Схема расположения земельного участка при перераспределении
Подборка наиболее важных документов по запросу Схема расположения земельного участка при перераспределении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.28 "Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" ЗК РФ"Между тем наличие на перераспределяемых земельных участках объекта недвижимого имущества, который не находится в государственной или муниципальной собственности, а также в собственности других граждан или юридических лиц, возведенного заявителем и находящегося в его пользовании, не предусмотрено законом в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения образуемого земельного участка и его перераспределении.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.28 "Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" ЗК РФ"Указанный заявителем апелляционной жалобы пункт 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, допускающий использование при перераспределении схемы расположения земельного участка, подлежит применению к перераспределению земель и (или) земельных участков, указанных в подпунктах 3 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, которые предусматривают иные случаи перераспределения земель и не направлены на приведение границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории. Расширительное толкование пункта 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации при заявленном предпринимателем основании перераспределения земель недопустимо, поскольку оно противоречит буквальному толкованию подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, его прямому смыслу и значению."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Споры, связанные с перераспределением земельных участков
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2023, N 1)В соответствии с подп. 4 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2023, N 1)В соответствии с подп. 4 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Статья: Процедура перераспределения земельного участка и правило "эстоппель"
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2025, N 8)Ключевые слова: соглашение о перераспределении земельного участка, схема расположения земельного участка, Земельный кодекс, публичная собственность, орган публичной власти, правило "эстоппель".
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2025, N 8)Ключевые слова: соглашение о перераспределении земельного участка, схема расположения земельного участка, Земельный кодекс, публичная собственность, орган публичной власти, правило "эстоппель".
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Между тем наличие на перераспределяемых земельных участках объекта недвижимого имущества, который не находится в государственной или муниципальной собственности, а также в собственности других граждан или юридических лиц, возведенного заявителем и находящегося в его пользовании, не предусмотрено законом в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения образуемого земельного участка и его перераспределении.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Между тем наличие на перераспределяемых земельных участках объекта недвижимого имущества, который не находится в государственной или муниципальной собственности, а также в собственности других граждан или юридических лиц, возведенного заявителем и находящегося в его пользовании, не предусмотрено законом в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения образуемого земельного участка и его перераспределении.
Статья: Правовые аспекты перераспределения частных и публичных земель
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Так, ИП Исаев З.Г. обратился в арбитражный суд с иском к департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земель на основании подп. 2 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации. Отказ мотивирован тем, что не утвержден проект межевания территории, а к заявлению о перераспределении приложена схема расположения земельного участка, согласно которой его площадь увеличивается до 540 кв. м.
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Так, ИП Исаев З.Г. обратился в арбитражный суд с иском к департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земель на основании подп. 2 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации. Отказ мотивирован тем, что не утвержден проект межевания территории, а к заявлению о перераспределении приложена схема расположения земельного участка, согласно которой его площадь увеличивается до 540 кв. м.
Ситуация: Каков порядок увеличения площади земельного участка, принадлежащего гражданину, за счет государственных или муниципальных земель?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При отсутствии оснований для отказа принимается и направляется заявителю решение об утверждении схемы расположения земельного участка либо заявителю направляется согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п. п. 8 - 9 ст. 39.29 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При отсутствии оснований для отказа принимается и направляется заявителю решение об утверждении схемы расположения земельного участка либо заявителю направляется согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п. п. 8 - 9 ст. 39.29 ЗК РФ).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Однако есть и другой подход, например, в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2019 N 49-КА19-8 указывается, что положения ст. 39.29 ЗК РФ предусматривают соблюдение ряда последовательных процедур, которые заканчиваются заключением соглашения о перераспределении земельных участков после согласования уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, постановки заявителем на кадастровый учет образуемого земельного участка, если только не имеется оснований, предусмотренных п. 14 ст. 39.29 ЗК РФ (т.е. основания для отказа, предусмотренные п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, должны быть выявлены ранее, при изначальном рассмотрении вопроса о даче согласия на заключение соглашения о перераспределении, а не после проведения правообладателем кадастровых работ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Однако есть и другой подход, например, в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2019 N 49-КА19-8 указывается, что положения ст. 39.29 ЗК РФ предусматривают соблюдение ряда последовательных процедур, которые заканчиваются заключением соглашения о перераспределении земельных участков после согласования уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, постановки заявителем на кадастровый учет образуемого земельного участка, если только не имеется оснований, предусмотренных п. 14 ст. 39.29 ЗК РФ (т.е. основания для отказа, предусмотренные п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, должны быть выявлены ранее, при изначальном рассмотрении вопроса о даче согласия на заключение соглашения о перераспределении, а не после проведения правообладателем кадастровых работ).