Ревизии и проверки финансово-Хозяйственной деятельности 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Ревизии и проверки финансово-Хозяйственной деятельности 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 16.12.2024 по делу N 33-14102/2024 (УИД 59RS0028-01-2024-002278-37)
Категория спора: Управление многоквартирными домами.
Требования правообладателя жилого помещения: О признании недействительным акта ревизионной комиссии ТСЖ.
Обстоятельства: Истец считает спорный акт проверки незаконным, поскольку ревизионная комиссия не вправе давать правовую оценку решениям высшего органа управления ТСЖ и его конкретным членам, а лишь должна анализировать смету расходов и доходов.
Решение: Отказано.Как следует из указанного решения каких-либо нарушений по порядку созыва, проведения внеочередного общего собрания членов ТСЖ от 09.12.2023, которые могли бы повлечь за собой недействительность решения, в том числе в части утверждения акта ревизии внеплановой частичной проверки финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ "Мира-15" за период с января 2020 года по сентябрь 2022 года, при рассмотрении дела установлено не было. Сообщение о проведении общего собрания было доведено до сведения членов ТСЖ надлежащим образом заблаговременно (ч. 4 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации), решение было принято при наличии необходимого кворума (ч. 3 ст. 45, ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Категория спора: Управление многоквартирными домами.
Требования правообладателя жилого помещения: О признании недействительным акта ревизионной комиссии ТСЖ.
Обстоятельства: Истец считает спорный акт проверки незаконным, поскольку ревизионная комиссия не вправе давать правовую оценку решениям высшего органа управления ТСЖ и его конкретным членам, а лишь должна анализировать смету расходов и доходов.
Решение: Отказано.Как следует из указанного решения каких-либо нарушений по порядку созыва, проведения внеочередного общего собрания членов ТСЖ от 09.12.2023, которые могли бы повлечь за собой недействительность решения, в том числе в части утверждения акта ревизии внеплановой частичной проверки финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ "Мира-15" за период с января 2020 года по сентябрь 2022 года, при рассмотрении дела установлено не было. Сообщение о проведении общего собрания было доведено до сведения членов ТСЖ надлежащим образом заблаговременно (ч. 4 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации), решение было принято при наличии необходимого кворума (ч. 3 ст. 45, ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые основы оценки эффективности хозяйственных обществ органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля
(Арабули Д.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)<3> Иванова А. Применение стандарта "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2020. N 3. С. 56 - 65.
(Арабули Д.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)<3> Иванова А. Применение стандарта "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2020. N 3. С. 56 - 65.
"Контроль за деятельностью акционерного общества: правовое регулирование: монография"
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)11. Булаев С. Положение о внутреннем контроле: разрабатываем, утверждаем, применяем // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2009. N 6. С. 17 - 25.
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)11. Булаев С. Положение о внутреннем контроле: разрабатываем, утверждаем, применяем // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2009. N 6. С. 17 - 25.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.06.2022 N 24-П
"По делу о проверке конституционности подпункта "в" пункта 1 статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Бердникова"М.В. Бердников обратился в суд с иском о признании незаконными заключения служебной проверки и приказа об освобождении от должности и увольнении, о восстановлении на службе, взыскании утраченного заработка за время вынужденного прогула и о компенсации морального вреда. Решением районного суда, оставленным без изменения вышестоящими судами, в иске отказано. Довод М.В. Бердникова о пропуске срока привлечения к дисциплинарной ответственности, установленного пунктом 8 статьи 41.7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - двух лет со дня его совершения), учтен не был. Указано, что шестимесячный срок для наложения дисциплинарного взыскания применению в его деле не подлежит. Отклонена также ссылка заявителя на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 марта 2020 года N 13-П.
"По делу о проверке конституционности подпункта "в" пункта 1 статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Бердникова"М.В. Бердников обратился в суд с иском о признании незаконными заключения служебной проверки и приказа об освобождении от должности и увольнении, о восстановлении на службе, взыскании утраченного заработка за время вынужденного прогула и о компенсации морального вреда. Решением районного суда, оставленным без изменения вышестоящими судами, в иске отказано. Довод М.В. Бердникова о пропуске срока привлечения к дисциплинарной ответственности, установленного пунктом 8 статьи 41.7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - двух лет со дня его совершения), учтен не был. Указано, что шестимесячный срок для наложения дисциплинарного взыскания применению в его деле не подлежит. Отклонена также ссылка заявителя на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 марта 2020 года N 13-П.
Информационное сообщение Минфина России от 26.02.2020 N ИС-учет-23
<Об уточнении перечня архивных документов бухгалтерского учета и изменении правил подготовки программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета>5. В связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учете, а также в деятельности организаций уточнена терминология Перечня. В частности, в позиции 268 термин "отчет о прибылях и убытках" заменен термином "отчет о финансовых результатах", термин "месячная" отчетность - термином "промежуточная" отчетность; в позиции 272 термин "отчет организации о выполнении перспективных (долговременных) целевых и текущих программ, планов" - термином "отчеты о выполнении планов финансово-хозяйственной деятельности организации"; в позиции 277 понятие "приложения к ним [первичным документам], зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей" заменено понятием "связанные с ними [первичными документами] оправдательные документы"; в позиции 282 документы "о проведении документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности, контрольно-ревизионной работе, в том числе проверке кассы, правильности взимания налогов и др." поименованы как документы "о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности"; в позиции 289 слова "вопросы бухгалтерского учета, бюджетного учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, бюджетной отчетности" заменены словами "вопросы бухгалтерского учета, бюджетного учета".
<Об уточнении перечня архивных документов бухгалтерского учета и изменении правил подготовки программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета>5. В связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учете, а также в деятельности организаций уточнена терминология Перечня. В частности, в позиции 268 термин "отчет о прибылях и убытках" заменен термином "отчет о финансовых результатах", термин "месячная" отчетность - термином "промежуточная" отчетность; в позиции 272 термин "отчет организации о выполнении перспективных (долговременных) целевых и текущих программ, планов" - термином "отчеты о выполнении планов финансово-хозяйственной деятельности организации"; в позиции 277 понятие "приложения к ним [первичным документам], зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей" заменено понятием "связанные с ними [первичными документами] оправдательные документы"; в позиции 282 документы "о проведении документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности, контрольно-ревизионной работе, в том числе проверке кассы, правильности взимания налогов и др." поименованы как документы "о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности"; в позиции 289 слова "вопросы бухгалтерского учета, бюджетного учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, бюджетной отчетности" заменены словами "вопросы бухгалтерского учета, бюджетного учета".
Статья: Отдельные вопросы, касающиеся контрольной деятельности
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 1)Аналогичные разъяснения приведены в Письмах Минфина России от 30.11.2020 N 02-09-09/104367, от 25.12.2020 N 02-09-07/114330.
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 1)Аналогичные разъяснения приведены в Письмах Минфина России от 30.11.2020 N 02-09-09/104367, от 25.12.2020 N 02-09-07/114330.
Статья: Материальная ответственность военнослужащих: что нового в судебной практике?
(Баранников М.М., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 4)Как усматривается из материалов дела, О. в период с 21 сентября по 10 декабря 2020 г. временно исполнял обязанности командира воинской части. Как следует из актов сдачи-приемки оказанных услуг от 22 сентября и 22 октября 2020 г., О. в соответствии с ранее заключенным государственным контрактом как исполняющий обязанности командира осуществил приемку выполненных исполнителем работ по ремонту и техническому обслуживанию катеров воинской части. На основании этих актов воинской частью произведена исполнителю оплата за выполненные работы. Согласно акту проверки финансово-хозяйственной деятельности воинской части от 4 июня 2021 г. ревизионной группой установлено завышение объемов фактически выполненных исполнителем работ по ремонту и техническому обслуживанию катеров в связи с ненадлежащей их приемкой на общую сумму 276 000 руб. Ущерб в указанной сумме внесен в книгу учета недостач воинской части. Согласно заключению административного расследования от 30 июля 2021 г. в связи с ненадлежащей приемкой работ по ремонту и техническому обслуживанию катеров за причиненный вследствие этого по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы ущерб предложено привлечь О. к полной материальной ответственности в размере причиненного ущерба. В связи с выявленным завышением объема работ заказчиком исполнителю 9 июня 2021 г. было направлено претензионное письмо с предложением устранить выявленные недостатки по выполнению объема ремонтных работ на сумму 276 000 руб. Сторона исполнителя в письме от 4 сентября 2021 г., согласившись с предъявленной претензией, сообщила о готовности устранить выявленные актом проверки от 4 июня 2021 г. недостатки по ремонту и техническому обслуживанию катеров. Вместе с тем указанный выше ущерб, внесенный в книгу учета недостач, на день рассмотрения гражданского дела в суде апелляционной инстанции возмещен не был, невыполненные работы по ремонту и техническому обслуживанию катеров, отраженные в актах сдачи-приемки оказанных услуг от 22 сентября и 22 октября 2020 г., исполнителем произведены также не были. При изложенных обстоятельствах, учитывая, что ущерб, причиненный воинской части в результате ненадлежащего временного исполнения О. обязанностей командира воинской части при приемке выполненных работ по ремонту и техническому обслуживанию катеров этой воинской части, исполнителем этих работ возмещен не был, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости привлечения ответчика к ограниченной материальной ответственности на основании ч. 3 ст. 4 Закона о материальной ответственности военнослужащих (в размере оклада месячного денежного содержания и одной ежемесячной надбавки за выслугу лет) как командира, не принявшего необходимых мер к предотвращению излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба <3>.
(Баранников М.М., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 4)Как усматривается из материалов дела, О. в период с 21 сентября по 10 декабря 2020 г. временно исполнял обязанности командира воинской части. Как следует из актов сдачи-приемки оказанных услуг от 22 сентября и 22 октября 2020 г., О. в соответствии с ранее заключенным государственным контрактом как исполняющий обязанности командира осуществил приемку выполненных исполнителем работ по ремонту и техническому обслуживанию катеров воинской части. На основании этих актов воинской частью произведена исполнителю оплата за выполненные работы. Согласно акту проверки финансово-хозяйственной деятельности воинской части от 4 июня 2021 г. ревизионной группой установлено завышение объемов фактически выполненных исполнителем работ по ремонту и техническому обслуживанию катеров в связи с ненадлежащей их приемкой на общую сумму 276 000 руб. Ущерб в указанной сумме внесен в книгу учета недостач воинской части. Согласно заключению административного расследования от 30 июля 2021 г. в связи с ненадлежащей приемкой работ по ремонту и техническому обслуживанию катеров за причиненный вследствие этого по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы ущерб предложено привлечь О. к полной материальной ответственности в размере причиненного ущерба. В связи с выявленным завышением объема работ заказчиком исполнителю 9 июня 2021 г. было направлено претензионное письмо с предложением устранить выявленные недостатки по выполнению объема ремонтных работ на сумму 276 000 руб. Сторона исполнителя в письме от 4 сентября 2021 г., согласившись с предъявленной претензией, сообщила о готовности устранить выявленные актом проверки от 4 июня 2021 г. недостатки по ремонту и техническому обслуживанию катеров. Вместе с тем указанный выше ущерб, внесенный в книгу учета недостач, на день рассмотрения гражданского дела в суде апелляционной инстанции возмещен не был, невыполненные работы по ремонту и техническому обслуживанию катеров, отраженные в актах сдачи-приемки оказанных услуг от 22 сентября и 22 октября 2020 г., исполнителем произведены также не были. При изложенных обстоятельствах, учитывая, что ущерб, причиненный воинской части в результате ненадлежащего временного исполнения О. обязанностей командира воинской части при приемке выполненных работ по ремонту и техническому обслуживанию катеров этой воинской части, исполнителем этих работ возмещен не был, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости привлечения ответчика к ограниченной материальной ответственности на основании ч. 3 ст. 4 Закона о материальной ответственности военнослужащих (в размере оклада месячного денежного содержания и одной ежемесячной надбавки за выслугу лет) как командира, не принявшего необходимых мер к предотвращению излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба <3>.
Статья: Из зала суда: взыскание с госслужащего долга за неотработанные дни отпуска
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 5)В заключение отметим, что аналогичные выводы приведены в Определениях Второго кассационного суда общей юрисдикции от 17.08.2022 по делу N 88-17472/2022, Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.07.2020 по делу N 88-11095/2020, Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.05.2021 N 88-8142/2021.
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 5)В заключение отметим, что аналогичные выводы приведены в Определениях Второго кассационного суда общей юрисдикции от 17.08.2022 по делу N 88-17472/2022, Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.07.2020 по делу N 88-11095/2020, Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.05.2021 N 88-8142/2021.
Статья: Государственный финансовый контроль: современные вызовы и направления совершенствования
(Лукашов А.И.)
("Вопросы государственного и муниципального управления", 2023, N 1)13. Репин А. Анализ исполнения контрольными органами бюджетных полномочий // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2019. N 4. С. 22 - 29.
(Лукашов А.И.)
("Вопросы государственного и муниципального управления", 2023, N 1)13. Репин А. Анализ исполнения контрольными органами бюджетных полномочий // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2019. N 4. С. 22 - 29.
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)128. Гусев А. Об изменениях, направленных на усиление ответственности за нарушение порядка составления и представления отчетности // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2018. N 6. С. 21 - 32.
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)128. Гусев А. Об изменениях, направленных на усиление ответственности за нарушение порядка составления и представления отчетности // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2018. N 6. С. 21 - 32.
Статья: Контроль условий сделок, совершаемых юридическими лицами в особом порядке
(Загребаева Е.В.)
("Юрист", 2021, N 8)Осуществляемый учредителем контроль фактических условий заключенной сделки следует отличать от контроля, проводимого ревизионной (контрольной) комиссией. Во-первых, ревизионная (контрольная) комиссия по результату проведенной проверки финансово-хозяйственной деятельности юридического лица подготавливает заключение, применяемое для его внутреннего пользования, т.е. не участвует в процессе формирования его воли, выражаемой в последующем вовне, за исключением случаев вовлеченности ревизионной (контрольной) комиссии в процедуру одобрения особой сделки <12>. В юридической науке отмечают, что "ревизор или ревизионная комиссия не являются органами юридического лица, поскольку не обладают компетенцией совершать от его имени какие-либо действия правового характера" <13>. Во-вторых, когда в обществе создана ревизионная комиссия или когда ее образование обязательно в силу положений федерального закона, контроль она осуществляет в большинстве случаев по итогам финансово-хозяйственной деятельности юридического лица за год либо в соответствии с поступившим требованием <14>. Между тем проводимый учредителем контроль условий совершенной сделки по сроку привязан к ее заключению. В-третьих, образование ревизионной (контрольной) комиссии является обязательным в случае, предусмотренном федеральным законом. Проводимый контроль фактических условий заключенной сделки можно предусмотреть в учредительном документе юридического лица, об этом будет указано далее. В-четвертых, важное значение имеет тот факт, что контроль фактических условий заключенной сделки необходимо проводить именно тому органу или учредителю, собственнику имущества (в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица), кто одобрял (согласовывал) совершение сделки, т.е. определял целесообразность ее заключения для деятельности организации.
(Загребаева Е.В.)
("Юрист", 2021, N 8)Осуществляемый учредителем контроль фактических условий заключенной сделки следует отличать от контроля, проводимого ревизионной (контрольной) комиссией. Во-первых, ревизионная (контрольная) комиссия по результату проведенной проверки финансово-хозяйственной деятельности юридического лица подготавливает заключение, применяемое для его внутреннего пользования, т.е. не участвует в процессе формирования его воли, выражаемой в последующем вовне, за исключением случаев вовлеченности ревизионной (контрольной) комиссии в процедуру одобрения особой сделки <12>. В юридической науке отмечают, что "ревизор или ревизионная комиссия не являются органами юридического лица, поскольку не обладают компетенцией совершать от его имени какие-либо действия правового характера" <13>. Во-вторых, когда в обществе создана ревизионная комиссия или когда ее образование обязательно в силу положений федерального закона, контроль она осуществляет в большинстве случаев по итогам финансово-хозяйственной деятельности юридического лица за год либо в соответствии с поступившим требованием <14>. Между тем проводимый учредителем контроль условий совершенной сделки по сроку привязан к ее заключению. В-третьих, образование ревизионной (контрольной) комиссии является обязательным в случае, предусмотренном федеральным законом. Проводимый контроль фактических условий заключенной сделки можно предусмотреть в учредительном документе юридического лица, об этом будет указано далее. В-четвертых, важное значение имеет тот факт, что контроль фактических условий заключенной сделки необходимо проводить именно тому органу или учредителю, собственнику имущества (в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица), кто одобрял (согласовывал) совершение сделки, т.е. определял целесообразность ее заключения для деятельности организации.
Статья: Из зала суда: неотражение суммы субсидий в доходах будущих периодов
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 1)Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в соответствии с ведомственным стандартом администрации городского округа по внутреннему муниципальному финансовому контролю была проведена выездная ревизия финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа олимпийского резерва" (МБУ "СШОР N 17").
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 1)Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в соответствии с ведомственным стандартом администрации городского округа по внутреннему муниципальному финансовому контролю была проведена выездная ревизия финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа олимпийского резерва" (МБУ "СШОР N 17").
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)<382> Андрианов М. Неэффективное использование бюджетных средств. Информация к размышлению // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2010. N 3. С. 34.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)<382> Андрианов М. Неэффективное использование бюджетных средств. Информация к размышлению // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2010. N 3. С. 34.