Северный стаж для пенсии для женщин
Подборка наиболее важных документов по запросу Северный стаж для пенсии для женщин (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Досрочное пенсионное обеспечение застрахованных лиц с семейными обязанностями
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2020, N 11)При назначении пенсии в связи с работой в северных регионах к этой работе в порядке, определяемом Правительством РФ, приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях (ч. 1 ст. 33 этого Закона). Иными словами, всем северянам, включая женщин с детьми, пенсии назначаются с зачетом в их специальный (северный) стаж работ с особыми условиями труда. Однако во внимание принимаются лишь работы, перечисленные в указанных пунктах ч. 1 ст. 30 Закона. Это работы: подземные, с вредными условиями труда и в горячих цехах; непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве; в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности; в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах; в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью и многие другие. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 июля 2014 г. N 651 приравнивание к работе в северных регионах работы с особыми условиями труда в иных регионах осуществляется путем суммирования того и другого стажа работы. Если же стаж на соответствующих видах работ (отдельные его периоды) выработан в северных регионах, он учитывается как время работы соответственно в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях.
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2020, N 11)При назначении пенсии в связи с работой в северных регионах к этой работе в порядке, определяемом Правительством РФ, приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях (ч. 1 ст. 33 этого Закона). Иными словами, всем северянам, включая женщин с детьми, пенсии назначаются с зачетом в их специальный (северный) стаж работ с особыми условиями труда. Однако во внимание принимаются лишь работы, перечисленные в указанных пунктах ч. 1 ст. 30 Закона. Это работы: подземные, с вредными условиями труда и в горячих цехах; непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве; в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности; в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах; в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью и многие другие. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 июля 2014 г. N 651 приравнивание к работе в северных регионах работы с особыми условиями труда в иных регионах осуществляется путем суммирования того и другого стажа работы. Если же стаж на соответствующих видах работ (отдельные его периоды) выработан в северных регионах, он учитывается как время работы соответственно в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В-третьих, в отношении женщин-"северян", воспитавших двух и более детей, был сохранен прежний возраст выхода на пенсию - 50 лет при наличии достаточной продолжительности "северного стажа" и страхового стажа в соответствии с нормами Закона о страховых пенсиях.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В-третьих, в отношении женщин-"северян", воспитавших двух и более детей, был сохранен прежний возраст выхода на пенсию - 50 лет при наличии достаточной продолжительности "северного стажа" и страхового стажа в соответствии с нормами Закона о страховых пенсиях.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан"3.1. До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статьи 89 - 92, 95). Его статья 94 предусматривала льготное (кратное) исчисление некоторых засчитываемых в этот стаж периодов (в отношении лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, аналогичную норму предусматривала и статья 28 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"). Такое льготное исчисление позволяло отдельным категориям граждан приобретать необходимый для назначения пенсии общий трудовой стаж (20 лет для женщин и 25 лет для мужчин) в более короткие сроки и влияло на размер пенсии, который находился в прямой зависимости от продолжительности этого стажа.
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан"3.1. До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статьи 89 - 92, 95). Его статья 94 предусматривала льготное (кратное) исчисление некоторых засчитываемых в этот стаж периодов (в отношении лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, аналогичную норму предусматривала и статья 28 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"). Такое льготное исчисление позволяло отдельным категориям граждан приобретать необходимый для назначения пенсии общий трудовой стаж (20 лет для женщин и 25 лет для мужчин) в более короткие сроки и влияло на размер пенсии, который находился в прямой зависимости от продолжительности этого стажа.
<Письмо> ПФ РФ от 06.08.2002 N ЛЧ-06-25/7153
"О порядке установления повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации"2. Повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для граждан, проживающих за пределами северных регионов и имеющих необходимый стаж работы на Крайнем Севере, а также необходимый страховой стаж, применяется по достижении мужчинами возраста 55 лет (женщинами - 50 лет) независимо от того, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал по их выбору в случаях, предусмотренных п. 5 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", осуществляется с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
"О порядке установления повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации"2. Повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для граждан, проживающих за пределами северных регионов и имеющих необходимый стаж работы на Крайнем Севере, а также необходимый страховой стаж, применяется по достижении мужчинами возраста 55 лет (женщинами - 50 лет) независимо от того, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал по их выбору в случаях, предусмотренных п. 5 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", осуществляется с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности при наличии определенного стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям устанавливается в повышенном размере.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности при наличии определенного стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям устанавливается в повышенном размере.
Статья: Повышение пенсионного возраста: правовой анализ
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Обращает внимание также то обстоятельство, что из всех установленных для назначения досрочной страховой пенсии по старости "северных оснований" возраст повышен только по одному, которое условно можно именовать "общим", - п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях. Повышение возраста не затронуло специальные "северные основания", предусмотренные в п. п. 2 и 7 указанной нормы. В последнем случае право на досрочную страховую пенсию по старости возникает, как правило, у лиц, относящихся к малочисленным народам Севера и занятых традиционными видами хозяйственной деятельности. Сохранение для них ранее установленного пенсионного возраста направлено, с одной стороны, на решение проблемы занятости в местах их проживания, а с другой - на защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры коренных малочисленных народов. Кроме того, п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях формально не связан с пунктом 6 ч. 1 этой статьи. В то же время п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях до принятия Закона N 350-ФЗ, по сути, являлся специальной нормой по отношению к п. 6 ч. 1 данной статьи. В нем закреплялась льгота для женщин, родивших двух и более детей, работавших на Крайнем Севере, - право на пенсию возникало за 12 лет, а не за 15 лет работы в районах Крайнего Севера или за 17 лет, а не 20 лет работы в приравненных к ним местностях. Остальные условия (возраст и страховой стаж) оставались такими же, как и при назначении соответствующей досрочной страховой пенсии на общих основаниях. На данное обстоятельство также указывает Е.Г. Азарова, поясняя, что льготой для женщин с двумя и более детьми было сокращение на три года требуемого периода работы в северных районах <15>. В таком случае не ясно, почему при повышении возраста выхода на досрочную страховую пенсию по "общему северному основанию" одновременно не претерпело изменений связанное с ним специальное основание. Возможно, причина в общей тенденции сохранения ранее действовавших условий для тех досрочных пенсий, где критерием дифференциации служит рождение и воспитание детей (как уже отмечалось, перечень таких оснований даже расширен). Однако в отличие от п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях рождение женщиной, указанной в п. 2 ч. 1 данной статьи, двух и более детей не являлось непосредственным основанием для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости. Таковым выступал факт трудовой деятельности на Крайнем Севере. А наличие детей учитывалось только в установлении требуемой продолжительности северного стажа. То есть законодатель исходил из ограничения у таких женщин возможности выработки северного стажа по причине необходимости освобождения от работы в связи с рождением и воспитанием нескольких детей. При такой взаимосвязи нормативных предписаний повышение возраста выхода на пенсию для лиц, работавших на Крайнем Севере, неизбежно должно было затронуть и женщин из их числа, родивших двух и более детей. Хотя, как отмечает Е.Г. Азарова, сохранение в этом случае прежнего возраста позволило сгладить существующую проблему, связанную с невозможностью для таких женщин суммирования периодов стажа, если их трудовая деятельность протекала как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, поскольку необходимые для этого правила содержатся только в п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях <16>.
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Обращает внимание также то обстоятельство, что из всех установленных для назначения досрочной страховой пенсии по старости "северных оснований" возраст повышен только по одному, которое условно можно именовать "общим", - п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях. Повышение возраста не затронуло специальные "северные основания", предусмотренные в п. п. 2 и 7 указанной нормы. В последнем случае право на досрочную страховую пенсию по старости возникает, как правило, у лиц, относящихся к малочисленным народам Севера и занятых традиционными видами хозяйственной деятельности. Сохранение для них ранее установленного пенсионного возраста направлено, с одной стороны, на решение проблемы занятости в местах их проживания, а с другой - на защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры коренных малочисленных народов. Кроме того, п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях формально не связан с пунктом 6 ч. 1 этой статьи. В то же время п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях до принятия Закона N 350-ФЗ, по сути, являлся специальной нормой по отношению к п. 6 ч. 1 данной статьи. В нем закреплялась льгота для женщин, родивших двух и более детей, работавших на Крайнем Севере, - право на пенсию возникало за 12 лет, а не за 15 лет работы в районах Крайнего Севера или за 17 лет, а не 20 лет работы в приравненных к ним местностях. Остальные условия (возраст и страховой стаж) оставались такими же, как и при назначении соответствующей досрочной страховой пенсии на общих основаниях. На данное обстоятельство также указывает Е.Г. Азарова, поясняя, что льготой для женщин с двумя и более детьми было сокращение на три года требуемого периода работы в северных районах <15>. В таком случае не ясно, почему при повышении возраста выхода на досрочную страховую пенсию по "общему северному основанию" одновременно не претерпело изменений связанное с ним специальное основание. Возможно, причина в общей тенденции сохранения ранее действовавших условий для тех досрочных пенсий, где критерием дифференциации служит рождение и воспитание детей (как уже отмечалось, перечень таких оснований даже расширен). Однако в отличие от п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях рождение женщиной, указанной в п. 2 ч. 1 данной статьи, двух и более детей не являлось непосредственным основанием для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости. Таковым выступал факт трудовой деятельности на Крайнем Севере. А наличие детей учитывалось только в установлении требуемой продолжительности северного стажа. То есть законодатель исходил из ограничения у таких женщин возможности выработки северного стажа по причине необходимости освобождения от работы в связи с рождением и воспитанием нескольких детей. При такой взаимосвязи нормативных предписаний повышение возраста выхода на пенсию для лиц, работавших на Крайнем Севере, неизбежно должно было затронуть и женщин из их числа, родивших двух и более детей. Хотя, как отмечает Е.Г. Азарова, сохранение в этом случае прежнего возраста позволило сгладить существующую проблему, связанную с невозможностью для таких женщин суммирования периодов стажа, если их трудовая деятельность протекала как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, поскольку необходимые для этого правила содержатся только в п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях <16>.
Готовое решение: В каком случае государственный гражданский служащий может оформить пенсию по старости
(КонсультантПлюс, 2025)если гражданский служащий относится к категориям граждан, которые указаны в ст. ст. 30 - 32 Закона о страховых пенсиях. Возраст получения пенсии в таком случае существенно ниже, но при этом служащий должен, например, иметь стаж работы в районах Крайнего Севера или быть работником летно-испытательного состава. Определить возраст получения пенсии в таких случаях можно по таблице.
(КонсультантПлюс, 2025)если гражданский служащий относится к категориям граждан, которые указаны в ст. ст. 30 - 32 Закона о страховых пенсиях. Возраст получения пенсии в таком случае существенно ниже, но при этом служащий должен, например, иметь стаж работы в районах Крайнего Севера или быть работником летно-испытательного состава. Определить возраст получения пенсии в таких случаях можно по таблице.
Вопрос: О включении отпуска по уходу за ребенком в стаж работы женщин в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
(Письмо Минтруда России от 07.02.2025 N 21-1/10/В-1965)Следует отметить, что с учетом действовавшего до 1 января 2002 года правового регулирования, которым предусматривалось включение времени нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в период до 6 октября 1992 года в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначаются пенсии гражданам, имеющим северный стаж, период такого отпуска, начавшегося до 6 октября 1992 года, засчитывается рассматриваемой категории лиц в стаж для досрочного назначения страховой пенсии (до 1 января 2015 года - трудовой пенсии) по старости.
(Письмо Минтруда России от 07.02.2025 N 21-1/10/В-1965)Следует отметить, что с учетом действовавшего до 1 января 2002 года правового регулирования, которым предусматривалось включение времени нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в период до 6 октября 1992 года в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначаются пенсии гражданам, имеющим северный стаж, период такого отпуска, начавшегося до 6 октября 1992 года, засчитывается рассматриваемой категории лиц в стаж для досрочного назначения страховой пенсии (до 1 января 2015 года - трудовой пенсии) по старости.