Региональная программа капитального ремонта Свердловской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Региональная программа капитального ремонта Свердловской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 06.12.2024 по делу N 33-19727/2024 (УИД 66RS0044-01-2023-001942-06)
Категория спора: Капитальный ремонт.
Требования правообладателя помещения: Об обязании провести капитальный ремонт.
Обстоятельства: Собственники помещений многоквартирного дома указали, что по итогам электронного аукциона в отношении дома были исключены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, водоотведения, горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения, тогда как произвольное сокращение перечня работ по капитальному ремонту законом не предусмотрено.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О взыскании судебной неустойки - отказано.Ссылка в возражениях ответчика на апелляционную жалобу истца на обстоятельство того, что после принятия решения суда 24 января 2024 года Региональная программа была актуализирована постановлением Правительства Свердловской области от 15 февраля 2024 года N 77-ПП, в том числе, в части сроков проведения капитального ремонта МКД и перечня работ и услуг по капитальному ремонту, а именно в соответствии с п. 9500 приложения к Региональной программе в 2024 - 2026 годах предусмотрен ремонт внутридомовых инженерных систем, не свидетельствует об обоснованности оспариваемого решения суда ввиду следующего.
Категория спора: Капитальный ремонт.
Требования правообладателя помещения: Об обязании провести капитальный ремонт.
Обстоятельства: Собственники помещений многоквартирного дома указали, что по итогам электронного аукциона в отношении дома были исключены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, водоотведения, горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения, тогда как произвольное сокращение перечня работ по капитальному ремонту законом не предусмотрено.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О взыскании судебной неустойки - отказано.Ссылка в возражениях ответчика на апелляционную жалобу истца на обстоятельство того, что после принятия решения суда 24 января 2024 года Региональная программа была актуализирована постановлением Правительства Свердловской области от 15 февраля 2024 года N 77-ПП, в том числе, в части сроков проведения капитального ремонта МКД и перечня работ и услуг по капитальному ремонту, а именно в соответствии с п. 9500 приложения к Региональной программе в 2024 - 2026 годах предусмотрен ремонт внутридомовых инженерных систем, не свидетельствует об обоснованности оспариваемого решения суда ввиду следующего.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24.07.2024 по делу N 33-10873/2024 (УИД 66RS0008-01-2024-000347-22)
Категория: 1) Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений; 2) Споры с прокурором.
Требования: 1) Об обязании предприятия выполнить работы по капитальному ремонту участка тепловой сети; 2) Об обязании местной администрации профинансировать работы.
Обстоятельства: Прокурор указал, что на обслуживаемых предприятием магистральных тепловых сетях ввиду их высокой изношенности произошла авария, повлекшая длительное прекращение предоставления услуги теплоснабжения гражданам; имеются основания для возложения на орган местного самоуправления как собственника имущества и учредителя предприятия обязанности по финансированию ремонта.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Указанные выводы суда первой инстанции являются верными, доказательств иного, вопреки доводам апелляционного представления, материалы дела не содержат. Наличие оснований для включения работ по замене указанного участка теплосети в региональную программу по модернизации систем коммунальной инфраструктуры Свердловской области на 2023 - 2027 годы само по себе не свидетельствует о наличии оснований для возложения на ответчика НТ МУП "Горэнерго" обязанности в срок до 31.08.2025 произвести капитальный ремонт (замену) указанного участка теплосети.
Категория: 1) Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений; 2) Споры с прокурором.
Требования: 1) Об обязании предприятия выполнить работы по капитальному ремонту участка тепловой сети; 2) Об обязании местной администрации профинансировать работы.
Обстоятельства: Прокурор указал, что на обслуживаемых предприятием магистральных тепловых сетях ввиду их высокой изношенности произошла авария, повлекшая длительное прекращение предоставления услуги теплоснабжения гражданам; имеются основания для возложения на орган местного самоуправления как собственника имущества и учредителя предприятия обязанности по финансированию ремонта.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Указанные выводы суда первой инстанции являются верными, доказательств иного, вопреки доводам апелляционного представления, материалы дела не содержат. Наличие оснований для включения работ по замене указанного участка теплосети в региональную программу по модернизации систем коммунальной инфраструктуры Свердловской области на 2023 - 2027 годы само по себе не свидетельствует о наличии оснований для возложения на ответчика НТ МУП "Горэнерго" обязанности в срок до 31.08.2025 произвести капитальный ремонт (замену) указанного участка теплосети.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие прокуроров в рассмотрении судами дел об оспаривании актов прокурорского реагирования
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 1)Так, решением Арбитражного суда Свердловской области, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, отказано в удовлетворении требований управления федерального казначейства по Свердловской области (далее - УФК) о признании недействительным представления прокуратуры области. Основанием для него послужили результаты проверки, в ходе которой выявлено, что УФК в течение нескольких лет не планировало и не проводило проверки правильности использования Региональным фондом содействия капитальному ремонту общего имущества и денежных средств жителей в многоквартирных домах Свердловской области (далее - Фонд). Заявитель в обоснование своих требований указывал, что представление носит общий характер, не конкретизировано. Удовлетворяя требования прокурора, суд отметил, что планирование деятельности УФК, являющегося единственным уполномоченным органом по контролю за расходованием Фондом денежных средств собственников, должно осуществляться таким образом, чтобы достичь максимального эффекта и объективных, достоверных результатов. С этой целью территориальным органам Федерального казначейства предоставлены необходимые полномочия. При этом Фондом за указанный период проведено свыше 400 аукционов на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов во исполнение Региональной программы на 2015 - 2044 гг., израсходовано более 6 млрд руб., собранных с жителей области. В ходе прокурорской проверки в Фонде выявлены нарушения финансовой дисциплины. Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу, что внесенное прокуратурой области представление руководителю управления федерального казначейства по Свердловской области законно и обоснованно, содержит конкретные указания на нарушения со стороны УФК (дело N А60-22673/2019).
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 1)Так, решением Арбитражного суда Свердловской области, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, отказано в удовлетворении требований управления федерального казначейства по Свердловской области (далее - УФК) о признании недействительным представления прокуратуры области. Основанием для него послужили результаты проверки, в ходе которой выявлено, что УФК в течение нескольких лет не планировало и не проводило проверки правильности использования Региональным фондом содействия капитальному ремонту общего имущества и денежных средств жителей в многоквартирных домах Свердловской области (далее - Фонд). Заявитель в обоснование своих требований указывал, что представление носит общий характер, не конкретизировано. Удовлетворяя требования прокурора, суд отметил, что планирование деятельности УФК, являющегося единственным уполномоченным органом по контролю за расходованием Фондом денежных средств собственников, должно осуществляться таким образом, чтобы достичь максимального эффекта и объективных, достоверных результатов. С этой целью территориальным органам Федерального казначейства предоставлены необходимые полномочия. При этом Фондом за указанный период проведено свыше 400 аукционов на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов во исполнение Региональной программы на 2015 - 2044 гг., израсходовано более 6 млрд руб., собранных с жителей области. В ходе прокурорской проверки в Фонде выявлены нарушения финансовой дисциплины. Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу, что внесенное прокуратурой области представление руководителю управления федерального казначейства по Свердловской области законно и обоснованно, содержит конкретные указания на нарушения со стороны УФК (дело N А60-22673/2019).
Статья: О необходимости легального закрепления механизмов возврата региональному оператору средств, заимствованных для оплаты работ по капитальному ремонту многоквартирного дома
(Картавов С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)<4> Указанное право закреплено законами, принятыми в большинстве субъектов РФ, например в Московской области, Республике Адыгея, Республике Алтай, Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Карелия, Республике Саха (Якутия), Республике Татарстан, Краснодарском крае, Пермском крае, Амурской области, Вологодской области, Ивановской области, Самарской области, Свердловской области.
(Картавов С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)<4> Указанное право закреплено законами, принятыми в большинстве субъектов РФ, например в Московской области, Республике Адыгея, Республике Алтай, Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Карелия, Республике Саха (Якутия), Республике Татарстан, Краснодарском крае, Пермском крае, Амурской области, Вологодской области, Ивановской области, Самарской области, Свердловской области.
Нормативные акты
Решение Свердловского УФАС России от 12.07.2022 по жалобе N 066/01/18.1-2254/2022
Суть жалобы: В извещении о проведении аукциона содержатся положения, приводящие к ограничению конкуренции, а именно установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности, которая не выступает в качестве самостоятельного объекта закупки, а является лишь частью необходимых к выполнению работ.
Решение: Жалоба признана обоснованной, так как действия заказчика нарушают п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.рассмотрев жалобу ООО "С" (вх. N 1486-ЭП/22 от 01.07.2022 г.) с информацией о нарушении заказчиком в лице Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Р", его комиссией Федерального закона N 223-ФЗ от 18.07.2011 г. "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по субсидии на реализацию мероприятий региональной программы Свердловской области "Модернизация первичного звена здравоохранения Свердловской области" (Капитальный ремонт объектов недвижимого имущества медицинских организаций): капитальный ремонт здания ГАУЗ СО "Р" (здание поликлиники с переходной галереей. Назначение: нежилое. Кадастровый номер 66:21:0101056:1798 по адресу: <...>) (извещение N 32211421778) в порядке ст. 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
Суть жалобы: В извещении о проведении аукциона содержатся положения, приводящие к ограничению конкуренции, а именно установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности, которая не выступает в качестве самостоятельного объекта закупки, а является лишь частью необходимых к выполнению работ.
Решение: Жалоба признана обоснованной, так как действия заказчика нарушают п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.рассмотрев жалобу ООО "С" (вх. N 1486-ЭП/22 от 01.07.2022 г.) с информацией о нарушении заказчиком в лице Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Р", его комиссией Федерального закона N 223-ФЗ от 18.07.2011 г. "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по субсидии на реализацию мероприятий региональной программы Свердловской области "Модернизация первичного звена здравоохранения Свердловской области" (Капитальный ремонт объектов недвижимого имущества медицинских организаций): капитальный ремонт здания ГАУЗ СО "Р" (здание поликлиники с переходной галереей. Назначение: нежилое. Кадастровый номер 66:21:0101056:1798 по адресу: <...>) (извещение N 32211421778) в порядке ст. 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
Решение Свердловского УФАС России от 11.10.2013 N 135-А
Обстоятельства: Поступила жалоба на нарушения Закона о защите конкуренции при проведении открытого конкурса.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.1) разрабатывает конкурсную документацию на основании утвержденных региональных адресных программ Свердловской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и решений собраний собственников помещений в многоквартирных домах и передает ее на утверждение заказчику;
Обстоятельства: Поступила жалоба на нарушения Закона о защите конкуренции при проведении открытого конкурса.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.1) разрабатывает конкурсную документацию на основании утвержденных региональных адресных программ Свердловской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и решений собраний собственников помещений в многоквартирных домах и передает ее на утверждение заказчику;
Статья: Проблемы правового регулирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов
(Крашенинников П.В., Бадулина Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2016, NN 4, 5)В региональной практике нет однозначного подхода и к определению критериев очередности проведения капитального ремонта, устанавливаемых в региональной программе капитального ремонта. На это обращалось внимание еще в 2013 году Институтом экономики города <13>. Однако эта проблема до сих пор актуальна. Очередность проведения ремонта зачастую ставится в зависимость не только от состояния дома, но и от сопутствующих факторов - фактически поступивших платежей собственников (Свердловская область), количества жителей в доме (Белгородская область). Конституционный Суд Российской Федерации совершенно справедливо отметил, что очередность проведения капитального ремонта должна определяться "на основе объективных критериев, обеспечивающих первоочередное проведение соответствующих работ в тех многоквартирных домах, проживание в которых в силу износа их конструктивных элементов представляет опасность для жизни или здоровья граждан, а также в иных случаях возникновения неотложной потребности в капитальном ремонте" <14>. Эту позицию Конституционного Суда законодатель не должен оставить без внимания.
(Крашенинников П.В., Бадулина Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2016, NN 4, 5)В региональной практике нет однозначного подхода и к определению критериев очередности проведения капитального ремонта, устанавливаемых в региональной программе капитального ремонта. На это обращалось внимание еще в 2013 году Институтом экономики города <13>. Однако эта проблема до сих пор актуальна. Очередность проведения ремонта зачастую ставится в зависимость не только от состояния дома, но и от сопутствующих факторов - фактически поступивших платежей собственников (Свердловская область), количества жителей в доме (Белгородская область). Конституционный Суд Российской Федерации совершенно справедливо отметил, что очередность проведения капитального ремонта должна определяться "на основе объективных критериев, обеспечивающих первоочередное проведение соответствующих работ в тех многоквартирных домах, проживание в которых в силу износа их конструктивных элементов представляет опасность для жизни или здоровья граждан, а также в иных случаях возникновения неотложной потребности в капитальном ремонте" <14>. Эту позицию Конституционного Суда законодатель не должен оставить без внимания.
Статья: Уплаты взносов на капремонт не избежать!
(Дурново Д.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 8)Согласно ч. 5 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, устанавливаемого субъектом РФ, но не более шести месяцев с даты опубликования региональной программы капремонта. Тенденция такова, что власти субъектов РФ принимают поправки к законам о капремонте, сдвигая указанные сроки как можно дальше. Например, в Свердловской области изначально давалось два месяца после опубликования программы капремонта, теперь - четыре <1>, в Нижегородской области сейчас установлен максимальный срок - шесть месяцев <2>, хотя вначале ожидания властей были более оптимистичны (предполагалось, что граждане проведут собрания в течение двух месяцев после опубликования региональной программы капремонта).
(Дурново Д.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 8)Согласно ч. 5 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, устанавливаемого субъектом РФ, но не более шести месяцев с даты опубликования региональной программы капремонта. Тенденция такова, что власти субъектов РФ принимают поправки к законам о капремонте, сдвигая указанные сроки как можно дальше. Например, в Свердловской области изначально давалось два месяца после опубликования программы капремонта, теперь - четыре <1>, в Нижегородской области сейчас установлен максимальный срок - шесть месяцев <2>, хотя вначале ожидания властей были более оптимистичны (предполагалось, что граждане проведут собрания в течение двух месяцев после опубликования региональной программы капремонта).
Статья: Фонд в "котле": перенос сроков капитального ремонта на более ранние
(Софийская Н.М.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 8)Именно такой штраф был применен к ОМСУ, который не представил в установленный срок в орган ГЖН сведения об осмотрах технического состояния МКД и сведения о фактическом техническом состоянии МКД, необходимые для актуализации региональной программы капитального ремонта (см. Постановление Свердловского областного суда от 09.12.2014 N 4а-1050/2014).
(Софийская Н.М.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 8)Именно такой штраф был применен к ОМСУ, который не представил в установленный срок в орган ГЖН сведения об осмотрах технического состояния МКД и сведения о фактическом техническом состоянии МКД, необходимые для актуализации региональной программы капитального ремонта (см. Постановление Свердловского областного суда от 09.12.2014 N 4а-1050/2014).
"Жилищное право"
(12-е издание, переработанное и дополненное)
(Крашенинников П.В.)
("Статут", 2020)На практике нет однозначного подхода и к определению критериев очередности проведения капитального ремонта, устанавливаемых в региональных программах капитального ремонта. На это обращалось внимание еще в 2013 г. Институтом экономики города <1>. Однако указанная проблема до сих пор актуальна. Очередность проведения ремонта зачастую ставится в зависимость не только от состояния дома, но и от сопутствующих факторов - фактически поступивших платежей собственников (Свердловская область), количества жителей в доме (Белгородская область). Конституционный Суд РФ указывает на то, что очередность проведения капитального ремонта должна определяться "на основе объективных критериев, обеспечивающих первоочередное проведение соответствующих работ в тех многоквартирных домах, проживание в которых в силу износа их конструктивных элементов представляет опасность для жизни или здоровья граждан, а также в иных случаях возникновения неотложной потребности в капитальном ремонте..." <2>.
(12-е издание, переработанное и дополненное)
(Крашенинников П.В.)
("Статут", 2020)На практике нет однозначного подхода и к определению критериев очередности проведения капитального ремонта, устанавливаемых в региональных программах капитального ремонта. На это обращалось внимание еще в 2013 г. Институтом экономики города <1>. Однако указанная проблема до сих пор актуальна. Очередность проведения ремонта зачастую ставится в зависимость не только от состояния дома, но и от сопутствующих факторов - фактически поступивших платежей собственников (Свердловская область), количества жителей в доме (Белгородская область). Конституционный Суд РФ указывает на то, что очередность проведения капитального ремонта должна определяться "на основе объективных критериев, обеспечивающих первоочередное проведение соответствующих работ в тех многоквартирных домах, проживание в которых в силу износа их конструктивных элементов представляет опасность для жизни или здоровья граждан, а также в иных случаях возникновения неотложной потребности в капитальном ремонте..." <2>.
Статья: Капитальный ремонт многоквартирных домов: пути совершенствования законодательства
(Крашенинников П.В., Бадулина Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2016, N 6)В региональной практике нет однозначного подхода и к определению критериев очередности проведения капитального ремонта, устанавливаемых в региональной программе капитального ремонта. Очередность проведения ремонта зачастую ставится субъектами РФ в зависимость не столько от состояния дома, сколько от сопутствующих факторов - фактически поступивших платежей собственников (Свердловская область), количества жителей в доме (Белгородская область). В то же время ЖК РФ прямо не предусматривает переноса срока капитального ремонта, установленного в региональных программах, на более ранние. Такая возможность следует только из Методических рекомендаций и представляет собой довольно сложную процедуру <10>. Конституционный Суд РФ совершенно справедливо отметил, что очередность проведения капитального ремонта должна определяться "на основе объективных критериев, обеспечивающих первоочередное проведение работ в тех многоквартирных домах, проживание в которых в силу износа их конструктивных элементов представляет опасность для жизни или здоровья граждан" <11>. В законопроекте об уточнении положений о капитальном ремонте предложено передать на уровень Правительства РФ критерии определения очередности капитального ремонта.
(Крашенинников П.В., Бадулина Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2016, N 6)В региональной практике нет однозначного подхода и к определению критериев очередности проведения капитального ремонта, устанавливаемых в региональной программе капитального ремонта. Очередность проведения ремонта зачастую ставится субъектами РФ в зависимость не столько от состояния дома, сколько от сопутствующих факторов - фактически поступивших платежей собственников (Свердловская область), количества жителей в доме (Белгородская область). В то же время ЖК РФ прямо не предусматривает переноса срока капитального ремонта, установленного в региональных программах, на более ранние. Такая возможность следует только из Методических рекомендаций и представляет собой довольно сложную процедуру <10>. Конституционный Суд РФ совершенно справедливо отметил, что очередность проведения капитального ремонта должна определяться "на основе объективных критериев, обеспечивающих первоочередное проведение работ в тех многоквартирных домах, проживание в которых в силу износа их конструктивных элементов представляет опасность для жизни или здоровья граждан" <11>. В законопроекте об уточнении положений о капитальном ремонте предложено передать на уровень Правительства РФ критерии определения очередности капитального ремонта.
Статья: Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере капремонта многоквартирных домов
(Умрихин М.В.)
("Прокурор", 2016, N 3)По результатам рассмотрения представления прокуратуры Республики Коми, внесенного 29 декабря 2015 года республиканскому министру архитектуры и строительства, из региональной программы исключены работы по капитальному ремонту системы газоснабжения двух многоквартирных домов, которые не газифицированы и не подключены к газовым сетям.
(Умрихин М.В.)
("Прокурор", 2016, N 3)По результатам рассмотрения представления прокуратуры Республики Коми, внесенного 29 декабря 2015 года республиканскому министру архитектуры и строительства, из региональной программы исключены работы по капитальному ремонту системы газоснабжения двух многоквартирных домов, которые не газифицированы и не подключены к газовым сетям.
"Жилищный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий. Путеводитель по судебной практике"
(Беспалов Ю.Ф., Беспалов А.Ю., Касаткина А.Ю.)
(отв. ред. Ю.Ф. Беспалов)
("Проспект", 2018)Указанный дом включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП, опубликованную 29.04.2014 (далее - Региональная программа), позиция <...>.
(Беспалов Ю.Ф., Беспалов А.Ю., Касаткина А.Ю.)
(отв. ред. Ю.Ф. Беспалов)
("Проспект", 2018)Указанный дом включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП, опубликованную 29.04.2014 (далее - Региональная программа), позиция <...>.