Разумный срок для сноса аварийного дома
Подборка наиболее важных документов по запросу Разумный срок для сноса аварийного дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 32 "Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд" ЖК РФ"Суды правомерно пришли к выводу о том, что установление срока для добровольного сноса дома до 11 июня 2022 года, не может отвечать принципам разумности, поскольку срок сноса аварийного дома не может быть меньше срока отселения граждан из аварийного многоквартирного дома, установление такого срока будет нарушать права граждан на получение жилого помещения взамен аварийного и не позволит в установленном порядке соблюсти процедуры, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 32 "Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд" ЖК РФ"В свою очередь, установление срока для добровольного сноса дома - 12 месяцев с даты вручения первоначального требования, как заявлено административными истцами в административном иске, не будет отвечать принципам разумности, поскольку срок сноса аварийного дома не может быть меньше срока отселения граждан из аварийного многоквартирного дома, установление такого срока будет нарушать права граждан на получение жилого помещения взамен аварийного и не позволит в установленном порядке соблюсти процедуры, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу: правовые последствия для собственников жилых помещений
(Басос Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)В соответствии с жилищным законодательством в административном акте о сносе аварийного МКД собственникам помещений в таком доме первое, что должно быть предложено, это самостоятельно осуществить его снос в разумный срок (ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ <7> (далее - ЖК РФ)). Однако порядок и сроки предъявления требования о сносе дома на федеральном уровне нормативно не определены, так же, как и критерии разумного срока, предоставляемого собственникам для сноса аварийного дома.
(Басос Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)В соответствии с жилищным законодательством в административном акте о сносе аварийного МКД собственникам помещений в таком доме первое, что должно быть предложено, это самостоятельно осуществить его снос в разумный срок (ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ <7> (далее - ЖК РФ)). Однако порядок и сроки предъявления требования о сносе дома на федеральном уровне нормативно не определены, так же, как и критерии разумного срока, предоставляемого собственникам для сноса аварийного дома.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном чч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном чч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012)
(Извлечение)Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном чч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012)
(Извлечение)Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном чч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)8. Согласно ч. 10 комментируемой статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)8. Согласно ч. 10 комментируемой статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Ситуация: Какими правами обладают собственники жилья, подлежащего сносу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Орган, принявший решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может предъявить к собственникам помещений в этом доме требование о его сносе или реконструкции в разумный срок. Если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором расположен этот дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Орган, принявший решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может предъявить к собственникам помещений в этом доме требование о его сносе или реконструкции в разумный срок. Если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором расположен этот дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).
Вопрос: Какой установлен порядок сноса жилых домов?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если жилые помещения в доме, подлежащем сносу, находятся в собственности граждан, органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме предъявляются требования о его сносе в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если жилые помещения в доме, подлежащем сносу, находятся в собственности граждан, органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме предъявляются требования о его сносе в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).
Статья: Спорные вопросы реализации процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
(Вербина О.Л.)
("Юрист", 2022, N 6)- ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ устанавливает изъятие участка для муниципальных нужд в случае несвоевременного сноса дома, признанного аварийным в установленном Правительством Российской Федерации (далее - Правительство РФ) порядке в разумный срок;
(Вербина О.Л.)
("Юрист", 2022, N 6)- ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ устанавливает изъятие участка для муниципальных нужд в случае несвоевременного сноса дома, признанного аварийным в установленном Правительством Российской Федерации (далее - Правительство РФ) порядке в разумный срок;
Статья: Прекращение права собственности на жилые помещения аварийного многоквартирного дома и подлежащего сносу при изъятии земельного участка для муниципальных нужд
(Прощалыгин Р.А., Тарасов Д.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Разрозненный характер судебной практики и отсутствие единства мнений ученых по указанному вопросу свидетельствуют об имеющейся проблеме в правовом регулировании социальных связей, возникающих в связи с изъятием участка для нужд муниципального образования, которая осложняется в случае соответствующего изъятия по причине признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Существующий в настоящее время порядок изъятия земельного участка с расположенным на нем многоквартирным домом, непригодным для проживания, урегулирован Земельным кодексом РФ (далее - ЗК РФ). При этом применяются те же самые правовые предписания, которые установлены для изъятия земель в целях обеспечения муниципальных нужд. В свете изложенного интересной представляется норма п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), согласно которой в рамках реализуемого порядка после принятия решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу орган местного самоуправления направляет владельцам помещений многоквартирного дома требование о его реконструкции или сносе, которое должно быть реализовано в пределах разумного срока. После истечения данного срока и неисполнения собственниками предписания, вынесенного муниципалитетом, возможно изъятие земельного участка и жилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома. Полагаем, что данная норма находится в прямом противоречии с таким основополагающим принципом жилищного права, установленным ст. 1 ЖК РФ, как необходимость обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище и безопасное в нем проживание. Это обусловлено тем, что понятие "разумный срок" законодательно не конкретизируется применительно к рассматриваемой ситуации, что позволяет его трактовать достаточно широко, а также создает непосредственную возможность причинения вреда жизни или здоровью лиц, проживающих в жилых помещениях дома, признанного аварийным.
(Прощалыгин Р.А., Тарасов Д.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Разрозненный характер судебной практики и отсутствие единства мнений ученых по указанному вопросу свидетельствуют об имеющейся проблеме в правовом регулировании социальных связей, возникающих в связи с изъятием участка для нужд муниципального образования, которая осложняется в случае соответствующего изъятия по причине признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Существующий в настоящее время порядок изъятия земельного участка с расположенным на нем многоквартирным домом, непригодным для проживания, урегулирован Земельным кодексом РФ (далее - ЗК РФ). При этом применяются те же самые правовые предписания, которые установлены для изъятия земель в целях обеспечения муниципальных нужд. В свете изложенного интересной представляется норма п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), согласно которой в рамках реализуемого порядка после принятия решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу орган местного самоуправления направляет владельцам помещений многоквартирного дома требование о его реконструкции или сносе, которое должно быть реализовано в пределах разумного срока. После истечения данного срока и неисполнения собственниками предписания, вынесенного муниципалитетом, возможно изъятие земельного участка и жилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома. Полагаем, что данная норма находится в прямом противоречии с таким основополагающим принципом жилищного права, установленным ст. 1 ЖК РФ, как необходимость обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище и безопасное в нем проживание. Это обусловлено тем, что понятие "разумный срок" законодательно не конкретизируется применительно к рассматриваемой ситуации, что позволяет его трактовать достаточно широко, а также создает непосредственную возможность причинения вреда жизни или здоровью лиц, проживающих в жилых помещениях дома, признанного аварийным.