Сервитут линейные сооружения
Подборка наиболее важных документов по запросу Сервитут линейные сооружения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 274 "Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)" ГК РФ"Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, абзац второй пункта 1 названной статьи Кодекса предусматривает, что собственник недвижимого имущества вправе требовать предоставления как сервитута прохода (проезда), так и сервитута эксплуатации линейных сооружений."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 39.37 "Цели установления публичного сервитута" ЗК РФ"Следует отметить, что собственники существующих линейных сооружений вправе установить публичный сервитут независимо от целей, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, поскольку иное не предусмотрено законом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности размещения линейных объектов на основании публичного сервитута
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)<5> Волков Г.А., Голиченков А.К., Хаустов Д.В. Проблемы совершенствования правового регулирования публичных сервитутов для обеспечения строительства и функционирования линейных сооружений // Экологическое право. 2006. N 2. С. 17.
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)<5> Волков Г.А., Голиченков А.К., Хаустов Д.В. Проблемы совершенствования правового регулирования публичных сервитутов для обеспечения строительства и функционирования линейных сооружений // Экологическое право. 2006. N 2. С. 17.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Непосредственные объекты образуются преимущественно в частном порядке по воле их собственников, но могут формироваться и принудительно, например при установлении сервитутов или охранных зон. В качестве специфического способа образования объекта земельных отношений можно назвать публичный сервитут, устанавливаемый для размещения линейного сооружения. В его границы включаются неразграниченные земли, земельные участки, не имеющие кадастровых номеров, иные участки и их части, в результате формируется объект, существенно отличающийся от иных объектов земельных отношений, именуемый территорией публичного сервитута, сведения о границах которого вносятся в ЕГРН. У правообладателя указанной территории возникает в отношении нее ограниченное вещное право, предусматривающее соответствующие способы защиты.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Непосредственные объекты образуются преимущественно в частном порядке по воле их собственников, но могут формироваться и принудительно, например при установлении сервитутов или охранных зон. В качестве специфического способа образования объекта земельных отношений можно назвать публичный сервитут, устанавливаемый для размещения линейного сооружения. В его границы включаются неразграниченные земли, земельные участки, не имеющие кадастровых номеров, иные участки и их части, в результате формируется объект, существенно отличающийся от иных объектов земельных отношений, именуемый территорией публичного сервитута, сведения о границах которого вносятся в ЕГРН. У правообладателя указанной территории возникает в отношении нее ограниченное вещное право, предусматривающее соответствующие способы защиты.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6) границы публичного сервитута не соответствуют предусмотренной документацией по планировке территории зоне размещения инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае подачи ходатайства об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 - 4.1 и 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса, за исключением случая установления публичного сервитута в целях капитального ремонта инженерных сооружений, являющихся линейными объектами, а также в целях капитального ремонта участков (частей) таких инженерных сооружений;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6) границы публичного сервитута не соответствуют предусмотренной документацией по планировке территории зоне размещения инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае подачи ходатайства об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 - 4.1 и 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса, за исключением случая установления публичного сервитута в целях капитального ремонта инженерных сооружений, являющихся линейными объектами, а также в целях капитального ремонта участков (частей) таких инженерных сооружений;
Статья: Соблюдение баланса интересов при установлении сервитута в отношении земельных участков
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Кроме того, правообладатель земельного участка вправе рассчитывать на возможность использования своего имущества в соответствии с его правовым режимом, существовавшим на момент приобретения. Однако по своему правовому смыслу ст. 23 ЗК РФ запрещает размещать линейное сооружение на условиях публичного сервитута, когда невозможность его размещения обусловлена разрешенным использованием или существенным затруднением использования земельного участка. В этом случае размещение сооружения допускается за рамками собственно сервитутного правоотношения, т.е. в порядке изъятия земельного участка для государственных либо муниципальных нужд (п. 10). Неясность правового регулирования в вопросе невозможности размещения сооружения неминуемо приведет к неограниченному произволу, усмотрению публичной власти в процессе правоприменения. Поскольку утвержденное Правилами землепользования и застройки разрешенное использование имеет несколько видов (основной, вспомогательный и условный), которые достаточно часто пересматриваются, а существенное затруднение в использовании земельного участка зависит от вида осуществляемой хозяйственной деятельности, то уполномоченные органы, организующие за счет казны либо за счет средств организации (при наличии ходатайства) компенсацию собственнику земельного участка в связи с принятием решения об изъятии земельного участка, будут пытаться под любым предлогом изыскать причины, оправдывающие невозможность реализации этого права.
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Кроме того, правообладатель земельного участка вправе рассчитывать на возможность использования своего имущества в соответствии с его правовым режимом, существовавшим на момент приобретения. Однако по своему правовому смыслу ст. 23 ЗК РФ запрещает размещать линейное сооружение на условиях публичного сервитута, когда невозможность его размещения обусловлена разрешенным использованием или существенным затруднением использования земельного участка. В этом случае размещение сооружения допускается за рамками собственно сервитутного правоотношения, т.е. в порядке изъятия земельного участка для государственных либо муниципальных нужд (п. 10). Неясность правового регулирования в вопросе невозможности размещения сооружения неминуемо приведет к неограниченному произволу, усмотрению публичной власти в процессе правоприменения. Поскольку утвержденное Правилами землепользования и застройки разрешенное использование имеет несколько видов (основной, вспомогательный и условный), которые достаточно часто пересматриваются, а существенное затруднение в использовании земельного участка зависит от вида осуществляемой хозяйственной деятельности, то уполномоченные органы, организующие за счет казны либо за счет средств организации (при наличии ходатайства) компенсацию собственнику земельного участка в связи с принятием решения об изъятии земельного участка, будут пытаться под любым предлогом изыскать причины, оправдывающие невозможность реализации этого права.
Статья: О некоторых изменениях в правовом регулировании размещения линейных объектов
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Осталось неизменным положение п. 2 ст. 78 ЗК РФ о том, что использование земель сельскохозяйственного назначения или участков в составе таких земель для сооружения или обслуживания линейных сооружений на основании публичного сервитута допускается лишь при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель без перевода данных земель в земли иных категорий. Но при определении цели публичного сервитута использован обычный прием бланкетных норм - вместо перечисления целей сделана отсылка к целям, уже предусмотренным в подп. 1 и 6 ст. 39.37 ЗК РФ.
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Осталось неизменным положение п. 2 ст. 78 ЗК РФ о том, что использование земель сельскохозяйственного назначения или участков в составе таких земель для сооружения или обслуживания линейных сооружений на основании публичного сервитута допускается лишь при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель без перевода данных земель в земли иных категорий. Но при определении цели публичного сервитута использован обычный прием бланкетных норм - вместо перечисления целей сделана отсылка к целям, уже предусмотренным в подп. 1 и 6 ст. 39.37 ЗК РФ.
"Сервитуты: монография"
(Монахов Д.А.)
("Статут", 2023)<1> Впрочем, не для него одного. Известный специалист по земельному праву А.П. Анисимов замечает: "До сентября 2018 года ст. 23 ЗК РФ не предусматривала установление публичного сервитута для строительства линейных сооружений. Это обстоятельство не мешало заинтересованным организациям... обращаться с требованием об установлении частного сервитута, а судам - устанавливать именно частный сервитут, хотя сейчас те же самые нужды возведены в ранг публичных (Определение Верховного Суда РФ от 14.02.2018 N 306-ЭС17-22992; Определение Верховного Суда РФ от 17.08.2016 N 308-ЭС16-9476; Определение Верховного Суда РФ от 02.11.2016 N 308-ЭС16-14553 // СПС "Гарант" (дата обращения: 05.10.2019)). На наш взгляд, поскольку владельцами таких объектов являются частные лица, государство не должно устанавливать для всех них особые преференции по принудительному ограничению прав частных собственников. Иными словами, государство с учетом общего принципа недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, который адресован всем субъектам права и является гарантией свободы осуществления прав и свобод человека и гражданина, не может устанавливать в законе очевидный приоритет интересов будущих владельцев частных линейных объектов (пусть даже их эксплуатация имеет публичное значение) перед законными интересами собственников частных земельных участков. Однако что же мы видим? Сегодняшнее земельное законодательство России в части регулирования публичных сервитутов не отвечает принципам соразмерности и справедливости, оно не направлено на поиск баланса частных и публичных интересов... Для решения существующих проблем... был предложен публичный сервитут как основной способ возникновения прав на земельные участки для размещения линейных объектов. Соглашаясь, что при размещении большинства линейных объектов публичные цели присутствуют, все же заметим, что их достижение ставит под угрозу частные интересы собственников и не позволяет говорить о балансе интересов собственников земли и линейных объектов" (Актуальные проблемы теории земельного права России: монография / Е.Н. Абанина, Н.Н. Аверьянова, А.П. Анисимов и др.; под общ. ред. А.П. Анисимова. М.: Юстицинформ, 2020. URL: https://help-realty.ru/2020/zemelnoe_pravo/page77.html (дата обращения: 01.10.2022).
(Монахов Д.А.)
("Статут", 2023)<1> Впрочем, не для него одного. Известный специалист по земельному праву А.П. Анисимов замечает: "До сентября 2018 года ст. 23 ЗК РФ не предусматривала установление публичного сервитута для строительства линейных сооружений. Это обстоятельство не мешало заинтересованным организациям... обращаться с требованием об установлении частного сервитута, а судам - устанавливать именно частный сервитут, хотя сейчас те же самые нужды возведены в ранг публичных (Определение Верховного Суда РФ от 14.02.2018 N 306-ЭС17-22992; Определение Верховного Суда РФ от 17.08.2016 N 308-ЭС16-9476; Определение Верховного Суда РФ от 02.11.2016 N 308-ЭС16-14553 // СПС "Гарант" (дата обращения: 05.10.2019)). На наш взгляд, поскольку владельцами таких объектов являются частные лица, государство не должно устанавливать для всех них особые преференции по принудительному ограничению прав частных собственников. Иными словами, государство с учетом общего принципа недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, который адресован всем субъектам права и является гарантией свободы осуществления прав и свобод человека и гражданина, не может устанавливать в законе очевидный приоритет интересов будущих владельцев частных линейных объектов (пусть даже их эксплуатация имеет публичное значение) перед законными интересами собственников частных земельных участков. Однако что же мы видим? Сегодняшнее земельное законодательство России в части регулирования публичных сервитутов не отвечает принципам соразмерности и справедливости, оно не направлено на поиск баланса частных и публичных интересов... Для решения существующих проблем... был предложен публичный сервитут как основной способ возникновения прав на земельные участки для размещения линейных объектов. Соглашаясь, что при размещении большинства линейных объектов публичные цели присутствуют, все же заметим, что их достижение ставит под угрозу частные интересы собственников и не позволяет говорить о балансе интересов собственников земли и линейных объектов" (Актуальные проблемы теории земельного права России: монография / Е.Н. Абанина, Н.Н. Аверьянова, А.П. Анисимов и др.; под общ. ред. А.П. Анисимова. М.: Юстицинформ, 2020. URL: https://help-realty.ru/2020/zemelnoe_pravo/page77.html (дата обращения: 01.10.2022).