Регистрация права на объект индивидуального жилищного строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация права на объект индивидуального жилищного строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 70 "Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Поскольку часть 7 статьи 70 Закона N 218-ФЗ не содержит указания на то, что порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, установленный указанной частью статьи 70 Закона N 218-ФЗ, распространяется исключительно в отношении физических лиц, для государственной регистрации права собственности юридического лица на объект индивидуального жилищного строительства не требуется представление разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства, а также проектной документации на него."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: В чем суть дачной амнистии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Особенности регистрации прав на объект ИЖС и садовый дом
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Особенности регистрации прав на объект ИЖС и садовый дом
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Письмо Росреестра от 24 июля 2024 г. N 14-6919-ТГ/24
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Письмо Росреестра от 24 июля 2024 г. N 14-6919-ТГ/24
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)15. При проведении правовой экспертизы в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи, и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, проверка законности выдачи уполномоченным органом или организацией разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, актов приемочной комиссии, законности направления уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (что подтверждается направлением таким органом в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства или садового дома), в том числе проверка наличия правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено здание или сооружение, введенные в эксплуатацию, а также соответствия таких введенных в эксплуатацию здания или сооружения виду разрешенного использования данного земельного участка и установленным применительно к данному земельному участку ограничениям прав на землю, государственным регистратором прав не осуществляется.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)15. При проведении правовой экспертизы в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи, и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, проверка законности выдачи уполномоченным органом или организацией разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, актов приемочной комиссии, законности направления уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (что подтверждается направлением таким органом в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства или садового дома), в том числе проверка наличия правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено здание или сооружение, введенные в эксплуатацию, а также соответствия таких введенных в эксплуатацию здания или сооружения виду разрешенного использования данного земельного участка и установленным применительно к данному земельному участку ограничениям прав на землю, государственным регистратором прав не осуществляется.
Федеральный закон от 03.07.2019 N 157-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)5.3. В случае, если целью ипотечного жилищного кредита (займа) является приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданин вправе обратиться за предоставлением мер государственной поддержки после государственной регистрации в установленном порядке права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, возведенный на этом участке, и государственной регистрации ипотеки в отношении такого объекта, а в случаях, указанных в пунктах 1.1 - 1.5 части 5 настоящей статьи, - после государственной регистрации в установленном порядке права собственности гражданина (перехода доли в праве общей собственности) на соответствующий объект недвижимости и государственной регистрации ипотеки в отношении такого объекта или государственной регистрации договора участия в долевом строительстве (соглашения (договора) об уступке прав требований по указанному договору) и государственной регистрации залога прав требований по договору участия в долевом строительстве.
(ред. от 31.07.2025)
"О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)5.3. В случае, если целью ипотечного жилищного кредита (займа) является приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданин вправе обратиться за предоставлением мер государственной поддержки после государственной регистрации в установленном порядке права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, возведенный на этом участке, и государственной регистрации ипотеки в отношении такого объекта, а в случаях, указанных в пунктах 1.1 - 1.5 части 5 настоящей статьи, - после государственной регистрации в установленном порядке права собственности гражданина (перехода доли в праве общей собственности) на соответствующий объект недвижимости и государственной регистрации ипотеки в отношении такого объекта или государственной регистрации договора участия в долевом строительстве (соглашения (договора) об уступке прав требований по указанному договору) и государственной регистрации залога прав требований по договору участия в долевом строительстве.
Ситуация: Какую поддержку ипотечные заемщики могут получить от ПАО "ДОМ.РФ" (ранее - АИЖК)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом если целью ипотечного жилищного кредита (займа) является приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или ведения гражданами садоводства для собственных нужд, заявитель вправе обратиться за предоставлением мер поддержки после государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства (далее - объект ИЖС), возведенный на этом участке, и государственной регистрации ипотеки в отношении такого объекта (ч. 5.3 ст. 1 Закона N 157-ФЗ; п. 7(1) Положения, утв. Постановлением Правительства РФ N 1170).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом если целью ипотечного жилищного кредита (займа) является приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или ведения гражданами садоводства для собственных нужд, заявитель вправе обратиться за предоставлением мер поддержки после государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства (далее - объект ИЖС), возведенный на этом участке, и государственной регистрации ипотеки в отношении такого объекта (ч. 5.3 ст. 1 Закона N 157-ФЗ; п. 7(1) Положения, утв. Постановлением Правительства РФ N 1170).
Статья: Правила регистрации недвижимости
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в ч. 19 ст. 55 ГрК РФ, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные объект индивидуального жилищного строительства, садовый дом;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в ч. 19 ст. 55 ГрК РФ, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные объект индивидуального жилищного строительства, садовый дом;
Статья: Особенности государственного кадастрового учета объектов капитального строительства
(Нуприенкова А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)- законности направления уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства (далее также - ИЖС) или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (что подтверждается направлением таким органом в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства или садового дома);
(Нуприенкова А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)- законности направления уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства (далее также - ИЖС) или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (что подтверждается направлением таким органом в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства или садового дома);
Ситуация: Как зарегистрировать право собственности на жилой дом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на объект ИЖС необходимо уплатить госпошлину. Сведения об уплате госпошлины необходимо указать в уведомлении об окончании строительства (ст. 17 Закона N 218-ФЗ; ч. 16 ст. 55 ГрК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на объект ИЖС необходимо уплатить госпошлину. Сведения об уплате госпошлины необходимо указать в уведомлении об окончании строительства (ст. 17 Закона N 218-ФЗ; ч. 16 ст. 55 ГрК РФ).
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Этот подход вызывает серьезные сомнения. Применение ч. 12 ст. 70 Закона о регистрации к случаям первичной регистрации прав на объект ИЖС или садовый дом в определенной степени объяснимо идеей "дачной амнистии", по которой при регистрации права вопрос о наличии у этих объектов признаков СП в значительной части не подлежит выяснению <1>. Но применять тот же подход к объекту, который судом признан СП, подлежащей приведению в соответствие, противоречит смыслу такого решения. Получается, что в числе документов отсутствует подтверждение того, что в результате произведенной реконструкции объект утратил признаки СП. Это может привести к регистрации объекта с неустраненными нарушениями. Более того, регистрирующий орган может вообще не знать, что реконструкция проводилась в порядке исполнения судебного решения о приведении в соответствие. В результате объект окажется предметом нового иска, предъявленного в порядке п. 2 ст. 222 ГК, причем эта ситуация может происходить неоднократно, что не отвечает идее эффективности правосудия.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Этот подход вызывает серьезные сомнения. Применение ч. 12 ст. 70 Закона о регистрации к случаям первичной регистрации прав на объект ИЖС или садовый дом в определенной степени объяснимо идеей "дачной амнистии", по которой при регистрации права вопрос о наличии у этих объектов признаков СП в значительной части не подлежит выяснению <1>. Но применять тот же подход к объекту, который судом признан СП, подлежащей приведению в соответствие, противоречит смыслу такого решения. Получается, что в числе документов отсутствует подтверждение того, что в результате произведенной реконструкции объект утратил признаки СП. Это может привести к регистрации объекта с неустраненными нарушениями. Более того, регистрирующий орган может вообще не знать, что реконструкция проводилась в порядке исполнения судебного решения о приведении в соответствие. В результате объект окажется предметом нового иска, предъявленного в порядке п. 2 ст. 222 ГК, причем эта ситуация может происходить неоднократно, что не отвечает идее эффективности правосудия.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.2. Согласно ч. 1.2 комментируемой статьи по общему правилу кадастровый учет и регистрация права собственности на построенный объект индивидуального жилищного строительства осуществляются по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. Как правило, органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства, является орган местного самоуправления поселения, городского округа. При этом определено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в установленный названной частью срок направляет в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, строительство или реконструкция которых окончены, и прилагаемые к нему документы, в том числе уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, представленный застройщиком технический план. Принимая во внимание ч. 11 ст. 24 комментируемого Закона N 218-ФЗ, в рассматриваемом случае технический план может быть подготовлен на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В случае ненаправления в установленный срок такими органом государственной власти или органом местного самоуправления указанного заявления застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.2. Согласно ч. 1.2 комментируемой статьи по общему правилу кадастровый учет и регистрация права собственности на построенный объект индивидуального жилищного строительства осуществляются по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. Как правило, органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства, является орган местного самоуправления поселения, городского округа. При этом определено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в установленный названной частью срок направляет в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, строительство или реконструкция которых окончены, и прилагаемые к нему документы, в том числе уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, представленный застройщиком технический план. Принимая во внимание ч. 11 ст. 24 комментируемого Закона N 218-ФЗ, в рассматриваемом случае технический план может быть подготовлен на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В случае ненаправления в установленный срок такими органом государственной власти или органом местного самоуправления указанного заявления застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно.
Статья: Характеристика первого Закона о "дачной амнистии"
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2025, N 3)Статья 8 Федерального закона N 191-ФЗ с 1 сентября 2006 г. была дополнена нормой, в соответствии с которой до 1 января 2010 г. не требовалось получения разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию, а равно продления данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления техпаспорта БТИ. Несколько раз действие данной нормы продлевалось (последняя дата продления до 1 марта 2020 г.), а со 2 августа 2019 г. данная норма прекратила свое действие в связи с возможностью регистрации прав на объекты ИЖС на приусадебных земельных участках и на земельных участках для индивидуального жилищного строительства, минуя ст. 51.1 и ч. 15 - 21 ст. 55 ГрК РФ.
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2025, N 3)Статья 8 Федерального закона N 191-ФЗ с 1 сентября 2006 г. была дополнена нормой, в соответствии с которой до 1 января 2010 г. не требовалось получения разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию, а равно продления данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления техпаспорта БТИ. Несколько раз действие данной нормы продлевалось (последняя дата продления до 1 марта 2020 г.), а со 2 августа 2019 г. данная норма прекратила свое действие в связи с возможностью регистрации прав на объекты ИЖС на приусадебных земельных участках и на земельных участках для индивидуального жилищного строительства, минуя ст. 51.1 и ч. 15 - 21 ст. 55 ГрК РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ, принятым в рамках упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства, с 4 августа 2018 г. введена ч. 1.2 комментируемой статьи, в связи с чем в Письме Минэкономразвития России от 7 ноября 2018 г. N 32363-ВА/Д23и "О применении положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ и Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ в части кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома" <225> отмечено, что в соответствии с изменениями государственный кадастровый учет созданных объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов и государственная регистрация прав на них должны осуществляться одновременно на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. Заявление указанными органами подается в электронном виде, к заявлению должны прилагаться:
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ, принятым в рамках упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства, с 4 августа 2018 г. введена ч. 1.2 комментируемой статьи, в связи с чем в Письме Минэкономразвития России от 7 ноября 2018 г. N 32363-ВА/Д23и "О применении положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ и Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ в части кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома" <225> отмечено, что в соответствии с изменениями государственный кадастровый учет созданных объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов и государственная регистрация прав на них должны осуществляться одновременно на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. Заявление указанными органами подается в электронном виде, к заявлению должны прилагаться:
Ситуация: Как гражданину подать документы на регистрацию прав на недвижимое имущество в электронной форме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на созданный или реконструированный объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на созданный или реконструированный объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом;