Ресурсоснабжающая организация платежный агент
Подборка наиболее важных документов по запросу Ресурсоснабжающая организация платежный агент (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с платой за жилое помещение: Собственник (Наниматель) хочет исключить из платежных документов отдельные платежи (задолженность) и/или произвести перерасчет
(КонсультантПлюс, 2025)Управляющей организацией (Ресурсоснабжающей организацией) доказано, что лицо, через которое Собственник (Наниматель) производил оплату, не является ее платежным агентом
(КонсультантПлюс, 2025)Управляющей организацией (Ресурсоснабжающей организацией) доказано, что лицо, через которое Собственник (Наниматель) производил оплату, не является ее платежным агентом
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2024 N 13АП-10112/2024 по делу N А21-15186/2022
Категория спора: 1) Водоснабжение; 2) Водоотведение и прием сточных вод.
Требования ресурсоснабжающей организации: 1) О взыскании задолженности; 2) О взыскании неустойки.
Требования абонента: 3) О взыскании неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Истец ссылается на неоплату ответчиком услуг водоснабжения и водоотведения, оказанных в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика. В свою очередь ответчик указал на возникновение на стороне истца неосновательного обогащения в результате необоснованного применения повышающего коэффициента.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено.Вопреки доводам жалобы, внесение платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации через платежного агента (в данном случае - ООО РИВЦ "Симплекс") не свидетельствует о принятии общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Категория спора: 1) Водоснабжение; 2) Водоотведение и прием сточных вод.
Требования ресурсоснабжающей организации: 1) О взыскании задолженности; 2) О взыскании неустойки.
Требования абонента: 3) О взыскании неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Истец ссылается на неоплату ответчиком услуг водоснабжения и водоотведения, оказанных в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика. В свою очередь ответчик указал на возникновение на стороне истца неосновательного обогащения в результате необоснованного применения повышающего коэффициента.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено.Вопреки доводам жалобы, внесение платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации через платежного агента (в данном случае - ООО РИВЦ "Симплекс") не свидетельствует о принятии общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разбирательство между ресурсоснабжающей и управляющей компаниями дошло до Верховного Суда
(Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 4)При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (абзац 2 пункта 64 Правил N 354). Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы.
(Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 4)При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (абзац 2 пункта 64 Правил N 354). Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)15, 16. Часть 15 комментируемой статьи (вступила в силу с 1 января 2010 г.) допускает возможность осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги не только самим наймодателем жилого помещения, управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом, а в указанных в ст. 164 ЖК РФ случаях - подрядчиком или ресурсоснабжающей организацией либо представителями указанных лиц, но и платежным агентом или осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности банковским платежным агентом.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)15, 16. Часть 15 комментируемой статьи (вступила в силу с 1 января 2010 г.) допускает возможность осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги не только самим наймодателем жилого помещения, управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом, а в указанных в ст. 164 ЖК РФ случаях - подрядчиком или ресурсоснабжающей организацией либо представителями указанных лиц, но и платежным агентом или осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности банковским платежным агентом.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")64. Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")64. Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"4. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа оператора по приему платежей, не вправе осуществлять функции единоличного исполнительного органа другого оператора по приему платежей, за исключением случая, если оба оператора по приему платежей входят в группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 и 9 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и являются ресурсоснабжающими организациями в значении, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере коммунальных услуг. Функции единоличного исполнительного органа оператора по приему платежей не могут быть переданы юридическому лицу (управляющей организации), за исключением случая передачи таких функций юридическому лицу (управляющей организации), которое входит с таким оператором по приему платежей в группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6, 8 и 9 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при условии, что такой оператор по приему платежей и (или) указанное юридическое лицо (управляющая организация) являются ресурсоснабжающими организациями в значении, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере коммунальных услуг. Функции единоличного исполнительного органа оператора по приему платежей не могут быть переданы индивидуальному предпринимателю (управляющему).
(ред. от 31.07.2025)
"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"4. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа оператора по приему платежей, не вправе осуществлять функции единоличного исполнительного органа другого оператора по приему платежей, за исключением случая, если оба оператора по приему платежей входят в группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 и 9 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и являются ресурсоснабжающими организациями в значении, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере коммунальных услуг. Функции единоличного исполнительного органа оператора по приему платежей не могут быть переданы юридическому лицу (управляющей организации), за исключением случая передачи таких функций юридическому лицу (управляющей организации), которое входит с таким оператором по приему платежей в группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6, 8 и 9 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при условии, что такой оператор по приему платежей и (или) указанное юридическое лицо (управляющая организация) являются ресурсоснабжающими организациями в значении, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере коммунальных услуг. Функции единоличного исполнительного органа оператора по приему платежей не могут быть переданы индивидуальному предпринимателю (управляющему).
Статья: Спор о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Внесение платы исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту является надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ч. 3 - 6.1, 7, 7.1, 8 - 10 ст. 155 ЖК РФ, п. 1 ст. 408 ГК РФ) (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Внесение платы исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту является надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ч. 3 - 6.1, 7, 7.1, 8 - 10 ст. 155 ЖК РФ, п. 1 ст. 408 ГК РФ) (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).
Вопрос: О вопросах, связанных с расчетами за жилищно-коммунальные услуги, в том числе через ЕРЦ.
(Письмо Минфина России от 31.12.2024 N 06-05-48/133806)Правила не устанавливают обязанности ресурсоснабжающих организаций по обязательному привлечению деятельности платежных агентов и банковских платежных агентов.
(Письмо Минфина России от 31.12.2024 N 06-05-48/133806)Правила не устанавливают обязанности ресурсоснабжающих организаций по обязательному привлечению деятельности платежных агентов и банковских платежных агентов.
Статья: О наложении ареста и обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на банковских счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих
(Свининых Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 10)Для решения рассматриваемой нами проблемы можно использовать подход, примененный Верховным Судом Российской Федерации при разрешении споров о допустимости списания денежных средств по исполнительным документам со специального банковского счета поставщика коммунальных услуг в смысле Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ. Верховный Суд Российской Федерации занял позицию, в соответствии с которой денежные средства, поступающие на специальный счет поставщика, до их распределения по расчетным счетам поставщика и ресурсоснабжающих организаций, включают в себя платежи граждан за коммунальные услуги, оказанные ресурсоснабжающими организациями, и имеют специальное назначение, следовательно, не могут быть признаны денежными средствами поставщика. Списанию со специального счета подлежат исключительно денежные средства, принадлежащие только должнику, а не иным лицам <5>. Однако для применения описанного подхода требуется признание Верховным Судом Российской Федерации средств ЦЖЗ средствами, не принадлежащими участнику НИС. На наш взгляд, подобная квалификация будет довольно спорной.
(Свининых Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 10)Для решения рассматриваемой нами проблемы можно использовать подход, примененный Верховным Судом Российской Федерации при разрешении споров о допустимости списания денежных средств по исполнительным документам со специального банковского счета поставщика коммунальных услуг в смысле Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ. Верховный Суд Российской Федерации занял позицию, в соответствии с которой денежные средства, поступающие на специальный счет поставщика, до их распределения по расчетным счетам поставщика и ресурсоснабжающих организаций, включают в себя платежи граждан за коммунальные услуги, оказанные ресурсоснабжающими организациями, и имеют специальное назначение, следовательно, не могут быть признаны денежными средствами поставщика. Списанию со специального счета подлежат исключительно денежные средства, принадлежащие только должнику, а не иным лицам <5>. Однако для применения описанного подхода требуется признание Верховным Судом Российской Федерации средств ЦЖЗ средствами, не принадлежащими участнику НИС. На наш взгляд, подобная квалификация будет довольно спорной.
Путеводитель по судебной практике: Банковский счет.
Можно ли обратить взыскание на платежи физлиц за коммунальные услуги, поступившие на специальный банковский счет управляющей организации - должника
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с этим применительно к обстоятельствам настоящего дела взыскание по исполнительным листам, выданным на основании вступивших в законную силу судебных актов, предметом спора в рамках которых являлись долги предприятия "ГКТХ" как ресурсоснабжающей организации, а не управляющей компании, могло быть обращено на денежные средства, подлежащие перечислению платежным агентом именно управляющей компании за услуги по содержанию многоквартирных домов, а не на все денежные средства, фактически поступающие на специальный счет N 40821810149770000098.
Можно ли обратить взыскание на платежи физлиц за коммунальные услуги, поступившие на специальный банковский счет управляющей организации - должника
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с этим применительно к обстоятельствам настоящего дела взыскание по исполнительным листам, выданным на основании вступивших в законную силу судебных актов, предметом спора в рамках которых являлись долги предприятия "ГКТХ" как ресурсоснабжающей организации, а не управляющей компании, могло быть обращено на денежные средства, подлежащие перечислению платежным агентом именно управляющей компании за услуги по содержанию многоквартирных домов, а не на все денежные средства, фактически поступающие на специальный счет N 40821810149770000098.
Вопрос: Имеет ли право агент на взыскание задолженности по оплате коммунальных услуг с контрагентов-должников в силу агентского договора?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако жилищное законодательство предусматривает наличие договорных отношений по снабжению коммунальными ресурсами исключительно между уполномоченным лицом и ресурсоснабжающей организацией, как было указано выше. Платежный агент стороной данных договорных отношений не является.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако жилищное законодательство предусматривает наличие договорных отношений по снабжению коммунальными ресурсами исключительно между уполномоченным лицом и ресурсоснабжающей организацией, как было указано выше. Платежный агент стороной данных договорных отношений не является.
Вопрос: Правомерно ли требование ресурсоснабжающей организации о взыскании задолженности за потребленные коммунальные ресурсы с управляющей организации (компании) в случае отсутствия между ними письменного договора?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. ч. 6.2, 7 ст. 155 ЖК РФ, п. 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. ч. 6.2, 7 ст. 155 ЖК РФ, п. 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Статья: Современные тенденции правового регулирования конкуренции на рынке банковских услуг
(Гаспарян Э.П.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)В контексте обеспечения конкуренции в настоящее время также наблюдается проблема с клиентским опытом при оплате коммунальных платежей. Пользователям необходимо вводить реквизиты вручную и отслеживать даты наступления коммунальных платежей. Такая ситуация приводит к ошибкам, отправкам платежей не по тому счету, жалобам и отключению услуг. В целях развития сферы жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) Банк России в составе рабочей группы принимает участие в проработке вопросов реализации единого федерального информационного центра (далее - ЕФИЦ). Создание ЕФИЦ как полноценной единой инфраструктуры позволит не только централизовать функции по консолидации начислений за ЖКУ по единому лицевому счету и формированию объединенного платежного документа, информационному обмену о начислениях и оплатах с банками, платежными агентами и организациями почтовой связи, распределению поступивших за ЖКУ платежей по счетам ресурсоснабжающих (далее - РСО) и обслуживающих организаций, но и обеспечит равноудаленный доступ к ней всех участников. При этом отмечаем, что при реализации проекта для поддержки конкуренции и минимизации риска монополизации сферы оплаты ЖКУ важно сохранить возможность оплаты ЖКУ гражданами и компаниями через действующие расчетные механизмы, в том числе систему быстрых платежей Банка России. Кроме того, необходимо на законодательном уровне предусмотреть, что комиссия с граждан при оплате услуг ЖКУ не взимается. При этом размер комиссии для РСО целесообразно ограничить, установив ее предельный размер.
(Гаспарян Э.П.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)В контексте обеспечения конкуренции в настоящее время также наблюдается проблема с клиентским опытом при оплате коммунальных платежей. Пользователям необходимо вводить реквизиты вручную и отслеживать даты наступления коммунальных платежей. Такая ситуация приводит к ошибкам, отправкам платежей не по тому счету, жалобам и отключению услуг. В целях развития сферы жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) Банк России в составе рабочей группы принимает участие в проработке вопросов реализации единого федерального информационного центра (далее - ЕФИЦ). Создание ЕФИЦ как полноценной единой инфраструктуры позволит не только централизовать функции по консолидации начислений за ЖКУ по единому лицевому счету и формированию объединенного платежного документа, информационному обмену о начислениях и оплатах с банками, платежными агентами и организациями почтовой связи, распределению поступивших за ЖКУ платежей по счетам ресурсоснабжающих (далее - РСО) и обслуживающих организаций, но и обеспечит равноудаленный доступ к ней всех участников. При этом отмечаем, что при реализации проекта для поддержки конкуренции и минимизации риска монополизации сферы оплаты ЖКУ важно сохранить возможность оплаты ЖКУ гражданами и компаниями через действующие расчетные механизмы, в том числе систему быстрых платежей Банка России. Кроме того, необходимо на законодательном уровне предусмотреть, что комиссия с граждан при оплате услуг ЖКУ не взимается. При этом размер комиссии для РСО целесообразно ограничить, установив ее предельный размер.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Создание ЕФИЦ как полноценной единой инфраструктуры позволит не только централизовать функции по консолидации начислений за ЖКУ по единому лицевому счету и формированию объединенного платежного документа, информационному обмену о начислениях и оплатах с банками, платежными агентами и организациями почтовой связи, распределению поступивших за ЖКУ платежей по счетам ресурсоснабжающих (далее - РСО) и обслуживающих организаций, но и обеспечит равноудаленный доступ к ней всех участников.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Создание ЕФИЦ как полноценной единой инфраструктуры позволит не только централизовать функции по консолидации начислений за ЖКУ по единому лицевому счету и формированию объединенного платежного документа, информационному обмену о начислениях и оплатах с банками, платежными агентами и организациями почтовой связи, распределению поступивших за ЖКУ платежей по счетам ресурсоснабжающих (далее - РСО) и обслуживающих организаций, но и обеспечит равноудаленный доступ к ней всех участников.
Статья: Преобразования в ЖКХ 2024
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Кроме того, законодательство РФ в настоящее время не содержит положений об обязанности ресурсоснабжающей организации обеспечивать безвозмездное оказание всеми названными хозяйствующими субъектами или каким-либо отдельным хозяйствующим субъектом услуг по приему и перечислению денежных средств в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг.
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2024, N 3)Кроме того, законодательство РФ в настоящее время не содержит положений об обязанности ресурсоснабжающей организации обеспечивать безвозмездное оказание всеми названными хозяйствующими субъектами или каким-либо отдельным хозяйствующим субъектом услуг по приему и перечислению денежных средств в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг.