Реестр выданных разрешений на строительство
Подборка наиболее важных документов по запросу Реестр выданных разрешений на строительство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26.11.2024 по делу N 88-30860/2024 (УИД 23RS0042-01-2023-003653-31)
Категория спора: Право собственности.
Требования: О признании добросовестным приобретателем.
Обстоятельства: Истица указала, что на момент заключения договора купли-продажи каких-либо споров в суде в отношении земельного участка и жилого дома не имелось, аресты, ограничения и обременения на земельный участок и дом также не были наложены.
Решение: Отказано.Так, судом апелляционной инстанции установлено, указано и верно принято во внимание, что в реестре отдела "Выдача разрешений на строительство (реконструкцию) и ввод объектов в эксплуатацию" управления архитектуры и градостроительства города Новороссийска за 2006-2023 года информация о выданном разрешении (уведомлении) на строительство и ввод объекта в эксплуатацию на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> отсутствует, доказательств наличия разрешения (уведомления) на строительство и ввод объекта в эксплуатацию в материалы дела не представлено.
Категория спора: Право собственности.
Требования: О признании добросовестным приобретателем.
Обстоятельства: Истица указала, что на момент заключения договора купли-продажи каких-либо споров в суде в отношении земельного участка и жилого дома не имелось, аресты, ограничения и обременения на земельный участок и дом также не были наложены.
Решение: Отказано.Так, судом апелляционной инстанции установлено, указано и верно принято во внимание, что в реестре отдела "Выдача разрешений на строительство (реконструкцию) и ввод объектов в эксплуатацию" управления архитектуры и градостроительства города Новороссийска за 2006-2023 года информация о выданном разрешении (уведомлении) на строительство и ввод объекта в эксплуатацию на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> отсутствует, доказательств наличия разрешения (уведомления) на строительство и ввод объекта в эксплуатацию в материалы дела не представлено.
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.10.2024 N 88а-19478/2024 (УИД 74RS0001-01-2023-006262-86)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконными разрешений на строительство.
Обстоятельства: Административный истец считает, что разрешения на строительство выданы с нарушением положений Градостроительного кодекса Российской Федерации. Суд установил, что земельные участки, в отношении которых выданы разрешения на строительство, не входят в состав Челябинского городского бора и строительство не влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решение: Отказано.Ссылки в кассационной жалобе на вид разрешенного использования земельных участков, указанный в Едином государственном реестре недвижимости, сами по себе о незаконности выданных разрешений на строительство не свидетельствуют. Разрешенным использованием земельных участков признается использование его в соответствии с градостроительным регламентом (подпункт 2 пункта 1 статьи 40, абзацы второй и седьмой статьи 42, абзац третий пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2003 года N 387-О). Строительство объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами, о чем указано в абзаце шестом пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконными разрешений на строительство.
Обстоятельства: Административный истец считает, что разрешения на строительство выданы с нарушением положений Градостроительного кодекса Российской Федерации. Суд установил, что земельные участки, в отношении которых выданы разрешения на строительство, не входят в состав Челябинского городского бора и строительство не влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решение: Отказано.Ссылки в кассационной жалобе на вид разрешенного использования земельных участков, указанный в Едином государственном реестре недвижимости, сами по себе о незаконности выданных разрешений на строительство не свидетельствуют. Разрешенным использованием земельных участков признается использование его в соответствии с градостроительным регламентом (подпункт 2 пункта 1 статьи 40, абзацы второй и седьмой статьи 42, абзац третий пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2003 года N 387-О). Строительство объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами, о чем указано в абзаце шестом пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Автостоянки и автомойки
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2025, N 2)<4> Суды нижестоящих инстанций не учли разрешение на строительство, выданное позже проведенной проверки. В реестре зарегистрировано право собственности на здание гостиницы.
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2025, N 2)<4> Суды нижестоящих инстанций не учли разрешение на строительство, выданное позже проведенной проверки. В реестре зарегистрировано право собственности на здание гостиницы.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С 01.01.2027 перечень устанавливаемых ГрК РФ запретов на выдачу разрешения на строительство дополнится запретом на выдачу разрешения на строительство при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С 01.01.2027 перечень устанавливаемых ГрК РФ запретов на выдачу разрешения на строительство дополнится запретом на выдачу разрешения на строительство при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2025 N 304-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1.3. Реестр разрешений на строительство, выдаваемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", ведется в единой информационной системе.
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1.3. Реестр разрешений на строительство, выдаваемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", ведется в единой информационной системе.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)21.13. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не содержатся сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, копию таких документов в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" обязано представить лицо, указанное в части 21.5 настоящей статьи.
(ред. от 31.07.2025)21.13. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не содержатся сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, копию таких документов в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" обязано представить лицо, указанное в части 21.5 настоящей статьи.
Статья: Регуляторные изъятия (regulatory takings) в России и за рубежом
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)Несмотря на возникшую ассоциацию с изъятием имущества для государственных нужд, в этой ситуации, в отличие от предыдущей, законодатель, КС РФ и ВС РФ исходят из принципа возмещения вреда не лицом, в пользу которого осуществляется изъятие, а субъектами, виновными в том, что сведения об ограничениях не были опубликованы, либо в том, что такое строительство было ими согласовано или разрешено (ч. 29, 30, 41 ст. 26 Закона N 342-ФЗ, п. 9 ст. 57.1 ЗК РФ, Постановление КС РФ от 03.07.2019 N 26-П, п. 12 Обзора ВС РФ). Такими субъектами считаются: 1) государственные или муниципальные органы, "по вине которых сведения о зоне с особыми условиями использования территории не были внесены в установленный срок в Единый государственный реестр недвижимости" (п. 9 ст. 57.1 ЗК РФ); 2) собственник объекта, в связи с размещением которого установлена ЗОУИТ при наличии его вины, т.е. если он не внес зону в ЕГРН в нарушение установленных требований либо выдал согласование на строительство в нарушение требований (ч. 41 ст. 26 Закона N 342-ФЗ); 3) органы, выдававшие разрешение на строительство или предоставлявшие земельные участки для строительства в зоне, где это запрещено (ч. 41 ст. 26 Закона N 342-ФЗ, п. 12 Обзора ВС РФ).
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)Несмотря на возникшую ассоциацию с изъятием имущества для государственных нужд, в этой ситуации, в отличие от предыдущей, законодатель, КС РФ и ВС РФ исходят из принципа возмещения вреда не лицом, в пользу которого осуществляется изъятие, а субъектами, виновными в том, что сведения об ограничениях не были опубликованы, либо в том, что такое строительство было ими согласовано или разрешено (ч. 29, 30, 41 ст. 26 Закона N 342-ФЗ, п. 9 ст. 57.1 ЗК РФ, Постановление КС РФ от 03.07.2019 N 26-П, п. 12 Обзора ВС РФ). Такими субъектами считаются: 1) государственные или муниципальные органы, "по вине которых сведения о зоне с особыми условиями использования территории не были внесены в установленный срок в Единый государственный реестр недвижимости" (п. 9 ст. 57.1 ЗК РФ); 2) собственник объекта, в связи с размещением которого установлена ЗОУИТ при наличии его вины, т.е. если он не внес зону в ЕГРН в нарушение установленных требований либо выдал согласование на строительство в нарушение требований (ч. 41 ст. 26 Закона N 342-ФЗ); 3) органы, выдававшие разрешение на строительство или предоставлявшие земельные участки для строительства в зоне, где это запрещено (ч. 41 ст. 26 Закона N 342-ФЗ, п. 12 Обзора ВС РФ).
Статья: Движимое и недвижимое имущество (позиции ВС РФ и ФНС)
(Соловьева А.А.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)Налоговый орган не доказал, что налогоплательщику было выдано разрешение на строительство автодорог в соответствии с ГрК РФ, что дорогам присвоены наименования и идентификационные номера, а также что информация о дорогах внесена в Единый государственный реестр автомобильных дорог в соответствии со ст. 10 Федерального закона N 257-ФЗ.
(Соловьева А.А.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)Налоговый орган не доказал, что налогоплательщику было выдано разрешение на строительство автодорог в соответствии с ГрК РФ, что дорогам присвоены наименования и идентификационные номера, а также что информация о дорогах внесена в Единый государственный реестр автомобильных дорог в соответствии со ст. 10 Федерального закона N 257-ФЗ.
Статья: Вопросы системности правового регулирования объектов культурного наследия
(Картухин В.Ю.)
("Российская юстиция", 2023, N 10)Еще одна проблема, связанная с применением норм земельного законодательства в отношении ОКН, обусловлена тем, что установление зоны охраны ОКН может приводить к существенному ограничению права граждан по пользованию земельным участком после того, как такой участок был включен в зону охраны (подп. 4 и 5 п. 1 и п. 5 ст. 57 ЗК РФ). Земли историко-культурного назначения с расположенными на них ОКН могут использоваться только строго в соответствии с их целевым назначением. Целевое назначение земельных участков с ОКН реализуется через установление в законодательстве зон охраны ОКН. Более того, изменениями, внесенными в градостроительное законодательство в 2018 году <14>, были урегулированы вопросы признания зон охраны, сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, поскольку создание зоны охраны, влекущее за собой ограничения по использованию земельного участка, обусловлено фактом существования ОКН. Исходя из этих положений в судебной практике при рассмотрении требований о незаконности отказа в выдаче разрешения на строительство в границах зоны охраны ОКН суды должны учитывать только установленные в этих целях охранные зоны, являющиеся ограничением для строительства, даже при отсутствии сведений об обозначении границ охранных зон в градостроительном плане земельного участка <15>.
(Картухин В.Ю.)
("Российская юстиция", 2023, N 10)Еще одна проблема, связанная с применением норм земельного законодательства в отношении ОКН, обусловлена тем, что установление зоны охраны ОКН может приводить к существенному ограничению права граждан по пользованию земельным участком после того, как такой участок был включен в зону охраны (подп. 4 и 5 п. 1 и п. 5 ст. 57 ЗК РФ). Земли историко-культурного назначения с расположенными на них ОКН могут использоваться только строго в соответствии с их целевым назначением. Целевое назначение земельных участков с ОКН реализуется через установление в законодательстве зон охраны ОКН. Более того, изменениями, внесенными в градостроительное законодательство в 2018 году <14>, были урегулированы вопросы признания зон охраны, сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, поскольку создание зоны охраны, влекущее за собой ограничения по использованию земельного участка, обусловлено фактом существования ОКН. Исходя из этих положений в судебной практике при рассмотрении требований о незаконности отказа в выдаче разрешения на строительство в границах зоны охраны ОКН суды должны учитывать только установленные в этих целях охранные зоны, являющиеся ограничением для строительства, даже при отсутствии сведений об обозначении границ охранных зон в градостроительном плане земельного участка <15>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указанные органы согласно ч. 21.3 комментируемой статьи обязаны предоставлять сведения о государственной регистрации прекращения прав на земельные участки по основаниям, указанным в п. п. 1 - 3 ч. 21.1 комментируемой статьи, посредством обеспечения доступа органам государственной власти и органам местного самоуправления к информационному ресурсу, содержащему сведения из Единого государственного реестра недвижимости.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указанные органы согласно ч. 21.3 комментируемой статьи обязаны предоставлять сведения о государственной регистрации прекращения прав на земельные участки по основаниям, указанным в п. п. 1 - 3 ч. 21.1 комментируемой статьи, посредством обеспечения доступа органам государственной власти и органам местного самоуправления к информационному ресурсу, содержащему сведения из Единого государственного реестра недвижимости.
Статья: Разрешение на строительство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном ч. 12.1 ст. 48 ГрК РФ), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 ГрК РФ (п. 4 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ). В соответствии с пп. "е" п. 4 Особенностей подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2022 N 575, до 01.01.2025 предоставление указанного документа не требовалось, если сведения о таком объекте капитального строительства включены в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном ч. 12.1 ст. 48 ГрК РФ), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 ГрК РФ (п. 4 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ). В соответствии с пп. "е" п. 4 Особенностей подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2022 N 575, до 01.01.2025 предоставление указанного документа не требовалось, если сведения о таком объекте капитального строительства включены в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства;
Ситуация: Как использовать материнский капитал на погашение ипотечного кредита или на уплату первоначального взноса по нему?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)сведения из договора участия в долевом строительстве, прошедшего государственную регистрацию, из разрешения на строительство индивидуального жилого дома либо из уведомления о планируемом строительстве объекта ИЖС, направленного указанным лицом или его супругом в уполномоченные на выдачу разрешения на строительство орган государственной власти, орган местного самоуправления, - если объект жилищного строительства не введен в эксплуатацию;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)сведения из договора участия в долевом строительстве, прошедшего государственную регистрацию, из разрешения на строительство индивидуального жилого дома либо из уведомления о планируемом строительстве объекта ИЖС, направленного указанным лицом или его супругом в уполномоченные на выдачу разрешения на строительство орган государственной власти, орган местного самоуправления, - если объект жилищного строительства не введен в эксплуатацию;