Рекомендации роспотребнадзора носят обязательный характер
Подборка наиболее важных документов по запросу Рекомендации роспотребнадзора носят обязательный характер (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 30.03.2023 N 33-1030/2023 (УИД 75RS0002-01-2020-004325-48)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
Обстоятельства: На принадлежащем истице дачном участке произошло отравление воды в колодце сточными водами, которые проникли по водному горизонту с соседнего участка.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы о том, что суд проигнорировал возражения Управления Роспотребнадзора по <адрес> с указанием, что в настоящее время строительство сетей канализации дома в отношении жилых помещений санитарным законодательством не регламентируются, строительные нормы и правила в отношении этой категории строительных объектов носят рекомендательный, а не обязательный характер, отклоняются. Указанное возражение не свидетельствует об отсутствии необходимости соблюдения строительных правил.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
Обстоятельства: На принадлежащем истице дачном участке произошло отравление воды в колодце сточными водами, которые проникли по водному горизонту с соседнего участка.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы о том, что суд проигнорировал возражения Управления Роспотребнадзора по <адрес> с указанием, что в настоящее время строительство сетей канализации дома в отношении жилых помещений санитарным законодательством не регламентируются, строительные нормы и правила в отношении этой категории строительных объектов носят рекомендательный, а не обязательный характер, отклоняются. Указанное возражение не свидетельствует об отсутствии необходимости соблюдения строительных правил.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Письма и рекомендации федеральных органов исполнительной власти как нетипичный источник трудового права России
(Ведешкина Т.П.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Указанные примеры демонстрируют, как органы исполнительной власти в силу сложившейся непростой эпидемиологической обстановки активно влияют на сферу трудовых и непосредственно связанных отношений, возлагая на работодателей дополнительные обязанности. При этом важно помнить, что, с одной стороны, акты, изданные в форме писем и рекомендаций, не носят обязательного характера и не являются в силу ст. 5 Трудового кодекса РФ источником трудового права, с другой стороны, их несоблюдение влечет риски привлечения работодателей к административной ответственности.
(Ведешкина Т.П.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Указанные примеры демонстрируют, как органы исполнительной власти в силу сложившейся непростой эпидемиологической обстановки активно влияют на сферу трудовых и непосредственно связанных отношений, возлагая на работодателей дополнительные обязанности. При этом важно помнить, что, с одной стороны, акты, изданные в форме писем и рекомендаций, не носят обязательного характера и не являются в силу ст. 5 Трудового кодекса РФ источником трудового права, с другой стороны, их несоблюдение влечет риски привлечения работодателей к административной ответственности.
Статья: К вопросу о деятельности органов местного самоуправления в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
(Усманова Р.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 8)1. Во-первых, в соответствии с действующим законодательством, органы местного самоуправления обязаны исполнять и оказывать содействие в выполнении санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека. Большая часть полномочий органов местного самоуправления в этом направлении связана с непосредственным исполнением постановлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, предписаний главных государственных санитарных врачей и иных актов по результатам различных проверок. Данные предписания, даже если они и вынесены где-то в форме рекомендаций, носят обязательный характер, так как за их неисполнение предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(Усманова Р.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2019, N 8)1. Во-первых, в соответствии с действующим законодательством, органы местного самоуправления обязаны исполнять и оказывать содействие в выполнении санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека. Большая часть полномочий органов местного самоуправления в этом направлении связана с непосредственным исполнением постановлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, предписаний главных государственных санитарных врачей и иных актов по результатам различных проверок. Данные предписания, даже если они и вынесены где-то в форме рекомендаций, носят обязательный характер, так как за их неисполнение предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нормативные акты
Приказ Роспотребнадзора от 13.07.2015 N 616
(ред. от 21.08.2025)
"О комиссиях Роспотребнадзора по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Роспотребнадзором, и урегулированию конфликта интересов"
(вместе с "Положением о комиссиях Роспотребнадзора по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Роспотребнадзором, и урегулированию конфликта интересов")
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2015 N 39077)4.15. Решения комиссий оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссий, принимавшие участие в их заседании. Решения комиссий, за исключением решений, принимаемых по итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте 3.3.3.1 настоящего Положения, для руководителя Роспотребнадзора (для Комиссии центрального аппарата Роспотребнадзора), для руководителя территориального органа Роспотребнадзора (для Комиссии территориального органа Роспотребнадзора) носят рекомендательный характер. Решение, принимаемое по итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте 3.3.3.1 настоящего Положения, носит обязательный характер.
(ред. от 21.08.2025)
"О комиссиях Роспотребнадзора по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Роспотребнадзором, и урегулированию конфликта интересов"
(вместе с "Положением о комиссиях Роспотребнадзора по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Роспотребнадзором, и урегулированию конфликта интересов")
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2015 N 39077)4.15. Решения комиссий оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссий, принимавшие участие в их заседании. Решения комиссий, за исключением решений, принимаемых по итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте 3.3.3.1 настоящего Положения, для руководителя Роспотребнадзора (для Комиссии центрального аппарата Роспотребнадзора), для руководителя территориального органа Роспотребнадзора (для Комиссии территориального органа Роспотребнадзора) носят рекомендательный характер. Решение, принимаемое по итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте 3.3.3.1 настоящего Положения, носит обязательный характер.
Статья: Гостиницы на особом контроле Роспотребнадзора
(Лимонникова А.С.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 1)Соответственно, нарушение рекомендаций по профилактике коронавирусной инфекции, которые, по сути, носят обязательный характер, может привести к приостановке деятельности гостиницы.
(Лимонникова А.С.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 1)Соответственно, нарушение рекомендаций по профилактике коронавирусной инфекции, которые, по сути, носят обязательный характер, может привести к приостановке деятельности гостиницы.
Статья: Вакцинация на предприятии
(Лебедева Н.В.)
("Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 3)Несмотря на столь строгий контроль и указание на применение к нарушителям штрафных санкций, есть пример арбитражной практики, в котором (Постановление ФАС ЦО от 24.04.2008 N А14-12130-2007/71/26 <5>) суд указал, что предписание Роспотребнадзора о своевременном выделении предприятием ассигнований на закупку противогриппозных вакцин для иммунизации не менее 75% сотрудников носит не обязательный, а рекомендательный характер. Данный пример будет полезен работодателю, который не считает необходимым проведение вакцинации, для тех же, кто ощущает реальную выгоду от вакцинирования коллектива от гриппа и проводит ее добровольно, представленные выше нормы, напротив, помогут в обосновании произведенных расходов, поскольку контролирующие органы данные расходы не жалуют. Стоит позаботиться и о других аргументах, так как в этом случае шанс доказать свою правоту увеличивается.
(Лебедева Н.В.)
("Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 3)Несмотря на столь строгий контроль и указание на применение к нарушителям штрафных санкций, есть пример арбитражной практики, в котором (Постановление ФАС ЦО от 24.04.2008 N А14-12130-2007/71/26 <5>) суд указал, что предписание Роспотребнадзора о своевременном выделении предприятием ассигнований на закупку противогриппозных вакцин для иммунизации не менее 75% сотрудников носит не обязательный, а рекомендательный характер. Данный пример будет полезен работодателю, который не считает необходимым проведение вакцинации, для тех же, кто ощущает реальную выгоду от вакцинирования коллектива от гриппа и проводит ее добровольно, представленные выше нормы, напротив, помогут в обосновании произведенных расходов, поскольку контролирующие органы данные расходы не жалуют. Стоит позаботиться и о других аргументах, так как в этом случае шанс доказать свою правоту увеличивается.
Статья: Санитарно-эпидемиологические требования к предоставлению гостиничных услуг
(Влад О.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 2)Как отметил Роспотребнадзор на своем официальном сайте в Интернете, СП 2.1.3678-20:
(Влад О.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 2)Как отметил Роспотребнадзор на своем официальном сайте в Интернете, СП 2.1.3678-20:
Статья: Какие изменения СП учесть при организации досуга, воспитания и обучения детей?
(Антропова Т.Ю.)
("Руководитель бюджетной организации", 2021, N 6)<2> Обзор подготовлен по информационным материалам Роспотребнадзора, размещенным на официальном сайте rospotrebnadzor.ru.
(Антропова Т.Ю.)
("Руководитель бюджетной организации", 2021, N 6)<2> Обзор подготовлен по информационным материалам Роспотребнадзора, размещенным на официальном сайте rospotrebnadzor.ru.
Вопрос: Может ли работодатель отстранить от работы при отказе от вакцинации от COVID? На вашем сайте такая информация отсутствует и указано, что в случае отказа от вакцинации работодатель должен отстранить работника от работы, если у него нет медотвода.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2021)Вопрос: Может ли работодатель отстранить от работы при отказе от вакцинации от COVID? Есть письмо Министерства труда от 10 августа 2021 г. N 14-2/ООГ-7691, в котором прописано, что отстранение носит рекомендательный, а не обязательный характер. Однако на вашем сайте такая информация отсутствует и указано, что в случае отказа от вакцинации работодатель должен отстранить работника от работы, если у него нет медотвода.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2021)Вопрос: Может ли работодатель отстранить от работы при отказе от вакцинации от COVID? Есть письмо Министерства труда от 10 августа 2021 г. N 14-2/ООГ-7691, в котором прописано, что отстранение носит рекомендательный, а не обязательный характер. Однако на вашем сайте такая информация отсутствует и указано, что в случае отказа от вакцинации работодатель должен отстранить работника от работы, если у него нет медотвода.
Статья: Санитарные нормы и правила: когда нужно соблюдать
(Жижерина Ю.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2015, N 6)Вместе с тем среди норм, закрепленных санитарными правилами, некоторые носят не обязательный, а рекомендательный характер. Приведем пример.
(Жижерина Ю.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2015, N 6)Вместе с тем среди норм, закрепленных санитарными правилами, некоторые носят не обязательный, а рекомендательный характер. Приведем пример.
Статья: Вакцинация работников от гриппа
(Лебедева Н.В.)
("Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 2)Примечание. Тем работодателям, кто не хочет тратить деньги на проведение вакцинации работников и выполнять предписания Роспотребнадзора, может помочь другой аргумент: указание руководителям на своевременное выделение ассигнований на закупку противогриппозных вакцин для иммунизации сотрудников носит не обязательный, а рекомендательный характер (Постановление ФАС ЦО от 24.04.2008 N А14-12130-2007/71/26) <4>.
(Лебедева Н.В.)
("Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 2)Примечание. Тем работодателям, кто не хочет тратить деньги на проведение вакцинации работников и выполнять предписания Роспотребнадзора, может помочь другой аргумент: указание руководителям на своевременное выделение ассигнований на закупку противогриппозных вакцин для иммунизации сотрудников носит не обязательный, а рекомендательный характер (Постановление ФАС ЦО от 24.04.2008 N А14-12130-2007/71/26) <4>.