Система военных судов
Подборка наиболее важных документов по запросу Система военных судов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 "Подсудность дел военным судам" Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации""Исходя из системного толкования статьи 7 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", статьи 18 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 142 "Участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи" КАС РФ"Несостоятельным является довод жалобы о том, что гарнизонный военный суд при рассмотрении дела нарушил права М., отказав в удовлетворении заявленного его представителем ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, поскольку предусмотренная ч. 1 ст. 142 КАС РФ возможность участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи участвующего в деле лица, которое по объективным причинам не имеет такой возможности, определяется судом и поставлена под условие, что такая форма участия в деле необходима для правильного рассмотрения и разрешения административного дела."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль и место военных судов в судебной системе России
(Аулов В.К.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 7)"Право в Вооруженных Силах", 2024, N 7
(Аулов В.К.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 7)"Право в Вооруженных Силах", 2024, N 7
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)6. Военные суды в системе судов общей юрисдикции
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)6. Военные суды в системе судов общей юрисдикции
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О военных судах Российской Федерации"Статья 1. Военные суды Российской Федерации
(ред. от 28.12.2024)
"О военных судах Российской Федерации"Статья 1. Военные суды Российской Федерации
Статья: Доктринальные основы науки о судебной деятельности в трудах ученых Российского государственного университета правосудия
(Бурдина Е.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)В настоящий период в работах профессорско-преподавательского состава кафедры расширяются теоретические представления о структурно-институциональном построении системы военных судов, об их территориальной юрисдикции, особенностях ресурсного обеспечения военных судов в условиях военного времени, в период мобилизации и в боевой обстановке <12>.
(Бурдина Е.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)В настоящий период в работах профессорско-преподавательского состава кафедры расширяются теоретические представления о структурно-институциональном построении системы военных судов, об их территориальной юрисдикции, особенностях ресурсного обеспечения военных судов в условиях военного времени, в период мобилизации и в боевой обстановке <12>.
Статья: О некоторых вопросах реформирования системы судов общей юрисдикции Российской Федерации: плюсы и минусы
(Савенкова М.И.)
("Российский судья", 2023, N 7)Однако эти положительные новшества связаны с не менее серьезной проблемой, связанной с военными судами общей юрисдикции Российской Федерации. В 1999 г. принимается Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", в свете чего в России впервые появляется четко сформированная, узаконенная и развитая система военных судов. Военные суды являются отчасти особенными судами в силу специфики рассматриваемых ими вопросов. Не каждый человек имеет право обратиться в военный суд для разрешения спора, данный суд рассматривает достаточно узкую категорию вопросов. На территории Российской Федерации военные суды созданы для разрешения споров и конфликтов, возникающих исключительно на военной почве, т.е. суд принимает дело лишь в том случае, если в нем фигурируют военнослужащие или же те лица, которые на момент совершения того или иного действия или бездействия проходили военные сборы. В данном случае судебным арбитром выступали также сами военнослужащие, что является вполне логичным и верным, так как для того, чтобы вынести обоснованное, не противоречащее законодательству решение, судья должен быть полностью компетентен в рассматриваемом вопросе и детально погружен в специфику дела.
(Савенкова М.И.)
("Российский судья", 2023, N 7)Однако эти положительные новшества связаны с не менее серьезной проблемой, связанной с военными судами общей юрисдикции Российской Федерации. В 1999 г. принимается Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", в свете чего в России впервые появляется четко сформированная, узаконенная и развитая система военных судов. Военные суды являются отчасти особенными судами в силу специфики рассматриваемых ими вопросов. Не каждый человек имеет право обратиться в военный суд для разрешения спора, данный суд рассматривает достаточно узкую категорию вопросов. На территории Российской Федерации военные суды созданы для разрешения споров и конфликтов, возникающих исключительно на военной почве, т.е. суд принимает дело лишь в том случае, если в нем фигурируют военнослужащие или же те лица, которые на момент совершения того или иного действия или бездействия проходили военные сборы. В данном случае судебным арбитром выступали также сами военнослужащие, что является вполне логичным и верным, так как для того, чтобы вынести обоснованное, не противоречащее законодательству решение, судья должен быть полностью компетентен в рассматриваемом вопросе и детально погружен в специфику дела.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)<1> "В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами" (ст. 25 ГПК). В абз. 4 ч. 3 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" говорится про "военные и специализированные суды". Часть 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" гласит: "Военные суды... являются федеральными судами общей юрисдикции". Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" военные суды тоже включены в систему судов общей юрисдикции (п. 5 ч. 2 ст. 1), правда, в следующем пункте той же части (п. 6 ч. 2 ст. 1) и специализированные суды странным образом причислены к общим. Государству удобно рассматривать споры с участием военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, в организованных для таких случаев ("военных") судах. Вот и вся специфика! Один субъектный состав сам по себе не позволяет говорить о "специализированности". Законодателю предстоит как можно скорее исправить технические неточности в ст. 25 ГПК и п. 6 ч. 2 ст. 1 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)<1> "В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами" (ст. 25 ГПК). В абз. 4 ч. 3 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" говорится про "военные и специализированные суды". Часть 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" гласит: "Военные суды... являются федеральными судами общей юрисдикции". Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" военные суды тоже включены в систему судов общей юрисдикции (п. 5 ч. 2 ст. 1), правда, в следующем пункте той же части (п. 6 ч. 2 ст. 1) и специализированные суды странным образом причислены к общим. Государству удобно рассматривать споры с участием военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, в организованных для таких случаев ("военных") судах. Вот и вся специфика! Один субъектный состав сам по себе не позволяет говорить о "специализированности". Законодателю предстоит как можно скорее исправить технические неточности в ст. 25 ГПК и п. 6 ч. 2 ст. 1 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ.
Статья: Российское судоустройственное право (исторический аспект)
(Мехренцева Н.А., Папулова З.А.)
("Администратор суда", 2022, N 3)С осени 2019 г. начали работу апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, изменившие своим появлением порядок обжалования вынесенных судебных актов и изъявшие функции пересмотра у областных и соответствующих судов, выполнявших эту работу десятилетиями. Кроме того, аналогичные апелляционный и кассационный суды появились также и в системе военных судов. Такие судоустройственные реформы повлекли за собой и изменение процессуального законодательства.
(Мехренцева Н.А., Папулова З.А.)
("Администратор суда", 2022, N 3)С осени 2019 г. начали работу апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, изменившие своим появлением порядок обжалования вынесенных судебных актов и изъявшие функции пересмотра у областных и соответствующих судов, выполнявших эту работу десятилетиями. Кроме того, аналогичные апелляционный и кассационный суды появились также и в системе военных судов. Такие судоустройственные реформы повлекли за собой и изменение процессуального законодательства.
Статья: Конституционные (уставные) суды субъектов РФ или конституционные (уставные) советы: следовало ли упразднять эти суды?
(Клеандров М.И.)
("Российский судья", 2023, N 10)Невключение конституционными нововведениями 2020 г. в структуру судебной системы РФ военных судов (но включение арбитражных, также федеральных) что означает? Предполагаемое упразднение военных судов? Безусловно нет, ибо в Федеральном конституционном законе от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" <2> уже после конституционных нововведений были внесены два дополнения и изменения (от 8 декабря 2020 г. N 7-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" и от 30 декабря 2021 г. N 4-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы"), и зачем это бы было делать, если их предстояло упразднить (работают они издавна, и хорошо, да и заменить их некому, особенно с учетом проведения СВО).
(Клеандров М.И.)
("Российский судья", 2023, N 10)Невключение конституционными нововведениями 2020 г. в структуру судебной системы РФ военных судов (но включение арбитражных, также федеральных) что означает? Предполагаемое упразднение военных судов? Безусловно нет, ибо в Федеральном конституционном законе от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" <2> уже после конституционных нововведений были внесены два дополнения и изменения (от 8 декабря 2020 г. N 7-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" и от 30 декабря 2021 г. N 4-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы"), и зачем это бы было делать, если их предстояло упразднить (работают они издавна, и хорошо, да и заменить их некому, особенно с учетом проведения СВО).
Статья: Судебная реформа в России конца XX - начала XXI века
(Жуйков В.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 5)Это и было осуществлено Федеральным конституционным законом от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ, внесшим необходимые изменения в Федеральные конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации", от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", которыми в судах общей юрисдикции (не считая военных судов) учреждено девять кассационных судов, действующих в пределах территорий соответствующих кассационных округов (в системе военных судов учрежден один кассационный суд).
(Жуйков В.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 5)Это и было осуществлено Федеральным конституционным законом от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ, внесшим необходимые изменения в Федеральные конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации", от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", которыми в судах общей юрисдикции (не считая военных судов) учреждено девять кассационных судов, действующих в пределах территорий соответствующих кассационных округов (в системе военных судов учрежден один кассационный суд).
Статья: Историческая ретроспектива развития специализированных судов
(Бражник И.С.)
("Мировой судья", 2021, N 9)Необходимость особого применения уголовного законодательства к военнослужащим вызвала потребность создания первых специализированных судов - военных судов по рассмотрению дел, связанных с преступлениями, совершенными определенными субъектами - военнослужащими или иными комбатантами. Впервые система военных судов начала формироваться в период Тридцатилетней войны при создании рядом немецких княжеств независимых военных трибуналов, созданных по примеру военной юстиции в шведской армии. Затем в Германии в 1872 г. был принят Военно-уголовный кодекс (MStG), а с 1 октября 1900 г. была установлена отдельная военная юрисдикция <14>.
(Бражник И.С.)
("Мировой судья", 2021, N 9)Необходимость особого применения уголовного законодательства к военнослужащим вызвала потребность создания первых специализированных судов - военных судов по рассмотрению дел, связанных с преступлениями, совершенными определенными субъектами - военнослужащими или иными комбатантами. Впервые система военных судов начала формироваться в период Тридцатилетней войны при создании рядом немецких княжеств независимых военных трибуналов, созданных по примеру военной юстиции в шведской армии. Затем в Германии в 1872 г. был принят Военно-уголовный кодекс (MStG), а с 1 октября 1900 г. была установлена отдельная военная юрисдикция <14>.
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии со ст. 8 ФКЗ "О военных судах" в систему военных судов входят:
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии со ст. 8 ФКЗ "О военных судах" в систему военных судов входят:
Статья: Проблемы правового регулирования деятельности работников аппарата военного суда как специализированного органа судебной власти
(Кочетова С.П.)
("Российский судья", 2024, N 11)Реализуя принципы гласности, открытости и доступности информации о деятельности судебной системы, военные суды активно взаимодействуют со средствами массовой информации, институтами гражданского общества, ведут правовую воспитательную работу среди студентов ведущих вузов России.
(Кочетова С.П.)
("Российский судья", 2024, N 11)Реализуя принципы гласности, открытости и доступности информации о деятельности судебной системы, военные суды активно взаимодействуют со средствами массовой информации, институтами гражданского общества, ведут правовую воспитательную работу среди студентов ведущих вузов России.