Риски нарушения антимонопольного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Риски нарушения антимонопольного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как внедрить антимонопольный комплаенс в организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- требования к оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с деятельностью организации;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- требования к оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с деятельностью организации;
Статья: Примирительные и согласительные процедуры в деятельности ФАС России: настоящее и будущее
(Тимошенко А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 3)ФАС России проводит большую разъяснительную работу по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства, принимает методические рекомендации по разработке и применению коммерческих (торгово-сбытовых) политик по отдельным отраслям (рынкам), предлагает компаниям учитывать рекомендации ФАС в локальных нормативных документах по комплаенсу. В ряде случаев при поступлении жалоб на политику ценообразования компаний ФАС России проводит переговоры между всеми заинтересованными лицами и рекомендует (с учетом результатов переговоров) принять (внести изменения) в торговую (коммерческую) политику.
(Тимошенко А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 3)ФАС России проводит большую разъяснительную работу по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства, принимает методические рекомендации по разработке и применению коммерческих (торгово-сбытовых) политик по отдельным отраслям (рынкам), предлагает компаниям учитывать рекомендации ФАС в локальных нормативных документах по комплаенсу. В ряде случаев при поступлении жалоб на политику ценообразования компаний ФАС России проводит переговоры между всеми заинтересованными лицами и рекомендует (с учетом результатов переговоров) принять (внести изменения) в торговую (коммерческую) политику.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности;
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности;
"Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года"
(утв. протоколом Президиума ФАС России от 03.07.2019 N 6)- внедрения системы корпоративных мер по предупреждению возникновения антимонопольных рисков и нарушений антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс);
(утв. протоколом Президиума ФАС России от 03.07.2019 N 6)- внедрения системы корпоративных мер по предупреждению возникновения антимонопольных рисков и нарушений антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс);
Статья: Юридическая квалификация антиконкурентных соглашений хозяйствующих субъектов
(Биленко А.И.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 3)Предпринимательская и иная экономическая деятельность осуществляется субъектами на свой риск, в своих интересах, под свою ответственность, а потому проведение предварительного анализа законности содержания и последствий соглашения они должны организовать самостоятельно. Средством предупреждения, снижения рисков нарушений антимонопольного законодательства, снижения рисков является разработанный и внедренный хозяйствующим субъектом антимонопольный комплаенс - система мер, разработанных и внедренных самим субъектом, направленных на соблюдение им в процессе его деятельности требований антимонопольного законодательства. Законодательное обеспечение развития антимонопольного комплаенса названо среди первоочередных мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции в России <35>. В настоящее время применение антимонопольного комплаенса является правом, а не обязанностью субъекта. Однако если ФАС России дал субъекту заключение о соответствии внутреннего акта (проекта) об антимонопольном комплаенсе антимонопольному законодательству, субъект не признается нарушителем, если его действия осуществлялись согласно правилам комплаенса. Отсутствие такого акта или положительного заключения ФАС России не лишает субъекта права доказывать, что он принял все зависящие от него меры по соблюдению антимонопольного законодательства <36>.
(Биленко А.И.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 3)Предпринимательская и иная экономическая деятельность осуществляется субъектами на свой риск, в своих интересах, под свою ответственность, а потому проведение предварительного анализа законности содержания и последствий соглашения они должны организовать самостоятельно. Средством предупреждения, снижения рисков нарушений антимонопольного законодательства, снижения рисков является разработанный и внедренный хозяйствующим субъектом антимонопольный комплаенс - система мер, разработанных и внедренных самим субъектом, направленных на соблюдение им в процессе его деятельности требований антимонопольного законодательства. Законодательное обеспечение развития антимонопольного комплаенса названо среди первоочередных мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции в России <35>. В настоящее время применение антимонопольного комплаенса является правом, а не обязанностью субъекта. Однако если ФАС России дал субъекту заключение о соответствии внутреннего акта (проекта) об антимонопольном комплаенсе антимонопольному законодательству, субъект не признается нарушителем, если его действия осуществлялись согласно правилам комплаенса. Отсутствие такого акта или положительного заключения ФАС России не лишает субъекта права доказывать, что он принял все зависящие от него меры по соблюдению антимонопольного законодательства <36>.
Статья: Значение применения антимонопольного комплаенса организациями торговли для предотвращения нарушений законодательства о конкуренции
(Карпов Н.Н.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2020, N 4)3. Программа должна включать в себя систему снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства, интегрированную в бизнес-процессы. Хозяйствующий субъект должен создать систему, позволяющую сотрудникам указывать на любые антимонопольные нарушения, и регулярно проводить due diligence и самооценку посредством внутренних аудитов.
(Карпов Н.Н.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2020, N 4)3. Программа должна включать в себя систему снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства, интегрированную в бизнес-процессы. Хозяйствующий субъект должен создать систему, позволяющую сотрудникам указывать на любые антимонопольные нарушения, и регулярно проводить due diligence и самооценку посредством внутренних аудитов.
Статья: Российский антитраст в эпоху санкционных войн: последствия для антимонопольного регулирования
(Вознесенский Н.Н.)
("Закон", 2024, N 7)Законопроект носит принципиальный характер в силу ряда причин. Во-первых, для рынков в географических границах Российской Федерации, а таковых достаточно много, сопоставимым может быть только рынок за ее пределами. В случае принятия законопроекта анализ цены на таких рынках можно будет провести только затратным методом. Во-вторых, при наличии экспорта за пределы Российской Федерации зарубежный рынок может представлять собой экспортную альтернативу для отечественного производителя продукции. Хозяйствующий субъект не сможет принимать такую цену в расчет при ценообразовании на внутреннем рынке, однако должен обеспечить его приоритет в части поставок необходимых объемов продукции. Если учесть еще и предложенные поправки в ст. 8 "Согласованные действия хозяйствующих субъектов", которые исключают возможность оправдывать одновременные действия на рынке изменением цен на товар на мировых товарных рынках, то можно прийти к выводу, что следование ценам на мировых рынках при определении цены на внутреннем рынке само по себе создает риск нарушения антимонопольного законодательства. Некоторые последствия данного подхода для отечественного конкурентного права отмечены выше: акцент на затратном методе определения монопольно высокой цены, потребность в выработке подходов к определению обоснованной рентабельности, опора на российские статистические показатели и параметры прошлых периодов, не всегда имеющие достаточную информативность, предложения по изменению ранее выданных предписаний. В будущем это может привести к закреплению в российском конкурентном праве обособленных правил анализа ценообразования, основанных на ограниченном числе факторов, а в правоприменении в отдельных случаях - к ошибкам первого рода (наказанию невиновных).
(Вознесенский Н.Н.)
("Закон", 2024, N 7)Законопроект носит принципиальный характер в силу ряда причин. Во-первых, для рынков в географических границах Российской Федерации, а таковых достаточно много, сопоставимым может быть только рынок за ее пределами. В случае принятия законопроекта анализ цены на таких рынках можно будет провести только затратным методом. Во-вторых, при наличии экспорта за пределы Российской Федерации зарубежный рынок может представлять собой экспортную альтернативу для отечественного производителя продукции. Хозяйствующий субъект не сможет принимать такую цену в расчет при ценообразовании на внутреннем рынке, однако должен обеспечить его приоритет в части поставок необходимых объемов продукции. Если учесть еще и предложенные поправки в ст. 8 "Согласованные действия хозяйствующих субъектов", которые исключают возможность оправдывать одновременные действия на рынке изменением цен на товар на мировых товарных рынках, то можно прийти к выводу, что следование ценам на мировых рынках при определении цены на внутреннем рынке само по себе создает риск нарушения антимонопольного законодательства. Некоторые последствия данного подхода для отечественного конкурентного права отмечены выше: акцент на затратном методе определения монопольно высокой цены, потребность в выработке подходов к определению обоснованной рентабельности, опора на российские статистические показатели и параметры прошлых периодов, не всегда имеющие достаточную информативность, предложения по изменению ранее выданных предписаний. В будущем это может привести к закреплению в российском конкурентном праве обособленных правил анализа ценообразования, основанных на ограниченном числе факторов, а в правоприменении в отдельных случаях - к ошибкам первого рода (наказанию невиновных).
Статья: Актуальные вопросы применения антимонопольного комплаенса в сфере недропользования
(Елбаева Н.А., Крюков А.С., Москвитин О.А.)
("Юрист", 2024, N 3)1) требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
(Елбаева Н.А., Крюков А.С., Москвитин О.А.)
("Юрист", 2024, N 3)1) требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
Статья: Экспериментальные режимы создания цифровых инноваций и проблемы обеспечения добросовестной конкуренции
(Громова Е.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)Во-вторых, необходимо усилить взаимодействие антимонопольных органов с участниками экспериментальных правовых режимов. Следует согласиться с зарубежными авторами, полагающими, что фирмы, участвующие в "песочницах", должны быть хорошо осведомлены о мерах по соблюдению законодательства, необходимых для устранения риска нарушения антимонопольного законодательства, равно как и о рисках, связанных с использованием конкурентно-чувствительной информации в защищенной среде <25>. Думается, что указанную информацию могут наилучшим образом предоставить и донести именно представители антимонопольных органов.
(Громова Е.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)Во-вторых, необходимо усилить взаимодействие антимонопольных органов с участниками экспериментальных правовых режимов. Следует согласиться с зарубежными авторами, полагающими, что фирмы, участвующие в "песочницах", должны быть хорошо осведомлены о мерах по соблюдению законодательства, необходимых для устранения риска нарушения антимонопольного законодательства, равно как и о рисках, связанных с использованием конкурентно-чувствительной информации в защищенной среде <25>. Думается, что указанную информацию могут наилучшим образом предоставить и донести именно представители антимонопольных органов.
Статья: Зарубежный опыт использования патентных пулов в качестве одного из инструментов патентной стратегии, облегчающей доступ к запатентованным технологиям
(Ивлиев Г.П., Зубов Ю.С., Эриванцева Т.Н., Калятин В.О.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 1)С проблемой соответствия принципов конкуренции и образования патентных пулов зарубежная практика столкнулась довольно рано. Риски нарушения антимонопольного законодательства и, соответственно, судебные споры по этому поводу вызвали ряд постановлений, в первую очередь - со стороны законодательства США.
(Ивлиев Г.П., Зубов Ю.С., Эриванцева Т.Н., Калятин В.О.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 1)С проблемой соответствия принципов конкуренции и образования патентных пулов зарубежная практика столкнулась довольно рано. Риски нарушения антимонопольного законодательства и, соответственно, судебные споры по этому поводу вызвали ряд постановлений, в первую очередь - со стороны законодательства США.
Статья: Правовое обеспечение системы антимонопольного комплаенса хозяйствующего субъекта: дискуссия продолжается
(Ашфа Д.М.)
("Юрист", 2021, N 8)1) требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением деятельности хозяйствующего субъекта;
(Ашфа Д.М.)
("Юрист", 2021, N 8)1) требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением деятельности хозяйствующего субъекта;
Статья: Благонадежность контрагентов: конфликт регулирования и его технологическая гармонизация
(Орлова Ю., Краюшкин К.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 37)По этой причине, наряду с оценкой полноты соблюдения требований ОТ, ПБ и ООС, образуется необходимость оценки рисков несоблюдения требований антимонопольного законодательства. Особенностью ее является то, что обозначенные категории направлены на оценку непосредственно самого контрагента, но данная категория обозначает необходимость постоянной оценки и мониторинга самой процедуры оценки и отбора контрагентов. В этой связи формируется потребность в классификации и закрытости критериев оценки благонадежности, а также обоснованности отказа в заключении договора с не прошедшими оценку контрагентами.
(Орлова Ю., Краюшкин К.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 37)По этой причине, наряду с оценкой полноты соблюдения требований ОТ, ПБ и ООС, образуется необходимость оценки рисков несоблюдения требований антимонопольного законодательства. Особенностью ее является то, что обозначенные категории направлены на оценку непосредственно самого контрагента, но данная категория обозначает необходимость постоянной оценки и мониторинга самой процедуры оценки и отбора контрагентов. В этой связи формируется потребность в классификации и закрытости критериев оценки благонадежности, а также обоснованности отказа в заключении договора с не прошедшими оценку контрагентами.
Статья: Процедурные нарушения антимонопольного законодательства (актуальные позиции коллегиальных органов ФАС России)
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 4)Несоблюдение процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства влечет значительные риски неправильного рассмотрения дела и, следовательно, неправомерной квалификации рассматриваемого деяния. При подобных обстоятельствах может возникнуть ситуация, когда добросовестный хозяйствующий субъект необоснованно и несправедливо будет привлечен к ответственности.
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 4)Несоблюдение процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства влечет значительные риски неправильного рассмотрения дела и, следовательно, неправомерной квалификации рассматриваемого деяния. При подобных обстоятельствах может возникнуть ситуация, когда добросовестный хозяйствующий субъект необоснованно и несправедливо будет привлечен к ответственности.
Статья: Посредническая деятельность банка: правовые проблемы
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 1)Тем не менее риск признания таких сделок недействительными остается, если банк действует в качестве агента, так как клиент в суде может настаивать на том, что банк, действуя в качестве агента, фактически совершал притворную сделку или же вводил клиента в заблуждение. Кроме того, при определенных ситуациях навязывания банком услуг возникает риск нарушения банковского, антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 1)Тем не менее риск признания таких сделок недействительными остается, если банк действует в качестве агента, так как клиент в суде может настаивать на том, что банк, действуя в качестве агента, фактически совершал притворную сделку или же вводил клиента в заблуждение. Кроме того, при определенных ситуациях навязывания банком услуг возникает риск нарушения банковского, антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.