Реклама на мкд
Подборка наиболее важных документов по запросу Реклама на мкд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 290 "Общее имущество в многоквартирном доме" ГК РФ"Исходя из положений статьи 290 ГК РФ, статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе использовать фасад многоквартирного дома для размещения рекламы с учетом порядка пользования данным имуществом, установленного решениями их общего собрания."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Разрешая спор по существу, исследовав, оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства, в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 12, 290, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 9 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", статьей 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, пунктами 3.5.2, 28 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2013 года N 902-ПП "О размещении информационных конструкций в городе Москве", разъяснениями, изложенными в пунктах 45, 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установив, что истец вправе устанавливать информационные вывески без согласования с органами исполнительной власти, и более того, без согласования ТСЖ "Ленинский проспект дом 131", поскольку ответчик не является органом исполнительной власти и не наделен и не может быть наделен полномочиями по согласованию установления информационных вывесок, принимая во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебными актам по делам N А40-127225/20, А40-127225/20, 33-28870/2021, которые в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не требуют повторного доказывания, учитывая, что суды пришли к выводу о том, что требования товарищества о демонтаже вывески и внесении ежемесячной платы являются незаконными, исходя из норм действующего законодательства согласие собственников помещений в многоквартирном доме и заключение договора требуется только на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на фасаде (стенах) дома, при этом, истцом на фризе козырька была размещена информационная вывеска, а не вывеска рекламного характера, что не нарушает прав собственников многоквартирного дома, поскольку не загораживает видимость из окон, не закрывает оконные/дверные проемы, лоджии и т.п., не несет угрозы жизни и здоровью граждан, не перекрывает адресные указатели дома, следовательно, установление информационной вывески "Стоматология ТИП ТОП" на фрезе козырька, является обязанностью ООО "МЦ "ТИП ТОП на Ленинском", исполнению которой намеренно препятствует ответчик, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований в обжалуемой части."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как установить рекламную конструкцию
(КонсультантПлюс, 2025)3.3. Как размещается реклама на фасаде многоквартирного дома
(КонсультантПлюс, 2025)3.3. Как размещается реклама на фасаде многоквартирного дома
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Самое главное условие - нельзя рекламировать строящийся объект как готовый. Этим вы введете в заблуждение пользователей рекламы. Иными словами, нельзя писать о продаже квартир, если многоквартирный дом еще не построен.
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Самое главное условие - нельзя рекламировать строящийся объект как готовый. Этим вы введете в заблуждение пользователей рекламы. Иными словами, нельзя писать о продаже квартир, если многоквартирный дом еще не построен.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Порядок установки подобной рекламы регулируется ст. 19 Федерального закона "О рекламе". Ранее действовавшая редакция этой статьи довольно подробно регулировала вопросы, связанные с установкой и эксплуатацией рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности. Однако она не позволяла четко урегулировать аналогичные вопросы в случаях размещения рекламы на многоквартирных домах или с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Порядок установки подобной рекламы регулируется ст. 19 Федерального закона "О рекламе". Ранее действовавшая редакция этой статьи довольно подробно регулировала вопросы, связанные с установкой и эксплуатацией рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности. Однако она не позволяла четко урегулировать аналогичные вопросы в случаях размещения рекламы на многоквартирных домах или с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Статья: Рекламные конструкции
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2025, N 4)Управляющая компания (далее - УК) обратилась с иском о понуждении акционерного общества и других предпринимателей в течение 10 дней <6> демонтировать с козырька первого этажа многоквартирного дома (далее - МКД) рекламную вывеску, а в течение 30 дней <7> - установленную на козырьке первого этажа фасада МКД конструкцию и привести козырек фасада в первоначальное состояние, согласно проектно-технической документации.
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2025, N 4)Управляющая компания (далее - УК) обратилась с иском о понуждении акционерного общества и других предпринимателей в течение 10 дней <6> демонтировать с козырька первого этажа многоквартирного дома (далее - МКД) рекламную вывеску, а в течение 30 дней <7> - установленную на козырьке первого этажа фасада МКД конструкцию и привести козырек фасада в первоначальное состояние, согласно проектно-технической документации.
Статья: Аренда в жилых домах для медклиник - анализ споров
(Мариновская В.)
("Жилищное право", 2023, N 11)Суд среди прочего отметил, что для отнесения объекта к общему имуществу многоквартирного дома необходимо, чтобы такой объект был предназначен для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома. Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. Учитывая, что вывеска была установлена без нарушений, оснований для возмещения истцу материального ущерба в виде затрат на ее демонтаж и выполнение восстановительных работ не имеется.
(Мариновская В.)
("Жилищное право", 2023, N 11)Суд среди прочего отметил, что для отнесения объекта к общему имуществу многоквартирного дома необходимо, чтобы такой объект был предназначен для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома. Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. Учитывая, что вывеска была установлена без нарушений, оснований для возмещения истцу материального ущерба в виде затрат на ее демонтаж и выполнение восстановительных работ не имеется.