капитала, выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, тарифов страховых взносов, установленных статьей 18 Федерального закона от 25 февраля 2022 года N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", возмещения расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в пункте 1 (в части военной службы по призыву), пунктах 3, 6 - 8, 10 и 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на реализацию прав при установлении страховых пенсий отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", досрочного назначения страховых пенсий лицам, указанным в статьях 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (уменьшенных на сумму доходов от дополнительных тарифов страховых взносов, уплачиваемых страхователями в соответствии со статьей 33.2 настоящего Федерального закона), повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пенсий с учетом начисленных, но неуплаченных страховых взносов. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются с учетом финансового обеспечения выплаты социального пособия на погребение за умерших, получавших страховую пенсию, организации доставки страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней, а также необходимости финансового и материально-технического обеспечения текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов) и включаются в общий объем доходов и общий объем расходов бюджета Фонда.
Статья: Юридическое значение факта сиротства при установлении пенсий по случаю потери кормильца
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Ребенок, потерявший обоих родителей, один из которых был военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, оказывается перед выбором между следующими видами пенсии: 1) пенсия по случаю потери кормильца-военнослужащего, размер которой в случае смерти (гибели) отца вследствие военной травмы составляет 200% социальной пенсии по старости; 2) социальная пенсия сиротам; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца, если хотя бы один из родителей имел страховой стаж. Легко заметить, что первые два варианта предполагают одинаковые по размеру пенсии, несмотря на то что пенсия по случаю потери кормильца-военнослужащего имеет целью компенсацию причиненного его смертью вреда. Если же мать ребенка была застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, а отец-военнослужащий до призыва на военную службу не подлежал обязательному пенсионному страхованию (что вполне вероятно для рассматриваемой категории граждан), факт утраты ребенком обоих родителей будет учтен при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, но не повлияет на размер самой страховой пенсии.
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Ребенок, потерявший обоих родителей, один из которых был военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, оказывается перед выбором между следующими видами пенсии: 1) пенсия по случаю потери кормильца-военнослужащего, размер которой в случае смерти (гибели) отца вследствие военной травмы составляет 200% социальной пенсии по старости; 2) социальная пенсия сиротам; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца, если хотя бы один из родителей имел страховой стаж. Легко заметить, что первые два варианта предполагают одинаковые по размеру пенсии, несмотря на то что пенсия по случаю потери кормильца-военнослужащего имеет целью компенсацию причиненного его смертью вреда. Если же мать ребенка была застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, а отец-военнослужащий до призыва на военную службу не подлежал обязательному пенсионному страхованию (что вполне вероятно для рассматриваемой категории граждан), факт утраты ребенком обоих родителей будет учтен при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, но не повлияет на размер самой страховой пенсии.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Кассационный суд пояснил, что из ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что периоды любой военной службы (как службы по призыву, так и службы по контракту) подлежат включению в страховой стаж. При этом для определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., периоды, указанные в ч. 12 ст. 15 данного Закона, а это периоды военной службы, причем как службы по призыву, так и иной военной службы, по выбору застрахованного лица могут учитываться при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях", Федеральным законом от 21.03.2005 N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" и ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" либо при определении суммы коэффициентов.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Кассационный суд пояснил, что из ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что периоды любой военной службы (как службы по призыву, так и службы по контракту) подлежат включению в страховой стаж. При этом для определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., периоды, указанные в ч. 12 ст. 15 данного Закона, а это периоды военной службы, причем как службы по призыву, так и иной военной службы, по выбору застрахованного лица могут учитываться при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях", Федеральным законом от 21.03.2005 N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" и ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" либо при определении суммы коэффициентов.
Вопрос: Включается ли служба в армии в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Периоды прохождения военной службы по призыву не могут быть включены в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Периоды прохождения военной службы по призыву не могут быть включены в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода, предусмотренного п. п. 1 (период прохождения военной службы по призыву), 6 - 8 и 10 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О страховых пенсиях", а также периодов службы и (или) деятельности (работы), предусмотренных ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", составляет 1,8;
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода, предусмотренного п. п. 1 (период прохождения военной службы по призыву), 6 - 8 и 10 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О страховых пенсиях", а также периодов службы и (или) деятельности (работы), предусмотренных ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", составляет 1,8;
Ситуация: Кто может обратиться и какие документы нужны для оформления пенсии по случаю потери кормильца?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лица, имеющие право на военную пенсию по случаю потери кормильца
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Лица, имеющие право на военную пенсию по случаю потери кормильца