Сложный объект автОрского права
Подборка наиболее важных документов по запросу Сложный объект автОрского права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Интересы вуза, его преподавателей и учащихся при создании объектов авторского права
(Титова Н.С., Ванюков П.Д.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 1)1. Предлагаем остановиться на анализе правовой природы данных разновидностей сложных объектов авторского права в сфере науки и образования. Прежде всего для понимания того, относится ли учебный курс или аудиолекция к объекту авторского права, обратимся к определению объекта авторского права и рассмотрим его основные признаки.
(Титова Н.С., Ванюков П.Д.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 1)1. Предлагаем остановиться на анализе правовой природы данных разновидностей сложных объектов авторского права в сфере науки и образования. Прежде всего для понимания того, относится ли учебный курс или аудиолекция к объекту авторского права, обратимся к определению объекта авторского права и рассмотрим его основные признаки.
Статья: Особенности выявления и определения объектов авторских прав в Российской Федерации
(Шахназаров Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Отдельной проблематикой определения объектов авторских прав представляется проблематика выделения сложных объектов авторских прав.
(Шахназаров Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Отдельной проблематикой определения объектов авторских прав представляется проблематика выделения сложных объектов авторских прав.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Статья 1240. Использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта
(ред. от 23.07.2025)Статья 1240. Использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта
"Методические рекомендации по отнесению архивных документов к объектам авторского и смежных прав, доступу и порядку использования таких документов"
(разработаны ВНИИДАД)Сложный объект интеллектуальной собственности - несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, образующие единое целое (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, база данных).
(разработаны ВНИИДАД)Сложный объект интеллектуальной собственности - несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, образующие единое целое (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, база данных).
Статья: Виды объектов авторского права, создаваемых и используемых в сфере науки и образования
(Титова Н.С.)
("Юрист", 2025, N 10)Итак, точный перечень создаваемых работниками объектов авторского права, на которые распространяется исключительное право образовательной или научной организации, не определен. Примечательно, что разграничить статус объекта авторского права достаточно сложно, все зависит от фактических обстоятельств и целей его создания. При этом законодательство не содержит четких правил отнесения создаваемых объектов к служебным, устанавливая только легальные ориентиры. В то же время на такие научные работы, как монографии, лекции, презентации, иные работы, подготовленные с целью достижения карьерных целей и повышения заработной платы, без конкретного задания работодателя, зачастую без какого-либо независимого юридического обоснования образовательная (научная) организация присваивает исключительные права себе, тем самым, потенциально подавляя творческий потенциал работника.
(Титова Н.С.)
("Юрист", 2025, N 10)Итак, точный перечень создаваемых работниками объектов авторского права, на которые распространяется исключительное право образовательной или научной организации, не определен. Примечательно, что разграничить статус объекта авторского права достаточно сложно, все зависит от фактических обстоятельств и целей его создания. При этом законодательство не содержит четких правил отнесения создаваемых объектов к служебным, устанавливая только легальные ориентиры. В то же время на такие научные работы, как монографии, лекции, презентации, иные работы, подготовленные с целью достижения карьерных целей и повышения заработной платы, без конкретного задания работодателя, зачастую без какого-либо независимого юридического обоснования образовательная (научная) организация присваивает исключительные права себе, тем самым, потенциально подавляя творческий потенциал работника.
Статья: Проблемы квалификации сложных объектов интеллектуальных прав
(Копылов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)<7> См.: Амбарян А.Г. Сложные объекты авторских прав // ИС. Авторское право и смежные права. 2017. N 4. С. 7 - 14; Мазур Е.А. Понятие и признаки сложного объекта по законодательству Российской Федерации // Юридический мир. 2012. N 3. С. 36 - 37; Гришаев С.П., Амосова О.С. Справочные правовые системы как объект гражданских прав // Хозяйство и право. 2013. N 6. С. 21; Яровая В.В., Костенко М.А. Правовой режим сложных объектов в аспекте модернизации гражданского законодательства России // Власть Закона. 2016. N 1. С. 110.
(Копылов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)<7> См.: Амбарян А.Г. Сложные объекты авторских прав // ИС. Авторское право и смежные права. 2017. N 4. С. 7 - 14; Мазур Е.А. Понятие и признаки сложного объекта по законодательству Российской Федерации // Юридический мир. 2012. N 3. С. 36 - 37; Гришаев С.П., Амосова О.С. Справочные правовые системы как объект гражданских прав // Хозяйство и право. 2013. N 6. С. 21; Яровая В.В., Костенко М.А. Правовой режим сложных объектов в аспекте модернизации гражданского законодательства России // Власть Закона. 2016. N 1. С. 110.
Статья: Интеллектуальный комплекс - перспективный правовой механизм использования искусственного интеллекта
(Зыков С.В., Герцева М.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 2)В статье научного сотрудника Института философии и права СО РАН Сергея Викторовича Зыкова и юриста ООО "ИНКО ПАТЕНТ" Марии Алексеевны Герцевой рассматривается проблема правовых форм вовлечения в гражданский оборот искусственного интеллекта (далее - ИИ). Авторы исследуют возможность применения режима сложного объекта к полученным результатам и приходят к выводу, что данная правовая категория хоть и способна разрешить вопросы правового регулирования, но неэффективна с точки зрения экономических возможностей развития сектора ИИ. Исходя из этого представляется оптимальным формирование нового правового понятия "интеллектуальный комплекс", которое будет иметь определенные черты сходства с имущественным комплексом в вещно-обязательственном праве, а также сложным объектом в авторском праве, но при этом станет обладать собственной спецификой правового регулирования.
(Зыков С.В., Герцева М.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 2)В статье научного сотрудника Института философии и права СО РАН Сергея Викторовича Зыкова и юриста ООО "ИНКО ПАТЕНТ" Марии Алексеевны Герцевой рассматривается проблема правовых форм вовлечения в гражданский оборот искусственного интеллекта (далее - ИИ). Авторы исследуют возможность применения режима сложного объекта к полученным результатам и приходят к выводу, что данная правовая категория хоть и способна разрешить вопросы правового регулирования, но неэффективна с точки зрения экономических возможностей развития сектора ИИ. Исходя из этого представляется оптимальным формирование нового правового понятия "интеллектуальный комплекс", которое будет иметь определенные черты сходства с имущественным комплексом в вещно-обязательственном праве, а также сложным объектом в авторском праве, но при этом станет обладать собственной спецификой правового регулирования.
Статья: Театральный режиссер-постановщик: между авторскими и смежными правами
(Тиллинг Е.М., Тясто Ю.А.)
("Юрист", 2022, N 2)Основное различие в правовом регулировании этих сфер по российскому праву заключается в том, что в соответствии со ст. 1240 и 1263 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) кинематографическое произведение относится к аудиовизуальному произведению и охраняется как сложный объект авторского права, тогда как театральная постановка в соответствии со ст. 1304 ГК РФ относится к результатам исполнительской деятельности и регулируется режимом смежных прав. Это оказало влияние на статус режиссера кино и режиссера театральной постановки. Первый признается автором сложного произведения наряду со сценаристом и композитором в силу п. 2 ст. 1263 ГК РФ, второй - исполнителем в силу ст. 1313 ГК РФ.
(Тиллинг Е.М., Тясто Ю.А.)
("Юрист", 2022, N 2)Основное различие в правовом регулировании этих сфер по российскому праву заключается в том, что в соответствии со ст. 1240 и 1263 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) кинематографическое произведение относится к аудиовизуальному произведению и охраняется как сложный объект авторского права, тогда как театральная постановка в соответствии со ст. 1304 ГК РФ относится к результатам исполнительской деятельности и регулируется режимом смежных прав. Это оказало влияние на статус режиссера кино и режиссера театральной постановки. Первый признается автором сложного произведения наряду со сценаристом и композитором в силу п. 2 ст. 1263 ГК РФ, второй - исполнителем в силу ст. 1313 ГК РФ.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Упомянутая выше и признанная справедливой норма абз. 2 § 2 Закона ФРГ об авторском праве и смежных правах, запрещающая свободное использование музыкального произведения в пародии, во многом находит свое подтверждение и в российском законодательстве. В частности, из содержания п. 2 ст. 1263 ГК РФ следует, что композитор является одним из ключевых авторов аудиовизуального произведения, независимо от того, сопровождалась ли музыка словами для данного сложного объекта авторского права. Следовательно, если в пародии использовалась музыка из аудиовизуального произведения целиком, но при этом было достаточно лишь какой-то ее части, то имеются все основания утверждать, что допустимый объем заимствований превышен и имеет место нарушение авторских прав.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Упомянутая выше и признанная справедливой норма абз. 2 § 2 Закона ФРГ об авторском праве и смежных правах, запрещающая свободное использование музыкального произведения в пародии, во многом находит свое подтверждение и в российском законодательстве. В частности, из содержания п. 2 ст. 1263 ГК РФ следует, что композитор является одним из ключевых авторов аудиовизуального произведения, независимо от того, сопровождалась ли музыка словами для данного сложного объекта авторского права. Следовательно, если в пародии использовалась музыка из аудиовизуального произведения целиком, но при этом было достаточно лишь какой-то ее части, то имеются все основания утверждать, что допустимый объем заимствований превышен и имеет место нарушение авторских прав.
Статья: Интеллектуальные права геймеров
(Будник Р.А., Зверев М.О.)
("Закон", 2022, N 7)Это исследование мы начинаем с установления правовой природы видеоигр. Согласно одной из точек зрения компьютерная игра - это мультимедийный продукт, являющийся сложным объектом авторских прав, как кинофильм или иное аудиовизуальное произведение <7>. Приверженцы другого подхода склонны квалифицировать электронные игры в качестве программ для ЭВМ. В связи с наличием нескольких правовых понятий, применяемых для определения видеоигр, проведем сопоставительный анализ терминов.
(Будник Р.А., Зверев М.О.)
("Закон", 2022, N 7)Это исследование мы начинаем с установления правовой природы видеоигр. Согласно одной из точек зрения компьютерная игра - это мультимедийный продукт, являющийся сложным объектом авторских прав, как кинофильм или иное аудиовизуальное произведение <7>. Приверженцы другого подхода склонны квалифицировать электронные игры в качестве программ для ЭВМ. В связи с наличием нескольких правовых понятий, применяемых для определения видеоигр, проведем сопоставительный анализ терминов.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)При защите авторских и смежных прав тоже проявляется "принцип старшинства" <1> или, если уточнить терминологию, "принцип зависимости". Авторские права возникают раньше смежных. Без стихов и нот песню не исполнить, а без исполнения - не создать фонограмму; при отсутствии программной "начинки" базы данных смежные права на нее не появятся; в основе телепередачи - оригинально обработанный контент и т.д. Поэтому обладатель смежных прав осуществляет их с соблюдением соответствующих авторских прав (п. 3 ст. 1303 ГК). В юридической литературе отмеченная зависимость характеризуется следующим образом: "Смежность" прав... влечет установление определенной соподчиненности прав", "авторские права влияют на возможность осуществления смежных прав... обладатель смежных прав оказывается связанным наличием авторских прав" <2>. Истечение срока авторско-правовой охраны или прекращение исключительного авторского права по иным основаниям не влияет на действие исключительного смежного права. Если иное не предусмотрено договором, "старшим" относительно авторских и смежных прав на творческие результаты, вошедшие в сложный объект, становится авторское право организатора сложного объекта.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)При защите авторских и смежных прав тоже проявляется "принцип старшинства" <1> или, если уточнить терминологию, "принцип зависимости". Авторские права возникают раньше смежных. Без стихов и нот песню не исполнить, а без исполнения - не создать фонограмму; при отсутствии программной "начинки" базы данных смежные права на нее не появятся; в основе телепередачи - оригинально обработанный контент и т.д. Поэтому обладатель смежных прав осуществляет их с соблюдением соответствующих авторских прав (п. 3 ст. 1303 ГК). В юридической литературе отмеченная зависимость характеризуется следующим образом: "Смежность" прав... влечет установление определенной соподчиненности прав", "авторские права влияют на возможность осуществления смежных прав... обладатель смежных прав оказывается связанным наличием авторских прав" <2>. Истечение срока авторско-правовой охраны или прекращение исключительного авторского права по иным основаниям не влияет на действие исключительного смежного права. Если иное не предусмотрено договором, "старшим" относительно авторских и смежных прав на творческие результаты, вошедшие в сложный объект, становится авторское право организатора сложного объекта.
Статья: Субъекты интеллектуальных прав на компьютерную игру
(Карпенко А.А.)
("Legal Bulletin", 2024, N 3)Итак, поскольку программа для ЭВМ регулируется гл. 70 Гражданского кодекса (см. ст. 1262), то необходимо разобраться с остальными элементами (с аудиовизуальной составляющей). Для этого обратимся к ст. 1263 ГК РФ, где сказано, что авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, сценарист, композитор, художник. Таким образом, можно заключить, что при рассмотрении компьютерной игры как сложного объекта авторские права на часть единого произведения сохраняются за лицами, которые осуществили разработку программ для ЭВМ и базы данных, написали сценарий, оформили изобразительную часть, записали музыку. За ними сохраняется авторское право на составной элемент единого произведения (п. 4 ст. 1258 ГК РФ).
(Карпенко А.А.)
("Legal Bulletin", 2024, N 3)Итак, поскольку программа для ЭВМ регулируется гл. 70 Гражданского кодекса (см. ст. 1262), то необходимо разобраться с остальными элементами (с аудиовизуальной составляющей). Для этого обратимся к ст. 1263 ГК РФ, где сказано, что авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, сценарист, композитор, художник. Таким образом, можно заключить, что при рассмотрении компьютерной игры как сложного объекта авторские права на часть единого произведения сохраняются за лицами, которые осуществили разработку программ для ЭВМ и базы данных, написали сценарий, оформили изобразительную часть, записали музыку. За ними сохраняется авторское право на составной элемент единого произведения (п. 4 ст. 1258 ГК РФ).
Статья: Особенности правового режима видеоигр
(Данилов И.С.)
("Предпринимательское право", 2022, N 2)В.В. Архипов предлагает интересный способ отграничения видеоигры как программы для ЭВМ от видеоигры как сложного объекта авторских прав. Он обращает внимание на то, что изображения и звуки, которые воспроизводятся в процессе работы видеоигры, могут как порождаться непосредственно программным кодом, так и подгружаться из внешних файлов. В первом случае можно говорить о видеоигре как о программе для ЭВМ, поскольку в таких играх не используется труд иных лиц, кроме самого программиста. Во втором же случае речь идет о сложном произведении, в которое входят иные объекты, подгружаемые программой в процессе ее работы.
(Данилов И.С.)
("Предпринимательское право", 2022, N 2)В.В. Архипов предлагает интересный способ отграничения видеоигры как программы для ЭВМ от видеоигры как сложного объекта авторских прав. Он обращает внимание на то, что изображения и звуки, которые воспроизводятся в процессе работы видеоигры, могут как порождаться непосредственно программным кодом, так и подгружаться из внешних файлов. В первом случае можно говорить о видеоигре как о программе для ЭВМ, поскольку в таких играх не используется труд иных лиц, кроме самого программиста. Во втором же случае речь идет о сложном произведении, в которое входят иные объекты, подгружаемые программой в процессе ее работы.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики)"
(выпуск 28)
(отв. ред. В.М. Жуйков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Поскольку действующее законодательство прямо относит веб-сайты к числу составных произведений, оно привело к формированию у юристов убеждения, что в качестве объекта интеллектуальных прав охраняется сайт в целом (а не контент сайта и не дизайн сайта как самостоятельные объекты правовой охраны <1>). Причем ввиду явной недостаточности положений о смежных правах для защиты прав именно на сайт в целом все чаще звучат предложения об отнесении сайта к сложным объектам авторских прав <2>.
(выпуск 28)
(отв. ред. В.М. Жуйков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Поскольку действующее законодательство прямо относит веб-сайты к числу составных произведений, оно привело к формированию у юристов убеждения, что в качестве объекта интеллектуальных прав охраняется сайт в целом (а не контент сайта и не дизайн сайта как самостоятельные объекты правовой охраны <1>). Причем ввиду явной недостаточности положений о смежных правах для защиты прав именно на сайт в целом все чаще звучат предложения об отнесении сайта к сложным объектам авторских прав <2>.