Самозанятые ФСС
Подборка наиболее важных документов по запросу Самозанятые ФСС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Труд самозанятых - новая ли форма нетипичной занятости?
(Черных Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)В настоящее время самозанятые являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную медицинскую помощь, они могут производить уплату взносов на пенсионное страхование в добровольном порядке (ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <27>), в этом случае у них будет формироваться страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости <28>. Добровольная уплата страховых взносов в Фонд социального страхования для самозанятых не предусмотрена <29>, поскольку самозанятые не поименованы в ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" <30> в составе лиц, которые могут на добровольной основе вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы <31>. Таким образом, остаются пока актуальными слова М.Ю. Федоровой о том, что "форма реализации гражданами права на труд выступает одним из критериев дифференциации перечисленных форм социального обеспечения, а также условий предоставления в рамках названных форм некоторых видов социального обеспечения" <32>.
(Черных Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)В настоящее время самозанятые являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную медицинскую помощь, они могут производить уплату взносов на пенсионное страхование в добровольном порядке (ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <27>), в этом случае у них будет формироваться страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости <28>. Добровольная уплата страховых взносов в Фонд социального страхования для самозанятых не предусмотрена <29>, поскольку самозанятые не поименованы в ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" <30> в составе лиц, которые могут на добровольной основе вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы <31>. Таким образом, остаются пока актуальными слова М.Ю. Федоровой о том, что "форма реализации гражданами права на труд выступает одним из критериев дифференциации перечисленных форм социального обеспечения, а также условий предоставления в рамках названных форм некоторых видов социального обеспечения" <32>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Пособие по временной нетрудоспособности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)О регистрации самозанятых граждан в качестве страхователей, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством см. Письмо ФСС РФ от 28.02.2020 N 02-09-11/06-04-4346;
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)О регистрации самозанятых граждан в качестве страхователей, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством см. Письмо ФСС РФ от 28.02.2020 N 02-09-11/06-04-4346;
Приказ Минтруда России от 22.11.2024 N 631н
"Об утверждении Порядка осуществления социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан, а также выдачи предложений о назначении гражданам пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2024 N 80854)11. Размер пособия по безработице, назначаемого гражданину, определяется центром занятости населения <9> на основании сведений о трудовой деятельности и о месте осуществления трудовой деятельности гражданина <10>, сведений об иной деятельности гражданина и сведений о выплатах и об иных вознаграждениях по месту работы (службы) гражданина, полученных из информационных систем Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, публичного сервиса "Проверка статуса налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого)" <11>, либо предоставленных непосредственно гражданином в случаях, установленных пунктами 12 и 14 настоящего Порядка.
"Об утверждении Порядка осуществления социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан, а также выдачи предложений о назначении гражданам пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2024 N 80854)11. Размер пособия по безработице, назначаемого гражданину, определяется центром занятости населения <9> на основании сведений о трудовой деятельности и о месте осуществления трудовой деятельности гражданина <10>, сведений об иной деятельности гражданина и сведений о выплатах и об иных вознаграждениях по месту работы (службы) гражданина, полученных из информационных систем Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, публичного сервиса "Проверка статуса налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого)" <11>, либо предоставленных непосредственно гражданином в случаях, установленных пунктами 12 и 14 настоящего Порядка.
Статья: О предпринимательском характере деятельности самозанятых
(Полуян Д.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)В качестве примера можно указать Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2021 г. N 18АП-7916/21 по делу N А07-13344/2020, где суд допустил смешение понятия "самозанятый" в двух его значениях: как плательщика НПД и как лица, уплачивающего за себя страховые взносы. Суд в этом случае сослался на Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О <8>, в котором указанное понятие использовано в контексте Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" <9> и адресовано по отношению к нотариусу. Данное смешение повлекло неверный вывод суда о том, что законодатель не отождествляет понятия самозанятости и предпринимательской деятельности. В некоторых случаях суды, приходя к тем же выводам с теми же формулировками, высказывались более аккуратно - "осуществляемая самозанятым лицом деятельность не всегда является предпринимательской" <10>.
(Полуян Д.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)В качестве примера можно указать Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2021 г. N 18АП-7916/21 по делу N А07-13344/2020, где суд допустил смешение понятия "самозанятый" в двух его значениях: как плательщика НПД и как лица, уплачивающего за себя страховые взносы. Суд в этом случае сослался на Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О <8>, в котором указанное понятие использовано в контексте Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" <9> и адресовано по отношению к нотариусу. Данное смешение повлекло неверный вывод суда о том, что законодатель не отождествляет понятия самозанятости и предпринимательской деятельности. В некоторых случаях суды, приходя к тем же выводам с теми же формулировками, высказывались более аккуратно - "осуществляемая самозанятым лицом деятельность не всегда является предпринимательской" <10>.
Статья: Проблемы государственно-правовой защиты самозанятых в России
(Глотов С.А., Куркина Н.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Согласно Федеральному закону от 27 ноября 2023 г. N 542-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" <12> фиксированный взнос для приобретения самозанятым одного года страхового пенсионного стажа рассчитывается по формуле 12 x 22% МРОТ.
(Глотов С.А., Куркина Н.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Согласно Федеральному закону от 27 ноября 2023 г. N 542-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" <12> фиксированный взнос для приобретения самозанятым одного года страхового пенсионного стажа рассчитывается по формуле 12 x 22% МРОТ.
Вопрос: Об уплате самозанятым, не зарегистрированным в качестве ИП, добровольных страховых взносов в целях получения пособия по беременности и родам.
(Письмо СФР от 22.03.2024 N 19-02/52957л)На основании изложенного и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации самозанятые граждане не подлежат регистрации в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации в качестве страхователей, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию и уплачивающих за себя страховые взносы.
(Письмо СФР от 22.03.2024 N 19-02/52957л)На основании изложенного и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации самозанятые граждане не подлежат регистрации в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации в качестве страхователей, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию и уплачивающих за себя страховые взносы.
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)В настоящее время самозанятые являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную медицинскую помощь, также самозанятые могут производить уплату взносов на пенсионное страхование в добровольном порядке (статья 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), в этом случае у самозанятых будет формироваться страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости <1>. Добровольная уплата страховых взносов в Фонд социального страхования для самозанятых не предусмотрена <2>, поскольку самозанятые не поименованы в части 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в составе лиц, которые могут на добровольной основе вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы <3>. В этой связи остаются пока актуальными слова М.Ю. Федоровой о том, что "форма реализации гражданами права на труд выступает одним из критериев дифференциации перечисленных форм социального обеспечения, а также условий предоставления в рамках названных форм некоторых видов социального обеспечения" <4>.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)В настоящее время самозанятые являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную медицинскую помощь, также самозанятые могут производить уплату взносов на пенсионное страхование в добровольном порядке (статья 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), в этом случае у самозанятых будет формироваться страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости <1>. Добровольная уплата страховых взносов в Фонд социального страхования для самозанятых не предусмотрена <2>, поскольку самозанятые не поименованы в части 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в составе лиц, которые могут на добровольной основе вступать в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы <3>. В этой связи остаются пока актуальными слова М.Ю. Федоровой о том, что "форма реализации гражданами права на труд выступает одним из критериев дифференциации перечисленных форм социального обеспечения, а также условий предоставления в рамках названных форм некоторых видов социального обеспечения" <4>.
Статья: Принципы и модели организации пенсионной системы государства
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Фактически и в этом случае финансовая система России снова не приняла на себя в полном объеме обязательства по пенсионному обеспечению населения, а стала выполнять техническую функцию сбора страховых взносов на ОПС, передавая их через Федеральное казначейство Пенсионному фонду РФ (ныне Фонд пенсионного и социального страхования (СФР)), который остался распорядителем бюджета ПС.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Фактически и в этом случае финансовая система России снова не приняла на себя в полном объеме обязательства по пенсионному обеспечению населения, а стала выполнять техническую функцию сбора страховых взносов на ОПС, передавая их через Федеральное казначейство Пенсионному фонду РФ (ныне Фонд пенсионного и социального страхования (СФР)), который остался распорядителем бюджета ПС.
Статья: Принцип эквивалентности страховых взносов в свете теории выгоды: правовое преломление
(Рябова Е.В., Копина А.А., Есымханова З.К.)
("Финансовое право", 2022, N 12)В Определении 2003 г. <21> КС РФ указывает не на эквивалентность, а на связь между плательщиком страховых взносов и потенциальными благами, которые может получить этот плательщик. Дело касалось налоговой ответственности адвокатов и получаемых ими социальных пособий. Действовавшее на тот период времени налоговое законодательство устанавливало налоговую обязанность адвокатов как самозанятых лиц, в том числе обязанность по уплате единого социального налога, заменявшего страховые взносы в 2002 - 2010 гг. Адвокаты вправе были уплачивать налог на страхование от временной нетрудоспособности на добровольной основе. Однако фактических социальных выплат они получить не могли. Указав, что такое разобщение между плательщиком и выплатами является нарушением нормативной правовой базы, КС РФ заявил, что освобождение самозанятых граждан от уплаты страховых взносов и предоставление им при этом обеспечения по обязательному социальному страхованию, в частности выплата пособий за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, означали бы переложение бремени участия в образовании средств указанного Фонда, расходуемых на эти цели, на другие категории граждан, что противоречило бы конституционным принципам справедливости, а также требованию ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц.
(Рябова Е.В., Копина А.А., Есымханова З.К.)
("Финансовое право", 2022, N 12)В Определении 2003 г. <21> КС РФ указывает не на эквивалентность, а на связь между плательщиком страховых взносов и потенциальными благами, которые может получить этот плательщик. Дело касалось налоговой ответственности адвокатов и получаемых ими социальных пособий. Действовавшее на тот период времени налоговое законодательство устанавливало налоговую обязанность адвокатов как самозанятых лиц, в том числе обязанность по уплате единого социального налога, заменявшего страховые взносы в 2002 - 2010 гг. Адвокаты вправе были уплачивать налог на страхование от временной нетрудоспособности на добровольной основе. Однако фактических социальных выплат они получить не могли. Указав, что такое разобщение между плательщиком и выплатами является нарушением нормативной правовой базы, КС РФ заявил, что освобождение самозанятых граждан от уплаты страховых взносов и предоставление им при этом обеспечения по обязательному социальному страхованию, в частности выплата пособий за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, означали бы переложение бремени участия в образовании средств указанного Фонда, расходуемых на эти цели, на другие категории граждан, что противоречило бы конституционным принципам справедливости, а также требованию ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц.
Вопрос: Возможны ли негативные последствия для организации, если она расторгнет трудовые договоры с некоторыми работниками и заключит гражданско-правовые договоры с ними как с самозанятыми гражданами, применяющими НПД?
(Консультация эксперта, 2025)Кроме того, если территориальный Фонд пенсионного и социального страхования РФ выявит у гражданско-правового договора признаки трудового, то организация может быть оштрафована, могут быть начислены пени, а также выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам на травматизм (ст. ст. 20.1, 26.6, 26.11, 26.29 Закона N 125-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Кроме того, если территориальный Фонд пенсионного и социального страхования РФ выявит у гражданско-правового договора признаки трудового, то организация может быть оштрафована, могут быть начислены пени, а также выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам на травматизм (ст. ст. 20.1, 26.6, 26.11, 26.29 Закона N 125-ФЗ).
Статья: Налог на профессиональный доход: потенциал и риски
(Солодимова Т.Ю., Иванова О.Е.)
("Финансы", 2024, N 6)Что касается самозанятых, то им следует, прежде всего для себя, решить, с какой целью они стали плательщиками НПД: чтобы работать по найму (им предложили сначала зарегистрироваться в качестве самозанятых) или самостоятельно осуществлять свою деятельность, направленную на получение прибыли. И если плательщик вынужденно стал самозанятым, то ему необходимо понимать, что никаких отчислений в фонд пенсионного и социального страхования со стороны дающего работу не будет, впрочем, как оплаты и отпусков и больничных.
(Солодимова Т.Ю., Иванова О.Е.)
("Финансы", 2024, N 6)Что касается самозанятых, то им следует, прежде всего для себя, решить, с какой целью они стали плательщиками НПД: чтобы работать по найму (им предложили сначала зарегистрироваться в качестве самозанятых) или самостоятельно осуществлять свою деятельность, направленную на получение прибыли. И если плательщик вынужденно стал самозанятым, то ему необходимо понимать, что никаких отчислений в фонд пенсионного и социального страхования со стороны дающего работу не будет, впрочем, как оплаты и отпусков и больничных.
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: специальный налоговый режим как механизм легализации (часть 3)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Для рассмотрения проблематики несколько в ином аспекте обратим внимание на иные данные официальной статистики и прибегнем к сравнению, которое, как известно, придает выводам наглядность и большую убедительность. "Счетная палата выявила, что у ИП, применявших в 2018 г. УСН и затем перешедших на ПНД, объем доходов за следующий год снизился на 19,1%, а сумма перечисленного налога - в 1,6 раза. У ИП, перешедших на НПД с ЕНВД, суммы уплачиваемого налога значительно снизились - в отдельных случаях в 7 раз", при этом не исключается, что это есть следствие перехода на уплату НПД <8>. Если учесть и недополучение бюджетами ПФР и ФСС 1,9 млрд рублей в результате перехода ИП на применение нового налогового режима, освобождающего самозанятых от уплаты страховых взносов в эти фонды, то заявленный экономический эффект выглядит не столь однозначно. Особенно в контексте принесенных ему в угоду правовых "жертв". Вопрос о том, насколько они оправданны при таком результате, звучит вполне резонно.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Для рассмотрения проблематики несколько в ином аспекте обратим внимание на иные данные официальной статистики и прибегнем к сравнению, которое, как известно, придает выводам наглядность и большую убедительность. "Счетная палата выявила, что у ИП, применявших в 2018 г. УСН и затем перешедших на ПНД, объем доходов за следующий год снизился на 19,1%, а сумма перечисленного налога - в 1,6 раза. У ИП, перешедших на НПД с ЕНВД, суммы уплачиваемого налога значительно снизились - в отдельных случаях в 7 раз", при этом не исключается, что это есть следствие перехода на уплату НПД <8>. Если учесть и недополучение бюджетами ПФР и ФСС 1,9 млрд рублей в результате перехода ИП на применение нового налогового режима, освобождающего самозанятых от уплаты страховых взносов в эти фонды, то заявленный экономический эффект выглядит не столь однозначно. Особенно в контексте принесенных ему в угоду правовых "жертв". Вопрос о том, насколько они оправданны при таком результате, звучит вполне резонно.