Северный стаж для пенсии для женщин

Подборка наиболее важных документов по запросу Северный стаж для пенсии для женщин (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Досрочное пенсионное обеспечение застрахованных лиц с семейными обязанностями
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2020, N 11)
При назначении пенсии в связи с работой в северных регионах к этой работе в порядке, определяемом Правительством РФ, приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях (ч. 1 ст. 33 этого Закона). Иными словами, всем северянам, включая женщин с детьми, пенсии назначаются с зачетом в их специальный (северный) стаж работ с особыми условиями труда. Однако во внимание принимаются лишь работы, перечисленные в указанных пунктах ч. 1 ст. 30 Закона. Это работы: подземные, с вредными условиями труда и в горячих цехах; непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве; в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности; в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах; в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью и многие другие. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 июля 2014 г. N 651 приравнивание к работе в северных регионах работы с особыми условиями труда в иных регионах осуществляется путем суммирования того и другого стажа работы. Если же стаж на соответствующих видах работ (отдельные его периоды) выработан в северных регионах, он учитывается как время работы соответственно в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях.
Статья: Повышение пенсионного возраста: правовой анализ
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)
Обращает внимание также то обстоятельство, что из всех установленных для назначения досрочной страховой пенсии по старости "северных оснований" возраст повышен только по одному, которое условно можно именовать "общим", - п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях. Повышение возраста не затронуло специальные "северные основания", предусмотренные в п. п. 2 и 7 указанной нормы. В последнем случае право на досрочную страховую пенсию по старости возникает, как правило, у лиц, относящихся к малочисленным народам Севера и занятых традиционными видами хозяйственной деятельности. Сохранение для них ранее установленного пенсионного возраста направлено, с одной стороны, на решение проблемы занятости в местах их проживания, а с другой - на защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры коренных малочисленных народов. Кроме того, п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях формально не связан с пунктом 6 ч. 1 этой статьи. В то же время п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях до принятия Закона N 350-ФЗ, по сути, являлся специальной нормой по отношению к п. 6 ч. 1 данной статьи. В нем закреплялась льгота для женщин, родивших двух и более детей, работавших на Крайнем Севере, - право на пенсию возникало за 12 лет, а не за 15 лет работы в районах Крайнего Севера или за 17 лет, а не 20 лет работы в приравненных к ним местностях. Остальные условия (возраст и страховой стаж) оставались такими же, как и при назначении соответствующей досрочной страховой пенсии на общих основаниях. На данное обстоятельство также указывает Е.Г. Азарова, поясняя, что льготой для женщин с двумя и более детьми было сокращение на три года требуемого периода работы в северных районах <15>. В таком случае не ясно, почему при повышении возраста выхода на досрочную страховую пенсию по "общему северному основанию" одновременно не претерпело изменений связанное с ним специальное основание. Возможно, причина в общей тенденции сохранения ранее действовавших условий для тех досрочных пенсий, где критерием дифференциации служит рождение и воспитание детей (как уже отмечалось, перечень таких оснований даже расширен). Однако в отличие от п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях рождение женщиной, указанной в п. 2 ч. 1 данной статьи, двух и более детей не являлось непосредственным основанием для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости. Таковым выступал факт трудовой деятельности на Крайнем Севере. А наличие детей учитывалось только в установлении требуемой продолжительности северного стажа. То есть законодатель исходил из ограничения у таких женщин возможности выработки северного стажа по причине необходимости освобождения от работы в связи с рождением и воспитанием нескольких детей. При такой взаимосвязи нормативных предписаний повышение возраста выхода на пенсию для лиц, работавших на Крайнем Севере, неизбежно должно было затронуть и женщин из их числа, родивших двух и более детей. Хотя, как отмечает Е.Г. Азарова, сохранение в этом случае прежнего возраста позволило сгладить существующую проблему, связанную с невозможностью для таких женщин суммирования периодов стажа, если их трудовая деятельность протекала как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, поскольку необходимые для этого правила содержатся только в п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях <16>.

Нормативные акты

Приказ Росстата от 29.07.2022 N 537
(ред. от 25.10.2023)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за уровнем жизни и обследованиями домашних хозяйств"
Код "4". Досрочная страховая пенсия устанавливается в связи с особыми условиями труда, назначается ранее пенсионного возраста лицам, заработавшим часть своего страхового стажа на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (перечень работ, стаж на таких работах установлен законом), гражданам из числа работников летно-испытательного состава и отдельным категориям граждан, а также в районах Крайнего Севера. При определенных социальных условиях некоторые категории граждан имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости: один из родителей (опекуны или лица, являвшиеся опекунами) ребенка-инвалида или инвалида с детства, воспитавший его до достижения им возраста 8 лет; женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до достижения ими возраста 8 лет; женщины, родившие двоих и более детей и проработавшие не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях; инвалиды по зрению, имеющие I группу инвалидности, и некоторые другие категории.
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан"
3.1. До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статьи 89 - 92, 95). Его статья 94 предусматривала льготное (кратное) исчисление некоторых засчитываемых в этот стаж периодов (в отношении лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, аналогичную норму предусматривала и статья 28 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"). Такое льготное исчисление позволяло отдельным категориям граждан приобретать необходимый для назначения пенсии общий трудовой стаж (20 лет для женщин и 25 лет для мужчин) в более короткие сроки и влияло на размер пенсии, который находился в прямой зависимости от продолжительности этого стажа.