Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения против порядка управления: Уполномоченный орган хочет привлечь Организацию к ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (организации, должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Ростехнадзор, Роспотребнадзор, антимонопольный орган, Банк России и др.) по итогам проверки Организации выявил, что не исполнено в срок законное предписание (постановление, представление, решение) органа (организации, должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль: Банка России; антимонопольного органа; органа регулирования естественных монополий; органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства; органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), строительного надзора, в сфере государственного оборонного заказа, ветеринарного надзора и др. (например, не устранены нарушения требований градостроительного законодательства, не оформлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции, пищевая продукция не соответствует требованиям технического регламента, отсутствует товаросопроводительная документация и пр.).
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Ростехнадзор, Роспотребнадзор, антимонопольный орган, Банк России и др.) по итогам проверки Организации выявил, что не исполнено в срок законное предписание (постановление, представление, решение) органа (организации, должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль: Банка России; антимонопольного органа; органа регулирования естественных монополий; органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства; органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), строительного надзора, в сфере государственного оборонного заказа, ветеринарного надзора и др. (например, не устранены нарушения требований градостроительного законодательства, не оформлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции, пищевая продукция не соответствует требованиям технического регламента, отсутствует товаросопроводительная документация и пр.).
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 55.24 "Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений" Градостроительного кодекса РФ"Вместе с тем, согласно части 2 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно пункту 16 статьи 1 ГрК РФ застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику заключив с ним соответствующий договор. В соответствии с требованиями градостроительного законодательства именно на застройщике лежит обязанность по недопущению эксплуатации возведенного им объекта до получения разрешения на его ввод."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: ГК РФ и недвижимость: нуждается ли Кодекс в обновлении?
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2025, N 1)<14> В письме Росреестра от 16.03.2022 N 217-6/7-2022 указано, что для образования новых объектов недвижимости (обособленных и изолированных помещений) необходимо провести реконструкцию здания. Постановка на государственный кадастровый учет помещений в здании возможна после получения разрешительной документации (разрешение на реконструкцию здания и разрешение на его ввод в эксплуатацию после проведения такой реконструкции).
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2025, N 1)<14> В письме Росреестра от 16.03.2022 N 217-6/7-2022 указано, что для образования новых объектов недвижимости (обособленных и изолированных помещений) необходимо провести реконструкцию здания. Постановка на государственный кадастровый учет помещений в здании возможна после получения разрешительной документации (разрешение на реконструкцию здания и разрешение на его ввод в эксплуатацию после проведения такой реконструкции).
Нормативные акты
Приказ Минтранса России от 18.11.2024 N 407
"Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта "Развитие опорной сети внутренних водных путей" национального проекта "Эффективная транспортная система"
(вместе с "Методикой расчета показателя "Доля судоходных гидротехнических сооружений, удовлетворяющих требованиям к дальнейшей эксплуатации", "Методикой расчета показателя "Обеспеченность прохода судов с осадкой 3,6 м на ЕГС")Показатель характеризует увеличение доли судоходных гидротехнических сооружений, удовлетворяющих требованиям к дальнейшей эксплуатации за счет строительства/реконструкции судоходных гидротехнических сооружений в рамках реализации Федерального проекта. При расчете показателя судоходные гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию безопасности, имеющие нормальный или пониженный уровни безопасности на основании разрешений на ввод в эксплуатацию после реконструкции судоходных гидротехнических сооружений (по объектам, включенным в Федеральный проект), а также деклараций безопасности гидротехнических сооружений, имеющих нормальный или пониженный уровни безопасности (по объектам, включенным в Федеральный проект), соотносятся с общим количеством судоходных гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности.
"Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта "Развитие опорной сети внутренних водных путей" национального проекта "Эффективная транспортная система"
(вместе с "Методикой расчета показателя "Доля судоходных гидротехнических сооружений, удовлетворяющих требованиям к дальнейшей эксплуатации", "Методикой расчета показателя "Обеспеченность прохода судов с осадкой 3,6 м на ЕГС")Показатель характеризует увеличение доли судоходных гидротехнических сооружений, удовлетворяющих требованиям к дальнейшей эксплуатации за счет строительства/реконструкции судоходных гидротехнических сооружений в рамках реализации Федерального проекта. При расчете показателя судоходные гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию безопасности, имеющие нормальный или пониженный уровни безопасности на основании разрешений на ввод в эксплуатацию после реконструкции судоходных гидротехнических сооружений (по объектам, включенным в Федеральный проект), а также деклараций безопасности гидротехнических сооружений, имеющих нормальный или пониженный уровни безопасности (по объектам, включенным в Федеральный проект), соотносятся с общим количеством судоходных гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности.
Приказ Росморречфлота от 28.11.2023 N 151
"Об утверждении Методик расчета показателей федерального проекта "Развитие инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"Источником формирования данных для расчета Показателя являются административные данные Федерального агентства морского и речного транспорта о доле судоходных гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности, имеющих опасный или неудовлетворительный уровни безопасности на основании разрешений на ввод в эксплуатацию после реконструкции судоходных гидротехнических сооружений (по объектам, включенным в Федеральный проект), а также декларации безопасности гидротехнических сооружений, имеющих опасный или неудовлетворительный уровни безопасности (по объектам, включенным в Федеральный проект).
"Об утверждении Методик расчета показателей федерального проекта "Развитие инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"Источником формирования данных для расчета Показателя являются административные данные Федерального агентства морского и речного транспорта о доле судоходных гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности, имеющих опасный или неудовлетворительный уровни безопасности на основании разрешений на ввод в эксплуатацию после реконструкции судоходных гидротехнических сооружений (по объектам, включенным в Федеральный проект), а также декларации безопасности гидротехнических сооружений, имеющих опасный или неудовлетворительный уровни безопасности (по объектам, включенным в Федеральный проект).
Готовое решение: В каком порядке осуществляется приемка работ по договору строительного подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Для случаев, когда требуется выдача разрешения на строительство, выполнение строительства, реконструкции в полном объеме удостоверяется разрешением на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 ст. 55 ГрК РФ). Закон разрешает эксплуатацию построенного (реконструированного) здания, сооружения только после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 55.24 ГрК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Для случаев, когда требуется выдача разрешения на строительство, выполнение строительства, реконструкции в полном объеме удостоверяется разрешением на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 ст. 55 ГрК РФ). Закон разрешает эксплуатацию построенного (реконструированного) здания, сооружения только после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 55.24 ГрК РФ).
Статья: Сохранение возможности привлечения собственников самовольных построек к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ, в случае отказа в удовлетворении ранее заявленных исковых требований о сносе указанных самовольных построек в связи с истечением срока исковой давности
(Чистяков Д.О.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 2)В связи с этим доводы ВС РФ о том, что из материалов дела не следует убедительных оснований невозможности обращения заявителей в уполномоченный орган власти за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию уже после проведения реконструкции, в том числе при отсутствии у заявителей в рассматриваемом случае разрешения на строительство, прямо противоречат действующему градостроительному законодательству, следовательно, собственник самовольно реконструированного объекта лишен возможности получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию уже после фактического проведения реконструкции.
(Чистяков Д.О.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 2)В связи с этим доводы ВС РФ о том, что из материалов дела не следует убедительных оснований невозможности обращения заявителей в уполномоченный орган власти за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию уже после проведения реконструкции, в том числе при отсутствии у заявителей в рассматриваемом случае разрешения на строительство, прямо противоречат действующему градостроительному законодательству, следовательно, собственник самовольно реконструированного объекта лишен возможности получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию уже после фактического проведения реконструкции.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Автор Комментария полагает, что признак отсутствия необходимых разрешений заключается именно в отсутствии разрешения на строительство, предусмотренного ст. 51 ГрК, и представляет собой отдельный, самостоятельный по отношению к другим, признак СП. Разумеется, отсутствие прав на земельный участок должно исключать выдачу разрешения на строительство. Однако на практике дело не всегда обстоит так. В связи с этим считать, что разрешение на строительство означает во всех случаях наличие права на земельный участок, нельзя ни в коем случае. Кроме того, разрешение может быть выдано до того, как право на земельный участок застройщиком будет утрачено. В этом случае разрешение будет действительно, выдано без нарушения закона, а признак отсутствия права на земельный участок тем не менее будет иметь место. Что же касается отнесения к числу необходимых разрешений также и разрешения на ввод в эксплуатацию, то для такого толкования закона основания отсутствуют. Речь в ст. 222 ГК идет о создании объекта без получения на это необходимых разрешений, из чего следует, что именно на создание объекта должно быть получено разрешение, в то время как разрешение на ввод в эксплуатацию всегда выдается после окончания процесса строительства (реконструкции). Отказ в выдаче этого разрешения свидетельствует, как правило, о наличии 4-го признака СП - нарушения градостроительных и строительных норм и правил. Следует согласиться с Д.В. Пятковым, который указывает, что "объект не может быть признан самовольной постройкой по причине отсутствия акта приемки в эксплуатацию, так как такое нарушение не предусмотрено п. 1 ст. 222 ГК РФ. Такой акт может быть составлен в любое время при наличии документов, свидетельствующих о правомерном создании объекта. Отсутствие акта - препятствие для регистрации права собственности, но оно не придает строительству самовольный характер" <1>.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Автор Комментария полагает, что признак отсутствия необходимых разрешений заключается именно в отсутствии разрешения на строительство, предусмотренного ст. 51 ГрК, и представляет собой отдельный, самостоятельный по отношению к другим, признак СП. Разумеется, отсутствие прав на земельный участок должно исключать выдачу разрешения на строительство. Однако на практике дело не всегда обстоит так. В связи с этим считать, что разрешение на строительство означает во всех случаях наличие права на земельный участок, нельзя ни в коем случае. Кроме того, разрешение может быть выдано до того, как право на земельный участок застройщиком будет утрачено. В этом случае разрешение будет действительно, выдано без нарушения закона, а признак отсутствия права на земельный участок тем не менее будет иметь место. Что же касается отнесения к числу необходимых разрешений также и разрешения на ввод в эксплуатацию, то для такого толкования закона основания отсутствуют. Речь в ст. 222 ГК идет о создании объекта без получения на это необходимых разрешений, из чего следует, что именно на создание объекта должно быть получено разрешение, в то время как разрешение на ввод в эксплуатацию всегда выдается после окончания процесса строительства (реконструкции). Отказ в выдаче этого разрешения свидетельствует, как правило, о наличии 4-го признака СП - нарушения градостроительных и строительных норм и правил. Следует согласиться с Д.В. Пятковым, который указывает, что "объект не может быть признан самовольной постройкой по причине отсутствия акта приемки в эксплуатацию, так как такое нарушение не предусмотрено п. 1 ст. 222 ГК РФ. Такой акт может быть составлен в любое время при наличии документов, свидетельствующих о правомерном создании объекта. Отсутствие акта - препятствие для регистрации права собственности, но оно не придает строительству самовольный характер" <1>.
Готовое решение: Что такое реконструкция объектов капитального строительства и какие этапы может включать ее проведение
(КонсультантПлюс, 2025)Реализация проекта по реконструкции может включать, в частности, подготовку проектной документации, проведение ее экспертизы, получение разрешения на строительство. После проведения реконструкции нужно получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
(КонсультантПлюс, 2025)Реализация проекта по реконструкции может включать, в частности, подготовку проектной документации, проведение ее экспертизы, получение разрешения на строительство. После проведения реконструкции нужно получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Для большинства объектов недвижимости можно выделить следующие этапы: технологическое присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, принятие объекта от лица, осуществляющего его строительство (реконструкцию), проведение строительного надзора, если это необходимо, получение технического плана. Завершает процедуру, как правило, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. После этого построенный (реконструированный) объект ставится на кадастровый учет и регистрируются права на него.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Для большинства объектов недвижимости можно выделить следующие этапы: технологическое присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, принятие объекта от лица, осуществляющего его строительство (реконструкцию), проведение строительного надзора, если это необходимо, получение технического плана. Завершает процедуру, как правило, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. После этого построенный (реконструированный) объект ставится на кадастровый учет и регистрируются права на него.