Реклама чужого товара
Подборка наиболее важных документов по запросу Реклама чужого товара (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 1484 ГК РФВ каких случаях на практике не использован чужой товарный знак?
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Деятельность татуировщиков и тату-салонов и ее результаты с точки зрения гражданского и предпринимательского права
(Афанасьева Е.Г., Долгих М.Г.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)Спор Reed vs Nike, Inc. (2005 г.) касался татуировки баскетболиста NBA Рашида Уолласа. Выполнивший татуировку художник Мэтью Рид обнаружил, что производитель спортивной одежды и обуви Nike и рекламное агентство Weiden + Kennedy под звуки голоса Уолласа, рассказывающего о смысле этой татуировки, используют на телевидении и на сайте ее изображение в рекламных целях. Рид предъявил иск троим ответчикам (в числе которых был и сам носитель татуировки). Более поздний спор Whitmill vs Warner Bros. Entm't, Inc. (2011 г.) был связан с авторскими правами на знаменитую татуировку на лице боксера Майка Тайсона. В фильме The Hangover Part II ("Мальчишник в Вегасе") по сюжету у одного из персонажей загадочным образом появляется на лице такая же татуировка. Татуировщик Тайсона Виктор Уитмилл предъявил киностудии иск о нарушении авторских прав и в подтверждение своей позиции сослался на подписание Тайсоном сразу после нанесения татуировки документа, в котором признавалась принадлежность Уитмиллу прав на все произведения искусства, эскизы, наброски, имеющие отношение к его татуировке, а также на фотографии татуировки. Судья, отказавшись удовлетворить требование истца о запрете показа фильма, тем не менее признала татуировку объектом авторских прав. Оба дела окончились конфиденциальными мировыми соглашениями, и можно только строить гипотезы, какими были бы решения судов. Например, в первый спор был вовлечен сам носитель татуировки, но запрет носителю татуировки участвовать в рекламе чужих товаров выглядел бы достаточно странно, равно как и обязание его поделиться с правообладателем полученным за участие в рекламе вознаграждением. Вместе с тем, если изображение использовалось в отрыве от изображения носителя татуировки, это могло бы быть основанием для удовлетворения иска к двум другим ответчикам. В споре по поводу татуировки Тайсона важно, что в первом фильме появлялся и сам Тайсон со своей татуировкой, однако впоследствии спорная татуировка перекочевывала на лицо другого персонажа. В такой ситуации, вероятно, исход дела зависел бы от того, получилось ли бы у ответчика доказать добросовестность использования изображения (fair use). Комментируя этот спор, А. Перцановски разделяет случаи, когда изображение татуировки используется на теле носителя и отдельно от него <9>.
(Афанасьева Е.Г., Долгих М.Г.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)Спор Reed vs Nike, Inc. (2005 г.) касался татуировки баскетболиста NBA Рашида Уолласа. Выполнивший татуировку художник Мэтью Рид обнаружил, что производитель спортивной одежды и обуви Nike и рекламное агентство Weiden + Kennedy под звуки голоса Уолласа, рассказывающего о смысле этой татуировки, используют на телевидении и на сайте ее изображение в рекламных целях. Рид предъявил иск троим ответчикам (в числе которых был и сам носитель татуировки). Более поздний спор Whitmill vs Warner Bros. Entm't, Inc. (2011 г.) был связан с авторскими правами на знаменитую татуировку на лице боксера Майка Тайсона. В фильме The Hangover Part II ("Мальчишник в Вегасе") по сюжету у одного из персонажей загадочным образом появляется на лице такая же татуировка. Татуировщик Тайсона Виктор Уитмилл предъявил киностудии иск о нарушении авторских прав и в подтверждение своей позиции сослался на подписание Тайсоном сразу после нанесения татуировки документа, в котором признавалась принадлежность Уитмиллу прав на все произведения искусства, эскизы, наброски, имеющие отношение к его татуировке, а также на фотографии татуировки. Судья, отказавшись удовлетворить требование истца о запрете показа фильма, тем не менее признала татуировку объектом авторских прав. Оба дела окончились конфиденциальными мировыми соглашениями, и можно только строить гипотезы, какими были бы решения судов. Например, в первый спор был вовлечен сам носитель татуировки, но запрет носителю татуировки участвовать в рекламе чужих товаров выглядел бы достаточно странно, равно как и обязание его поделиться с правообладателем полученным за участие в рекламе вознаграждением. Вместе с тем, если изображение использовалось в отрыве от изображения носителя татуировки, это могло бы быть основанием для удовлетворения иска к двум другим ответчикам. В споре по поводу татуировки Тайсона важно, что в первом фильме появлялся и сам Тайсон со своей татуировкой, однако впоследствии спорная татуировка перекочевывала на лицо другого персонажа. В такой ситуации, вероятно, исход дела зависел бы от того, получилось ли бы у ответчика доказать добросовестность использования изображения (fair use). Комментируя этот спор, А. Перцановски разделяет случаи, когда изображение татуировки используется на теле носителя и отдельно от него <9>.
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Как бизнесу избежать штрафов за немаркировку рекламы в Интернете
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 8)Если же на сайте компания размещает баннеры с информацией о чужих товарах и услугах, то подобные сведения могут счесть рекламой, которая требует маркировки. Так было в деле N А43-3822/2022, рассказывает Ижатаев. АС Волго-Вятского округа согласился с ФАС и признал информацию на сайте компании рекламой: там были сведения с предложениями от других организаций. Суд пришел к выводу, что спорные сведения направлены на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования нескольких крупных компаний.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 8)Если же на сайте компания размещает баннеры с информацией о чужих товарах и услугах, то подобные сведения могут счесть рекламой, которая требует маркировки. Так было в деле N А43-3822/2022, рассказывает Ижатаев. АС Волго-Вятского округа согласился с ФАС и признал информацию на сайте компании рекламой: там были сведения с предложениями от других организаций. Суд пришел к выводу, что спорные сведения направлены на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования нескольких крупных компаний.
Готовое решение: При каких условиях можно использовать товарный знак в рекламе
(КонсультантПлюс, 2025)Вне зависимости от того, используете вы в рекламе свой знак или чужой, вам необходимо соблюдать требования законодательства в отношении самой рекламы. В первую очередь она должна быть добросовестной и достоверной.
(КонсультантПлюс, 2025)Вне зависимости от того, используете вы в рекламе свой знак или чужой, вам необходимо соблюдать требования законодательства в отношении самой рекламы. В первую очередь она должна быть добросовестной и достоверной.
Статья: Современные способы защиты товарных знаков: системный подход
(Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 3)В настоящее время большинство производителей товаров одинакового функционального назначения и примерно равных потребительских качеств индивидуализируют свои продукты с помощью товарных знаков. Приходя в огромные гипермаркеты или небольшие магазины у дома, покупатель не просто покупает, например, молоко или сливочное масло, а покупает молоко и сливочное масло с товарным знаком "Простоквашино" или "Домик в деревне". Индивидуализация своего продукта с помощью товарных знаков является одним из основных направлений обеспечения конкурентоспособности продукции, поскольку позволяет конкретному производителю выделить свою продукцию из общей массы однородных товаров и проводить целенаправленную рекламу для увеличения доли рынка.
(Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 3)В настоящее время большинство производителей товаров одинакового функционального назначения и примерно равных потребительских качеств индивидуализируют свои продукты с помощью товарных знаков. Приходя в огромные гипермаркеты или небольшие магазины у дома, покупатель не просто покупает, например, молоко или сливочное масло, а покупает молоко и сливочное масло с товарным знаком "Простоквашино" или "Домик в деревне". Индивидуализация своего продукта с помощью товарных знаков является одним из основных направлений обеспечения конкурентоспособности продукции, поскольку позволяет конкретному производителю выделить свою продукцию из общей массы однородных товаров и проводить целенаправленную рекламу для увеличения доли рынка.
Статья: Имя физического лица как предмет сделки: от критики до признания в гражданском праве
(Яценко Т.С.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 3)Именно функция имени в качестве символа идентичности человека предопределяет интерес к использованию чужих имен в гражданском обороте. Это связано с тем, что имя отражает индивидуальные качества и характеристики человека и по этой причине вызывает у других людей определенные образы, которые связаны с носителем имени <36>. Данная функция имени используется, например, в рекламе разнообразных товаров, когда потребители ассоциируют качество товара с характеристиками участвующего в рекламе знаменитого актера, спортсмена, музыканта.
(Яценко Т.С.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 3)Именно функция имени в качестве символа идентичности человека предопределяет интерес к использованию чужих имен в гражданском обороте. Это связано с тем, что имя отражает индивидуальные качества и характеристики человека и по этой причине вызывает у других людей определенные образы, которые связаны с носителем имени <36>. Данная функция имени используется, например, в рекламе разнообразных товаров, когда потребители ассоциируют качество товара с характеристиками участвующего в рекламе знаменитого актера, спортсмена, музыканта.
Статья: Реклама как объект авторского права
(Певзнер В.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 1)Во-первых, основным стимулом рекламодателей, исходя из определения рекламы, данного в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", является привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке <2>. Правовая защита самой рекламы отходит попросту на второй план. Следовательно, создатели рекламы не будут испытывать нехватку стимулов к производству качественного продукта, так как от этого напрямую зависит их прибыль. Более того, использование рекламы конкурентами вряд ли принесет им выгоду, поскольку функцией рекламы является также дифференциация товаров и услуг различных производителей. Именно поэтому копирование компонентов чужой рекламы может дать отрицательный эффект, формируя у потребителей ассоциативную связь своих товаров и услуг с другим производителем, ранее выпустившим оригинальную рекламу. С другой стороны, недобросовестный производитель может руководствоваться не столько интересом получить большую прибыль самому, сколько лишить конкурента его собственной прибыли. Тем не менее это может привести к публикации в СМИ информации о подобных действиях и серьезным репутационным издержкам для такого игрока на рынке.
(Певзнер В.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 1)Во-первых, основным стимулом рекламодателей, исходя из определения рекламы, данного в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", является привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке <2>. Правовая защита самой рекламы отходит попросту на второй план. Следовательно, создатели рекламы не будут испытывать нехватку стимулов к производству качественного продукта, так как от этого напрямую зависит их прибыль. Более того, использование рекламы конкурентами вряд ли принесет им выгоду, поскольку функцией рекламы является также дифференциация товаров и услуг различных производителей. Именно поэтому копирование компонентов чужой рекламы может дать отрицательный эффект, формируя у потребителей ассоциативную связь своих товаров и услуг с другим производителем, ранее выпустившим оригинальную рекламу. С другой стороны, недобросовестный производитель может руководствоваться не столько интересом получить большую прибыль самому, сколько лишить конкурента его собственной прибыли. Тем не менее это может привести к публикации в СМИ информации о подобных действиях и серьезным репутационным издержкам для такого игрока на рынке.
Статья: Использование образа публичных личностей с помощью технологии deepfake
(Твердышева А.Д.)
("Современное право", 2025, N 2)Защита образов известных личностей от технологии deepfake в зарубежных странах. В США неправомерное использование образа человека подпадает под право на публичность (the right of publicity) - имущественное право, которое позволяет защитить индивидуальные характеристики публичной личности. В Гражданском кодексе Калифорнии (California Civil Code of 1872, § 3344) есть правовая норма о том, что любое лицо, которое использует чужое имя, голос, подпись, фотографическое произведение или изображение каким-либо образом на продуктах, товарах в целях рекламы, продажи без согласия этого лица, несет ответственность за любой ущерб, причиненный этому лицу.
(Твердышева А.Д.)
("Современное право", 2025, N 2)Защита образов известных личностей от технологии deepfake в зарубежных странах. В США неправомерное использование образа человека подпадает под право на публичность (the right of publicity) - имущественное право, которое позволяет защитить индивидуальные характеристики публичной личности. В Гражданском кодексе Калифорнии (California Civil Code of 1872, § 3344) есть правовая норма о том, что любое лицо, которое использует чужое имя, голос, подпись, фотографическое произведение или изображение каким-либо образом на продуктах, товарах в целях рекламы, продажи без согласия этого лица, несет ответственность за любой ущерб, причиненный этому лицу.
Вопрос: Может ли считаться рекламой призыв подписаться на чужие социальные сети?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Вопрос: Может ли считаться рекламой призыв подписаться на чужие социальные сети?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Вопрос: Может ли считаться рекламой призыв подписаться на чужие социальные сети?
Статья: Особенности использования чужого товарного знака в рекламе на конкретном примере
(Ширяев В.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 10)На практике нередко возникает необходимость включить в свою рекламу чужой товарный знак. Тот факт, что любая компания имеет право на рекламу своей деятельности, не вызывает сомнения. Но донести до потребителя информацию о направлении своей деятельности без упоминания производителя товара и его товарных знаков не всегда возможно. Более того, потребители не смогут сделать выбор на рынке услуг, поскольку не будут знать, в отношении каких товаров оказываются те или иные услуги. Отсутствие лицензионного договора не означает, что использование товарных знаков других лиц в рекламе деятельности своей компании невозможно. Такое использование допускается, но с соблюдением двух основных правил.
(Ширяев В.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 10)На практике нередко возникает необходимость включить в свою рекламу чужой товарный знак. Тот факт, что любая компания имеет право на рекламу своей деятельности, не вызывает сомнения. Но донести до потребителя информацию о направлении своей деятельности без упоминания производителя товара и его товарных знаков не всегда возможно. Более того, потребители не смогут сделать выбор на рынке услуг, поскольку не будут знать, в отношении каких товаров оказываются те или иные услуги. Отсутствие лицензионного договора не означает, что использование товарных знаков других лиц в рекламе деятельности своей компании невозможно. Такое использование допускается, но с соблюдением двух основных правил.
Статья: Исчерпание прав на товарный знак: возможности использования в предложении к продаже
(Зыков С.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 3)<6> Орлова В., Алексеев М. Исчерпание исключительного права на товарный знак: можно ли использовать чужой товарный знак в своей рекламе? // Рецепт. 2012. N 4(84). С. 82 - 87.
(Зыков С.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 3)<6> Орлова В., Алексеев М. Исчерпание исключительного права на товарный знак: можно ли использовать чужой товарный знак в своей рекламе? // Рецепт. 2012. N 4(84). С. 82 - 87.
"Социальное гражданское право в его основополагающих институтах: коллективная монография"
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)Регистрация товарного знака имеет важное значение для осуществления деятельности предпринимателей и конкуренции между ними. В то же время это принципиально затрагивает интересы рядовых граждан-потребителей, потребляющих товары (работы, услуги), предложенные на соответствующем рынке. При этом большую роль в выборе товара оказывает именно грамотное использование товарного знака на упаковке товара, в рекламе, на вывеске офиса, магазина и т.д. "Паразитирование" на чужом товарном знаке может приводить к введению потребителя в заблуждение, что недопустимо. Указанные аспекты в последнее время приобретают новое развитие ввиду того, что предприниматели активно стали регистрировать нестандартные, нетрадиционные обозначения или их серии. Особое место среди них занимают обозначения в цветовом сочетании или даже собственно состоящие из одного или нескольких цветов. Это объясняется тем, что цвет оказывает на потребителя сильное эмоциональное воздействие.
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)Регистрация товарного знака имеет важное значение для осуществления деятельности предпринимателей и конкуренции между ними. В то же время это принципиально затрагивает интересы рядовых граждан-потребителей, потребляющих товары (работы, услуги), предложенные на соответствующем рынке. При этом большую роль в выборе товара оказывает именно грамотное использование товарного знака на упаковке товара, в рекламе, на вывеске офиса, магазина и т.д. "Паразитирование" на чужом товарном знаке может приводить к введению потребителя в заблуждение, что недопустимо. Указанные аспекты в последнее время приобретают новое развитие ввиду того, что предприниматели активно стали регистрировать нестандартные, нетрадиционные обозначения или их серии. Особое место среди них занимают обозначения в цветовом сочетании или даже собственно состоящие из одного или нескольких цветов. Это объясняется тем, что цвет оказывает на потребителя сильное эмоциональное воздействие.