Режим повышенной готовности верховный суд
Подборка наиболее важных документов по запросу Режим повышенной готовности верховный суд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 318 "Право на обращение в суд кассационной инстанции" КАС РФ"Предусмотренный статьей 318 КАС Российской Федерации срок на подачу кассационной жалобы, а также порядок его исчисления позволяют суду, а также лицам, имеющим право подавать кассационную жалобу, однозначно определить время, в течение которого может быть реализовано это право (часть 2); при этом срок подачи кассационной жалобы, пропущенный по уважительной причине лицом, обратившимся с такой жалобой, может быть восстановлен судом кассационной инстанции по заявлению этого лица только в случае, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее двенадцати месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу (часть 3). Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, к указанным обстоятельствам, в частности, могут относиться тяжелая болезнь, беспомощное состояние, уход за тяжелобольным членом семьи, иные относящиеся к личности заявителя обстоятельства, а также другие не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с кассационной жалобой в суд (например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части) (пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции")."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Изменение (приостановление) договора в связи с непреодолимой силой, в т.ч. коронавирусом
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 450, 451 ГК РФ, вопрос 5 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 17.02.2021, вопросы 3, 4, 5 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 30.04.2020, вопрос 8 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 21.04.2020
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 450, 451 ГК РФ, вопрос 5 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 17.02.2021, вопросы 3, 4, 5 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 30.04.2020, вопрос 8 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 21.04.2020
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На практике суды распространяют используемое в комментируемом Законе понятие "ограничительные мероприятия" также на ограничения прав граждан, установленных в период действия режима повышенной готовности (см. Постановление Верховного Суда РФ в от 18.11.2021 N 31-АД21-7-К6.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На практике суды распространяют используемое в комментируемом Законе понятие "ограничительные мероприятия" также на ограничения прав граждан, установленных в период действия режима повышенной готовности (см. Постановление Верховного Суда РФ в от 18.11.2021 N 31-АД21-7-К6.
Готовое решение: Как подать административное исковое заявление
(КонсультантПлюс, 2025)введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ или на ее части (п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11);
(КонсультантПлюс, 2025)введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ или на ее части (п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11);
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11
(ред. от 29.06.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"30. При решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, болезнь, беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также иные обстоятельства, лишавшие лицо возможности обращения в суд в установленный законом срок, оцененные судом как уважительные).
(ред. от 29.06.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"30. При решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, болезнь, беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также иные обстоятельства, лишавшие лицо возможности обращения в суд в установленный законом срок, оцененные судом как уважительные).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ (все нормы, цитируемые в данном постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса, влечет назначение административного наказания.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ (все нормы, цитируемые в данном постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса, влечет назначение административного наказания.
Статья: Реализация права на опосредованное участие в судебном заседании в административном судопроизводстве
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)Участие в судебном заседании путем использования системы веб-конференции. До принятия Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 440-ФЗ одно из первых упоминаний о веб-конференции на уровне официальных документов встречается в постановлениях Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ, изданных в связи с введением на территории нашей страны режима повышенной готовности в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции. Так, в Постановлении от 8 апреля 2020 г. N 821 судам рекомендовалось при наличии технической возможности с учетом мнений участников судопроизводства проводить судебные заседания по делам (материалам) безотлагательного характера с использованием системы видео-конференц-связи и (или) системы веб-конференции с учетом опыта Верховного Суда РФ и указывалось, что для участия в судебном заседании посредством веб-конференции участники судопроизводства подают в суд заявление в электронном виде с приложением электронных образцов документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия.
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)Участие в судебном заседании путем использования системы веб-конференции. До принятия Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 440-ФЗ одно из первых упоминаний о веб-конференции на уровне официальных документов встречается в постановлениях Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ, изданных в связи с введением на территории нашей страны режима повышенной готовности в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции. Так, в Постановлении от 8 апреля 2020 г. N 821 судам рекомендовалось при наличии технической возможности с учетом мнений участников судопроизводства проводить судебные заседания по делам (материалам) безотлагательного характера с использованием системы видео-конференц-связи и (или) системы веб-конференции с учетом опыта Верховного Суда РФ и указывалось, что для участия в судебном заседании посредством веб-конференции участники судопроизводства подают в суд заявление в электронном виде с приложением электронных образцов документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия.
Статья: Обзор практики по спорам из договоров аренды за октябрь 2021 года
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Практика по разрешению споров)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)При этом суд отметил, что из содержания указанной нормы не следует, что ее действие распространяется только на арендаторов по договорам аренды, заключенным до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности.
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Практика по разрешению споров)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)При этом суд отметил, что из содержания указанной нормы не следует, что ее действие распространяется только на арендаторов по договорам аренды, заключенным до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности.
Статья: Существенное изменение обстоятельств как основание для изменения или расторжения договора
(Громов А.А.)
("Закон", 2022, N 2)Еще одной проблемой ст. 451 ГК РФ выступает то, что расторжение по общему правилу осуществляется на будущее время. Однако если речь идет о периодических платежах (арендных, рентных, абонентских), то справедливо было бы при удовлетворении иска об изменении договора указать, что измененное условие действует с момента, когда возникло соответствующее препятствие. Аналогичный подход применен высшей инстанцией в рамках регулирования арендных отношений, затронутых пандемией. Так, Верховным Судом указано <42>, что обязательства сторон договора аренды считаются измененными в части предоставления арендатору отсрочки уплаты арендной платы с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации независимо от даты заключения дополнительного соглашения к договору аренды либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к заключению дополнительного соглашения к договору аренды.
(Громов А.А.)
("Закон", 2022, N 2)Еще одной проблемой ст. 451 ГК РФ выступает то, что расторжение по общему правилу осуществляется на будущее время. Однако если речь идет о периодических платежах (арендных, рентных, абонентских), то справедливо было бы при удовлетворении иска об изменении договора указать, что измененное условие действует с момента, когда возникло соответствующее препятствие. Аналогичный подход применен высшей инстанцией в рамках регулирования арендных отношений, затронутых пандемией. Так, Верховным Судом указано <42>, что обязательства сторон договора аренды считаются измененными в части предоставления арендатору отсрочки уплаты арендной платы с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации независимо от даты заключения дополнительного соглашения к договору аренды либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к заключению дополнительного соглашения к договору аренды.
Готовое решение: Как действовать арендодателю государственного и муниципального имущества в условиях распространения коронавируса COVID-19 (актуально до 31 декабря 2022 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Если арендная плата подлежит снижению по ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ, то есть из-за того, что недвижимость нельзя использовать из-за введенного в субъекте РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, то плата должна быть изменена с момента, когда наступила невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению, независимо от даты заключения дополнительного соглашения (вопрос 5 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020). Как правило, этот момент совпадает с датой начала ограничений, связанных с введением режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ. В остальных случаях момент начала снижения может быть иной и определяется сторонами в соглашении.
(КонсультантПлюс, 2022)Если арендная плата подлежит снижению по ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ, то есть из-за того, что недвижимость нельзя использовать из-за введенного в субъекте РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, то плата должна быть изменена с момента, когда наступила невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению, независимо от даты заключения дополнительного соглашения (вопрос 5 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020). Как правило, этот момент совпадает с датой начала ограничений, связанных с введением режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ. В остальных случаях момент начала снижения может быть иной и определяется сторонами в соглашении.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В п. 11 Постановления Пленума N 17 указываются примеры таких обстоятельств, среди которых: отсутствие у лица, обратившегося с кассационной жалобой, сведений об обжалуемом судебном акте, тяжелая болезнь, беспомощное состояние, уход за тяжело больным членом семьи, иные относящиеся к личности заявителя обстоятельства, а также другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с кассационной жалобой в суд (например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В п. 11 Постановления Пленума N 17 указываются примеры таких обстоятельств, среди которых: отсутствие у лица, обратившегося с кассационной жалобой, сведений об обжалуемом судебном акте, тяжелая болезнь, беспомощное состояние, уход за тяжело больным членом семьи, иные относящиеся к личности заявителя обстоятельства, а также другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с кассационной жалобой в суд (например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части).
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Особенно актуальным стало применение положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ в период распространения новой коронавирусной инфекции, когда субъектами Российской Федерации вводится, изменяется и отменяется режим повышенной готовности.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Особенно актуальным стало применение положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ в период распространения новой коронавирусной инфекции, когда субъектами Российской Федерации вводится, изменяется и отменяется режим повышенной готовности.
Статья: Защита прав российских туристов в условиях пандемии коронавирусной инфекции
(Сокольская Л.В., Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 4)Отдельные пользователи Интернета, ссылаясь на обзор судебной практики Верховного Суда РФ о последствиях чрезвычайной ситуации, пытаются распространить трактовки правовых последствий при чрезвычайной ситуации на последствия, обусловленные пандемией. По мнению авторов статьи, следует отличать правовой режим при чрезвычайной ситуации и при чрезвычайном положении. Более того, в России не было объявлено чрезвычайное положение в масштабах всего государства. Субъекты Российской Федерации самостоятельно на своем уровне решают вопрос о квалификации режима чрезвычайной ситуации. Известно, что большинство субъектов установили режим повышенной готовности, а не чрезвычайного положения и т.д. <7>. По мнению авторов статьи, понуждение туристов к переносу исполнения договора на более поздний срок турагентами или туроператорами является неправомерным, так как нарушает принцип свободы договора и права потребителей на свободное заключение, изменение и прекращение договора. В ст. 14 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ закреплено, что "при расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг" <8>. Однако туроператоры РФ на практике неохотно идут на добровольный возврат денег, и туристы вынуждены обращаться в суд для защиты своих прав. Вместе с тем необходимо помнить, что суд будет оценивать обоснованность требований потребителя при несогласии с ним стороны-контрагента. На сегодняшний день практика такова, что при расторжении рассматриваемых нами договоров в силу существенно изменившихся обстоятельств суды по требованию любой из сторон определяют последствия расторжения договора, учитывая необходимость справедливого распределения между спорящими сторонами расходов, которые у них возникли в связи с исполнением данного договора. Так, в июле прошлого года суд рассмотрел дело по заявлению Т. к туроператору о защите прав потребителей. Стороны заключили договор реализации туристического продукта, а именно потребитель забронировал тур с направлением Турция и оплатил его в полном объеме. Однако в связи с распространением в мире коронавирусной инфекции COVID-19 в начале апреля 2020 г. Т. обратился с заявлением к туроператору с просьбой об аннулировании тура и возврате потраченных денежных сумм. Суд удовлетворил требования потребителя, так как была доказана очевидность невозможности оказания услуги в установленный срок и возникла угроза безопасности жизни и здоровью туриста в планируемой стране временного пребывания. В этой связи с ответчика была взыскана стоимость тура, компенсация морального вреда и штраф за несоблюдение требований в добровольном порядке <9>.
(Сокольская Л.В., Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 4)Отдельные пользователи Интернета, ссылаясь на обзор судебной практики Верховного Суда РФ о последствиях чрезвычайной ситуации, пытаются распространить трактовки правовых последствий при чрезвычайной ситуации на последствия, обусловленные пандемией. По мнению авторов статьи, следует отличать правовой режим при чрезвычайной ситуации и при чрезвычайном положении. Более того, в России не было объявлено чрезвычайное положение в масштабах всего государства. Субъекты Российской Федерации самостоятельно на своем уровне решают вопрос о квалификации режима чрезвычайной ситуации. Известно, что большинство субъектов установили режим повышенной готовности, а не чрезвычайного положения и т.д. <7>. По мнению авторов статьи, понуждение туристов к переносу исполнения договора на более поздний срок турагентами или туроператорами является неправомерным, так как нарушает принцип свободы договора и права потребителей на свободное заключение, изменение и прекращение договора. В ст. 14 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ закреплено, что "при расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг" <8>. Однако туроператоры РФ на практике неохотно идут на добровольный возврат денег, и туристы вынуждены обращаться в суд для защиты своих прав. Вместе с тем необходимо помнить, что суд будет оценивать обоснованность требований потребителя при несогласии с ним стороны-контрагента. На сегодняшний день практика такова, что при расторжении рассматриваемых нами договоров в силу существенно изменившихся обстоятельств суды по требованию любой из сторон определяют последствия расторжения договора, учитывая необходимость справедливого распределения между спорящими сторонами расходов, которые у них возникли в связи с исполнением данного договора. Так, в июле прошлого года суд рассмотрел дело по заявлению Т. к туроператору о защите прав потребителей. Стороны заключили договор реализации туристического продукта, а именно потребитель забронировал тур с направлением Турция и оплатил его в полном объеме. Однако в связи с распространением в мире коронавирусной инфекции COVID-19 в начале апреля 2020 г. Т. обратился с заявлением к туроператору с просьбой об аннулировании тура и возврате потраченных денежных сумм. Суд удовлетворил требования потребителя, так как была доказана очевидность невозможности оказания услуги в установленный срок и возникла угроза безопасности жизни и здоровью туриста в планируемой стране временного пребывания. В этой связи с ответчика была взыскана стоимость тура, компенсация морального вреда и штраф за несоблюдение требований в добровольном порядке <9>.
Статья: Проблемы определения субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях, структурированных в КоАП РФ и Кодексе города Москвы об административных правонарушениях в период пандемии коронавируса
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)По мнению Верховного Суда РФ, в развитие указанных положений законодательства Российской Федерации, устанавливающих общеобязательные правила на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. К их числу высшая судебная инстанция отнесла, в частности, Указ Мэра Москвы N 12-УМ, Постановление Губернатора Московской области от 12.03.2020 N 108-ПГ и т.д. "Так, - отметил Верховный Суд РФ, - по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, например, подлежат квалификации действия физического лица, выразившиеся в нарушении подпункта 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3, пунктов 12.1, 12.3 раздела 12 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г. N 42-УМ)". К числу названных Верховным Судом РФ мер в Указе N 12-УМ были отнесены запреты на посещение общегородских территорий, оставление мест проживания (за исключением экстренных случаев), соблюдение социальной дистанции не менее 1,5 метров.
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)По мнению Верховного Суда РФ, в развитие указанных положений законодательства Российской Федерации, устанавливающих общеобязательные правила на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. К их числу высшая судебная инстанция отнесла, в частности, Указ Мэра Москвы N 12-УМ, Постановление Губернатора Московской области от 12.03.2020 N 108-ПГ и т.д. "Так, - отметил Верховный Суд РФ, - по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, например, подлежат квалификации действия физического лица, выразившиеся в нарушении подпункта 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3, пунктов 12.1, 12.3 раздела 12 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г. N 42-УМ)". К числу названных Верховным Судом РФ мер в Указе N 12-УМ были отнесены запреты на посещение общегородских территорий, оставление мест проживания (за исключением экстренных случаев), соблюдение социальной дистанции не менее 1,5 метров.
Готовое решение: В каком режиме вправе работать объекты розничной торговли в период распространения коронавируса COVID-19 (до 31 мая 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)Одним из мероприятий, направленных на "разрыв" механизма передачи инфекции, является использование масок (п. 4.4 СП 3.1.3597-20). По мнению Верховного Суда РФ, выполнение мероприятий, указанных в этом положении, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов РФ. Они устанавливают обязательные правила поведения при введении режима повышенной готовности (Решение от 01.04.2021 N АКПИ21-78). Таким образом, в субъектах РФ могут быть приняты правила, которые вводят обязательное ношение масок.
(КонсультантПлюс, 2023)Одним из мероприятий, направленных на "разрыв" механизма передачи инфекции, является использование масок (п. 4.4 СП 3.1.3597-20). По мнению Верховного Суда РФ, выполнение мероприятий, указанных в этом положении, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов РФ. Они устанавливают обязательные правила поведения при введении режима повышенной готовности (Решение от 01.04.2021 N АКПИ21-78). Таким образом, в субъектах РФ могут быть приняты правила, которые вводят обязательное ношение масок.
Статья: Постоянная (перманентная) юридическая невозможность исполнения в российском праве
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)В то же время ВС РФ в своих разъяснениях, по сути, исходит из того, что правила ст. 417 ГК РФ о прекращении обязательства применяются к ситуации постоянной невозможности исполнения, тогда как в случае временной невозможности исполнения речь идет не о прекращении обязательства, а о приостановлении в его исполнении с наличием у кредитора права на отказ от договора при утрате интереса в таком исполнении <66>. Уточняя свою позицию по коронавирусным ограничениям, ВС РФ указывает на то, что ст. 417 ГК применяется только к постоянной объективной невозможности исполнения, в то время как вопрос временной невозможности разбирается в контексте обстоятельств непреодолимой силы <67>. Отмечается, что "принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее [коронавирусной инфекции] распространения, в частности установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы".
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)В то же время ВС РФ в своих разъяснениях, по сути, исходит из того, что правила ст. 417 ГК РФ о прекращении обязательства применяются к ситуации постоянной невозможности исполнения, тогда как в случае временной невозможности исполнения речь идет не о прекращении обязательства, а о приостановлении в его исполнении с наличием у кредитора права на отказ от договора при утрате интереса в таком исполнении <66>. Уточняя свою позицию по коронавирусным ограничениям, ВС РФ указывает на то, что ст. 417 ГК применяется только к постоянной объективной невозможности исполнения, в то время как вопрос временной невозможности разбирается в контексте обстоятельств непреодолимой силы <67>. Отмечается, что "принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее [коронавирусной инфекции] распространения, в частности установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы".