С какого возраста можно открыть счет в банке
Подборка наиболее важных документов по запросу С какого возраста можно открыть счет в банке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые аспекты ведения предпринимательской деятельности несовершеннолетними
(Сердцева Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)По нашему мнению, требуется внесение изменений в ряд федеральных законодательных актов, в том числе в Налоговый кодекс Российской Федерации, установив налоговую ответственность с 14 лет, а также в ст. 26 Гражданского кодекса РФ, дополнив п. 2 названной статьи положением о праве несовершеннолетних от 14 лет до 18 лет открывать счета в кредитных организациях. Снижение возраста наступления налоговой ответственности представляется целесообразным и не ущемляющим права и интересы несовершеннолетних лиц, выбравших путь предпринимательства, исходя из того, что государство в лице законодателя закрепило в Гражданском кодексе РФ персональную материальную ответственность несовершеннолетних от 14 лет, имеющих собственный доход (ст. 1074 ГК РФ). Данное предложение продиктовано желанием достигнуть баланса публичного и частного интереса.
(Сердцева Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)По нашему мнению, требуется внесение изменений в ряд федеральных законодательных актов, в том числе в Налоговый кодекс Российской Федерации, установив налоговую ответственность с 14 лет, а также в ст. 26 Гражданского кодекса РФ, дополнив п. 2 названной статьи положением о праве несовершеннолетних от 14 лет до 18 лет открывать счета в кредитных организациях. Снижение возраста наступления налоговой ответственности представляется целесообразным и не ущемляющим права и интересы несовершеннолетних лиц, выбравших путь предпринимательства, исходя из того, что государство в лице законодателя закрепило в Гражданском кодексе РФ персональную материальную ответственность несовершеннолетних от 14 лет, имеющих собственный доход (ст. 1074 ГК РФ). Данное предложение продиктовано желанием достигнуть баланса публичного и частного интереса.
Ситуация: Как открыть счет (вклад) в банке на имя несовершеннолетнего?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Открытие счета на имя несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Открытие счета на имя несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761
(ред. от 22.06.2024)
"О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг"р) доходы в виде процентов по номинальным счетам в банках, открытым на детей в возрасте до 18 лет, находящихся под опекой (попечительством);
(ред. от 22.06.2024)
"О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг"р) доходы в виде процентов по номинальным счетам в банках, открытым на детей в возрасте до 18 лет, находящихся под опекой (попечительством);
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.12.2011)
(Извлечение)Вопрос 2. Подлежат ли взысканию с нотариуса, занимающегося частной практикой, по иску кредитора денежные средства, внесенные должником на депозитный счет нотариуса, в случае банкротства кредитной организации, в которой был открыт указанный счет?
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.12.2011)
(Извлечение)Вопрос 2. Подлежат ли взысканию с нотариуса, занимающегося частной практикой, по иску кредитора денежные средства, внесенные должником на депозитный счет нотариуса, в случае банкротства кредитной организации, в которой был открыт указанный счет?
Вопрос: Должен ли банк выдать справку по вкладу несовершеннолетнего (17 лет), если с заявлением о ее выдаче обратился законный представитель несовершеннолетнего?
(Консультация эксперта, 2024)Учитывая позицию Минпросвещения России в Письме от 04.04.2023 N 07-1780 "О методических рекомендациях" (вместе с Методическими рекомендациями по вопросам выдачи органами опеки и попечительства предварительных разрешений на осуществление имущественных прав ребенка), Банк России Информационным письмом от 25.08.2021 N ИН-06-31/66 рекомендовал кредитным организациям при заключении договора банковского счета с несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет придерживаться следующих правил: 1) договор банковского счета с несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет заключается в соответствии с п. 1 ст. 26 ГК РФ только при наличии письменного согласия их законных представителей; 2) п. 2 ст. 857 ГК РФ предусматривает возможность представления законным представителям несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет составляющих банковскую тайну сведений об открытых таким несовершеннолетним банковских счетах, вкладах и совершаемых ими операциях.
(Консультация эксперта, 2024)Учитывая позицию Минпросвещения России в Письме от 04.04.2023 N 07-1780 "О методических рекомендациях" (вместе с Методическими рекомендациями по вопросам выдачи органами опеки и попечительства предварительных разрешений на осуществление имущественных прав ребенка), Банк России Информационным письмом от 25.08.2021 N ИН-06-31/66 рекомендовал кредитным организациям при заключении договора банковского счета с несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет придерживаться следующих правил: 1) договор банковского счета с несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет заключается в соответствии с п. 1 ст. 26 ГК РФ только при наличии письменного согласия их законных представителей; 2) п. 2 ст. 857 ГК РФ предусматривает возможность представления законным представителям несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет составляющих банковскую тайну сведений об открытых таким несовершеннолетним банковских счетах, вкладах и совершаемых ими операциях.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)таким образом, несовершеннолетние, достигшие четырнадцатилетнего возраста, вправе без согласия законных представителей и без предварительного разрешения ООиП открывать счета в кредитных организациях для зачисления на них зарплаты и/или стипендии (самостоятельных доходов) и распоряжаться ими, включая осуществление безналичных операций без согласия родителей (усыновителей, попечителя) и без предварительного разрешения ООиП;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)таким образом, несовершеннолетние, достигшие четырнадцатилетнего возраста, вправе без согласия законных представителей и без предварительного разрешения ООиП открывать счета в кредитных организациях для зачисления на них зарплаты и/или стипендии (самостоятельных доходов) и распоряжаться ими, включая осуществление безналичных операций без согласия родителей (усыновителей, попечителя) и без предварительного разрешения ООиП;
Статья: Парламент Российской Федерации: эволюция организации и функционирования
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)В 2012 г. в связи с принятием нового Федерального закона изменились состав и порядок формирования Совета Федерации <4>, в дальнейшем частично преобразованные в соответствии с изменениями российской Конституции 2020 г. <5> Так, в настоящее время Совет Федерации состоит из сенаторов и включает в свою структуру по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти - на срок полномочий соответствующего органа; Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - пожизненно (последний вправе отказаться от полномочий сенатора); не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом РФ сроком на шесть лет, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно (данными представителями могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности). Данный способ формирования верхней палаты российского парламента свидетельствует об усилении политико-правового влияния главы государства, что практически предоставит последнему более широкие возможности в вопросах формирования законодательной политики государства и в сфере назначения ряда высших должностных лиц. Среди несомненно положительных изменений необходимо отметить повышение требований соответствия должности сенатора (так, сенатором может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, постоянно проживающий в России, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства) и ограничений при осуществлении полномочий (так, сенаторам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета и/или вклады, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации).
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)В 2012 г. в связи с принятием нового Федерального закона изменились состав и порядок формирования Совета Федерации <4>, в дальнейшем частично преобразованные в соответствии с изменениями российской Конституции 2020 г. <5> Так, в настоящее время Совет Федерации состоит из сенаторов и включает в свою структуру по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти - на срок полномочий соответствующего органа; Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - пожизненно (последний вправе отказаться от полномочий сенатора); не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом РФ сроком на шесть лет, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно (данными представителями могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности). Данный способ формирования верхней палаты российского парламента свидетельствует об усилении политико-правового влияния главы государства, что практически предоставит последнему более широкие возможности в вопросах формирования законодательной политики государства и в сфере назначения ряда высших должностных лиц. Среди несомненно положительных изменений необходимо отметить повышение требований соответствия должности сенатора (так, сенатором может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, постоянно проживающий в России, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства) и ограничений при осуществлении полномочий (так, сенаторам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета и/или вклады, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации).
Статья: Юридико-технические дефекты конституционных поправок 2020 года
(Голещихин В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Но по каким-то необъяснимым причинам при конституционном закреплении ограничений для лиц, замещающих государственные должности, законодатель выбрал иррациональный вариант, включив практически идентичный набор ограничений в 9 статей Конституции - применительно к различным категориям должностных лиц (ч. 3 ст. 77, ч. 5 ст. 78, ч. 2 ст. 81, ч. 4 ст. 95, ч. 1 ст. 97, п. "е" ч. 1 ст. 103, ч. 4 ст. 110, ст. 119, ч. 2 ст. 129). Вместо этого напрашивалось дополнение Конституции одной новой общей статьей с перечислением тех ограничений, которые должны быть едиными для всех лиц, замещающих государственные должности (наличие гражданства Российской Федерации, отсутствие гражданства иностранного государства, возраст не менее 30 лет, постоянное проживание в РФ, запрет открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ). С учетом того, что в число таких должностных лиц включены лица, замещающие как государственные должности РФ, так и государственные должности субъектов РФ, такая статья органично вписалась бы в рамки гл. 3 "Федеративное устройство". В этом случае дополнение Конституции ч. 3 ст. 77, ч. 5 ст. 78, ч. 4 ст. 95, п. "е" ч. 1 ст. 103 и ч. 4 ст. 110 не потребовалось бы вовсе, а в ч. 2 ст. 81, в ч. 1 ст. 97, в ст. 119 и в ч. 2 ст. 129 Конституции РФ необходимо было бы закрепить лишь требования, отличные от общих.
(Голещихин В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Но по каким-то необъяснимым причинам при конституционном закреплении ограничений для лиц, замещающих государственные должности, законодатель выбрал иррациональный вариант, включив практически идентичный набор ограничений в 9 статей Конституции - применительно к различным категориям должностных лиц (ч. 3 ст. 77, ч. 5 ст. 78, ч. 2 ст. 81, ч. 4 ст. 95, ч. 1 ст. 97, п. "е" ч. 1 ст. 103, ч. 4 ст. 110, ст. 119, ч. 2 ст. 129). Вместо этого напрашивалось дополнение Конституции одной новой общей статьей с перечислением тех ограничений, которые должны быть едиными для всех лиц, замещающих государственные должности (наличие гражданства Российской Федерации, отсутствие гражданства иностранного государства, возраст не менее 30 лет, постоянное проживание в РФ, запрет открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ). С учетом того, что в число таких должностных лиц включены лица, замещающие как государственные должности РФ, так и государственные должности субъектов РФ, такая статья органично вписалась бы в рамки гл. 3 "Федеративное устройство". В этом случае дополнение Конституции ч. 3 ст. 77, ч. 5 ст. 78, ч. 4 ст. 95, п. "е" ч. 1 ст. 103 и ч. 4 ст. 110 не потребовалось бы вовсе, а в ч. 2 ст. 81, в ч. 1 ст. 97, в ст. 119 и в ч. 2 ст. 129 Конституции РФ необходимо было бы закрепить лишь требования, отличные от общих.
Статья: Рассмотрение заявления о перечислении части сумм алиментов на счет, открытый на имя ребенка в банке, в связи с их нецелевым расходованием
(Шелютто М.Л.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Основанием для перечисления части сумм алиментов на счет ребенка, открытый на его имя в банке, может служить то, что сумма превышения алиментов над стоимостью удовлетворения потребностей ребенка соответствующего возраста с учетом особенностей его индивидуального развития и уровнем, позволяющим сохранить, насколько это возможно, прежний стандарт обеспечения ребенка (если ранее родители жили одной семьей), используется вопреки целевому назначению алиментов, т.е. нецелевое расходование алиментов, а не просто их значительный размер.
(Шелютто М.Л.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Основанием для перечисления части сумм алиментов на счет ребенка, открытый на его имя в банке, может служить то, что сумма превышения алиментов над стоимостью удовлетворения потребностей ребенка соответствующего возраста с учетом особенностей его индивидуального развития и уровнем, позволяющим сохранить, насколько это возможно, прежний стандарт обеспечения ребенка (если ранее родители жили одной семьей), используется вопреки целевому назначению алиментов, т.е. нецелевое расходование алиментов, а не просто их значительный размер.
Ситуация: Каковы особенности дееспособности несовершеннолетних?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Согласие законных представителей потребуется также для открытия банковского счета несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, который не приобрел в установленных случаях дееспособность в полном объеме (п. 5 ст. 26 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Согласие законных представителей потребуется также для открытия банковского счета несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, который не приобрел в установленных случаях дееспособность в полном объеме (п. 5 ст. 26 ГК РФ).
Статья: Расчет показателя долговой нагрузки заемщика (Указание Банка России от 16.10.2023 N 6579-У)
("Официальный сайт Банка России", 2025)Ответ: Возможные направления, по которым лица, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), могут расходовать средства материнского (семейного) капитала, установлены частью 3 статьи 7 Федерального закона N 256-ФЗ. Так, в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 7 Федерального закона N 256-ФЗ лица, получившие сертификат, вправе направить средства материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет. При этом обращаем внимание, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 133 указанные ежемесячные выплаты перечисляются на счет гражданина, открытый в российской кредитной организации.
("Официальный сайт Банка России", 2025)Ответ: Возможные направления, по которым лица, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), могут расходовать средства материнского (семейного) капитала, установлены частью 3 статьи 7 Федерального закона N 256-ФЗ. Так, в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 7 Федерального закона N 256-ФЗ лица, получившие сертификат, вправе направить средства материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет. При этом обращаем внимание, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 133 указанные ежемесячные выплаты перечисляются на счет гражданина, открытый в российской кредитной организации.
Статья: Имущественные права несовершеннолетних: направления совершенствования правового регулирования
(Чефранова Е.А.)
("Закон", 2022, N 1)Со всей очевидностью средствами на дебетовой карте, открытой на имя несовершеннолетнего, последний распоряжается самостоятельно. В закон следовало бы внести необходимые уточнения, поскольку регулирование отношений, связанных с заключением договора банковского счета, выпуска банковских карт на имя несовершеннолетних актами Банка России и внутренними документами отдельных банков представляется недостаточным. Учитывая сходство договоров банковского вклада и банковского счета, целесообразно изложить подп. 3 п. 2 ст. 26 ГК РФ в следующей редакции: "несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно в соответствии с законом вносить вклады и открывать счета в кредитных организациях и распоряжаться ими".
(Чефранова Е.А.)
("Закон", 2022, N 1)Со всей очевидностью средствами на дебетовой карте, открытой на имя несовершеннолетнего, последний распоряжается самостоятельно. В закон следовало бы внести необходимые уточнения, поскольку регулирование отношений, связанных с заключением договора банковского счета, выпуска банковских карт на имя несовершеннолетних актами Банка России и внутренними документами отдельных банков представляется недостаточным. Учитывая сходство договоров банковского вклада и банковского счета, целесообразно изложить подп. 3 п. 2 ст. 26 ГК РФ в следующей редакции: "несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно в соответствии с законом вносить вклады и открывать счета в кредитных организациях и распоряжаться ими".
Статья: О дееспособности несовершеннолетних в цифровой среде
(Ягунова Е.Е.)
("Цивилист", 2022, N 1)Таким образом, анализ ст. 26 ГК РФ приводит к выводу, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, будучи наделенными правом без согласия родителей, усыновителей и попечителя заключать договоры банковского вклада, а также распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами, не могут самостоятельно заключить договор банковского счета. На это указано и в Письме Банка России от 9 апреля 2020 г. N 31-4-4/1216 <7>, подготовленном юридическим департаментом по многочисленным запросам, касающимся объема дееспособности несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет при открытии счетов. Учитывая позицию Министерства просвещения РФ, Банк России Информационным письмом от 25 августа 2021 г. N ИН-06-31/66 <8> рекомендовал кредитным организациям при заключении договора банковского счета с несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет придерживаться следующих правил: "1. Договор банковского счета с несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет заключается в соответствии с пунктом 1 статьи 26 ГК РФ только при наличии письменного согласия их законных представителей. 2. Пункт 2 статьи 857 ГК РФ предусматривает возможность предоставления законным представителям несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет составляющих банковскую тайну сведений об открытых таким несовершеннолетним банковских счетах, вкладах и совершаемых ими операций".
(Ягунова Е.Е.)
("Цивилист", 2022, N 1)Таким образом, анализ ст. 26 ГК РФ приводит к выводу, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, будучи наделенными правом без согласия родителей, усыновителей и попечителя заключать договоры банковского вклада, а также распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами, не могут самостоятельно заключить договор банковского счета. На это указано и в Письме Банка России от 9 апреля 2020 г. N 31-4-4/1216 <7>, подготовленном юридическим департаментом по многочисленным запросам, касающимся объема дееспособности несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет при открытии счетов. Учитывая позицию Министерства просвещения РФ, Банк России Информационным письмом от 25 августа 2021 г. N ИН-06-31/66 <8> рекомендовал кредитным организациям при заключении договора банковского счета с несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет придерживаться следующих правил: "1. Договор банковского счета с несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет заключается в соответствии с пунктом 1 статьи 26 ГК РФ только при наличии письменного согласия их законных представителей. 2. Пункт 2 статьи 857 ГК РФ предусматривает возможность предоставления законным представителям несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет составляющих банковскую тайну сведений об открытых таким несовершеннолетним банковских счетах, вкладах и совершаемых ими операций".
Статья: О Концепции совершенствования законодательства, регулирующего отношения детей и родителей
(Тригубович Н.В., Хазова О.А., Чашкова С.Ю., Чефранова Е.А.)
("Закон", 2022, N 1)- существующее регулирование участия несовершеннолетних в отношениях с банками (заключение договоров банковского вклада, банковского счета, кредитных договоров и др.) отстает от потребностей гражданского оборота и уровня развития цифровых технологий в банкинге, а потому законодательство в соответствующей части также нуждается в изменениях и уточнениях. Среди прочего требуют дополнительного регулирования порядок и условия заключения несовершеннолетними договора банковского счета и выпуска банковских карт на имя несовершеннолетних. Учитывая сходство договоров банковского вклада и банковского счета, целесообразно изменить редакцию подп. 3 п. 2 ст. 26 ГК РФ, закрепив положение о том, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно в соответствии с законом вносить вклады и открывать счета в кредитных организациях и распоряжаться ими.
(Тригубович Н.В., Хазова О.А., Чашкова С.Ю., Чефранова Е.А.)
("Закон", 2022, N 1)- существующее регулирование участия несовершеннолетних в отношениях с банками (заключение договоров банковского вклада, банковского счета, кредитных договоров и др.) отстает от потребностей гражданского оборота и уровня развития цифровых технологий в банкинге, а потому законодательство в соответствующей части также нуждается в изменениях и уточнениях. Среди прочего требуют дополнительного регулирования порядок и условия заключения несовершеннолетними договора банковского счета и выпуска банковских карт на имя несовершеннолетних. Учитывая сходство договоров банковского вклада и банковского счета, целесообразно изменить редакцию подп. 3 п. 2 ст. 26 ГК РФ, закрепив положение о том, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно в соответствии с законом вносить вклады и открывать счета в кредитных организациях и распоряжаться ими.