Самозанятые граждане регионы 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Самозанятые граждане регионы 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: специальный налоговый режим как механизм легализации (часть 3)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)<10> Бой с тенью: как российские регионы вводят налог для самозанятых // Ведомости. 2020. 7 сентября. URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2020/09/07/838507-boi-tenyu (дата обращения: 16.12.2021).
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)<10> Бой с тенью: как российские регионы вводят налог для самозанятых // Ведомости. 2020. 7 сентября. URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2020/09/07/838507-boi-tenyu (дата обращения: 16.12.2021).
Статья: Налоговое преступление: правонарушение или злоупотребление?
(Попова О.С., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)Из средств массовой информации, данных профсоюзов известно, что рост показателей самозанятости также обусловлен тем, что работодатели в нарушение закона массово переводят наемных работников в категорию самозанятых, заключая с ними гражданско-правовые договоры (далее также - ГПД), или принимают новых сотрудников на работу в этом статусе. По данным Федерации независимых профсоюзов России, из 1 миллиона самозанятых, зарегистрированных в 2020 году, 400 тысяч - бывшие работники, которые отчисляли в бюджеты субъектов Российской Федерации 13 процентов НДФЛ. Здесь речь может идти о подмене фактических трудовых отношений самозанятостью, а масштабирование такой практики несет серьезную угрозу для будущего трудовых отношений в России. В публикациях такой тип занятости получил название "фиктивная занятость". Работники подписывают договор аренды рабочего места или оборудования и становятся де-юре самозанятыми, но ставки заработной платы или стоимость их труда за них определяет фирма-арендодатель, поэтому фактически это наемный труд, но без социальной ответственности работодателя. Такая схема избавляет работодателя от обязанности уплачивать страховые взносы за работника, от соблюдения гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
(Попова О.С., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)Из средств массовой информации, данных профсоюзов известно, что рост показателей самозанятости также обусловлен тем, что работодатели в нарушение закона массово переводят наемных работников в категорию самозанятых, заключая с ними гражданско-правовые договоры (далее также - ГПД), или принимают новых сотрудников на работу в этом статусе. По данным Федерации независимых профсоюзов России, из 1 миллиона самозанятых, зарегистрированных в 2020 году, 400 тысяч - бывшие работники, которые отчисляли в бюджеты субъектов Российской Федерации 13 процентов НДФЛ. Здесь речь может идти о подмене фактических трудовых отношений самозанятостью, а масштабирование такой практики несет серьезную угрозу для будущего трудовых отношений в России. В публикациях такой тип занятости получил название "фиктивная занятость". Работники подписывают договор аренды рабочего места или оборудования и становятся де-юре самозанятыми, но ставки заработной платы или стоимость их труда за них определяет фирма-арендодатель, поэтому фактически это наемный труд, но без социальной ответственности работодателя. Такая схема избавляет работодателя от обязанности уплачивать страховые взносы за работника, от соблюдения гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Нормативные акты
<Информация> ФНС России от 01.07.2020
"В июле стать самозанятым можно будет еще в 53 регионах России"ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
"В июле стать самозанятым можно будет еще в 53 регионах России"ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
Статья: Проблемы государственно-правовой защиты самозанятых в России
(Глотов С.А., Куркина Н.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)- у самозанятых граждан есть узаконенная возможность заключения социального контракта <14>. Так, согласно содержанию Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2394 <15> самозанятые вправе заключить с Департаментом по социальной защите населения субъекта РФ социальный контракт. Заключенный социальный контракт предоставляет возможность самозанятым гражданам получить финансовую помощь на открытие и ведение бизнеса. При этом установлены законодательные ограничения:
(Глотов С.А., Куркина Н.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)- у самозанятых граждан есть узаконенная возможность заключения социального контракта <14>. Так, согласно содержанию Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2394 <15> самозанятые вправе заключить с Департаментом по социальной защите населения субъекта РФ социальный контракт. Заключенный социальный контракт предоставляет возможность самозанятым гражданам получить финансовую помощь на открытие и ведение бизнеса. При этом установлены законодательные ограничения:
Статья: Создание цифровой процессуальной среды доверия: сервисы третьей доверенной стороны в процессуальных отношениях как источник "квазипреюдициальной" информации в цифровом пространстве
(Валеев Д.Х., Нуриев А.Г.)
("Нотариус", 2022, N 3)<1> См., например: Долотина Р.Р. Перспективы развития системы социального обеспечения для самозанятого населения в России // Ученые записки Казанского филиала "Российского государственного университета правосудия". 2020. Т. 16. С. 209 - 212.
(Валеев Д.Х., Нуриев А.Г.)
("Нотариус", 2022, N 3)<1> См., например: Долотина Р.Р. Перспективы развития системы социального обеспечения для самозанятого населения в России // Ученые записки Казанского филиала "Российского государственного университета правосудия". 2020. Т. 16. С. 209 - 212.
Вопрос: Нужно ли уведомлять МВД России о заключении гражданско-правового договора с самозанятым иностранным гражданином?
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, о заключении ГПД на выполнение работ (оказание услуг) с самозанятым иностранным гражданином надо уведомить территориальный орган МВД России в субъекте РФ, на территории которого этот иностранный гражданин осуществляет деятельность по договору (в определенном случае - органы в нескольких субъектах РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, о заключении ГПД на выполнение работ (оказание услуг) с самозанятым иностранным гражданином надо уведомить территориальный орган МВД России в субъекте РФ, на территории которого этот иностранный гражданин осуществляет деятельность по договору (в определенном случае - органы в нескольких субъектах РФ).
Статья: Актуальные правовые аспекты деятельности самозанятых граждан
(Ефимова Е.О.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)В результате исследования нормативной правовой базы в сфере деятельности самостоятельно занятых граждан, принимая во внимание мнения ряда экспертов в данном вопросе и изучив законопроекты, направленные на правовое закрепление статуса самозанятых граждан, можно сделать вывод, что процесс институционализации самозанятости на территории нашего государства имеет предпосылки возникновения положительного эффекта на развитие экономических и социальных сфер. Взвешенная и продуманная правовая политика в этом направлении будет отражать интересы всех участников экономических отношений, начиная с самих граждан и регионов, способствуя развитию предпринимательства, что в конечном счете должно привести к стабильности экономического развития государства в целом.
(Ефимова Е.О.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)В результате исследования нормативной правовой базы в сфере деятельности самостоятельно занятых граждан, принимая во внимание мнения ряда экспертов в данном вопросе и изучив законопроекты, направленные на правовое закрепление статуса самозанятых граждан, можно сделать вывод, что процесс институционализации самозанятости на территории нашего государства имеет предпосылки возникновения положительного эффекта на развитие экономических и социальных сфер. Взвешенная и продуманная правовая политика в этом направлении будет отражать интересы всех участников экономических отношений, начиная с самих граждан и регионов, способствуя развитию предпринимательства, что в конечном счете должно привести к стабильности экономического развития государства в целом.
Статья: Пенсии работающим и неработающим пенсионерам - споры и технологии пересмотра
(Алексеевская А.)
("Трудовое право", 2022, N 3)С принятием ФЗ от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" появилось столь широко сегодня применяемое понятие "самозанятых" граждан. Применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.
(Алексеевская А.)
("Трудовое право", 2022, N 3)С принятием ФЗ от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" появилось столь широко сегодня применяемое понятие "самозанятых" граждан. Применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.
Статья: Неформальная занятость: основные тренды и влияние пандемии COVID-19
(Сафонов А.Л., Песков С.О.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)Из данных СМИ, по мониторингу профсоюзов известно, что рост показателей самозанятости обусловлен еще и тем, что работодатели в нарушение закона массово переводят наемных работников в категорию самозанятых (заключая с ними договор ГПХ), или предпочитают принимать новых сотрудников на работу в данном статусе. По данным ФНПР, из 1 млн самозанятых, зарегистрированных в 2020 г., 400 тысяч - бывшие работники, которые отчисляли в бюджеты субъектов РФ 13% НДФЛ <12>. Такая схема избавляет работодателя от обязанности уплачивать страховые взносы за работника, от соблюдения гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ).
(Сафонов А.Л., Песков С.О.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)Из данных СМИ, по мониторингу профсоюзов известно, что рост показателей самозанятости обусловлен еще и тем, что работодатели в нарушение закона массово переводят наемных работников в категорию самозанятых (заключая с ними договор ГПХ), или предпочитают принимать новых сотрудников на работу в данном статусе. По данным ФНПР, из 1 млн самозанятых, зарегистрированных в 2020 г., 400 тысяч - бывшие работники, которые отчисляли в бюджеты субъектов РФ 13% НДФЛ <12>. Такая схема избавляет работодателя от обязанности уплачивать страховые взносы за работника, от соблюдения гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Статья: О влиянии неопределенности материально-правового статуса самозанятого на неопределенность его процессуального статуса
(Шапсугова М.Д.)
("Право и экономика", 2021, N 3)С одной стороны, указанный специальный налоговый режим может вводиться законом субъекта РФ на основании Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" [1]. Это означает завершение эксперимента и позволяет прогнозировать рост правовых споров с участием самозанятых [2].
(Шапсугова М.Д.)
("Право и экономика", 2021, N 3)С одной стороны, указанный специальный налоговый режим может вводиться законом субъекта РФ на основании Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" [1]. Это означает завершение эксперимента и позволяет прогнозировать рост правовых споров с участием самозанятых [2].
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В целях формирования и осуществления единой государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, направленной на формирование конкурентной среды в экономике Российской Федерации, создания благоприятных условий для развития предпринимательства, конкурентоспособности, обеспечения занятости населения и развития самозанятости Правительство в пределах своих полномочий, определенных Конституцией и Федеральным конституционным законом от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", сочетая федеральные и региональные интересы, координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по осуществлению ими государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В целях формирования и осуществления единой государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, направленной на формирование конкурентной среды в экономике Российской Федерации, создания благоприятных условий для развития предпринимательства, конкурентоспособности, обеспечения занятости населения и развития самозанятости Правительство в пределах своих полномочий, определенных Конституцией и Федеральным конституционным законом от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", сочетая федеральные и региональные интересы, координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по осуществлению ими государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.
Статья: Налог на профессиональный доход - пять лет эксперимента: промежуточные итоги
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2023, N 12)<16> Ситник А.А. Самозанятые лица как субъекты налоговых правоотношений // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 3. С. 31 - 35.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2023, N 12)<16> Ситник А.А. Самозанятые лица как субъекты налоговых правоотношений // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 3. С. 31 - 35.
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)В этой связи обратим внимание на то, что сроком окончания налогового эксперимента по введению НПД является 31 декабря 2028 г. Не позднее чем за 6 месяцев до его окончания, в соответствии с пунктом 8 статьи 1 НК РФ, решается вопрос об эффективности такого эксперимента и о "переносе" норм об эксперименте в НК РФ. Для НПД результаты, как известно, уже подводились, в результате чего с 1 июля 2020 г. территория проведения эксперимента с отдельных субъектов Российской Федерации была расширена на всю страну. Несмотря на это, правовое регулирование налогообложения самозанятости продолжает существовать в формате экспериментального и регулируется специальным законом, не имплементированным в НК РФ.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)В этой связи обратим внимание на то, что сроком окончания налогового эксперимента по введению НПД является 31 декабря 2028 г. Не позднее чем за 6 месяцев до его окончания, в соответствии с пунктом 8 статьи 1 НК РФ, решается вопрос об эффективности такого эксперимента и о "переносе" норм об эксперименте в НК РФ. Для НПД результаты, как известно, уже подводились, в результате чего с 1 июля 2020 г. территория проведения эксперимента с отдельных субъектов Российской Федерации была расширена на всю страну. Несмотря на это, правовое регулирование налогообложения самозанятости продолжает существовать в формате экспериментального и регулируется специальным законом, не имплементированным в НК РФ.