Региональный орган охраны объектов культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Региональный орган охраны объектов культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 16.1 "Порядок выявления объектов культурного наследия" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""Заявителям же гарантируется возможность обжалования в судебном порядке отказа регионального органа охраны объектов культурного наследия во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо бездействия указанного органа, выразившееся в непринятии в установленные сроки решения в отношении указанного объекта (пункт 6)."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 18 "Порядок включения объектов культурного наследия в реестр" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""Исходя из положений статей 16.1, 18 Закона N 73-ФЗ порядок включения объектов культурного наследия в реестр предполагает проведение региональным органом охраны в отношении выявленного объекта культурного наследия историко-культурной экспертизы и принятие на основании заключения этой экспертизы решения о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия или об отказе в таковом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Охранное обязательство объекта культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) актом регионального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, включенных в указанный выше Перечень, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в Перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Порядок выдачи охранного обязательства устанавливается актом соответствующего субъекта РФ (Постановление Правительства Москвы от 04.07.2017 N 432-ПП).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) актом регионального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, включенных в указанный выше Перечень, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в Перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Порядок выдачи охранного обязательства устанавливается актом соответствующего субъекта РФ (Постановление Правительства Москвы от 04.07.2017 N 432-ПП).
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. В региональный орган охраны объектов культурного наследия направляется заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности. Заявителем могут выступать: Минкультуры РФ, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо (п. 2 ст. 16.1 Закона об объектах культурного наследия);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. В региональный орган охраны объектов культурного наследия направляется заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности. Заявителем могут выступать: Минкультуры РФ, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо (п. 2 ст. 16.1 Закона об объектах культурного наследия);
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2024 года"Указанные законоположения являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку на их основании в системе действующего правового регулирования судом разрешается вопрос о применении мер предварительной защиты в случае, когда им рассматривается административное исковое заявление об оспаривании в порядке, предусмотренном главой 21 названного Кодекса, правового акта регионального органа охраны объектов культурного наследия об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения ст. 85, ч. 4 ст. 87 и ст. 211 КАС в той части, в какой они ограничивают полномочия суда по применению иных мер предварительной защиты по административному иску о признании недействующим правового акта регионального органа охраны объектов культурного наследия об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения ст. 85, ч. 4 ст. 87 и ст. 211 КАС в той части, в какой они ограничивают полномочия суда по применению иных мер предварительной защиты по административному иску о признании недействующим правового акта регионального органа охраны объектов культурного наследия об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)В целях получения сведений о наличии или отсутствии объектов археологического наследия, включенных в реестр ОКН, выявленных объектов археологического наследия, включенных в перечень выявленных объектов культурного наследия, в границах территории, в пределах которой расположен земельный участок, подлежащий воздействию хозяйственных работ, заказчикам таких работ, техническим заказчикам (застройщикам) объектов капитального строительства рекомендуется направлять обращения в региональные органы охраны объектов культурного наследия о предоставлении информации о наличии или отсутствии указанных объектов в границах соответствующих территорий с приложением границ таких территорий.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)В целях получения сведений о наличии или отсутствии объектов археологического наследия, включенных в реестр ОКН, выявленных объектов археологического наследия, включенных в перечень выявленных объектов культурного наследия, в границах территории, в пределах которой расположен земельный участок, подлежащий воздействию хозяйственных работ, заказчикам таких работ, техническим заказчикам (застройщикам) объектов капитального строительства рекомендуется направлять обращения в региональные органы охраны объектов культурного наследия о предоставлении информации о наличии или отсутствии указанных объектов в границах соответствующих территорий с приложением границ таких территорий.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 8 ст. 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сведения об установленных п. п. 3 и 4 ст. 34.1 указанного Закона защитных зонах объектов культурного наследия, включенных в реестр до 1 января 2018 года, направляются региональным органом охраны объектов культурного наследия в орган регистрации прав в срок до 1 января 2020 года. Тогда как сведения об установленных п. п. 3 и 4 ст. 34.1 указанного Федерального закона защитных зонах объектов культурного наследия, включенных в реестр с 1 января 2018 года, направляются региональным органом охраны объектов культурного наследия в орган регистрации прав в течение шести месяцев со дня принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 8 ст. 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сведения об установленных п. п. 3 и 4 ст. 34.1 указанного Закона защитных зонах объектов культурного наследия, включенных в реестр до 1 января 2018 года, направляются региональным органом охраны объектов культурного наследия в орган регистрации прав в срок до 1 января 2020 года. Тогда как сведения об установленных п. п. 3 и 4 ст. 34.1 указанного Федерального закона защитных зонах объектов культурного наследия, включенных в реестр с 1 января 2018 года, направляются региональным органом охраны объектов культурного наследия в орган регистрации прав в течение шести месяцев со дня принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр.
Готовое решение: Как обратить имущество в государственную (муниципальную) собственность
(КонсультантПлюс, 2025)Если объект включен в реестр, в суд с иском об изъятии обращается федеральный или региональный орган охраны объектов культурного наследия. На основании решения суда орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает изъятые ценности (п. 1 ст. 54 Закона об объектах культурного наследия).
(КонсультантПлюс, 2025)Если объект включен в реестр, в суд с иском об изъятии обращается федеральный или региональный орган охраны объектов культурного наследия. На основании решения суда орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает изъятые ценности (п. 1 ст. 54 Закона об объектах культурного наследия).
Статья: Градостроительное законодательство в обеспечении обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)При строительстве или реконструкции объекта на территории исторического поселения необходимо получить от регионального органа охраны объектов культурного наследия заключение о соответствии или несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом (ч. 10.1, 11.1 ст. 51 ГрК РФ). В отсутствие утвержденного предмета охраны исторического поселения возникает вопрос о пределах оценки проектной документации. Седьмой арбитражный апелляционный суд в связи с этим справедливо указал, что уполномоченный орган в такой ситуации должен был оценивать раздел проектной документации на предмет соответствия требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой находится земельный участок <18>.
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)При строительстве или реконструкции объекта на территории исторического поселения необходимо получить от регионального органа охраны объектов культурного наследия заключение о соответствии или несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом (ч. 10.1, 11.1 ст. 51 ГрК РФ). В отсутствие утвержденного предмета охраны исторического поселения возникает вопрос о пределах оценки проектной документации. Седьмой арбитражный апелляционный суд в связи с этим справедливо указал, что уполномоченный орган в такой ситуации должен был оценивать раздел проектной документации на предмет соответствия требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой находится земельный участок <18>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Постановление Правительства РФ от 14.12.2016 N 1357 "Об утверждении Положения о принятии региональным органом охраны объектов культурного наследия решения, предусматривающего установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 34.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия и о внесении изменений в Положение о государственной историко-культурной экспертизе".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Постановление Правительства РФ от 14.12.2016 N 1357 "Об утверждении Положения о принятии региональным органом охраны объектов культурного наследия решения, предусматривающего установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 34.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия и о внесении изменений в Положение о государственной историко-культурной экспертизе".
Готовое решение: Когда могут отказать в выдаче разрешения на строительство и как обжаловать отказ
(КонсультантПлюс, 2025)планируется строить или реконструировать в историческом поселении федерального или регионального значения объект капитального строительства (за исключением линейных объектов). Но при этом в соответствии с ч. 11.1 ст. 51 ГрК РФ было получено заключение регионального органа охраны объектов культурного наследия о том, что раздел проектной документации объекта капитального строительства не соответствует:
(КонсультантПлюс, 2025)планируется строить или реконструировать в историческом поселении федерального или регионального значения объект капитального строительства (за исключением линейных объектов). Но при этом в соответствии с ч. 11.1 ст. 51 ГрК РФ было получено заключение регионального органа охраны объектов культурного наследия о том, что раздел проектной документации объекта капитального строительства не соответствует:
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В подпункте 2 ст. 10 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", к которому отсылают положения ч. 3.1 и 3.2 комментируемой статьи, говорится о следующих органах (в ред. Федерального закона от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ): органы исполнительной власти субъектов РФ либо структурные подразделения высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными данным Законом (региональные органы охраны объектов культурного наследия).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В подпункте 2 ст. 10 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", к которому отсылают положения ч. 3.1 и 3.2 комментируемой статьи, говорится о следующих органах (в ред. Федерального закона от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ): органы исполнительной власти субъектов РФ либо структурные подразделения высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными данным Законом (региональные органы охраны объектов культурного наследия).
Статья: Правовой режим защитных зон объектов культурного наследия в условиях цифровизации
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2023, N 4)<9> Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2016 г. N 1357 "Об утверждении Положения о принятии региональным органом охраны объектов культурного наследия решения, предусматривающего установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 34.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия и о внесении изменений в Положение о государственной историко-культурной экспертизе" (в ред. от 20 октября 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 2016. N 51. Ст. 7407.
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2023, N 4)<9> Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2016 г. N 1357 "Об утверждении Положения о принятии региональным органом охраны объектов культурного наследия решения, предусматривающего установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 34.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия и о внесении изменений в Положение о государственной историко-культурной экспертизе" (в ред. от 20 октября 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 2016. N 51. Ст. 7407.
Статья: Порядок регулирования охраны памятников истории и культуры
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)б) в региональных органах охраны объектов культурного наследия:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)б) в региональных органах охраны объектов культурного наследия: