Регламент работы Тюменской городской думы
Подборка наиболее важных документов по запросу Регламент работы Тюменской городской думы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Интервью: Интервью с членом правления Ассоциации юристов России, ректором Тюменского государственного университета, доктором юридических наук, заслуженным юристом Российской Федерации, профессором Геннадием Николаевичем Чеботаревым
("Юридический мир", 2008, N 6)Самую высокую оценку моего скромного преподавательского труда дали мне коллеги, когда пришли и сказали: "Геннадий Николаевич, у нас отбоя нет от желающих записаться на государственно-правовую специализацию". Я старался заинтересовывать своих студентов, проводил с ними игры. Мы, например, выбирали председателя городской думы. Причем, прежде чем провести финальную часть этой игры, наши студенты ходили на заседания Тюменской городской Думы. Участвовали в работе постоянных комиссий, проштудировали Устав, изучили Регламент работы Думы. Интересно, что группа выдвигала на должность председателя городской думы неформальных лидеров. Было тайное голосование. На конкурсной основе. Три кандидата готовили свои программы, которые содержали данные из нашей городской жизни, проблемы, которые надо решать. Они вникали в вопросы реальной городской жизни, советовались со специалистами, проводили анкетирование среди жителей города. И представили такие программы, которые далеко не все из тех, кто реально сегодня работает в городской власти, смогли бы сочинить. Их доклады были интересными и вызвали настоящую полемику. Были даже телевизионные дебаты, которые снимались на камеру. Их работу оценивал и доктор психологических наук, профессор Евгений Алексеевич Науменко. Эти практические занятия показали, что надо не просто знания студентам передавать. Куда важней, быть может, формировать практические навыки. Деловые игры для студентов очень полезны. Они писали проект решения думы. И таким образом учились нормотворческой работе.
("Юридический мир", 2008, N 6)Самую высокую оценку моего скромного преподавательского труда дали мне коллеги, когда пришли и сказали: "Геннадий Николаевич, у нас отбоя нет от желающих записаться на государственно-правовую специализацию". Я старался заинтересовывать своих студентов, проводил с ними игры. Мы, например, выбирали председателя городской думы. Причем, прежде чем провести финальную часть этой игры, наши студенты ходили на заседания Тюменской городской Думы. Участвовали в работе постоянных комиссий, проштудировали Устав, изучили Регламент работы Думы. Интересно, что группа выдвигала на должность председателя городской думы неформальных лидеров. Было тайное голосование. На конкурсной основе. Три кандидата готовили свои программы, которые содержали данные из нашей городской жизни, проблемы, которые надо решать. Они вникали в вопросы реальной городской жизни, советовались со специалистами, проводили анкетирование среди жителей города. И представили такие программы, которые далеко не все из тех, кто реально сегодня работает в городской власти, смогли бы сочинить. Их доклады были интересными и вызвали настоящую полемику. Были даже телевизионные дебаты, которые снимались на камеру. Их работу оценивал и доктор психологических наук, профессор Евгений Алексеевич Науменко. Эти практические занятия показали, что надо не просто знания студентам передавать. Куда важней, быть может, формировать практические навыки. Деловые игры для студентов очень полезны. Они писали проект решения думы. И таким образом учились нормотворческой работе.
Статья: Муниципальное правотворчество: проблемы правового регулирования
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Регламент Тюменской городской Думы от 31 октября 2013 г. N 19 (в ред. от 26.11.2020) также содержит раздел VI "Порядок внесения, рассмотрения и принятия муниципальных правовых актов Думы, контроль за их исполнением" и устанавливает, что правотворческая деятельность Думы осуществляется на плановой основе и начальной стадией правотворческого процесса, основанием для начала деятельности по созданию правового акта будет являться не столько правотворческая инициатива, сколько факт включения конкретного вопроса в план нормотворческой деятельности.
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Регламент Тюменской городской Думы от 31 октября 2013 г. N 19 (в ред. от 26.11.2020) также содержит раздел VI "Порядок внесения, рассмотрения и принятия муниципальных правовых актов Думы, контроль за их исполнением" и устанавливает, что правотворческая деятельность Думы осуществляется на плановой основе и начальной стадией правотворческого процесса, основанием для начала деятельности по созданию правового акта будет являться не столько правотворческая инициатива, сколько факт включения конкретного вопроса в план нормотворческой деятельности.
Статья: Административный надзор за деятельностью органов местного самоуправления городов Западной Сибири в конце XIX - начале XX века
(Камынин В.Д., Храмцов А.Б.)
("История государства и права", 2015, N 8)Кроме того, административный надзор включал проведение ревизий городских управ, других органов, право губернаторов отменять, изменять постановления городских дум (ст. 101, 110). Все важные думские постановления подлежали утверждению губернатором или министром внутренних дел: о местном бюджете и сверхсметных расходах, муниципализации предприятий, об отчуждении городских имуществ, о займах, планировке города и др. Губернаторы часто отменяли решения городских собраний, если они выходили из сферы их полномочий, не соответствовали общим государственным пользам и нуждам либо явно нарушали интересы жителей. Например, Тобольское общее губернское управление 9 ноября 1905 г. отменило Постановление Тюменской городской думы об организации в городе вольной вооруженной дружины для самозащиты, посчитав, что Дума вышла из пределов своей компетенции [8].
(Камынин В.Д., Храмцов А.Б.)
("История государства и права", 2015, N 8)Кроме того, административный надзор включал проведение ревизий городских управ, других органов, право губернаторов отменять, изменять постановления городских дум (ст. 101, 110). Все важные думские постановления подлежали утверждению губернатором или министром внутренних дел: о местном бюджете и сверхсметных расходах, муниципализации предприятий, об отчуждении городских имуществ, о займах, планировке города и др. Губернаторы часто отменяли решения городских собраний, если они выходили из сферы их полномочий, не соответствовали общим государственным пользам и нуждам либо явно нарушали интересы жителей. Например, Тобольское общее губернское управление 9 ноября 1905 г. отменило Постановление Тюменской городской думы об организации в городе вольной вооруженной дружины для самозащиты, посчитав, что Дума вышла из пределов своей компетенции [8].
Статья: Муниципальные правовые акты об обращениях граждан: система и особенности
(Савоськин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2015, N 3)<13> П. 3.2 Положения о правотворческой инициативе граждан, утв. решением Тюменской городской Думы от 25 ноября 2005 г. N 274 (ред. от 25 февраля 2011 г.) // Тюменский курьер. 2005. N 175. 15 дек.
(Савоськин А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2015, N 3)<13> П. 3.2 Положения о правотворческой инициативе граждан, утв. решением Тюменской городской Думы от 25 ноября 2005 г. N 274 (ред. от 25 февраля 2011 г.) // Тюменский курьер. 2005. N 175. 15 дек.
Статья: Финансово-экономическая организация территориального общественного самоуправления
(Желтухова Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2006, N 5)<**> "Впервые в этом году Тюменская городская Дума дала возможность каждому депутату использовать 450 тыс. рублей в своем избирательном округе. Согласитесь, деньги немалые. Для себя определили, что деньги пойдут только на благоустройство микрорайона. Можно найти и другое применение, "дыр" достаточно, но не хочется "размазывать" бюджетные деньги. Надо сделать что-то одно и более или менее заметное. В этой ситуации ТОСы просто необходимы. Они должны подсказать депутату, как рационально использовать деньги. Они проконтролируют, эффективно ли используются бюджетные средства и по целевому ли назначению ушли". Лысов В.И. Вот в чем вопрос... // Тюменская правда. 1998. 10 июня.
(Желтухова Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2006, N 5)<**> "Впервые в этом году Тюменская городская Дума дала возможность каждому депутату использовать 450 тыс. рублей в своем избирательном округе. Согласитесь, деньги немалые. Для себя определили, что деньги пойдут только на благоустройство микрорайона. Можно найти и другое применение, "дыр" достаточно, но не хочется "размазывать" бюджетные деньги. Надо сделать что-то одно и более или менее заметное. В этой ситуации ТОСы просто необходимы. Они должны подсказать депутату, как рационально использовать деньги. Они проконтролируют, эффективно ли используются бюджетные средства и по целевому ли назначению ушли". Лысов В.И. Вот в чем вопрос... // Тюменская правда. 1998. 10 июня.
Статья: Правовая и антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: к вопросу о соотношении понятий
(Ким А.В.)
("Административное право и процесс", 2017, N 5)Органы местного самоуправления также озадачены правовой и антикоррупционной экспертизой муниципальных актов. В муниципальных образованиях ведется работа по обеспечению законности муниципальных актов органов местного самоуправления. Данная деятельность осуществляется в соответствии с принятыми на муниципальном уровне нормативными правовыми актами. В качестве примера следует рассмотреть практику нескольких муниципальных образований. Так, в городе Тюмени Тюменской области правовую экспертизу муниципальных актов и их проектов выполняют специалисты правового департамента Администрации г. Тюмени <23>. Правовой и антикоррупционной экспертизе подлежат: проекты муниципальных правовых актов Тюменской городской Думы, поступившие на рассмотрение главе Администрации города Тюмени; проекты муниципальных нормативных правовых актов Администрации города Тюмени. При осуществлении правовой и антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов специалисты правового департамента Администрации г. Тюмени проводят проверку соответствия этих актов законодательству Российской Федерации, Тюменской области, муниципальным правовым актам города Тюмени и правилам юридической техники, а также анализ полноты и достоверности информации и иных документов, вносимых главой Администрации города Тюмени в Тюменскую городскую Думу в порядке контрольной деятельности Тюменской городской Думы. В городе Новосибирске юридическими службами структурных подразделений мэрии города Новосибирска (при подготовке проектов) и правовым департаментом (при осуществлении согласования проектов) осуществляется правовая и антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных актов. При выполнении правовой экспертизы проект подлежит оценке на предмет: соответствия законодательству и муниципальным правовым актам; отсутствия дублирования норм законодательства; правовых последствий применения; наличия указаний об изменении или отмене (признании утратившими силу) положений правовых актов мэрии в случае вступления представленного проекта в противоречие с ними; соблюдения правил юридической техники. Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится при проведении правовой экспертизы таких актов <24>. В городе Барнауле антикоррупционная экспертиза муниципальных актов - в срок до 10 рабочих дней, в Волгограде - до 7 рабочих дней <25>. В итоге экспертами, ответственными за проведение правовой и антикоррупционной экспертизы муниципальных актов и их проектов, оформляется экспертное заключение. Его значение неоднозначно. В зависимости от муниципального образования оно носит как обязательный, так и рекомендательный характер. В Барнауле, Волгограде, Тюмени заключения носят обязательный характер. В городе Хабаровске - рекомендательный характер. В итоге муниципальные органы являются субъектами правовой и антикоррупционной экспертизы муниципальных актов и их проектов. В рамках экспертизы решаются задачи по выявлению противоречий действующему законодательству и коррупциогенных факторов, которые аналогичны задачам иных субъектов экспертной деятельности. Муниципальные правовые акты являются объектом экспертной деятельности районных, городских и приравненных к ним специализированных прокуратур, структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, структурных подразделений органов местного самоуправления. Сроки проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных актов устанавливаются органами местного самоуправления и отличаются от тех, в течение которых проводят исследование органы прокуратуры, территориальные органы Минюста России и структурные подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Анализ правовых основ, определяющих порядок проведения правовой и антикоррупционной экспертизы муниципальных актов и их проектов, показывает, что данные экспертизы регламентируются отдельными актами, а экспертные заключения в большей степени носят обязательный характер для нормотворческих органов.
(Ким А.В.)
("Административное право и процесс", 2017, N 5)Органы местного самоуправления также озадачены правовой и антикоррупционной экспертизой муниципальных актов. В муниципальных образованиях ведется работа по обеспечению законности муниципальных актов органов местного самоуправления. Данная деятельность осуществляется в соответствии с принятыми на муниципальном уровне нормативными правовыми актами. В качестве примера следует рассмотреть практику нескольких муниципальных образований. Так, в городе Тюмени Тюменской области правовую экспертизу муниципальных актов и их проектов выполняют специалисты правового департамента Администрации г. Тюмени <23>. Правовой и антикоррупционной экспертизе подлежат: проекты муниципальных правовых актов Тюменской городской Думы, поступившие на рассмотрение главе Администрации города Тюмени; проекты муниципальных нормативных правовых актов Администрации города Тюмени. При осуществлении правовой и антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов специалисты правового департамента Администрации г. Тюмени проводят проверку соответствия этих актов законодательству Российской Федерации, Тюменской области, муниципальным правовым актам города Тюмени и правилам юридической техники, а также анализ полноты и достоверности информации и иных документов, вносимых главой Администрации города Тюмени в Тюменскую городскую Думу в порядке контрольной деятельности Тюменской городской Думы. В городе Новосибирске юридическими службами структурных подразделений мэрии города Новосибирска (при подготовке проектов) и правовым департаментом (при осуществлении согласования проектов) осуществляется правовая и антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных актов. При выполнении правовой экспертизы проект подлежит оценке на предмет: соответствия законодательству и муниципальным правовым актам; отсутствия дублирования норм законодательства; правовых последствий применения; наличия указаний об изменении или отмене (признании утратившими силу) положений правовых актов мэрии в случае вступления представленного проекта в противоречие с ними; соблюдения правил юридической техники. Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится при проведении правовой экспертизы таких актов <24>. В городе Барнауле антикоррупционная экспертиза муниципальных актов - в срок до 10 рабочих дней, в Волгограде - до 7 рабочих дней <25>. В итоге экспертами, ответственными за проведение правовой и антикоррупционной экспертизы муниципальных актов и их проектов, оформляется экспертное заключение. Его значение неоднозначно. В зависимости от муниципального образования оно носит как обязательный, так и рекомендательный характер. В Барнауле, Волгограде, Тюмени заключения носят обязательный характер. В городе Хабаровске - рекомендательный характер. В итоге муниципальные органы являются субъектами правовой и антикоррупционной экспертизы муниципальных актов и их проектов. В рамках экспертизы решаются задачи по выявлению противоречий действующему законодательству и коррупциогенных факторов, которые аналогичны задачам иных субъектов экспертной деятельности. Муниципальные правовые акты являются объектом экспертной деятельности районных, городских и приравненных к ним специализированных прокуратур, структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, структурных подразделений органов местного самоуправления. Сроки проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных актов устанавливаются органами местного самоуправления и отличаются от тех, в течение которых проводят исследование органы прокуратуры, территориальные органы Минюста России и структурные подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Анализ правовых основ, определяющих порядок проведения правовой и антикоррупционной экспертизы муниципальных актов и их проектов, показывает, что данные экспертизы регламентируются отдельными актами, а экспертные заключения в большей степени носят обязательный характер для нормотворческих органов.
Статья: Дисциплинарная ответственность выборных должностных лиц органов местного самоуправления
(Шугрина Е.С.)
("Право и политика", 2006, N 3)В нормативных актах некоторых муниципальных образований особое внимание уделяется необходимости соблюдения порядка в ходе заседания, что фактически может быть отнесено к соблюдению этических норм. Так в регламенте Тюменской городской Думы <*> предусмотрены меры воздействия за нарушение порядка заседания. В соответствии со статьями 73 - 78 регламента при нарушении участником заседания порядка на заседании Думы к нему могут применяться следующие меры воздействия:
(Шугрина Е.С.)
("Право и политика", 2006, N 3)В нормативных актах некоторых муниципальных образований особое внимание уделяется необходимости соблюдения порядка в ходе заседания, что фактически может быть отнесено к соблюдению этических норм. Так в регламенте Тюменской городской Думы <*> предусмотрены меры воздействия за нарушение порядка заседания. В соответствии со статьями 73 - 78 регламента при нарушении участником заседания порядка на заседании Думы к нему могут применяться следующие меры воздействия:
Статья: Особенности формирования системы местного самоуправления в сибирском регионе по городской реформе 1785 года (на примере г. Тюмени)
(Храмцов А.Б.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 2)Общая городская дума формировалась из представителей от каждого разряда населения. Ее численный состав менялся от созыва к созыву. В разные созывы он варьировался от 12 до 20 гласных. Это связано с тем, что происходили перемены в численности и сословном составе городского населения: изменялось количество людей, объявлявших купеческие капиталы, численность мещан и состав лиц, входивших в цеха. Так, Тюменская общая городская дума впервые собралась в начале августа. Сохранился журнал заседания Тюменской городской думы от 4 августа 1790 г. с участием городского головы и 12 гласных (за неграмотных "прикладывали руку" грамотные гласные), на котором рассматривались первоочередные меры по организации местного хозяйства, в частности вопрос о местах, удобных для заведения мельниц, рыбной ловли, о перевозах и обложении их сборами в доход города (дословно - "...то с оных доход принадлежит городу"). Также дума решила просить местного коменданта для пополнения городских доходов передать в ведение городского общества перевоз через реку Тура <14>.
(Храмцов А.Б.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 2)Общая городская дума формировалась из представителей от каждого разряда населения. Ее численный состав менялся от созыва к созыву. В разные созывы он варьировался от 12 до 20 гласных. Это связано с тем, что происходили перемены в численности и сословном составе городского населения: изменялось количество людей, объявлявших купеческие капиталы, численность мещан и состав лиц, входивших в цеха. Так, Тюменская общая городская дума впервые собралась в начале августа. Сохранился журнал заседания Тюменской городской думы от 4 августа 1790 г. с участием городского головы и 12 гласных (за неграмотных "прикладывали руку" грамотные гласные), на котором рассматривались первоочередные меры по организации местного хозяйства, в частности вопрос о местах, удобных для заведения мельниц, рыбной ловли, о перевозах и обложении их сборами в доход города (дословно - "...то с оных доход принадлежит городу"). Также дума решила просить местного коменданта для пополнения городских доходов передать в ведение городского общества перевоз через реку Тура <14>.
Статья: Совершенствование нормативно-правовой базы и правоприменения в сфере бюджетных правоотношений в городе Новосибирске
(Абакумова Е.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, NN 11, 12)<15> Решение Тюменской городской Думы от 25.11.2005 N 260 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории города Тюмени" (в ред. от 29.05.2014 N 137) // Федеральная налоговая служба. Официальный сайт. URL: https://www.nalog.ru/rn72/about_fts/docs/4984628/.
(Абакумова Е.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, NN 11, 12)<15> Решение Тюменской городской Думы от 25.11.2005 N 260 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории города Тюмени" (в ред. от 29.05.2014 N 137) // Федеральная налоговая служба. Официальный сайт. URL: https://www.nalog.ru/rn72/about_fts/docs/4984628/.
Статья: Управление муниципальной службой
(Киреева Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2008, N 4)Ст. 57 Устава муниципального образования "Городской округ г. Тюмени" (Устав г. Тюмени) (в ред. от 20 марта 2008 г.) <6> предусматривает, что управление муниципальной службой в г. Тюмени реализуется кадровыми службами органов местного самоуправления г. Тюмени. Вопросы кадровой работы в органах местного самоуправления г. Тюмени, аппарате избирательной комиссии г. Тюмени определяются в соответствии с федеральным законом, законом Тюменской области.
(Киреева Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2008, N 4)Ст. 57 Устава муниципального образования "Городской округ г. Тюмени" (Устав г. Тюмени) (в ред. от 20 марта 2008 г.) <6> предусматривает, что управление муниципальной службой в г. Тюмени реализуется кадровыми службами органов местного самоуправления г. Тюмени. Вопросы кадровой работы в органах местного самоуправления г. Тюмени, аппарате избирательной комиссии г. Тюмени определяются в соответствии с федеральным законом, законом Тюменской области.
Статья: Правовое регулирование конкурса на муниципальной службе Российской Федерации
(Ткаченко Н.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2016, N 4)Так, например, Положение о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в городе Тюмени, утвержденное решением Тюменской городской Думы от 25 сентября 2014 г. N 173 [2], не закрепляет порядок применения конкретных методов оценки кандидатов при поступлении на муниципальную службу. Перечень методов оценки претендентов определяется при объявлении каждого конкурса на замещение вакантной должности.
(Ткаченко Н.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2016, N 4)Так, например, Положение о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в городе Тюмени, утвержденное решением Тюменской городской Думы от 25 сентября 2014 г. N 173 [2], не закрепляет порядок применения конкретных методов оценки кандидатов при поступлении на муниципальную службу. Перечень методов оценки претендентов определяется при объявлении каждого конкурса на замещение вакантной должности.