Ресоциализация осужденных
Подборка наиболее важных документов по запросу Ресоциализация осужденных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ресоциализация осужденных путем повышения доступности дистанционного образования в местах лишения свободы
(Макарова О.В., Данеев О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 6)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 6
(Макарова О.В., Данеев О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 6)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 6
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"4) сведения об участии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
(ред. от 01.04.2025)
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"4) сведения об участии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
Федеральный закон от 06.02.2023 N 10-ФЗ
(ред. от 29.05.2024)
"О пробации в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)2. При обращении осужденного к администрации учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, с заявлением в соответствии с частью 1 настоящей статьи администрацией указанного учреждения в порядке и сроки, предусмотренные статьей 31 настоящего Федерального закона, проводится оценка индивидуальной нуждаемости осужденного и в случае принятия решения о целесообразности оказания содействия осужденному в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации осуществляется подготовка индивидуальной программы.
(ред. от 29.05.2024)
"О пробации в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)2. При обращении осужденного к администрации учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, с заявлением в соответствии с частью 1 настоящей статьи администрацией указанного учреждения в порядке и сроки, предусмотренные статьей 31 настоящего Федерального закона, проводится оценка индивидуальной нуждаемости осужденного и в случае принятия решения о целесообразности оказания содействия осужденному в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации осуществляется подготовка индивидуальной программы.
Статья: Гражданин как участник пробации
(Уткин В.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Начиная с 2018 г. успешно реализуется ряд совместных программ и проектов ФСИН России и Ассоциации волонтерских центров, направленных в том числе на ресоциализацию осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. В Кыргызской Республике действуют волонтеры пробации, взаимодействие которых со службой пробации регламентировано приложением N 2 к Постановлению Правительства от 30 декабря 2018 г. <14>. Еще раньше, в 1950 г., в Японии был принят Закон о волонтерах пробации, предусматривающий создание добровольческих организаций пробации. Их члены наряду с профессиональными сотрудниками осуществляют надзор за поведением клиентов <15>. Есть и иные многочисленные примеры успешной волонтерской активности.
(Уткин В.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Начиная с 2018 г. успешно реализуется ряд совместных программ и проектов ФСИН России и Ассоциации волонтерских центров, направленных в том числе на ресоциализацию осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. В Кыргызской Республике действуют волонтеры пробации, взаимодействие которых со службой пробации регламентировано приложением N 2 к Постановлению Правительства от 30 декабря 2018 г. <14>. Еще раньше, в 1950 г., в Японии был принят Закон о волонтерах пробации, предусматривающий создание добровольческих организаций пробации. Их члены наряду с профессиональными сотрудниками осуществляют надзор за поведением клиентов <15>. Есть и иные многочисленные примеры успешной волонтерской активности.
Статья: Современные тенденции оказания социальной помощи женщинам, освободившимся из мест лишения свободы
(Шемарова Е.Г.)
("Современное право", 2025, N 6)В статье исследуются вопросы постпенитенциарной ресоциализации осужденных женщин, возникающие после их освобождения из мест лишения свободы. Отмечается, что, несмотря на совершенствование законодательства, в том числе принятие Федерального закона "О пробации в Российской Федерации", в данной сфере общественных отношений еще наличествует ряд проблем, требующих более пристального внимания как со стороны государства, так и гражданского общества.
(Шемарова Е.Г.)
("Современное право", 2025, N 6)В статье исследуются вопросы постпенитенциарной ресоциализации осужденных женщин, возникающие после их освобождения из мест лишения свободы. Отмечается, что, несмотря на совершенствование законодательства, в том числе принятие Федерального закона "О пробации в Российской Федерации", в данной сфере общественных отношений еще наличествует ряд проблем, требующих более пристального внимания как со стороны государства, так и гражданского общества.
Статья: Социально-юридическая природа и сущность постпенитенциарной пробации в контексте ресоциализации, социальной адаптации лиц, освобожденных из пенитенциарных учреждений (зарубежный опыт)
(Ельчанинова О.Ю.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)В статье представлен анализ законодательства отдельных зарубежных государств, регулирующего пенитенциарное и постпенитенциарное сопровождение лиц, отбывающих уголовные наказания. Систематизированы эмпирические данные по моделям пробации; определены особенности их правовой регламентации в пенитенциарных учреждениях стран континентального права. В качестве методологической основы исследования автором применялись следующие методы научного познания: общенаучный метод коммуникации позволил изучить научные публикации по вопросам пробации в странах романо-германского права; метод дедукции позволил сформулировать некоторые выводы о возможностях ресоциализации осужденных в процессе пробации; анализ становления и развития института пробации и прослеживание исторических закономерностей данного института осуществлялись с использованием исторического метода. Особое место занимает сравнительный анализ, который позволил изучить сходства и различия в способах реагирования выбранных групп государств на преступное поведение лица в зарубежной практике. Автор разделяет предложенное в научной периодике мнение, согласно которому осуществление мер по ресоциализации осужденных и интеграции их в общество законопослушных граждан следует считать одним из основных направлений деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, института условного осуждения и условно-досрочного освобождения.
(Ельчанинова О.Ю.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)В статье представлен анализ законодательства отдельных зарубежных государств, регулирующего пенитенциарное и постпенитенциарное сопровождение лиц, отбывающих уголовные наказания. Систематизированы эмпирические данные по моделям пробации; определены особенности их правовой регламентации в пенитенциарных учреждениях стран континентального права. В качестве методологической основы исследования автором применялись следующие методы научного познания: общенаучный метод коммуникации позволил изучить научные публикации по вопросам пробации в странах романо-германского права; метод дедукции позволил сформулировать некоторые выводы о возможностях ресоциализации осужденных в процессе пробации; анализ становления и развития института пробации и прослеживание исторических закономерностей данного института осуществлялись с использованием исторического метода. Особое место занимает сравнительный анализ, который позволил изучить сходства и различия в способах реагирования выбранных групп государств на преступное поведение лица в зарубежной практике. Автор разделяет предложенное в научной периодике мнение, согласно которому осуществление мер по ресоциализации осужденных и интеграции их в общество законопослушных граждан следует считать одним из основных направлений деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, института условного осуждения и условно-досрочного освобождения.
Статья: Об особенностях исполнения и передаче исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы
(Барсегян С.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)В случае передачи исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, в другое государство логически возникает вопрос о достижении целей наказания. Ведь как УИК, так и УК указанных государств имеют как сходства, так и отличия. В частности, речь идет о целях уголовного наказания. Согласно УК РФ, целями применения наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение. Цели наказания, предусмотренные в УК РФ, совпадают с целями наказаний, предусмотренными в УК РК и РБ (выражаются в целях уголовной ответственности) <15>. В КР цель наказания "исправление и ресоциализация осужденного" рассматривается в одном блоке, а в РА исправление осужденного заменено термином "ресоциализация подвергнутого наказанию лица" <16>. В УК РУ отсутствует цель наказания "восстановление социальной справедливости". Это свидетельствует о том, что в данных государствах в том числе и цели наказания имеют отличия, хотя эти отличия не существенные. При таких условиях достижение целей наказания оказывается под сомнением. Помимо этого, если речь идет о справедливости, то необходимо рассмотреть и последствия отбытия данных наказаний. К слову, сроки снятия или погашения судимости в данных странах тоже значительно отличаются. Так, в РА, РК и РУ судимость погашается по факту исполнения или отбытия наказаний, не связанных с лишением свободы (более мягкие наказания, чем лишения свободы), в КР - когда после отбытия или исполнения наказания прошло 3 года.
(Барсегян С.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)В случае передачи исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, в другое государство логически возникает вопрос о достижении целей наказания. Ведь как УИК, так и УК указанных государств имеют как сходства, так и отличия. В частности, речь идет о целях уголовного наказания. Согласно УК РФ, целями применения наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение. Цели наказания, предусмотренные в УК РФ, совпадают с целями наказаний, предусмотренными в УК РК и РБ (выражаются в целях уголовной ответственности) <15>. В КР цель наказания "исправление и ресоциализация осужденного" рассматривается в одном блоке, а в РА исправление осужденного заменено термином "ресоциализация подвергнутого наказанию лица" <16>. В УК РУ отсутствует цель наказания "восстановление социальной справедливости". Это свидетельствует о том, что в данных государствах в том числе и цели наказания имеют отличия, хотя эти отличия не существенные. При таких условиях достижение целей наказания оказывается под сомнением. Помимо этого, если речь идет о справедливости, то необходимо рассмотреть и последствия отбытия данных наказаний. К слову, сроки снятия или погашения судимости в данных странах тоже значительно отличаются. Так, в РА, РК и РУ судимость погашается по факту исполнения или отбытия наказаний, не связанных с лишением свободы (более мягкие наказания, чем лишения свободы), в КР - когда после отбытия или исполнения наказания прошло 3 года.
Статья: Социокультурные детерминанты формирования поощрительных норм в российском уголовно-исполнительном праве
(Ашкинадзе И.В.)
("Современное право", 2025, N 6)Дальнейшая модернизация исполнения наказаний предполагала создание более сбалансированного и гуманного уголовно-исполнительного законодательства, которое отражало бы новые подходы к наказанию и исправлению осужденных. Следующим этапом развития поощрительных норм стало принятие Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1970 года, который, в частности, был разработан с целью привести уголовно-исполнительное законодательство в соответствие с Уголовным кодексом РСФСР 1960 года <4>. Необходимо отметить, что ИТК РСФСР 1970 года отражал новеллы уголовно-исполнительной системы, которая постепенно двигалась в сторону гуманизации, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний. Однако, как и в предыдущих документах, система имела свои недостатки, включая жесткий режим, ненадлежащие условия содержания, недостаточное внимание к правам человека, а также низкую эффективность ресоциализации осужденных.
(Ашкинадзе И.В.)
("Современное право", 2025, N 6)Дальнейшая модернизация исполнения наказаний предполагала создание более сбалансированного и гуманного уголовно-исполнительного законодательства, которое отражало бы новые подходы к наказанию и исправлению осужденных. Следующим этапом развития поощрительных норм стало принятие Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1970 года, который, в частности, был разработан с целью привести уголовно-исполнительное законодательство в соответствие с Уголовным кодексом РСФСР 1960 года <4>. Необходимо отметить, что ИТК РСФСР 1970 года отражал новеллы уголовно-исполнительной системы, которая постепенно двигалась в сторону гуманизации, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний. Однако, как и в предыдущих документах, система имела свои недостатки, включая жесткий режим, ненадлежащие условия содержания, недостаточное внимание к правам человека, а также низкую эффективность ресоциализации осужденных.
Статья: Предупреждение рецидивной преступности: состояние проблемы
(Кондрат И.Н., Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Мировой судья", 2025, N 8)12. Сальников М.В. Роль и место создаваемой службы пробации в Российской Федерации на этапах ресоциализации осужденных / М.В. Сальников, К.И. Воронков, Р.Ф. Исмагилов // Мониторинг правоприменения. 2022. N 3 (44). С. 23 - 28.
(Кондрат И.Н., Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Мировой судья", 2025, N 8)12. Сальников М.В. Роль и место создаваемой службы пробации в Российской Федерации на этапах ресоциализации осужденных / М.В. Сальников, К.И. Воронков, Р.Ф. Исмагилов // Мониторинг правоприменения. 2022. N 3 (44). С. 23 - 28.
Статья: Актуальные вопросы, связанные с применением принудительных работ в порядке ст. 80 УК РФ
(Ярошенко О.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 3)Главной целью данного вида наказания является исправление и ресоциализация осужденных путем привлечения их к труду, что позволяет осужденному обеспечивать себя и возмещать вред, причиненный преступлением, возмещать затраты исправительных центров на коммунально-бытовое обслуживание, получать навыки и умения, которые осужденный сможет реализовать после отбывания наказания.
(Ярошенко О.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 3)Главной целью данного вида наказания является исправление и ресоциализация осужденных путем привлечения их к труду, что позволяет осужденному обеспечивать себя и возмещать вред, причиненный преступлением, возмещать затраты исправительных центров на коммунально-бытовое обслуживание, получать навыки и умения, которые осужденный сможет реализовать после отбывания наказания.
"Уголовное наказание и его цели: монография"
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ или Закон о пробации) предусмотрел альтернативные наказанию механизмы ресоциализации осужденных, в том числе постпенитенциарные, объединенные институтом пробации. Это, безусловно, очень важный и нужный шаг в направлении пересмотра концептуальных основ антикриминальной политики. Однако этот путь только начат и не застрахован от недочетов и ошибок. Одним из проявлений последних можно назвать отсутствие досудебной пробации как возможности отказа от уголовного преследования (в тех случаях, когда это уместно и целесообразно), а значит, от неизбежной стигматизации и деформации личности, вызываемых наказанием. Напротив, имеет место регламентация чрезмерных и свойственных процессу исполнения наказания процедур исполнительной и пенитенциарной пробации. Приходится констатировать неопределенность статуса пробации. С одной стороны, согласно ст. 7 Закона о пробации - основным ее субъектом определена Федеральная служба исполнения наказаний, а непосредственно - уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России. С другой стороны, ни в уголовном, ни в уголовно-исполнительном законодательстве нет не только регламентации, но даже упоминания пробации. В этой связи непонятно, является ли пробация все-таки институтом уголовного или уголовно-исполнительного права и на каком основании именно органы уголовно-исполнительной системы должны ее исполнять?
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ или Закон о пробации) предусмотрел альтернативные наказанию механизмы ресоциализации осужденных, в том числе постпенитенциарные, объединенные институтом пробации. Это, безусловно, очень важный и нужный шаг в направлении пересмотра концептуальных основ антикриминальной политики. Однако этот путь только начат и не застрахован от недочетов и ошибок. Одним из проявлений последних можно назвать отсутствие досудебной пробации как возможности отказа от уголовного преследования (в тех случаях, когда это уместно и целесообразно), а значит, от неизбежной стигматизации и деформации личности, вызываемых наказанием. Напротив, имеет место регламентация чрезмерных и свойственных процессу исполнения наказания процедур исполнительной и пенитенциарной пробации. Приходится констатировать неопределенность статуса пробации. С одной стороны, согласно ст. 7 Закона о пробации - основным ее субъектом определена Федеральная служба исполнения наказаний, а непосредственно - уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России. С другой стороны, ни в уголовном, ни в уголовно-исполнительном законодательстве нет не только регламентации, но даже упоминания пробации. В этой связи непонятно, является ли пробация все-таки институтом уголовного или уголовно-исполнительного права и на каком основании именно органы уголовно-исполнительной системы должны ее исполнять?
Статья: Некоторые вопросы криминологической характеристики преступника, совершившего рецидивное преступление
(Кунц Е.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)При этом нельзя оставлять без внимания существующую криминологическую характеристику личности преступника, совершившего рецидивное преступление. Данные критерии могут позволить правоохранительным органам сосредоточить свое внимание на преступниках, которым присущи определенные личностные характеристики. Знание данных характеристик окажет помощь в разработке и реализации различных программ для эффективной ресоциализации осужденных, что благоприятным образом скажется на снижении рецидивной преступности.
(Кунц Е.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)При этом нельзя оставлять без внимания существующую криминологическую характеристику личности преступника, совершившего рецидивное преступление. Данные критерии могут позволить правоохранительным органам сосредоточить свое внимание на преступниках, которым присущи определенные личностные характеристики. Знание данных характеристик окажет помощь в разработке и реализации различных программ для эффективной ресоциализации осужденных, что благоприятным образом скажется на снижении рецидивной преступности.
Статья: Ретроспективный анализ и проблемные вопросы правового регулирования назначения и применения наказания в виде пожизненного лишения свободы
(Новиков Р.В.)
("Ex jure", 2025, N 2)Законодательство о пробации служит целям реализации таких форм профилактики преступности, как ресоциализация осужденных, их социальная адаптация и реабилитация, которые, наряду с другими формами профилактики, например профилактическим учетом и надзором, направлены на предупреждение рецидива <20>.
(Новиков Р.В.)
("Ex jure", 2025, N 2)Законодательство о пробации служит целям реализации таких форм профилактики преступности, как ресоциализация осужденных, их социальная адаптация и реабилитация, которые, наряду с другими формами профилактики, например профилактическим учетом и надзором, направлены на предупреждение рецидива <20>.