Самозанятые ПФР
Подборка наиболее важных документов по запросу Самозанятые ПФР (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие самозанятых в пенсионных правоотношениях: проблемы и перспективы
(Васильева Ю.В., Шуралева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Обязательных отчислений в ПФР для самозанятых не предусмотрено. Эта конструкция вполне созвучна общественному мнению. Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ, идею предоставить самозанятым право самим выбирать, платить или не платить взносы в государственные социальные фонды, в 2021 г. поддерживали 51% респондентов. Больше всего сторонников этой точки зрения оказалось среди студентов и специалистов с высшим образованием из коммерческого сектора (по 69%) <8>.
(Васильева Ю.В., Шуралева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Обязательных отчислений в ПФР для самозанятых не предусмотрено. Эта конструкция вполне созвучна общественному мнению. Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ, идею предоставить самозанятым право самим выбирать, платить или не платить взносы в государственные социальные фонды, в 2021 г. поддерживали 51% респондентов. Больше всего сторонников этой точки зрения оказалось среди студентов и специалистов с высшим образованием из коммерческого сектора (по 69%) <8>.
Ситуация: Каковы особенности назначения самозанятым страховой пенсии по старости?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Самозанятые имеют право на страховую пенсию по старости в общем порядке. Периоды осуществления деятельности в качестве самозанятого включаются в страховой стаж при условии уплаты в добровольном порядке страховых взносов в СФР (до 01.01.2023 - в ПФР).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Самозанятые имеют право на страховую пенсию по старости в общем порядке. Периоды осуществления деятельности в качестве самозанятого включаются в страховой стаж при условии уплаты в добровольном порядке страховых взносов в СФР (до 01.01.2023 - в ПФР).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 N 18-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов"Существующее правовое регулирование тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для самозанятых граждан - индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов приводит к тому, что названные категории плательщиков получают государственные трудовые пенсии, несопоставимые с суммами уплачиваемых ими страховых взносов. Таким образом, законодатель не принимает каких-либо мер, направленных на решение указанных в Федеральном законе "Об основах обязательного социального страхования" (статьи 4 и 18) задач по обеспечению соразмерности трудовых пенсий и тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Следствием данного правового регулирования является игнорирование законных частных интересов указанных категорий плательщиков, в то время как воплощенный в принципе солидарности поколений публичный интерес становится доминирующим.
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов"Существующее правовое регулирование тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для самозанятых граждан - индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов приводит к тому, что названные категории плательщиков получают государственные трудовые пенсии, несопоставимые с суммами уплачиваемых ими страховых взносов. Таким образом, законодатель не принимает каких-либо мер, направленных на решение указанных в Федеральном законе "Об основах обязательного социального страхования" (статьи 4 и 18) задач по обеспечению соразмерности трудовых пенсий и тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Следствием данного правового регулирования является игнорирование законных частных интересов указанных категорий плательщиков, в то время как воплощенный в принципе солидарности поколений публичный интерес становится доминирующим.
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 N 7-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов"К тому же далеко не все доходы указанных категорий плательщиков, включаемые в базу для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, являются их чистыми доходами, поскольку в нее могут включаться и некоторые расходы, связанные с извлечением доходов, в том числе по договорам гражданско - правового характера. С учетом этого доля страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации самозанятыми гражданами, изымаемая из их дохода, фактически еще более возрастает.
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов"К тому же далеко не все доходы указанных категорий плательщиков, включаемые в базу для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, являются их чистыми доходами, поскольку в нее могут включаться и некоторые расходы, связанные с извлечением доходов, в том числе по договорам гражданско - правового характера. С учетом этого доля страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации самозанятыми гражданами, изымаемая из их дохода, фактически еще более возрастает.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)На основе алгоритмов, разработанных для автоматического назначения пенсии, ПФР на своем сайте и на ЕПГУ запустил сервис "Пенсионный калькулятор". Результаты расчета страховой пенсии при помощи данного сервиса носят условный характер и указывают на реальный размер будущей пенсии. Основная задача пенсионного калькулятора - разъяснить порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии по старости, а также показать, как на размер страховой пенсии влияют размер заработной платы, размер дохода в качестве самозанятого гражданина, продолжительность трудового (страхового) стажа и различные социально значимые периоды жизни.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)На основе алгоритмов, разработанных для автоматического назначения пенсии, ПФР на своем сайте и на ЕПГУ запустил сервис "Пенсионный калькулятор". Результаты расчета страховой пенсии при помощи данного сервиса носят условный характер и указывают на реальный размер будущей пенсии. Основная задача пенсионного калькулятора - разъяснить порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии по старости, а также показать, как на размер страховой пенсии влияют размер заработной платы, размер дохода в качестве самозанятого гражданина, продолжительность трудового (страхового) стажа и различные социально значимые периоды жизни.
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: специальный налоговый режим как механизм легализации (часть 3)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Для рассмотрения проблематики несколько в ином аспекте обратим внимание на иные данные официальной статистики и прибегнем к сравнению, которое, как известно, придает выводам наглядность и большую убедительность. "Счетная палата выявила, что у ИП, применявших в 2018 г. УСН и затем перешедших на ПНД, объем доходов за следующий год снизился на 19,1%, а сумма перечисленного налога - в 1,6 раза. У ИП, перешедших на НПД с ЕНВД, суммы уплачиваемого налога значительно снизились - в отдельных случаях в 7 раз", при этом не исключается, что это есть следствие перехода на уплату НПД <8>. Если учесть и недополучение бюджетами ПФР и ФСС 1,9 млрд рублей в результате перехода ИП на применение нового налогового режима, освобождающего самозанятых от уплаты страховых взносов в эти фонды, то заявленный экономический эффект выглядит не столь однозначно. Особенно в контексте принесенных ему в угоду правовых "жертв". Вопрос о том, насколько они оправданны при таком результате, звучит вполне резонно.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Для рассмотрения проблематики несколько в ином аспекте обратим внимание на иные данные официальной статистики и прибегнем к сравнению, которое, как известно, придает выводам наглядность и большую убедительность. "Счетная палата выявила, что у ИП, применявших в 2018 г. УСН и затем перешедших на ПНД, объем доходов за следующий год снизился на 19,1%, а сумма перечисленного налога - в 1,6 раза. У ИП, перешедших на НПД с ЕНВД, суммы уплачиваемого налога значительно снизились - в отдельных случаях в 7 раз", при этом не исключается, что это есть следствие перехода на уплату НПД <8>. Если учесть и недополучение бюджетами ПФР и ФСС 1,9 млрд рублей в результате перехода ИП на применение нового налогового режима, освобождающего самозанятых от уплаты страховых взносов в эти фонды, то заявленный экономический эффект выглядит не столь однозначно. Особенно в контексте принесенных ему в угоду правовых "жертв". Вопрос о том, насколько они оправданны при таком результате, звучит вполне резонно.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Принципы справедливости и равенства требуют не только соразмерности (нечрезмерности) тарифов страховых взносов заработку (доходу) плательщика, что может обеспечиваться введением пропорциональных тарифов, но и соотносимости между тарифами и размерами пенсий, на момент вынесения определения практически одинаковыми для разных категорий плательщиков страховых взносов. Этим требованиям оспариваемый заявителями тариф страховых взносов не отвечал. Правовое регулирование, избранное законодателем в данном случае, привело к тому, что равное право на трудовую пенсию (ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ) для разных категорий граждан оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями на его финансирование. При прочих равных условиях и примерно одинаковых в будущем трудовых пенсиях такие категории самозанятых плательщиков, как индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы и адвокаты, уплачивают в ПФР значительно большую часть своего дохода, чем платят наемные работники с учетом страховых взносов работодателей <22>.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Принципы справедливости и равенства требуют не только соразмерности (нечрезмерности) тарифов страховых взносов заработку (доходу) плательщика, что может обеспечиваться введением пропорциональных тарифов, но и соотносимости между тарифами и размерами пенсий, на момент вынесения определения практически одинаковыми для разных категорий плательщиков страховых взносов. Этим требованиям оспариваемый заявителями тариф страховых взносов не отвечал. Правовое регулирование, избранное законодателем в данном случае, привело к тому, что равное право на трудовую пенсию (ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ) для разных категорий граждан оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями на его финансирование. При прочих равных условиях и примерно одинаковых в будущем трудовых пенсиях такие категории самозанятых плательщиков, как индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы и адвокаты, уплачивают в ПФР значительно большую часть своего дохода, чем платят наемные работники с учетом страховых взносов работодателей <22>.
Статья: Пенсии работающим и неработающим пенсионерам - споры и технологии пересмотра
(Алексеевская А.)
("Трудовое право", 2022, N 3)Гражданин обратился в суд с требованием в том числе произвести перерасчет пенсии с учетом всех надбавок и индексаций как неработающему пенсионеру. В обоснование заявленных требований указал, что, являясь пенсионером и индивидуальным предпринимателем, он зарегистрирован в качестве самозанятого. Поскольку самозанятые граждане и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим "налог на профессиональный доход", не платят страховые взносы, он обратился с заявлением в ПФР о снятии его с регистрационного учета и перерасчете пенсии как неработающему пенсионеру.
(Алексеевская А.)
("Трудовое право", 2022, N 3)Гражданин обратился в суд с требованием в том числе произвести перерасчет пенсии с учетом всех надбавок и индексаций как неработающему пенсионеру. В обоснование заявленных требований указал, что, являясь пенсионером и индивидуальным предпринимателем, он зарегистрирован в качестве самозанятого. Поскольку самозанятые граждане и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим "налог на профессиональный доход", не платят страховые взносы, он обратился с заявлением в ПФР о снятии его с регистрационного учета и перерасчете пенсии как неработающему пенсионеру.
Статья: Разъяснения Минтруда по вопросам заполнения формы ЕФС-1
(Мухин С.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Сведения о периодах работы застрахованных лиц, работающих по договорам ГПХ, за отчетные периоды до 01.01.2023 подавались по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п.
(Мухин С.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Сведения о периодах работы застрахованных лиц, работающих по договорам ГПХ, за отчетные периоды до 01.01.2023 подавались по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п.
Статья: Проблемы обоснования в рамках проведения налоговых проверок сотрудничества налогоплательщика с самозанятым лицом
(Лунева Е.В., Погодина О.Н., Матвеев П.А., Толстова И.А.)
("Юрист", 2021, N 12)В то же время у работника по трудовому договору ставка налога на доходы физических лиц составляет 13%. Таким образом, размер НДФЛ в два раза больше, чем налог на профессиональный доход. Кроме того, коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель при сотрудничестве с самозанятым лицом значительно экономят на социальных взносах. При заключении трудового договора или гражданско-правового договора с физическим лицом хозяйствующий субъект должен начислить на сумму получаемого вознаграждения страховые взносы по ставке 30,2% и самостоятельно их уплатить, т.е. при размере заработной платы у работника в размере 100 тыс. руб. дополнительно работодатель должен уплатить взносы в Пенсионный фонд РФ, ФСС РФ, территориальный фонд ОМС в размере 30,2 тыс. руб. У самозанятого лица обязанность уплачивать страховые взносы попросту отсутствует.
(Лунева Е.В., Погодина О.Н., Матвеев П.А., Толстова И.А.)
("Юрист", 2021, N 12)В то же время у работника по трудовому договору ставка налога на доходы физических лиц составляет 13%. Таким образом, размер НДФЛ в два раза больше, чем налог на профессиональный доход. Кроме того, коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель при сотрудничестве с самозанятым лицом значительно экономят на социальных взносах. При заключении трудового договора или гражданско-правового договора с физическим лицом хозяйствующий субъект должен начислить на сумму получаемого вознаграждения страховые взносы по ставке 30,2% и самостоятельно их уплатить, т.е. при размере заработной платы у работника в размере 100 тыс. руб. дополнительно работодатель должен уплатить взносы в Пенсионный фонд РФ, ФСС РФ, территориальный фонд ОМС в размере 30,2 тыс. руб. У самозанятого лица обязанность уплачивать страховые взносы попросту отсутствует.
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)<3> См., например: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 1116-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Алексеева Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями статей 6, 7 и 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" а также статей 5 и 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в котором словосочетание "самозанятые граждане" было употреблено применительно к индивидуальным предпринимателям как к лицам, которые осуществляют свободно избранную ими профессиональную деятельность на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности // СПС "КонсультантПлюс".
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)<3> См., например: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 1116-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Алексеева Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями статей 6, 7 и 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" а также статей 5 и 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в котором словосочетание "самозанятые граждане" было употреблено применительно к индивидуальным предпринимателям как к лицам, которые осуществляют свободно избранную ими профессиональную деятельность на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Труд самозанятых - новая ли форма нетипичной занятости?
(Черных Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)<8> См., например: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 1116-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Алексеева Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями статей 6, 7 и 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также ст. 5 и 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в котором словосочетание "самозанятые граждане" было употреблено применительно к индивидуальным предпринимателям как лицам, которые осуществляют свободно избранную ими профессиональную деятельность на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности // СПС "КонсультантПлюс".
(Черных Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)<8> См., например: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 1116-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Алексеева Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями статей 6, 7 и 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также ст. 5 и 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в котором словосочетание "самозанятые граждане" было употреблено применительно к индивидуальным предпринимателям как лицам, которые осуществляют свободно избранную ими профессиональную деятельность на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: К вопросу о выявлении и пресечении незаконной предпринимательской деятельности в социальных сетях
(Зебницкая А.К.)
("Адвокатская практика", 2021, N 5)За прошедший год преимущества удаленной работы посредством социальных сетей в связи с пандемией коронавируса оценили многие россияне. Однако государство крайне обеспокоено ситуацией. Сложилась тенденция: гражданин оказывает услуги на дому, рекламирует свою услугу посредством размещения информации о ней в социальных сетях, но при этом не встает на учет в качестве индивидуального предпринимателя в Федеральной налоговой службе России. Соответственно, государство не получает налог в доход бюджета, гражданин не перечисляет и страховые взносы. Кроме того, компенсируя Пенсионному фонду РФ недостающие денежные средства, Россия вынуждена тратить дополнительные ресурсы. Такие бюджетные потери и расходы будут только расти, поскольку незаконная самозанятость граждан только растет.
(Зебницкая А.К.)
("Адвокатская практика", 2021, N 5)За прошедший год преимущества удаленной работы посредством социальных сетей в связи с пандемией коронавируса оценили многие россияне. Однако государство крайне обеспокоено ситуацией. Сложилась тенденция: гражданин оказывает услуги на дому, рекламирует свою услугу посредством размещения информации о ней в социальных сетях, но при этом не встает на учет в качестве индивидуального предпринимателя в Федеральной налоговой службе России. Соответственно, государство не получает налог в доход бюджета, гражданин не перечисляет и страховые взносы. Кроме того, компенсируя Пенсионному фонду РФ недостающие денежные средства, Россия вынуждена тратить дополнительные ресурсы. Такие бюджетные потери и расходы будут только расти, поскольку незаконная самозанятость граждан только растет.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Проблемы уплаты страховых взносов индивидуальными плательщиками. Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения. С выполнением установленного Федеральным законом о страховых пенсиях правила о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы, за которые производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (с 1 января 2023 г. - Социальный фонд России), связывается реализация права на получение страховой (до 1 января 2015 г. - трудовой) пенсии в надлежащем объеме. Поступление страховых взносов, в свою очередь, обеспечивает функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и выплату пенсий застрахованным лицам в соответствующем результатам их труда размере <1>.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Проблемы уплаты страховых взносов индивидуальными плательщиками. Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения. С выполнением установленного Федеральным законом о страховых пенсиях правила о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы, за которые производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (с 1 января 2023 г. - Социальный фонд России), связывается реализация права на получение страховой (до 1 января 2015 г. - трудовой) пенсии в надлежащем объеме. Поступление страховых взносов, в свою очередь, обеспечивает функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и выплату пенсий застрахованным лицам в соответствующем результатам их труда размере <1>.