Розыск подсудимого
Подборка наиболее важных документов по запросу Розыск подсудимого (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 247 "Участие подсудимого" УПК РФ"По смыслу закона под исключительными случаями, когда суд вправе провести судебное разбирательство заочно при наличии условий, указанных в ч. 5 ст. 247 УПК РФ, следует понимать, например, особую общественную опасность преступления, в совершении которого обвиняется подсудимый, необходимость возмещения потерпевшему существенного вреда, причиненного преступлением, случаи, когда розыск обвиняемого не дал положительных результатов, невозможность осуществить экстрадицию обвиняемого.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6 "Оперативно-розыскные мероприятия" Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности""Таким образом, признание судом результатов, полученных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий "Оперативный эксперимент", "Наблюдение" ДД.ММ.ГГГГ, а также производные от них доказательства, заключения экспертов по проведенным фоноскопической и лингвистической экспертизам, допустимыми и достоверными доказательствами, подтверждающими виновность подсудимого в совершении преступлений соответствует требованиям закона, поскольку ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" предусмотрено использование в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)3. Если подсудимый скрылся, за исключением случая, указанного в части четвертой настоящей статьи, а также в случае его психического расстройства или иной тяжелой болезни, исключающей возможность явки подсудимого, суд приостанавливает производство в отношении этого подсудимого соответственно до его розыска или выздоровления и продолжает судебное разбирательство в отношении остальных подсудимых. Если раздельное судебное разбирательство препятствует рассмотрению уголовного дела, то все производство по нему приостанавливается. Суд выносит определение или постановление о розыске скрывшегося подсудимого.
(ред. от 27.10.2025)3. Если подсудимый скрылся, за исключением случая, указанного в части четвертой настоящей статьи, а также в случае его психического расстройства или иной тяжелой болезни, исключающей возможность явки подсудимого, суд приостанавливает производство в отношении этого подсудимого соответственно до его розыска или выздоровления и продолжает судебное разбирательство в отношении остальных подсудимых. Если раздельное судебное разбирательство препятствует рассмотрению уголовного дела, то все производство по нему приостанавливается. Суд выносит определение или постановление о розыске скрывшегося подсудимого.
Статья: Законодательные проблемы обеспечения конституционных прав граждан при рассмотрении уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести в условиях отсутствия подсудимого
(Буланова О.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Позиция Конституционного Суда РФ на этот счет такова: если подсудимый уклоняется от явки в суд, гарантии права на доступ потерпевших к правосудию в разумный срок и права на возмещение причиненного преступлением вреда должны быть реализованы прежде всего путем эффективного розыска подсудимого и применения к нему мер процессуального принуждения, что одновременно позволяет не допустить продолжения им преступной деятельности, а значит, обеспечить защиту имеющихся и потенциальных потерпевших от преступных посягательств, а также неотвратимость привлечения виновных к уголовной ответственности, в необходимых случаях и мер пресечения <10>.
(Буланова О.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Позиция Конституционного Суда РФ на этот счет такова: если подсудимый уклоняется от явки в суд, гарантии права на доступ потерпевших к правосудию в разумный срок и права на возмещение причиненного преступлением вреда должны быть реализованы прежде всего путем эффективного розыска подсудимого и применения к нему мер процессуального принуждения, что одновременно позволяет не допустить продолжения им преступной деятельности, а значит, обеспечить защиту имеющихся и потенциальных потерпевших от преступных посягательств, а также неотвратимость привлечения виновных к уголовной ответственности, в необходимых случаях и мер пресечения <10>.
Статья: К вопросу о возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права, в ходе розыска скрывшихся преступников
(Макаров А.В., Макогон Л.В., Фирсов О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Иной будет ситуация, когда в производстве оперативно-розыскного органа имеется розыскное дело, заведенное на основании постановления об объявлении в розыск подозреваемого (обвиняемого), вынесенного следователем (дознавателем) по материалам расследуемого им уголовного дела, либо постановления (определения) судьи (суда) об объявлении в розыск подсудимого. В данном случае для осуществления розыска таких лиц имеется основание проведения ОРМ - наличие возбужденного уголовного дела и сведения о скрывшемся от следствия, дознания или суда лице. При возбуждении уголовного дела произведена квалификация деяния, что, в соответствии со ст. 15 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) и ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ), позволяет определить категорию преступления и обязательность предварительного следствия по нему. Таким образом, каких-либо препятствий для осуществления в отношении разыскиваемого преступника ОРМ, ограничивающих его конституционные права, не видим, так как имеются основания для проведения ОРМ, соблюдены условия.
(Макаров А.В., Макогон Л.В., Фирсов О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Иной будет ситуация, когда в производстве оперативно-розыскного органа имеется розыскное дело, заведенное на основании постановления об объявлении в розыск подозреваемого (обвиняемого), вынесенного следователем (дознавателем) по материалам расследуемого им уголовного дела, либо постановления (определения) судьи (суда) об объявлении в розыск подсудимого. В данном случае для осуществления розыска таких лиц имеется основание проведения ОРМ - наличие возбужденного уголовного дела и сведения о скрывшемся от следствия, дознания или суда лице. При возбуждении уголовного дела произведена квалификация деяния, что, в соответствии со ст. 15 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) и ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ), позволяет определить категорию преступления и обязательность предварительного следствия по нему. Таким образом, каких-либо препятствий для осуществления в отношении разыскиваемого преступника ОРМ, ограничивающих его конституционные права, не видим, так как имеются основания для проведения ОРМ, соблюдены условия.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Кроме того, на суд возлагалась обязанность по организации розыска подсудимых, скрывающихся от суда. Эти и ряд других полномочий судов делали возможным отнесение их к правоохранительным органам. Однако действующий УПК РФ не наделяет суды подобными полномочиями. В настоящее время суды выполняют исключительно функции судебной власти, связанные с осуществлением правосудия и осуществлением судебного контроля.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Кроме того, на суд возлагалась обязанность по организации розыска подсудимых, скрывающихся от суда. Эти и ряд других полномочий судов делали возможным отнесение их к правоохранительным органам. Однако действующий УПК РФ не наделяет суды подобными полномочиями. В настоящее время суды выполняют исключительно функции судебной власти, связанные с осуществлением правосудия и осуществлением судебного контроля.