Сквер как объект недвижимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Сквер как объект недвижимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 26.06.2024 по делу N 88-5665/2024 (УИД 09RS0001-01-2021-001843-95)
Категория спора: Купля-продажа земли.
Требования: 1) О признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков; 2) О возложении обязанности возвратить денежные средства.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на незаконную передачу в собственность земельного участка без проведения торгов, в нарушение ряда нормативных актов, запрещающих выделение земельных участков и строительство на их территории парка культуры и отдыха, с явным занижением стоимости земельного участка.
Решение: 1) Дело в части направлено на новое апелляционное рассмотрение; 2) Дело в части направлено на новое апелляционное рассмотрение.Как было установлено в ходе рассмотрения дела, ФИО1 сделка заключена по цене значительно ниже кадастровой стоимости, а уполномоченные должностные лица органа местного самоуправления предоставили спорный земельный участок из зоны городских парков, скверов, бульваров для целей, не установленных видами разрешенного использования для данной зоны, а в последующем разрешили приватизацию данного земельного участка в нарушение установленного федеральным законом запрета, не удостоверившись в существовании на нем объекта недвижимости и не получив доказательства необходимости для обслуживания объекта недвижимости площадью 177,8 кв. м земельного участка площадью 71000 кв. м.
Категория спора: Купля-продажа земли.
Требования: 1) О признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков; 2) О возложении обязанности возвратить денежные средства.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на незаконную передачу в собственность земельного участка без проведения торгов, в нарушение ряда нормативных актов, запрещающих выделение земельных участков и строительство на их территории парка культуры и отдыха, с явным занижением стоимости земельного участка.
Решение: 1) Дело в части направлено на новое апелляционное рассмотрение; 2) Дело в части направлено на новое апелляционное рассмотрение.Как было установлено в ходе рассмотрения дела, ФИО1 сделка заключена по цене значительно ниже кадастровой стоимости, а уполномоченные должностные лица органа местного самоуправления предоставили спорный земельный участок из зоны городских парков, скверов, бульваров для целей, не установленных видами разрешенного использования для данной зоны, а в последующем разрешили приватизацию данного земельного участка в нарушение установленного федеральным законом запрета, не удостоверившись в существовании на нем объекта недвижимости и не получив доказательства необходимости для обслуживания объекта недвижимости площадью 177,8 кв. м земельного участка площадью 71000 кв. м.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В части 7 комментируемой статьи предусмотрено и регламентировано сохранение временного характера сведений ГКН об образованных объектах недвижимости, предусмотренного статьей 24 Закона 2007 г. о кадастре в последней редакции данной статьи, т.е. в ред. Федерального закона от 22 декабря 2014 г. N 447-ФЗ. Речь идет о носящих временный характер сведениях, внесенных в ГКН при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в т.ч. в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 ст. 42.10 данного Закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в ЕГРП.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В части 7 комментируемой статьи предусмотрено и регламентировано сохранение временного характера сведений ГКН об образованных объектах недвижимости, предусмотренного статьей 24 Закона 2007 г. о кадастре в последней редакции данной статьи, т.е. в ред. Федерального закона от 22 декабря 2014 г. N 447-ФЗ. Речь идет о носящих временный характер сведениях, внесенных в ГКН при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в т.ч. в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 ст. 42.10 данного Закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в ЕГРП.
Статья: Категория "общее пользование" в земельном законодательстве
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2022, N 12)В действующем законодательстве нечетко урегулирован вопрос о соотношении сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и положений документов о планировке территории, которыми установлены красные линии. Нормы Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) противоречивы в части определения границ земельных участков и территорий общего пользования. Так, термин "красные линии" в Законе отсутствует; в то же время из ст. 14, 41 Закона следует, что земельные участки, занятые площадями, улицами, скверами и другими объектами общего пользования, подлежат государственному кадастровому учету, следовательно, сведения о местоположении границ указанных земельных участков заносятся в кадастр недвижимости.
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2022, N 12)В действующем законодательстве нечетко урегулирован вопрос о соотношении сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и положений документов о планировке территории, которыми установлены красные линии. Нормы Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) противоречивы в части определения границ земельных участков и территорий общего пользования. Так, термин "красные линии" в Законе отсутствует; в то же время из ст. 14, 41 Закона следует, что земельные участки, занятые площадями, улицами, скверами и другими объектами общего пользования, подлежат государственному кадастровому учету, следовательно, сведения о местоположении границ указанных земельных участков заносятся в кадастр недвижимости.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6) в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости;
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6) в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Судам следовало также проверить, отвечает ли земельный участок, испрашиваемый обществом в целях выкупа, требованиям к земельному участку, необходимому для эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего обществу, в том числе в отношении площади такого участка (ст. 39.20 ЗК РФ). В том случае, если будет установлено, что испрашиваемый участок всем требованиям не отвечает, необходимо установить, возможно ли образование земельного участка в иных границах и иной площади с соблюдением требований к образуемым или измененным земельным участкам, установленных градостроительным и земельным законодательством, в отношении которого обществом может быть реализовано его право на приобретение земельного участка в собственность.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Судам следовало также проверить, отвечает ли земельный участок, испрашиваемый обществом в целях выкупа, требованиям к земельному участку, необходимому для эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего обществу, в том числе в отношении площади такого участка (ст. 39.20 ЗК РФ). В том случае, если будет установлено, что испрашиваемый участок всем требованиям не отвечает, необходимо установить, возможно ли образование земельного участка в иных границах и иной площади с соблюдением требований к образуемым или измененным земельным участкам, установленных градостроительным и земельным законодательством, в отношении которого обществом может быть реализовано его право на приобретение земельного участка в собственность.
Статья: Проблемы государственного управления земельным фондом и регистрации прав на объекты земельных отношений
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2023, N 2)Пробельностью характеризуются нормы о понятии территории общего пользования и порядке установления границ данного объекта. Нечетко также урегулировано соотношение таких юридических категорий, как земельный участок общего пользования и территория общего пользования. Участок общего пользования в силу ст. 11.10, 39.11 ЗК РФ может относиться к территории общего пользования, т.е. располагаться в ее составе, либо обладать самостоятельным статусом, выполнять функции объекта общего пользования и находиться в границах определенной категории земель или зоны. Способом закрепления границ территорий общего пользования является установление красных линий (ст. 1, 41, 43 ГрК РФ), но термин "красные линии" в Законе о регистрации недвижимости не предусмотрен, и Закон также не содержит норм об обязательности включения в реестр сведений о территориях общего пользования, в то же время согласно ст. 10 Закона такие объекты, как площади и скверы, подлежат постановке на кадастровый учет, но указанные объекты более соответствуют понятию "земельный участок общего пользования" нежели "территория общего пользования". Представляется, что указанные противоречия необходимо устранить и внести в Закон о регистрации недвижимости дополнения, предусматривающие внесение в ЕГРН сведений о границах красных линий.
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2023, N 2)Пробельностью характеризуются нормы о понятии территории общего пользования и порядке установления границ данного объекта. Нечетко также урегулировано соотношение таких юридических категорий, как земельный участок общего пользования и территория общего пользования. Участок общего пользования в силу ст. 11.10, 39.11 ЗК РФ может относиться к территории общего пользования, т.е. располагаться в ее составе, либо обладать самостоятельным статусом, выполнять функции объекта общего пользования и находиться в границах определенной категории земель или зоны. Способом закрепления границ территорий общего пользования является установление красных линий (ст. 1, 41, 43 ГрК РФ), но термин "красные линии" в Законе о регистрации недвижимости не предусмотрен, и Закон также не содержит норм об обязательности включения в реестр сведений о территориях общего пользования, в то же время согласно ст. 10 Закона такие объекты, как площади и скверы, подлежат постановке на кадастровый учет, но указанные объекты более соответствуют понятию "земельный участок общего пользования" нежели "территория общего пользования". Представляется, что указанные противоречия необходимо устранить и внести в Закон о регистрации недвижимости дополнения, предусматривающие внесение в ЕГРН сведений о границах красных линий.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Положения Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон "О государственной регистрации недвижимости") противоречиво регулируют положения о границах земельных участков и территорий общего пользования. Так, в Законе "О государственной регистрации недвижимости" термин "красные линии" отсутствует; в то же время согласно ст. 14 Закона земельные участки, занятые площадями, улицами, скверами и другими объектами общего пользования подлежат государственному кадастровому учету, следовательно, сведения о местоположении границ указанных земельных участков заносятся в кадастр недвижимости. В силу ст. 7 Закона "О государственной регистрации недвижимости" в реестр границ вносятся сведения о проектах межевания территорий, однако положения ст. 10 Закона не предусматривают внесение в реестр границ сведений о территориях общего пользования, при этом данные о границах иных видов территорий, в частности, территорий объектов культурного наследия и опережающего социально-экономического развития, подлежат внесению в реестр границ.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Положения Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон "О государственной регистрации недвижимости") противоречиво регулируют положения о границах земельных участков и территорий общего пользования. Так, в Законе "О государственной регистрации недвижимости" термин "красные линии" отсутствует; в то же время согласно ст. 14 Закона земельные участки, занятые площадями, улицами, скверами и другими объектами общего пользования подлежат государственному кадастровому учету, следовательно, сведения о местоположении границ указанных земельных участков заносятся в кадастр недвижимости. В силу ст. 7 Закона "О государственной регистрации недвижимости" в реестр границ вносятся сведения о проектах межевания территорий, однако положения ст. 10 Закона не предусматривают внесение в реестр границ сведений о территориях общего пользования, при этом данные о границах иных видов территорий, в частности, территорий объектов культурного наследия и опережающего социально-экономического развития, подлежат внесению в реестр границ.
Вопрос: Об отчуждении унитарным предприятием недвижимого имущества без земельного участка, на котором оно расположено.
(Письмо Минфина России от 25.04.2024 N 28-01-10/39067)В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона N 178-ФЗ приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
(Письмо Минфина России от 25.04.2024 N 28-01-10/39067)В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона N 178-ФЗ приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Наличие подобного правила вполне объяснимо. Хотя качественные характеристики объекта недвижимости существенно меняются, однако право остается тем же самым.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Наличие подобного правила вполне объяснимо. Хотя качественные характеристики объекта недвижимости существенно меняются, однако право остается тем же самым.
Статья: Viam muniunto! О возложении на частных лиц бремени содержания муниципальной собственности (прилегающих территорий общего пользования): конституционные аспекты глазами цивилиста
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)<9> Под прилегающей территорией понимается "территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации" (п. 37 ст. 1 ГрК РФ), а под территориями общего пользования - "территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)" (п. 12 ст. 1 ГрК РФ).
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)<9> Под прилегающей территорией понимается "территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации" (п. 37 ст. 1 ГрК РФ), а под территориями общего пользования - "территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)" (п. 12 ст. 1 ГрК РФ).
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ системы землепользования, включая деятельность уполномоченных органов, осуществляемую в целях землеустройства и разграничения прав на землю"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)Обеспечено образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и др. объектами
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)Обеспечено образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и др. объектами
Статья: Твердые бытовые и коммунальные отходы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, а также отходы, образованные при капитальном ремонте объектов недвижимости (работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации), не относятся к ТКО (Письмо Минприроды России от 10.08.2021 N 08-25-26/22922 "Об отнесении растительных отходов и отходов от текущего ремонта к ТКО").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, а также отходы, образованные при капитальном ремонте объектов недвижимости (работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации), не относятся к ТКО (Письмо Минприроды России от 10.08.2021 N 08-25-26/22922 "Об отнесении растительных отходов и отходов от текущего ремонта к ТКО").