Самозанятые приравнены к смсп
Подборка наиболее важных документов по запросу Самозанятые приравнены к смсп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2024, N 15)Планируется отнести самозанятых к субъектам малого и среднего предпринимательства, приравняв их к категории микропредприятий. В связи с этим необходимо будет внести людей, применяющих НПД, в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Предполагается, что так самозанятым будут доступны меры поддержки малого бизнеса и даже участие в госзакупках с производимыми ими товарами или оказываемыми услугами.
("Главная книга", 2024, N 15)Планируется отнести самозанятых к субъектам малого и среднего предпринимательства, приравняв их к категории микропредприятий. В связи с этим необходимо будет внести людей, применяющих НПД, в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Предполагается, что так самозанятым будут доступны меры поддержки малого бизнеса и даже участие в госзакупках с производимыми ими товарами или оказываемыми услугами.
Статья: Подстрекательство как злоупотребление исключительным правом на произведение: проблемы привлечения к ответственности малого предпринимателя
(Родикова В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)Рассмотренные правовые позиции, несмотря на то, что в перечисленных выше прецедентах речь идет об ИП, распространяются на самозанятых граждан. Например, последние поправки в Федеральный закон "О защите конкуренции", согласно которым государственные или муниципальные преференции, в том числе в виде заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества без торгов, могут предоставляться для поддержки физлиц, не являющихся ИП и применяющих НПД, фактически приравнивают самозанятых к субъектам малого и среднего предпринимательства, выводя их за пределы исключительно особого налогового режима и наделяя их определенными признаками юридического лица <14>.
(Родикова В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 2)Рассмотренные правовые позиции, несмотря на то, что в перечисленных выше прецедентах речь идет об ИП, распространяются на самозанятых граждан. Например, последние поправки в Федеральный закон "О защите конкуренции", согласно которым государственные или муниципальные преференции, в том числе в виде заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества без торгов, могут предоставляться для поддержки физлиц, не являющихся ИП и применяющих НПД, фактически приравнивают самозанятых к субъектам малого и среднего предпринимательства, выводя их за пределы исключительно особого налогового режима и наделяя их определенными признаками юридического лица <14>.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2020 N 2464-р
(ред. от 29.11.2023)
<Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года>законодательное закрепление права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать преимущество в отношении цены государственного (муниципального) контракта, предлагаемой на торгах субъектами малого и среднего предпринимательства, зарегистрированными в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях;
(ред. от 29.11.2023)
<Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года>законодательное закрепление права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать преимущество в отношении цены государственного (муниципального) контракта, предлагаемой на торгах субъектами малого и среднего предпринимательства, зарегистрированными в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях;
Приказ Минэкономразвития России от 09.11.2022 N 609
(ред. от 08.04.2024)
"Об утверждении Порядка, сроков и форм представления информации, предусмотренной пунктом 5 Правил проведения акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" мониторинга оказания федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и мониторинга оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1410, а также состава такой информации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2023 N 72215)Проведение программ обучения для субъектов МСП, физических лиц, заинтересованных в начале осуществления предпринимательской деятельности, а также самозанятых граждан в целях повышения квалификации по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, а также для субъектов МСП по вопросам правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, реализации инновационной продукции и экспорта товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по перечню обучающих программ, отобранных Минэкономразвития России в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"
(ред. от 08.04.2024)
"Об утверждении Порядка, сроков и форм представления информации, предусмотренной пунктом 5 Правил проведения акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" мониторинга оказания федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и мониторинга оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1410, а также состава такой информации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2023 N 72215)Проведение программ обучения для субъектов МСП, физических лиц, заинтересованных в начале осуществления предпринимательской деятельности, а также самозанятых граждан в целях повышения квалификации по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, а также для субъектов МСП по вопросам правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, реализации инновационной продукции и экспорта товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по перечню обучающих программ, отобранных Минэкономразвития России в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"
Статья: Роль государства в организации и регулировании системы обязательного социального страхования
(Савченко Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Что касается установления единого тарифа страховых взносов, необходимо отметить, что общий тариф взносов для работодателей фактически не изменился, однако выросла предельная база для расчета, что повлекло за собой увеличение бюджетной нагрузки на работодателей. При этом льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства остались прежние: 30% с выплат в пределах МРОТ и 15% с выплат свыше МРОТ Единый тариф фиксированных взносов для индивидуальных предпринимателей (а также приравненных к ним лиц: нотариусов, адвокатов и др.) также не изменился.
(Савченко Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Что касается установления единого тарифа страховых взносов, необходимо отметить, что общий тариф взносов для работодателей фактически не изменился, однако выросла предельная база для расчета, что повлекло за собой увеличение бюджетной нагрузки на работодателей. При этом льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства остались прежние: 30% с выплат в пределах МРОТ и 15% с выплат свыше МРОТ Единый тариф фиксированных взносов для индивидуальных предпринимателей (а также приравненных к ним лиц: нотариусов, адвокатов и др.) также не изменился.
Готовое решение: Как СМП, СОНКО или самозанятым принять участие в закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При этом лица, не зарегистрированные в качестве ИП, применяющие налог на профессиональный доход, не могут участвовать в закупках, проводимых только среди СМП и СОНКО. Это связано с тем, что к СМП могут относиться только зарегистрированные в качестве ИП физические лица (ч. 1 ст. 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства). В отличие от Закона N 223-ФЗ, где самозанятые в целях участия в закупках приравниваются к СМСП, Закон N 44-ФЗ таких положений не содержит (ч. 15 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, п. 3 Письма Минфина России от 08.09.2020 N 24-05-07/78955).
(КонсультантПлюс, 2025)При этом лица, не зарегистрированные в качестве ИП, применяющие налог на профессиональный доход, не могут участвовать в закупках, проводимых только среди СМП и СОНКО. Это связано с тем, что к СМП могут относиться только зарегистрированные в качестве ИП физические лица (ч. 1 ст. 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства). В отличие от Закона N 223-ФЗ, где самозанятые в целях участия в закупках приравниваются к СМСП, Закон N 44-ФЗ таких положений не содержит (ч. 15 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, п. 3 Письма Минфина России от 08.09.2020 N 24-05-07/78955).
Последние изменения: Преференции по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Законом N 44-ФЗ преимущества таким лицам не предоставляются, в отличие от Закона N 223-ФЗ, где самозанятые для участия в закупках приравниваются к СМСП.
(КонсультантПлюс, 2025)Законом N 44-ФЗ преимущества таким лицам не предоставляются, в отличие от Закона N 223-ФЗ, где самозанятые для участия в закупках приравниваются к СМСП.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Отношения в сфере занятости населения регулируются значительным количеством нормативных актов и прежде всего нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о занятости), Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о занятости) <2> и другими нормативными правовыми актами, к числу которых можно отнести: Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области", от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", в соответствии с которыми до 1 января 2026 г. трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территориях данных республик с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации <3> (ч. 5 ст. 14); Основы законодательства Российской Федерации о культуре <4>, ст. 55 которых предусмотрено создание службы содействия трудоустройству работников культуры; Федеральные законы от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5>, нормами которого установлены дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы указанным гражданам (ст. 9); от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <6>, которым определены особенности регулирования рынка труда иностранных работников (ст. 18.1); от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <7>, регулирующий в том числе вопросы обеспечения занятости инвалидов (п. 7 ст. 5, ст. 20 - 25); от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <8>, предусматривающий защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости (ст. 11); от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <9>, предусматривающий профессиональную ориентацию и оказание содействия трудоустройству несовершеннолетних (ст. 19); от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10>, закрепляющий право профсоюзов на содействие занятости (ст. 12); от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <11>, закрепляющий в числе основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства обеспечение занятости населения и развитие самозанятости (ст. 6), оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", т.е. самозанятым (ст. 14, 14.1, 16), в том числе в сфере образования (ст. 21); Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" <12>, устанавливающий в том числе государственные гарантии в области занятости населения (ст. 5), а также гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35); другие нормативные акты <13>.