Решение о заключении концессионного соглашения
Подборка наиболее важных документов по запросу Решение о заключении концессионного соглашения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, возникающие из концессионного соглашения: Заинтересованное лицо хочет признать результаты торгов и/или концессионное соглашение недействительными
(КонсультантПлюс, 2025)Заявка или конкурсное предложение Заинтересованного лица не соответствовали установленным требованиям, в связи с чем Концедент правомерно принял решение о заключении концессионного соглашения с Концессионером
(КонсультантПлюс, 2025)Заявка или конкурсное предложение Заинтересованного лица не соответствовали установленным требованиям, в связи с чем Концедент правомерно принял решение о заключении концессионного соглашения с Концессионером
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Оригинал (копия) доверенности
(КонсультантПлюс, 2025)...Как следует из материалов дела, Администрация... приняла решение о возможности заключения концессионного соглашения... о чем... размещено сообщение...
(КонсультантПлюс, 2025)...Как следует из материалов дела, Администрация... приняла решение о возможности заключения концессионного соглашения... о чем... размещено сообщение...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как подготовить и провести конкурс на заключение концессионного соглашения
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как принять решение о заключении концессионного соглашения и что в нем нужно предусмотреть
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как принять решение о заключении концессионного соглашения и что в нем нужно предусмотреть
Готовое решение: Как подготовить и провести конкурс в электронной форме на заключение концессионного соглашения
(КонсультантПлюс, 2025)2. Каковы особенности решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и сообщения о проведении электронного конкурса
(КонсультантПлюс, 2025)2. Каковы особенности решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и сообщения о проведении электронного конкурса
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 22. Решение о заключении концессионного соглашения
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 22. Решение о заключении концессионного соглашения
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. Максимальный размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, платным участкам таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение), созданным и (или) реконструированным на основании концессионных соглашений, определяется решением о заключении концессионного соглашения, принимаемым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, и не может превышать предельное значение, установленное соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. Максимальный размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, платным участкам таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение), созданным и (или) реконструированным на основании концессионных соглашений, определяется решением о заключении концессионного соглашения, принимаемым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, и не может превышать предельное значение, установленное соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В качестве наиболее яркого примера использования механизма концессионных соглашений при самостоятельной реализации публичным субъектом решения о КРТ можно привести проект КРТ нежилой застройки в Иванове Ивановской области, в рамках которого планируется создание научно-образовательного пространства межвузовского кампуса "Большая Ивановская Мануфактура" <1>. В данном примере в решении о КРТ прямо предусматривалась возможность заключения концессионного соглашения для реализации первого этапа, т.е. строительства и реконструкции, а также последующей эксплуатации научно-образовательного и культурного пространства <2>. Такое концессионное соглашение было заключено без конкурса с концессионером, определенным решением Правительства РФ <3> на Петербургском международном экономическом форуме 16 июня 2023 г. <4>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В качестве наиболее яркого примера использования механизма концессионных соглашений при самостоятельной реализации публичным субъектом решения о КРТ можно привести проект КРТ нежилой застройки в Иванове Ивановской области, в рамках которого планируется создание научно-образовательного пространства межвузовского кампуса "Большая Ивановская Мануфактура" <1>. В данном примере в решении о КРТ прямо предусматривалась возможность заключения концессионного соглашения для реализации первого этапа, т.е. строительства и реконструкции, а также последующей эксплуатации научно-образовательного и культурного пространства <2>. Такое концессионное соглашение было заключено без конкурса с концессионером, определенным решением Правительства РФ <3> на Петербургском международном экономическом форуме 16 июня 2023 г. <4>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- по концессионному соглашению не допускается изменение целевого назначения реконструируемого объекта концессионного соглашения, определенного решением о заключении концессионного соглашения (п. 5 ст. 3 Закона N 115-ФЗ). Таким образом, в течение срока действия концессионного соглашения объект должен отвечать целевому назначению, обозначенному при заключении соглашения;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- по концессионному соглашению не допускается изменение целевого назначения реконструируемого объекта концессионного соглашения, определенного решением о заключении концессионного соглашения (п. 5 ст. 3 Закона N 115-ФЗ). Таким образом, в течение срока действия концессионного соглашения объект должен отвечать целевому назначению, обозначенному при заключении соглашения;
Статья: Институт возмещения экономически обоснованных расходов и компенсации недополученных доходов концессионера по концессионному соглашению в сфере ЖКХ
(Мышьяков С.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Следует отметить, что характеристика концессионного соглашения как гражданско-правового договора не является общепризнанной. Так С.А. Сосна относит концессионное соглашение к публично-правовым (административным) договорам, выделяя следующие характерные для концессии признаки: особое основание возникновения концессионных правоотношений, которым является односторонний акт государства или иного органа публичной власти, такой акт является источником возникновения всех видов административных отношений, исключительный (монопольный) характер прав, передаваемых концедентом частному инвестору, общественно полезные, общественно необходимые цели концессионного соглашения, заключаемого ради публичного интереса, общего блага, степень участия концессионера в отправлении функций государства или иного публично-правового образования <5>. Однако, как представляется, заключение концессионного соглашения на основании акта публичного органа - в силу ст. 13 и 22 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса и на основании принятия уполномоченным органом решения о заключении концессионного соглашения - само по себе не свидетельствует о публично-правовой природе соответствующей договорной конструкции, так как, инициируя процесс проведения конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения на объект публичного имущества, указанное решение органа публичной власти касается его правомочия по распоряжению публичным имуществом и не может затрагивать правовую природу заключаемого на его основании договора. К примеру, договор аренды государственного или муниципального имущества также заключается на основании соответствующего решения уполномоченного государственного или муниципального органа власти, но никто не относит договоры аренды публичного имущества к административным договорам на этом основании. Таким же образом исключительный, монопольный характер прав концессионера на полученный им объект соглашения, как и на соответствующую сферу предпринимательской деятельности на определенной территории, определяется исключительно характером публичного имущества, который может принадлежать только определенному субъекту, и оказываемых с его помощью концессионером услуг, что вносит определенную специфику в регулирование концессионных отношений, но не меняет его гражданско-правовую природу. Также многие гражданско-правовые договоры имеют своей целью не только получение прибыли сторонами таких договоров, но и в качестве дополнительных общеполезные результаты и удовлетворение публичного интереса. Отнесение к цели концессионного соглашения исключительно публичных и общественно полезных целей сомнительно, так как такая трактовка оставляет в тени интересы частного инвестора, которые сводятся к получению прибыли от использования публичного имущества и оказания с его помощью соответствующих услуг. Как указывал еще Л.С. Таль, при осуществлении концессионером обязанностей по концессионному соглашению к последнему переходят, по существу, публично-правовые функции государственных и муниципальных органов по планомерному удовлетворению насущных потребностей обывателей. Концессионер действует в интересах обывателей <6>. Однако, как представляется, выделение только этой функции в качестве главной для сторон по концессионному соглашению необоснованно "оттеняет" интерес концессионера, который заключается в его спекулятивной потребности, в цели получения прибыли от использования объекта концессионного соглашения. Использование частным инвестором объекта соглашения с целью удовлетворения публичных потребностей также не влечет с необходимостью вывод об административном характере концессий.
(Мышьяков С.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Следует отметить, что характеристика концессионного соглашения как гражданско-правового договора не является общепризнанной. Так С.А. Сосна относит концессионное соглашение к публично-правовым (административным) договорам, выделяя следующие характерные для концессии признаки: особое основание возникновения концессионных правоотношений, которым является односторонний акт государства или иного органа публичной власти, такой акт является источником возникновения всех видов административных отношений, исключительный (монопольный) характер прав, передаваемых концедентом частному инвестору, общественно полезные, общественно необходимые цели концессионного соглашения, заключаемого ради публичного интереса, общего блага, степень участия концессионера в отправлении функций государства или иного публично-правового образования <5>. Однако, как представляется, заключение концессионного соглашения на основании акта публичного органа - в силу ст. 13 и 22 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса и на основании принятия уполномоченным органом решения о заключении концессионного соглашения - само по себе не свидетельствует о публично-правовой природе соответствующей договорной конструкции, так как, инициируя процесс проведения конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения на объект публичного имущества, указанное решение органа публичной власти касается его правомочия по распоряжению публичным имуществом и не может затрагивать правовую природу заключаемого на его основании договора. К примеру, договор аренды государственного или муниципального имущества также заключается на основании соответствующего решения уполномоченного государственного или муниципального органа власти, но никто не относит договоры аренды публичного имущества к административным договорам на этом основании. Таким же образом исключительный, монопольный характер прав концессионера на полученный им объект соглашения, как и на соответствующую сферу предпринимательской деятельности на определенной территории, определяется исключительно характером публичного имущества, который может принадлежать только определенному субъекту, и оказываемых с его помощью концессионером услуг, что вносит определенную специфику в регулирование концессионных отношений, но не меняет его гражданско-правовую природу. Также многие гражданско-правовые договоры имеют своей целью не только получение прибыли сторонами таких договоров, но и в качестве дополнительных общеполезные результаты и удовлетворение публичного интереса. Отнесение к цели концессионного соглашения исключительно публичных и общественно полезных целей сомнительно, так как такая трактовка оставляет в тени интересы частного инвестора, которые сводятся к получению прибыли от использования публичного имущества и оказания с его помощью соответствующих услуг. Как указывал еще Л.С. Таль, при осуществлении концессионером обязанностей по концессионному соглашению к последнему переходят, по существу, публично-правовые функции государственных и муниципальных органов по планомерному удовлетворению насущных потребностей обывателей. Концессионер действует в интересах обывателей <6>. Однако, как представляется, выделение только этой функции в качестве главной для сторон по концессионному соглашению необоснованно "оттеняет" интерес концессионера, который заключается в его спекулятивной потребности, в цели получения прибыли от использования объекта концессионного соглашения. Использование частным инвестором объекта соглашения с целью удовлетворения публичных потребностей также не влечет с необходимостью вывод об административном характере концессий.
Статья: Трансакционные издержки и участие законодательного органа в заключении ГЧП-соглашений
(Кулаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)Особый прецедент возник в Тюменской области, Законом которой утверждены отдельные условия <38> планируемого к заключению концессионного соглашения. Этот Закон установил, что при принятии решения о заключении концессионного соглашения Правительство Тюменской области обязано следовать утвержденным условиям такого соглашения, а также определил, что денежные обязательства концедента не могут быть увеличены более чем на 10% без внесения изменений в данный Закон.
(Кулаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)Особый прецедент возник в Тюменской области, Законом которой утверждены отдельные условия <38> планируемого к заключению концессионного соглашения. Этот Закон установил, что при принятии решения о заключении концессионного соглашения Правительство Тюменской области обязано следовать утвержденным условиям такого соглашения, а также определил, что денежные обязательства концедента не могут быть увеличены более чем на 10% без внесения изменений в данный Закон.
Готовое решение: Как управляют госкомпаниями и контролируют их
(КонсультантПлюс, 2025)проект программы разрабатывается с учетом показателей федеральных целевых программ, долгосрочных целевых программ, а также средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и решений Правительства РФ о заключении концессионных соглашений, иных гражданско-правовых договоров на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения, переданных или передаваемых госкомпании в доверительное управление;
(КонсультантПлюс, 2025)проект программы разрабатывается с учетом показателей федеральных целевых программ, долгосрочных целевых программ, а также средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и решений Правительства РФ о заключении концессионных соглашений, иных гражданско-правовых договоров на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения, переданных или передаваемых госкомпании в доверительное управление;