Регистрация права собственности муниципального обрАзования на земельный участок
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация права собственности муниципального обрАзования на земельный участок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Оспаривание актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления: Застройщик не согласен с отказом в выдаче разрешения на строительство
(КонсультантПлюс, 2025)свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок >>>
(КонсультантПлюс, 2025)свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 19 "Муниципальная собственность на землю" ЗК РФ"Ссылка администрации и судов на отсутствие заявления о регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок и нарушение в связи с этим положений частей 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в силу положений пункта 1.1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации сама по себе не может являться достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований администрации в отсутствие иных обстоятельств, подтверждающих права иных лиц на спорный участок."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как передать имущество из частной в муниципальную собственность
(КонсультантПлюс, 2025)Для регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок надо подать заявление. В зависимости от того, как получен участок, это делают:
(КонсультантПлюс, 2025)Для регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок надо подать заявление. В зависимости от того, как получен участок, это делают:
Ситуация: Как оформить в собственность земельный участок под гаражом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать в том числе в качестве условия его предоставления проведение работ по образованию земельного участка либо уточнение его границ, а также право заявителя (в случае образования земельного участка - заявителя или кадастрового инженера) на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на образованный земельный участок (в случае образования земельного участка) (п. п. 9, 13 ст. 39.15 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать в том числе в качестве условия его предоставления проведение работ по образованию земельного участка либо уточнение его границ, а также право заявителя (в случае образования земельного участка - заявителя или кадастрового инженера) на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на образованный земельный участок (в случае образования земельного участка) (п. п. 9, 13 ст. 39.15 ЗК РФ).
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Может ли одно публично-правовое образование заключить договор аренды имущества, которое принадлежит другому публично-правовому образованию
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно свидетельству о государственной регистрации права муниципального образования г. Сочи на земельный участок N 45 основанием для такой регистрации, произведенной 1 июля 2009 года, послужил Закон N 244-ФЗ. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства передачи на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, в собственность муниципального образования город-курорт Сочи спорного участка, находящегося в границах курорта федерального значения, право федеральной собственности на который (предшествующий спорному участок с кадастровым номером 23:49:01 09 030:0014) зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ (части 1, 3, 5, 6 статьи 1).
Может ли одно публично-правовое образование заключить договор аренды имущества, которое принадлежит другому публично-правовому образованию
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно свидетельству о государственной регистрации права муниципального образования г. Сочи на земельный участок N 45 основанием для такой регистрации, произведенной 1 июля 2009 года, послужил Закон N 244-ФЗ. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства передачи на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, в собственность муниципального образования город-курорт Сочи спорного участка, находящегося в границах курорта федерального значения, право федеральной собственности на который (предшествующий спорному участок с кадастровым номером 23:49:01 09 030:0014) зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ (части 1, 3, 5, 6 статьи 1).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 40 комментируемой статьи дано определение жилого дома блокированной застройки как жилого дома, блокированного с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющего отдельный выход на земельный участок. В Письме Росреестра от 15.03.2023 N 11-00544/23 "О рассмотрении обращения" отмечено, что "пунктом 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации домом блокированной застройки признается жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок. Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 476-ФЗ) исключены требования по размещению жилых домов (блоков) на отдельном земельном участке". Таким образом, в законодательстве отсутствуют требования об образовании самостоятельного земельного участка под каждым домом блокированной застройки. При этом собственник каждого блока после государственной регистрации прав на такой блок вправе обеспечить образование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, занятого и необходимого для эксплуатации принадлежащего ему блока.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 40 комментируемой статьи дано определение жилого дома блокированной застройки как жилого дома, блокированного с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющего отдельный выход на земельный участок. В Письме Росреестра от 15.03.2023 N 11-00544/23 "О рассмотрении обращения" отмечено, что "пунктом 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации домом блокированной застройки признается жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок. Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 476-ФЗ) исключены требования по размещению жилых домов (блоков) на отдельном земельном участке". Таким образом, в законодательстве отсутствуют требования об образовании самостоятельного земельного участка под каждым домом блокированной застройки. При этом собственник каждого блока после государственной регистрации прав на такой блок вправе обеспечить образование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, занятого и необходимого для эксплуатации принадлежащего ему блока.
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду гражданину земельного участка в СНТ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)осуществление государственного кадастрового учета земельного участка (кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка), а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)осуществление государственного кадастрового учета земельного участка (кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка), а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)43. Согласно п. 43 ч. 1 комментируемой статьи основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права являются случаи, когда границы земельного участка пересекают границы муниципального образования. Исключение из этого правила имеет место, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)43. Согласно п. 43 ч. 1 комментируемой статьи основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права являются случаи, когда границы земельного участка пересекают границы муниципального образования. Исключение из этого правила имеет место, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применимы ли нормы о договоре аренды к договору, по которому за плату предоставляется во временное владение и пользование место для установки рекламной конструкции
(КонсультантПлюс, 2025)Законом о рекламе не предусмотрено расторжение (прекращение) договора на установку и размещение рекламной конструкции в случае смены собственника земельного участка, а также при регистрации права муниципального образования на земельный участок, который в момент заключения договора относился к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Не предусмотрено данным Законом и проведение торгов до истечения срока действия договора.
Применимы ли нормы о договоре аренды к договору, по которому за плату предоставляется во временное владение и пользование место для установки рекламной конструкции
(КонсультантПлюс, 2025)Законом о рекламе не предусмотрено расторжение (прекращение) договора на установку и размещение рекламной конструкции в случае смены собственника земельного участка, а также при регистрации права муниципального образования на земельный участок, который в момент заключения договора относился к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Не предусмотрено данным Законом и проведение торгов до истечения срока действия договора.
Статья: Бесхозяйный (бесхозный) земельный участок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как предусмотрено ч. 5 ст. 56 Закона о регистрации недвижимости, орган регистрации прав в течение 5 рабочих дней с даты государственной регистрации права собственности субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок или земельную долю в соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о регистрации недвижимости обязан направить уведомление об этом в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такие земельный участок или земельную долю, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как предусмотрено ч. 5 ст. 56 Закона о регистрации недвижимости, орган регистрации прав в течение 5 рабочих дней с даты государственной регистрации права собственности субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок или земельную долю в соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о регистрации недвижимости обязан направить уведомление об этом в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такие земельный участок или земельную долю, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Указание на то, что органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав устанавливаются порядок и способы направления органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, уведомления о государственной регистрации права собственности субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права правообладателем, было включено в п. 4 ст. 30.2 Закона 1997 г. о регистрации Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ. На основании данного положения Порядок и способы направления органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, уведомления о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права правообладателем были утверждены Приказом Минэкономразвития России от 31 декабря 2013 г. N 802. Данный Приказ признан утратившим силу с 1 января 2017 г. Приказом Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Указание на то, что органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав устанавливаются порядок и способы направления органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, уведомления о государственной регистрации права собственности субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права правообладателем, было включено в п. 4 ст. 30.2 Закона 1997 г. о регистрации Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ. На основании данного положения Порядок и способы направления органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, уведомления о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права правообладателем были утверждены Приказом Минэкономразвития России от 31 декабря 2013 г. N 802. Данный Приказ признан утратившим силу с 1 января 2017 г. Приказом Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733.
Статья: Ответы на вопросы, связанные с Указанием Банка России от 03.02.2025 N 6993-У "О видах кредитов (займов), в отношении которых могут быть установлены макропруденциальные лимиты, о характеристиках указанных кредитов (займов), о порядке установления и применения макропруденциальных лимитов в отношении указанных кредитов (займов), о факторах риска увеличения долговой нагрузки заемщиков - физических лиц, а также о порядке применения мер, предусмотренных частью пятой статьи 45.6 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
("Официальный сайт Банка России", 2025)При этом законодательство не содержит требований об образовании самостоятельного земельного участка под каждым домом блокированной застройки, собственник каждого блока после государственной регистрации прав на такой блок вправе обеспечить образование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, занятого и необходимого для эксплуатации принадлежащего ему блока.
("Официальный сайт Банка России", 2025)При этом законодательство не содержит требований об образовании самостоятельного земельного участка под каждым домом блокированной застройки, собственник каждого блока после государственной регистрации прав на такой блок вправе обеспечить образование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, занятого и необходимого для эксплуатации принадлежащего ему блока.