Самозанятые с 1 июля
Подборка наиболее важных документов по запросу Самозанятые с 1 июля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Российская система социального обеспечения при изменении структуры занятости населения: проблемы правового регулирования
(Гусева Т.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)В ноябре 2022 г. Минтруд России представил на общественное обсуждение "новую модель добровольного социального страхования на случай временной нетрудоспособности" <17>, которая рассчитана на самозанятых граждан и начнет работать с 1 июля 2023 г. По сути, в законопроекте речь идет не об особом новом виде добровольного страхования, а, согласно терминологии, используемой законодателем, о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, т.е. о вхождении в уже существующий вид обязательного социального страхования только в усеченном виде (без страхования на случай материнства).
(Гусева Т.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)В ноябре 2022 г. Минтруд России представил на общественное обсуждение "новую модель добровольного социального страхования на случай временной нетрудоспособности" <17>, которая рассчитана на самозанятых граждан и начнет работать с 1 июля 2023 г. По сути, в законопроекте речь идет не об особом новом виде добровольного страхования, а, согласно терминологии, используемой законодателем, о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, т.е. о вхождении в уже существующий вид обязательного социального страхования только в усеченном виде (без страхования на случай материнства).
Статья: Трансформация роли банков в условиях развития гиг-экономики
(Миронова С.М., Пономарева К.А.)
("Банковское право", 2024, N 2)Поскольку в России финансовые технологии развиваются быстро и успешно, представляется возможным, что банки будут активно использовать модели, применяемые по всему миру. В финансово-правовых исследованиях уже отмечалась роль банков как посредников между налоговыми органами и самозанятыми (при уплате последними налога на профессиональный доход), а также иными предпринимателями (при уплате налога по автоматизированной упрощенной системе налогообложения) в России <18>. Так, Законом N 422-ФЗ установлена возможность регистрации в качестве плательщика налога на профессиональный доход через кредитную организацию и решения вопросов по формированию чеков и уплате налога через банк. Таким образом, для того чтобы стать самозанятым, достаточно иметь в банке личный кабинет. По состоянию на 1 июля 2023 г. в перечне кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с ФНС России, числится 34 кредитных организаций (из них 3 небанковских кредитных организаций) <19>.
(Миронова С.М., Пономарева К.А.)
("Банковское право", 2024, N 2)Поскольку в России финансовые технологии развиваются быстро и успешно, представляется возможным, что банки будут активно использовать модели, применяемые по всему миру. В финансово-правовых исследованиях уже отмечалась роль банков как посредников между налоговыми органами и самозанятыми (при уплате последними налога на профессиональный доход), а также иными предпринимателями (при уплате налога по автоматизированной упрощенной системе налогообложения) в России <18>. Так, Законом N 422-ФЗ установлена возможность регистрации в качестве плательщика налога на профессиональный доход через кредитную организацию и решения вопросов по формированию чеков и уплате налога через банк. Таким образом, для того чтобы стать самозанятым, достаточно иметь в банке личный кабинет. По состоянию на 1 июля 2023 г. в перечне кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с ФНС России, числится 34 кредитных организаций (из них 3 небанковских кредитных организаций) <19>.
Нормативные акты
<Письмо> ТПП РФ от 07.04.2020 N Пр/0352
<О мерах поддержки предпринимательства в связи с распространением коронавирусной инфекции>- Всем субъектам Российской Федерации предоставлено право с 1 июля текущего года ввести на своей территории режим для самозанятых граждан.
<О мерах поддержки предпринимательства в связи с распространением коронавирусной инфекции>- Всем субъектам Российской Федерации предоставлено право с 1 июля текущего года ввести на своей территории режим для самозанятых граждан.
Статья: Перспективы применения вмененных налогов и сборов в условиях цифровизации налогового администрирования
(Бобошко Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)С 1 июля 2020 г. перейти на уплату НПД стало возможным на всей территории страны. На наш взгляд, прежде всего самозанятыми стали либо ранее зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые снялись с учета в качестве ИП и стали самозанятыми плательщиками НПД (рис. 1), либо это сделали те предприниматели, которые были готовы к легальной деятельности и могли бы пополнить ряды зарегистрированных ИП, но выбрали НПД (рис. 2) <14>. Такой вывод следует из анализа статистики Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в котором ежемесячно публикуются данные о зарегистрированных индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, соответствующих параметрам микро-, малых либо средних предприятий.
(Бобошко Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)С 1 июля 2020 г. перейти на уплату НПД стало возможным на всей территории страны. На наш взгляд, прежде всего самозанятыми стали либо ранее зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые снялись с учета в качестве ИП и стали самозанятыми плательщиками НПД (рис. 1), либо это сделали те предприниматели, которые были готовы к легальной деятельности и могли бы пополнить ряды зарегистрированных ИП, но выбрали НПД (рис. 2) <14>. Такой вывод следует из анализа статистики Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в котором ежемесячно публикуются данные о зарегистрированных индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, соответствующих параметрам микро-, малых либо средних предприятий.
Статья: Правовые итоги - 2020
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)Представляется, что ситуация с коронавирусом ускорила принятие соответствующего решения, и вот 30 марта депутат А. Макаров и сенатор Н. Журавлев внесли в Думу законопроект <26>, согласно которому субъекты РФ могли вводить этот налоговый режим на своей территории с 1 июля 2020 г.
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)Представляется, что ситуация с коронавирусом ускорила принятие соответствующего решения, и вот 30 марта депутат А. Макаров и сенатор Н. Журавлев внесли в Думу законопроект <26>, согласно которому субъекты РФ могли вводить этот налоговый режим на своей территории с 1 июля 2020 г.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- с 1 июля 2020 г. в Амурской, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Липецкой, Мурманской, Новгородской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Псковской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тверской, Томской, Тульской и Ярославской областях, в Алтайском, Камчатском, Краснодарском, Ставропольском, Приморском и Хабаровском краях, в республиках Алтай, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Коми, Крым, Мордовия, Саха (Якутия), Хакасия, Карелия, Удмуртия, Чувашия, в городе федерального значения Севастополе, в Чукотском автономном округе и Еврейской автономной области;
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- с 1 июля 2020 г. в Амурской, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Липецкой, Мурманской, Новгородской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Псковской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тверской, Томской, Тульской и Ярославской областях, в Алтайском, Камчатском, Краснодарском, Ставропольском, Приморском и Хабаровском краях, в республиках Алтай, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Коми, Крым, Мордовия, Саха (Якутия), Хакасия, Карелия, Удмуртия, Чувашия, в городе федерального значения Севастополе, в Чукотском автономном округе и Еврейской автономной области;
Статья: Неформальная занятость: основные тренды и влияние пандемии COVID-19
(Сафонов А.Л., Песков С.О.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)Налог на профессиональный доход (НПД) для самозанятых был введен в 2019 г. в четырех регионах: Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях, с 2020 г. его распространили еще на 19 регионов, а с 1 июля 2020 г. - все регионы могут самостоятельно вводить такой режим <11>. В числе преимуществ налогового режима для самозанятых:
(Сафонов А.Л., Песков С.О.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)Налог на профессиональный доход (НПД) для самозанятых был введен в 2019 г. в четырех регионах: Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях, с 2020 г. его распространили еще на 19 регионов, а с 1 июля 2020 г. - все регионы могут самостоятельно вводить такой режим <11>. В числе преимуществ налогового режима для самозанятых:
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Возникает вопрос о применении норм § 2 гл. X "Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей" к отношениям банкротства гражданина, ведущему деятельность, подпадающую под признаки предпринимательской (ст. 2 ГК РФ), но не зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя. Такой гражданин не имеет статуса индивидуального предпринимателя, следовательно, к нему не применимы нормы о банкротстве индивидуальных предпринимателей. В то же время он не вправе ссылаться в отношении заключенных им при совершении предпринимательской деятельности сделок на то, что он не является предпринимателем (п. 4 ст. 23 ГК РФ). Логично было бы предположить, что на такого гражданина должны распространяться нормы о банкротстве индивидуальных предпринимателей. Однако поскольку специфические последствия признания банкротом индивидуального предпринимателя наступают только при банкротстве индивидуального предпринимателя (утрата статуса предпринимателя, запрет приобретения такого статуса в течение 5 лет и прочее), то на граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, распространяются общие правила банкротства, предусмотренные § 1.1 гл. X "Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина". Косвенно об этом свидетельствует и положение п. 13 Постановления Пленума ВС РФ N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в котором отмечается, что споры с участием граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, подведомственны суду общей юрисдикции <1>.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Возникает вопрос о применении норм § 2 гл. X "Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей" к отношениям банкротства гражданина, ведущему деятельность, подпадающую под признаки предпринимательской (ст. 2 ГК РФ), но не зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя. Такой гражданин не имеет статуса индивидуального предпринимателя, следовательно, к нему не применимы нормы о банкротстве индивидуальных предпринимателей. В то же время он не вправе ссылаться в отношении заключенных им при совершении предпринимательской деятельности сделок на то, что он не является предпринимателем (п. 4 ст. 23 ГК РФ). Логично было бы предположить, что на такого гражданина должны распространяться нормы о банкротстве индивидуальных предпринимателей. Однако поскольку специфические последствия признания банкротом индивидуального предпринимателя наступают только при банкротстве индивидуального предпринимателя (утрата статуса предпринимателя, запрет приобретения такого статуса в течение 5 лет и прочее), то на граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, распространяются общие правила банкротства, предусмотренные § 1.1 гл. X "Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина". Косвенно об этом свидетельствует и положение п. 13 Постановления Пленума ВС РФ N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в котором отмечается, что споры с участием граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, подведомственны суду общей юрисдикции <1>.
Статья: Новости от 05.07.2024
("Главная книга", 2024, N 14)В отношении доходов от сдачи в аренду машино-места, даже расположенного в жилом комплексе, "самозанятость" применять нельзя.
("Главная книга", 2024, N 14)В отношении доходов от сдачи в аренду машино-места, даже расположенного в жилом комплексе, "самозанятость" применять нельзя.
Статья: Новости от 21.06.2024
("Главная книга", 2024, N 13)С 1 июля нельзя будет продавать одежду без маркировки
("Главная книга", 2024, N 13)С 1 июля нельзя будет продавать одежду без маркировки
Статья: Правовое регулирование налога на профессиональный доход в России
(Бозиев Р.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)В период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 государство предприняло целый ряд мер, направленных на поддержку хозяйствующих субъектов. Одной из таких мер стало введение дополнительного налогового бонуса в размере МРОТ (12 130 руб.), который применялся сверх первоначального налогового вычета. Дополнительный налоговый бонус могли использовать самозанятые - плательщики НПД <53> в отношении суммы налога, который подлежал уплате в период с 1 июля по 31 декабря 2020 г., а в случае неполного использования бонуса остаток вычета можно было применить для уменьшения суммы налога с 1 января 2021 г. <54>. Как было отмечено налоговым органом, сумму дополнительного налогового бонуса нельзя было перечислить на карту или использовать на иные нужды, кроме как на уплату НПД. Нельзя было погасить им и иные налоги, в том числе транспортный налог или налог на имущество <55>.
(Бозиев Р.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)В период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 государство предприняло целый ряд мер, направленных на поддержку хозяйствующих субъектов. Одной из таких мер стало введение дополнительного налогового бонуса в размере МРОТ (12 130 руб.), который применялся сверх первоначального налогового вычета. Дополнительный налоговый бонус могли использовать самозанятые - плательщики НПД <53> в отношении суммы налога, который подлежал уплате в период с 1 июля по 31 декабря 2020 г., а в случае неполного использования бонуса остаток вычета можно было применить для уменьшения суммы налога с 1 января 2021 г. <54>. Как было отмечено налоговым органом, сумму дополнительного налогового бонуса нельзя было перечислить на карту или использовать на иные нужды, кроме как на уплату НПД. Нельзя было погасить им и иные налоги, в том числе транспортный налог или налог на имущество <55>.
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)В этой связи обратим внимание на то, что сроком окончания налогового эксперимента по введению НПД является 31 декабря 2028 г. Не позднее чем за 6 месяцев до его окончания, в соответствии с пунктом 8 статьи 1 НК РФ, решается вопрос об эффективности такого эксперимента и о "переносе" норм об эксперименте в НК РФ. Для НПД результаты, как известно, уже подводились, в результате чего с 1 июля 2020 г. территория проведения эксперимента с отдельных субъектов Российской Федерации была расширена на всю страну. Несмотря на это, правовое регулирование налогообложения самозанятости продолжает существовать в формате экспериментального и регулируется специальным законом, не имплементированным в НК РФ.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)В этой связи обратим внимание на то, что сроком окончания налогового эксперимента по введению НПД является 31 декабря 2028 г. Не позднее чем за 6 месяцев до его окончания, в соответствии с пунктом 8 статьи 1 НК РФ, решается вопрос об эффективности такого эксперимента и о "переносе" норм об эксперименте в НК РФ. Для НПД результаты, как известно, уже подводились, в результате чего с 1 июля 2020 г. территория проведения эксперимента с отдельных субъектов Российской Федерации была расширена на всю страну. Несмотря на это, правовое регулирование налогообложения самозанятости продолжает существовать в формате экспериментального и регулируется специальным законом, не имплементированным в НК РФ.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Новый налоговый режим рассчитан на компании и индивидуальных предпринимателей, у которых работает не более пяти человек и чей годовой доход не превышает 60 млн рублей. В виде эксперимента новый налоговый режим планируется апробировать с 1 июля 2022 года в течение следующих пяти лет в 4 регионах страны: в Москве, в Московской и Калужской областях и Республике Татарстан, по аналогии с самозанятыми.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Новый налоговый режим рассчитан на компании и индивидуальных предпринимателей, у которых работает не более пяти человек и чей годовой доход не превышает 60 млн рублей. В виде эксперимента новый налоговый режим планируется апробировать с 1 июля 2022 года в течение следующих пяти лет в 4 регионах страны: в Москве, в Московской и Калужской областях и Республике Татарстан, по аналогии с самозанятыми.