Сложные вопросы дисциплинарных взысканий
Подборка наиболее важных документов по запросу Сложные вопросы дисциплинарных взысканий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)<7> Шестакова Е.В. Сложные вопросы дисциплинарных взысканий // СПС "КонсультантПлюс", 2019.
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)<7> Шестакова Е.В. Сложные вопросы дисциплинарных взысканий // СПС "КонсультантПлюс", 2019.
Вопрос: Можно ли вести аудиозапись переговоров с работниками? Как это оформить и сформулировать в локальных нормативных актах?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2024)Вопрос: Работники кадровой службы периодически ведут сложные переговоры с работниками по вопросам увольнения, дисциплинарных взысканий и т.п. Можно ли вести аудиозапись таких разговоров? Как это оформить и сформулировать в локальных нормативных актах?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2024)Вопрос: Работники кадровой службы периодически ведут сложные переговоры с работниками по вопросам увольнения, дисциплинарных взысканий и т.п. Можно ли вести аудиозапись таких разговоров? Как это оформить и сформулировать в локальных нормативных актах?
Нормативные акты
Письмо Минсоцзащиты РФ от 09.06.1995 N 2117/1-34
<О порядке подготовки и оформления приказов и указаний в органах социальной защиты РФ>Приказами по личному составу документально оформляются: прием, перевод на другую работу, увольнение, изменение условий труда, присвоение разрядов, классности, установление размеров оплаты труда, предоставление отпусков, командирование сотрудников, наложение дисциплинарных взысканий и др.
<О порядке подготовки и оформления приказов и указаний в органах социальной защиты РФ>Приказами по личному составу документально оформляются: прием, перевод на другую работу, увольнение, изменение условий труда, присвоение разрядов, классности, установление размеров оплаты труда, предоставление отпусков, командирование сотрудников, наложение дисциплинарных взысканий и др.
Приказ Россотрудничества от 02.08.2021 N 0115-пр
(ред. от 11.04.2024)
"Об утверждении Положения о выплате надбавок, премий, материальной помощи, единовременного поощрения и иных выплат федеральным государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2021 N 65367)а) для гражданских служащих - личный вклад в обеспечение выполнения задач и реализации полномочий, возложенных на Россотрудничество, степень сложности выполнения заданий, эффективность достигнутых результатов за определенный период работы, оперативность и профессионализм в решении вопросов при подготовке документов, своевременное и качественное выполнение поручений руководства Россотрудничества, достижение значимых результатов служебной деятельности, эффективность деятельности в качестве наставника, наличие или отсутствие дисциплинарного взыскания в отчетном периоде;
(ред. от 11.04.2024)
"Об утверждении Положения о выплате надбавок, премий, материальной помощи, единовременного поощрения и иных выплат федеральным государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2021 N 65367)а) для гражданских служащих - личный вклад в обеспечение выполнения задач и реализации полномочий, возложенных на Россотрудничество, степень сложности выполнения заданий, эффективность достигнутых результатов за определенный период работы, оперативность и профессионализм в решении вопросов при подготовке документов, своевременное и качественное выполнение поручений руководства Россотрудничества, достижение значимых результатов служебной деятельности, эффективность деятельности в качестве наставника, наличие или отсутствие дисциплинарного взыскания в отчетном периоде;
Статья: Совершенствование научно-теоретических основ доказывания в производстве по дисциплинарным делам
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)Характеризуя производство по дисциплинарным делам в системе государственной службы РФ, следует подчеркнуть, что его правовая регламентация видится пока еще не идеальной. Это объясняется в том числе и недостаточным уровнем опосредования данной деятельности административно-процессуальными нормами, сохраняющимся воздействием на государственно-служебные отношения доктрины трудового права, отрицающей наличие как такового юридического процесса в ходе привлечения работников к дисциплинарной и материальной ответственности. Анализ нормативных правовых актов, посвященных рассматриваемым вопросам, позволяет констатировать, что доказательственная деятельность в производстве по дисциплинарным делам государственных служащих является недостаточно формализованной, исключение составляет лишь порядок наложения дисциплинарных взысканий на военнослужащих, процессуальная регламентация которого сформирована во многом по аналогии с производством по делам об административных правонарушениях. Согласимся с авторитетным мнением И.В. Пановой, что "доказывание - большая и сложная тема для самостоятельного монографического исследования" <1>. Также отметим, что разработка всего комплекса проблем доказывания в административном процессе не является целью работы, и далее будут рассмотрены понятие доказывания как познавательной деятельности и процессуальной категории, его содержание и предмет в производстве по дисциплинарным делам в системе государственной службы.
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)Характеризуя производство по дисциплинарным делам в системе государственной службы РФ, следует подчеркнуть, что его правовая регламентация видится пока еще не идеальной. Это объясняется в том числе и недостаточным уровнем опосредования данной деятельности административно-процессуальными нормами, сохраняющимся воздействием на государственно-служебные отношения доктрины трудового права, отрицающей наличие как такового юридического процесса в ходе привлечения работников к дисциплинарной и материальной ответственности. Анализ нормативных правовых актов, посвященных рассматриваемым вопросам, позволяет констатировать, что доказательственная деятельность в производстве по дисциплинарным делам государственных служащих является недостаточно формализованной, исключение составляет лишь порядок наложения дисциплинарных взысканий на военнослужащих, процессуальная регламентация которого сформирована во многом по аналогии с производством по делам об административных правонарушениях. Согласимся с авторитетным мнением И.В. Пановой, что "доказывание - большая и сложная тема для самостоятельного монографического исследования" <1>. Также отметим, что разработка всего комплекса проблем доказывания в административном процессе не является целью работы, и далее будут рассмотрены понятие доказывания как познавательной деятельности и процессуальной категории, его содержание и предмет в производстве по дисциплинарным делам в системе государственной службы.
Статья: Прекращение отставки судьи как мера юридической ответственности
(Серенко С.Б.)
("Российский судья", 2021, N 11)<10> О сложностях, связанных с определением понятия "творческая деятельность", см.: Вражнов А.С. К вопросу об иной творческой деятельности судьи // Российский судья. 2018. N 12. С. 42 - 44.
(Серенко С.Б.)
("Российский судья", 2021, N 11)<10> О сложностях, связанных с определением понятия "творческая деятельность", см.: Вражнов А.С. К вопросу об иной творческой деятельности судьи // Российский судья. 2018. N 12. С. 42 - 44.
Статья: Субъект дисциплинарной юрисдикции в служебных отношениях: концентрированная и распределительная системы дисциплинарной власти
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)<13> Добробаба М.Б. Проблема совершенствования системы дисциплинарных взысканий, применяемых в рамках служебно-деликтных дисциплинарных правоотношений // Административное и муниципальное право. 2016. N 1. С. 51 - 59.
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)<13> Добробаба М.Б. Проблема совершенствования системы дисциплинарных взысканий, применяемых в рамках служебно-деликтных дисциплинарных правоотношений // Административное и муниципальное право. 2016. N 1. С. 51 - 59.
Статья: Особенности прав и обязанностей работодателя при направлении работников к другим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)
(Новикова Ю.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2025, N 4)Обойден вниманием законодателя вопрос о дисциплинарной ответственности работника в рассматриваемых отношениях. Коль скоро работодателем остается агентство, а специальные правила о праве принимающей стороны наложить дисциплинарное взыскание не закреплены, то руководствоваться следует общими положениями трудового законодательства, в силу которых только работодатель вправе привлечь работника к названному виду ответственности. Дисциплинарная ответственность наступает, если трудовые обязанности не исполняются вовсе либо исполняются ненадлежащим образом (ст. 192 ТК РФ). Работодатель дает оценку этому факту и, соблюдая процедуру, установленную на законодательном уровне, налагает на работника одно из дисциплинарных взысканий. Проблема заключается в том, что трудовые обязанности исполняются в данном случае не под контролем и в интересах работодателя, а в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны. Соответственно, если принимающая сторона сделает вывод о наличии состава дисциплинарного проступка, привлечь к ответственности работника она не вправе. Очевидно, в подобной ситуации принимающая сторона может обратиться к своему контрагенту по договору о предоставлении труда персонала, поставить его в известность о сложившейся ситуации и потребовать принятия мер, соответствующих закону. Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности требует от работодателя целой совокупности действий, в том числе работодатель обязан истребовать у работника объяснение, дать оценку обстановке, в которой совершен проступок, выяснить, имелись ли уважительные причины для неисполнения (ненадлежащего исполнения) трудовых обязанностей. Эти действия требуют физического присутствия уполномоченного представителя работодателя в месте совершения деяния. В этой связи закономерно возникает вопрос о возможности такого присутствия с точки зрения действующего законодательства, а также самостоятельности субъектов, заключивших договор о предоставлении труда персонала. На этот вопрос можно ответить утвердительно, поскольку ч. 9 ст. 341.2 ТК РФ допускает осуществление контроля со стороны работодателя за исполнением принимающей стороной условий трудового договора и соблюдением норм трудового права. В приведенной норме ТК РФ не идет речь о дисциплинарной ответственности, однако предусматривается возможность активных действий работодателя в отношении принимающей стороны. Более того, в ситуации, когда принимающая сторона ставит вопрос о привлечении работника к ответственности, нахождение представителя контрагента с этой целью будет отвечать ее интересам и, во всяком случае, не будет противоречить им. Стоит отметить, что привлечение к дисциплинарной ответственности не является обязанностью работодателя, поэтому он может не согласиться с требованием принимающей стороны и отказать в наложении дисциплинарного взыскания, тем более если достаточных оснований для этого не имеется.
(Новикова Ю.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2025, N 4)Обойден вниманием законодателя вопрос о дисциплинарной ответственности работника в рассматриваемых отношениях. Коль скоро работодателем остается агентство, а специальные правила о праве принимающей стороны наложить дисциплинарное взыскание не закреплены, то руководствоваться следует общими положениями трудового законодательства, в силу которых только работодатель вправе привлечь работника к названному виду ответственности. Дисциплинарная ответственность наступает, если трудовые обязанности не исполняются вовсе либо исполняются ненадлежащим образом (ст. 192 ТК РФ). Работодатель дает оценку этому факту и, соблюдая процедуру, установленную на законодательном уровне, налагает на работника одно из дисциплинарных взысканий. Проблема заключается в том, что трудовые обязанности исполняются в данном случае не под контролем и в интересах работодателя, а в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны. Соответственно, если принимающая сторона сделает вывод о наличии состава дисциплинарного проступка, привлечь к ответственности работника она не вправе. Очевидно, в подобной ситуации принимающая сторона может обратиться к своему контрагенту по договору о предоставлении труда персонала, поставить его в известность о сложившейся ситуации и потребовать принятия мер, соответствующих закону. Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности требует от работодателя целой совокупности действий, в том числе работодатель обязан истребовать у работника объяснение, дать оценку обстановке, в которой совершен проступок, выяснить, имелись ли уважительные причины для неисполнения (ненадлежащего исполнения) трудовых обязанностей. Эти действия требуют физического присутствия уполномоченного представителя работодателя в месте совершения деяния. В этой связи закономерно возникает вопрос о возможности такого присутствия с точки зрения действующего законодательства, а также самостоятельности субъектов, заключивших договор о предоставлении труда персонала. На этот вопрос можно ответить утвердительно, поскольку ч. 9 ст. 341.2 ТК РФ допускает осуществление контроля со стороны работодателя за исполнением принимающей стороной условий трудового договора и соблюдением норм трудового права. В приведенной норме ТК РФ не идет речь о дисциплинарной ответственности, однако предусматривается возможность активных действий работодателя в отношении принимающей стороны. Более того, в ситуации, когда принимающая сторона ставит вопрос о привлечении работника к ответственности, нахождение представителя контрагента с этой целью будет отвечать ее интересам и, во всяком случае, не будет противоречить им. Стоит отметить, что привлечение к дисциплинарной ответственности не является обязанностью работодателя, поэтому он может не согласиться с требованием принимающей стороны и отказать в наложении дисциплинарного взыскания, тем более если достаточных оснований для этого не имеется.
Статья: Премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации: часть заработной платы или поощрение за труд?
(Васильева А.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 10)Приказ N 1010 не устанавливает особых критериев для получения работниками премий за средства экономии бюджета. Сложность производимых работ отражается на размере производимых выплат, но не на факте выплаты. Если работник исполняет трудовые обязанности, к нему не было применено дисциплинарное взыскание и его действия не причинили ущерб Вооруженным Силам, то ему будет выплачена премия в соответствии с установленными показателями его труда.
(Васильева А.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 10)Приказ N 1010 не устанавливает особых критериев для получения работниками премий за средства экономии бюджета. Сложность производимых работ отражается на размере производимых выплат, но не на факте выплаты. Если работник исполняет трудовые обязанности, к нему не было применено дисциплинарное взыскание и его действия не причинили ущерб Вооруженным Силам, то ему будет выплачена премия в соответствии с установленными показателями его труда.
Статья: Административно-правовые аспекты привлечения служащих органов прокуратуры к дисциплинарной ответственности
(Стрельников В.В.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Здесь хотелось бы отметить малоизвестный факт о существовавшей ранее порочной практике лишать имеющих неснятое дисциплинарное взыскание прокурорских работников доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в труде. Недопустимость подобных действий подтверждена высшей судебной инстанцией. В решении Верховного Суда РФ от 8 февраля 2007 г. N ГКПИ06-1347 <8> отмечено, что такой подход в целом противоречит Закону о прокуратуре. В качестве обоснования подобного решения приведено следующее. Из содержания ст. 44 Закона следует, что составной частью денежного содержания прокурорских работников выступает доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в службе. С лишенного доплаты работника не снимается часть служебной нагрузки, он продолжает выполнять свои должностные обязанности в прежнем режиме, получая при этом меньшую заработную плату. Не основана на Законе и является нарушением права прокурорских работников на материальное обеспечение невыплата установленной работнику доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе в связи с имеющимся дисциплинарным взысканием. Мы полностью согласны с данной позицией Верховного Суда РФ. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N КАС07-130 <9> данное решение оставлено без изменения. После вступления в законную силу абзац 3 п. 10 Положения о порядке установления и выплаты прокурорским работникам доплаты за особые условия службы и доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе был исключен. Примечательно, что вопрос о компенсациях тысячам прокурорских работников, которых незаконно лишили данной доплаты, даже не поднимался.
(Стрельников В.В.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Здесь хотелось бы отметить малоизвестный факт о существовавшей ранее порочной практике лишать имеющих неснятое дисциплинарное взыскание прокурорских работников доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в труде. Недопустимость подобных действий подтверждена высшей судебной инстанцией. В решении Верховного Суда РФ от 8 февраля 2007 г. N ГКПИ06-1347 <8> отмечено, что такой подход в целом противоречит Закону о прокуратуре. В качестве обоснования подобного решения приведено следующее. Из содержания ст. 44 Закона следует, что составной частью денежного содержания прокурорских работников выступает доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в службе. С лишенного доплаты работника не снимается часть служебной нагрузки, он продолжает выполнять свои должностные обязанности в прежнем режиме, получая при этом меньшую заработную плату. Не основана на Законе и является нарушением права прокурорских работников на материальное обеспечение невыплата установленной работнику доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе в связи с имеющимся дисциплинарным взысканием. Мы полностью согласны с данной позицией Верховного Суда РФ. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N КАС07-130 <9> данное решение оставлено без изменения. После вступления в законную силу абзац 3 п. 10 Положения о порядке установления и выплаты прокурорским работникам доплаты за особые условия службы и доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе был исключен. Примечательно, что вопрос о компенсациях тысячам прокурорских работников, которых незаконно лишили данной доплаты, даже не поднимался.
Статья: Ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения: проблемы оптимизации модели
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Субъект дисциплинарного проступка - это центральный элемент его состава, в качестве которого в юридической литературе признаются только физические лица, не обладающие дисциплинарно-юрисдикционными полномочиями в конкретных дисциплинарно-деликтных отношениях, состоящие в устойчивых юридически оформленных служебных отношениях и наделенные соответствующими служебными правами и обязанностями <8>. Это в полной мере применимо и к субъектам коррупционных правонарушений, при этом взыскания за коррупционные правонарушения, как и взыскания за совершение дисциплинарных проступков, налагаются на служащих по общему правилу только в рамках служебного подчинения (исключения существуют лишь для отдельных дисциплинарных взысканий, налагаемых на военнослужащих).
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Субъект дисциплинарного проступка - это центральный элемент его состава, в качестве которого в юридической литературе признаются только физические лица, не обладающие дисциплинарно-юрисдикционными полномочиями в конкретных дисциплинарно-деликтных отношениях, состоящие в устойчивых юридически оформленных служебных отношениях и наделенные соответствующими служебными правами и обязанностями <8>. Это в полной мере применимо и к субъектам коррупционных правонарушений, при этом взыскания за коррупционные правонарушения, как и взыскания за совершение дисциплинарных проступков, налагаются на служащих по общему правилу только в рамках служебного подчинения (исключения существуют лишь для отдельных дисциплинарных взысканий, налагаемых на военнослужащих).
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы госслужащихДолжности категории "руководители" могут замещаться как на определенный срок полномочий, так и без ограничения срока. Гражданские служащие, замещающие должности данной категории, отличаются тем, что обеспечивают принятие государственных управленческих решений по стратегическим проблемам развития подведомственных сфер, по текущим вопросам высокой и средней степени сложности, проводят совещания, деловые переговоры, выдают поручения, принимают решения о поощрениях и дисциплинарных взысканиях подчиненных, распределяют обязанности среди подчиненных, координируют деятельность структурных подразделений государственного органа, устанавливают производственные отношения с другими организациями, государственными органами и хозяйствующими субъектами и т.д.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Как правило, рассмотрение дела заканчивается вынесением решения, которое должно соответствовать общим требованиям ст. 180 КАС РФ. Решение может быть об отказе в удовлетворении жалобы; об удовлетворении жалобы и отмене решения полностью и о частичном удовлетворении жалобы. Как уже отмечалось, Дисциплинарная коллегия не вправе принимать решение о назначении дисциплинарного взыскания, поскольку этот вопрос относится к исключительной компетенции квалификационных коллегий. Резолютивные части решений, выносимых Дисциплинарной коллегией, очень лаконичны: удовлетворить жалобу или отказать.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Как правило, рассмотрение дела заканчивается вынесением решения, которое должно соответствовать общим требованиям ст. 180 КАС РФ. Решение может быть об отказе в удовлетворении жалобы; об удовлетворении жалобы и отмене решения полностью и о частичном удовлетворении жалобы. Как уже отмечалось, Дисциплинарная коллегия не вправе принимать решение о назначении дисциплинарного взыскания, поскольку этот вопрос относится к исключительной компетенции квалификационных коллегий. Резолютивные части решений, выносимых Дисциплинарной коллегией, очень лаконичны: удовлетворить жалобу или отказать.