Реконструкция нежилого здания без разрешения
Подборка наиболее важных документов по запросу Реконструкция нежилого здания без разрешения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 263 "Застройка земельного участка" ГК РФ"Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями статей 222, 263 Гражданского кодекса Российской Федерации; принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пунктах 5, 27, 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"; исходя из выводов экспертных заключений, вышеприведенных обстоятельств дела; установив, что вопреки нормам действующего законодательства собственником нежилого помещения, без получения разрешения общего собрания собственников здания, без составления и согласования проектной и разрешительной документации, самовольно произведена реконструкция здания с кадастровым номером 50:12:0101201:37; учитывая, что спорная пристройка возведена с использованием общей для всех собственников помещений в здании внешней стены, притом, что решения об использовании общего имущества общим собранием собственников помещений в здании не принималось, сведений о последующем одобрении возведения пристройки всеми собственниками также не представлено; установив, что земельный участок был передан в собственность ответчика без права дополнительного строительства согласно Постановлению Главы Мытищинского муниципального района Московской области от 07.07.2006 N 2084, которое на данный момент является действующим, при этом, сведения о запрете дополнительного строительства внесены в ЕГРН; в связи с чем, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Администрации и об отказе в удовлетворении встречного иска."
Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 03.08.2023 N 66а-2169/2023 по делу N 3а-2902/2023 (УИД 77OS0000-02-2022-023632-02)
Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 20.04.2023, которым отказано в признании недействующим пункта 4599 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".На участке расположено двухэтажное нежилое здание с антресолью 1985 года постройки с кадастровым номером N, площадью 1 207 кв. м. В соответствии с поэтажным планом и экспликацией по состоянию на 12 августа 1999 года нежилое здание было одноэтажным площадью 615,8 кв. м, высотная отметка составляла 5,5 м. Установлено, что высота нежилого здания по наружному обмеру составляет 10,8 м. В ходе проведения обследования установлено, что произведена реконструкция нежилого здания без оформленной в установленном порядке проектной и разрешительной документации, в результате чего к нежилому зданию возведена надстройка (2 этаж - пом. 1 комн. 1-28, комн. А.Б.) общей площадью 566,7 кв. м, которая включена в состав нежилого здания с кадастровым номером N. Сведения о предоставлении земельного участка под строительство (реконструкцию) объекта, а также об оформлении разрешительной документации на строительство (реконструкцию) объекта отсутствуют.
Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 20.04.2023, которым отказано в признании недействующим пункта 4599 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".На участке расположено двухэтажное нежилое здание с антресолью 1985 года постройки с кадастровым номером N, площадью 1 207 кв. м. В соответствии с поэтажным планом и экспликацией по состоянию на 12 августа 1999 года нежилое здание было одноэтажным площадью 615,8 кв. м, высотная отметка составляла 5,5 м. Установлено, что высота нежилого здания по наружному обмеру составляет 10,8 м. В ходе проведения обследования установлено, что произведена реконструкция нежилого здания без оформленной в установленном порядке проектной и разрешительной документации, в результате чего к нежилому зданию возведена надстройка (2 этаж - пом. 1 комн. 1-28, комн. А.Б.) общей площадью 566,7 кв. м, которая включена в состав нежилого здания с кадастровым номером N. Сведения о предоставлении земельного участка под строительство (реконструкцию) объекта, а также об оформлении разрешительной документации на строительство (реконструкцию) объекта отсутствуют.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Земельные споры. Особенности судебного правоприменения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: практическое исследование"
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Понятие самовольной постройки, данное в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ, не является единственным. Так, статьи 24 - 25 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" определяют ее как строительство или изменение архитектурного объекта (здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта) без разрешения на строительство, а согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37, самовольной постройкой признаются осуществленные без соответствующего разрешения: реконструкция жилых домов (частей домов); переоборудование правомерно возведенных нежилых зданий в жилые и наоборот; возведение нового здания при наличии разрешения на капитальный ремонт старого; возведение дополнительных зданий.
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Понятие самовольной постройки, данное в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ, не является единственным. Так, статьи 24 - 25 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" определяют ее как строительство или изменение архитектурного объекта (здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта) без разрешения на строительство, а согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37, самовольной постройкой признаются осуществленные без соответствующего разрешения: реконструкция жилых домов (частей домов); переоборудование правомерно возведенных нежилых зданий в жилые и наоборот; возведение нового здания при наличии разрешения на капитальный ремонт старого; возведение дополнительных зданий.
Статья: Разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию как документ, подтверждающий соответствие участника закупки дополнительным требованиям
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 7)Извлечение. Проведение строительных работ в целях изменения конфигурации помещений, расположенных в нежилом здании (сооружении), должно осуществляться посредством проведения реконструкции нежилого здания (сооружения), в котором расположено такое помещение, при этом в соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК такая реконструкция может быть осуществлена как с получением разрешения на строительство, так и без получения такого разрешения. Застройщик на основании характеристик ОКС, указанных в проектной документации, в соответствии с нормами ч. 1, 17 ст. 51 ГрК определяет наличие или отсутствие обязанности по получению разрешения на строительство, реконструкцию. Вместе с тем в настоящее время полномочия и форма документа, подтверждающего отсутствие необходимости получения разрешения на строительство, реконструкцию ОКС, законодательно не регламентированы, в связи с чем для разрешения вопроса о необходимости получения разрешения на строительство (реконструкцию) здания (сооружения), в отношении которого представлено заявление об осуществлении ГКУ изменений, достаточно информации, изложенной в виде вывода в проектной документации (при ее наличии) или в виде отдельного документа (заключения, справки и тому подобное), подготовленной уполномоченной организацией, имеющей соответствующую лицензию (свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность ОКС) <12>.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 7)Извлечение. Проведение строительных работ в целях изменения конфигурации помещений, расположенных в нежилом здании (сооружении), должно осуществляться посредством проведения реконструкции нежилого здания (сооружения), в котором расположено такое помещение, при этом в соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК такая реконструкция может быть осуществлена как с получением разрешения на строительство, так и без получения такого разрешения. Застройщик на основании характеристик ОКС, указанных в проектной документации, в соответствии с нормами ч. 1, 17 ст. 51 ГрК определяет наличие или отсутствие обязанности по получению разрешения на строительство, реконструкцию. Вместе с тем в настоящее время полномочия и форма документа, подтверждающего отсутствие необходимости получения разрешения на строительство, реконструкцию ОКС, законодательно не регламентированы, в связи с чем для разрешения вопроса о необходимости получения разрешения на строительство (реконструкцию) здания (сооружения), в отношении которого представлено заявление об осуществлении ГКУ изменений, достаточно информации, изложенной в виде вывода в проектной документации (при ее наличии) или в виде отдельного документа (заключения, справки и тому подобное), подготовленной уполномоченной организацией, имеющей соответствующую лицензию (свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность ОКС) <12>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Установив, что объект реконструирован без разрешения на строительство и нарушает правовой режим земельного участка, не предусматривающий возможность возведения нежилого здания, суд первой инстанции удовлетворил требование о сносе объекта.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Установив, что объект реконструирован без разрешения на строительство и нарушает правовой режим земельного участка, не предусматривающий возможность возведения нежилого здания, суд первой инстанции удовлетворил требование о сносе объекта.
Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37
(ред. от 04.09.2000)
"Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступающими в силу с 19.05.2008)Как самовольная постройка рассматривается осуществление без соответствующего разрешения:
(ред. от 04.09.2000)
"Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступающими в силу с 19.05.2008)Как самовольная постройка рассматривается осуществление без соответствующего разрешения:
Готовое решение: Как присваивается адрес объекту недвижимости
(КонсультантПлюс, 2025)подготовка документов для кадастрового учета здания (строения), сооружения, если для его строительства (реконструкции) не требуется получения разрешения;
(КонсультантПлюс, 2025)подготовка документов для кадастрового учета здания (строения), сооружения, если для его строительства (реконструкции) не требуется получения разрешения;
Статья: Судебная практика рассмотрения споров, связанных с самовольным строительством
(Зрелякова Л.В., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)По результатам проверки инспекцией возбуждено административное дело в отношении предпринимателя за несоблюдение требований части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) по факту реконструкции в отсутствие разрешения на строительство.
(Зрелякова Л.В., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)По результатам проверки инспекцией возбуждено административное дело в отношении предпринимателя за несоблюдение требований части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) по факту реконструкции в отсутствие разрешения на строительство.
Статья: Некоторые особенности правового регулирования сноса зданий и сооружений
(Лебедев И.М.)
("Юрист", 2021, N 2)Жизнь и быт людей обусловливаются наличием необходимых зданий и сооружений, их соответствием своему назначению, техническим состоянием. Соответственно, для возведения новых жилых зданий или сооружений как в городах, так и в сельской местности (так как не всегда имеется пустующий земельный участок, предназначенный под застройку) необходимо произвести снос здания и подготовить строительную площадку к будущей застройке. Такие работы всегда обусловлены определенными правовыми актами, которые и определяют законность таких работ. Например, Законом г. Москвы от 17 мая 2017 г. N 14 "устанавливаются дополнительные гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве, порядок и условия обеспечения указанных гарантий" <1>. Правовое регулирование сноса объектов капитального строительства до внесения последних изменений носило крайне фрагментарный характер, позволявший говорить о наличии пробела в праве в рассматриваемой сфере. По причине независимости от воли человека и объективности существования природные закономерности, процессы и явления через общественные отношения способны влиять на направленность правового регулирования <2>. Основным вопросом всегда будет являться для компании-подрядчика вопрос: необходимо ли получать разрешение на снос здания? Исходя из ст. 51 Градостроительного кодекса РФ <3> работы по сносу зданий или сооружений напрямую не отнесены к строительным работам, на которые необходимо получать разрешение. Хотя работы по сносу зданий и сооружений являются не менее опасными, чем работы по строительству или реконструкции зданий и сооружений. Обратимся к судебной практике. Верховный Суд РФ отказал в привлечении организации, осуществившей снос здания без разрешения на строительство, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без данного разрешения <4>. В данном Постановлении по делу Верховный Суд РФ отразил, "что проведенные обществом работы по демонтажу нежилого здания к строительным не относятся и, следовательно, не требуют получения разрешения на строительство". При этом доказательств того, что работы по демонтажу нежилого здания произведены на начальном этапе строительства либо в составе работ по реконструкции объекта капитального строительства, надзорным органом, просившим привлечь организацию к ответственности, не представлено. "Данная позиция представляется спорной, поскольку фактически работы по сносу объектов могут быть не менее сложными и опасными, чем непосредственно работы по строительству или реконструкции здания или сооружения" <5>. При этом региональное законодательство вносило свои регуляторные правила. Ранее действовавшим Постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 857-ПП "Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве" предусматривались правила сноса, но в то же время по ч. 2 ст. 8.18 Закона г. Москвы об административных правонарушениях наступала ответственность за самовольный снос зданий или сооружений, что и порождало множественность коллизий.
(Лебедев И.М.)
("Юрист", 2021, N 2)Жизнь и быт людей обусловливаются наличием необходимых зданий и сооружений, их соответствием своему назначению, техническим состоянием. Соответственно, для возведения новых жилых зданий или сооружений как в городах, так и в сельской местности (так как не всегда имеется пустующий земельный участок, предназначенный под застройку) необходимо произвести снос здания и подготовить строительную площадку к будущей застройке. Такие работы всегда обусловлены определенными правовыми актами, которые и определяют законность таких работ. Например, Законом г. Москвы от 17 мая 2017 г. N 14 "устанавливаются дополнительные гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве, порядок и условия обеспечения указанных гарантий" <1>. Правовое регулирование сноса объектов капитального строительства до внесения последних изменений носило крайне фрагментарный характер, позволявший говорить о наличии пробела в праве в рассматриваемой сфере. По причине независимости от воли человека и объективности существования природные закономерности, процессы и явления через общественные отношения способны влиять на направленность правового регулирования <2>. Основным вопросом всегда будет являться для компании-подрядчика вопрос: необходимо ли получать разрешение на снос здания? Исходя из ст. 51 Градостроительного кодекса РФ <3> работы по сносу зданий или сооружений напрямую не отнесены к строительным работам, на которые необходимо получать разрешение. Хотя работы по сносу зданий и сооружений являются не менее опасными, чем работы по строительству или реконструкции зданий и сооружений. Обратимся к судебной практике. Верховный Суд РФ отказал в привлечении организации, осуществившей снос здания без разрешения на строительство, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без данного разрешения <4>. В данном Постановлении по делу Верховный Суд РФ отразил, "что проведенные обществом работы по демонтажу нежилого здания к строительным не относятся и, следовательно, не требуют получения разрешения на строительство". При этом доказательств того, что работы по демонтажу нежилого здания произведены на начальном этапе строительства либо в составе работ по реконструкции объекта капитального строительства, надзорным органом, просившим привлечь организацию к ответственности, не представлено. "Данная позиция представляется спорной, поскольку фактически работы по сносу объектов могут быть не менее сложными и опасными, чем непосредственно работы по строительству или реконструкции здания или сооружения" <5>. При этом региональное законодательство вносило свои регуляторные правила. Ранее действовавшим Постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 857-ПП "Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве" предусматривались правила сноса, но в то же время по ч. 2 ст. 8.18 Закона г. Москвы об административных правонарушениях наступала ответственность за самовольный снос зданий или сооружений, что и порождало множественность коллизий.
Статья: Проблемы административной процедуры государственной регистрации недвижимости
(Паюшин М.К.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В другом случае московский предприниматель Нерков Р.П. <13> приобрел доли в праве собственности на нежилое помещение и земельный участок в Москве. Сделка была нотариально удостоверена, и нотариус направил документы в Росреестр для государственной регистрации перехода права собственности. Однако Росреестр приостановил регистрацию, а затем отказал в регистрации, ссылаясь на то, что здание, в котором находится помещение, обладает признаками самовольной постройки, поскольку была произведена реконструкция, увеличившая его этажность, и здание включено в перечень объектов, созданных без соответствующих разрешений.
(Паюшин М.К.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В другом случае московский предприниматель Нерков Р.П. <13> приобрел доли в праве собственности на нежилое помещение и земельный участок в Москве. Сделка была нотариально удостоверена, и нотариус направил документы в Росреестр для государственной регистрации перехода права собственности. Однако Росреестр приостановил регистрацию, а затем отказал в регистрации, ссылаясь на то, что здание, в котором находится помещение, обладает признаками самовольной постройки, поскольку была произведена реконструкция, увеличившая его этажность, и здание включено в перечень объектов, созданных без соответствующих разрешений.