Разрешение на строительство санитарно-защитная зона
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на строительство санитарно-защитная зона (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12 "Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""Таким образом, применительно к рассматриваемому спору, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что выдача разрешения на строительство противоречит требованиям статьи 12 Закона N 52-ФЗ, поскольку планируемая жилая застройка расположена в пределах 50-метровой санитарно-защитной зоны от границ земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020522:41."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Расторжение предварительного и основного договора купли-продажи недвижимости (в т.ч. земельного участка)
(КонсультантПлюс, 2025)Договор купли-продажи земельного участка может быть расторгнут по требованию покупателя, если использование участка под предусмотренную договором цель строительства МКД невозможно (действие разрешения на строительство прекращено из-за нахождения участка в санитарно-защитной зоне)
(КонсультантПлюс, 2025)Договор купли-продажи земельного участка может быть расторгнут по требованию покупателя, если использование участка под предусмотренную договором цель строительства МКД невозможно (действие разрешения на строительство прекращено из-за нахождения участка в санитарно-защитной зоне)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Санитарно-защитные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- застройщик, претендующий на выдачу разрешения на строительство (п. 6 Правил установления санитарно-защитных зон);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- застройщик, претендующий на выдачу разрешения на строительство (п. 6 Правил установления санитарно-защитных зон);
Статья: Зоны с особыми условиями использования территорий объектов нефтегазового комплекса
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Помимо ЕГРН и Национальной системы пространственных данных (где размещается публичная кадастровая карта), сведения о СЗЗ вносятся в генеральные планы и правила землепользования и застройки, документы по планировке территории (ч. 5 ст. 30, подп. 1 ч. 4 ст. 23, ч. 2 ст. 41.1 ГрК РФ). Существует позиция, согласно которой внесение СЗЗ в градостроительную документацию - не слишком удачное решение, поскольку они подвержены корректировке <27>. Разрешительный порядок размещения каких-либо объектов в границах СЗЗ не предусмотрен (за исключением объектов, разрешения на строительство которых выданы ранее установления СЗЗ), однако возможно уменьшение границ СЗЗ исходя из класса опасности объекта в установленном порядке. Здесь следует отметить, что если прекращение СЗЗ установлено законодательством, то вопросы "восстановления" СЗЗ, например в связи с ликвидацией режимообразующего объекта, в ЕГРН не урегулированы.
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Помимо ЕГРН и Национальной системы пространственных данных (где размещается публичная кадастровая карта), сведения о СЗЗ вносятся в генеральные планы и правила землепользования и застройки, документы по планировке территории (ч. 5 ст. 30, подп. 1 ч. 4 ст. 23, ч. 2 ст. 41.1 ГрК РФ). Существует позиция, согласно которой внесение СЗЗ в градостроительную документацию - не слишком удачное решение, поскольку они подвержены корректировке <27>. Разрешительный порядок размещения каких-либо объектов в границах СЗЗ не предусмотрен (за исключением объектов, разрешения на строительство которых выданы ранее установления СЗЗ), однако возможно уменьшение границ СЗЗ исходя из класса опасности объекта в установленном порядке. Здесь следует отметить, что если прекращение СЗЗ установлено законодательством, то вопросы "восстановления" СЗЗ, например в связи с ликвидацией режимообразующего объекта, в ЕГРН не урегулированы.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)Кроме того, границы санитарно-защитной зоны нефтяных скважин отображены в правилах землепользования и застройки через год после выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Выданный градостроительный план указанного земельного участка сведений о наличии ограничений в использовании для целей индивидуального жилищного строительства не содержал.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)Кроме того, границы санитарно-защитной зоны нефтяных скважин отображены в правилах землепользования и застройки через год после выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Выданный градостроительный план указанного земельного участка сведений о наличии ограничений в использовании для целей индивидуального жилищного строительства не содержал.
Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) представление застройщиком в орган, уполномоченный на принятие решения об установлении или изменении санитарно-защитной зоны, заявления об установлении или изменении такой зоны до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, в связи со строительством, реконструкцией которого подлежит установлению или изменению санитарно-защитная зона;
(ред. от 26.12.2024)
"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) представление застройщиком в орган, уполномоченный на принятие решения об установлении или изменении санитарно-защитной зоны, заявления об установлении или изменении такой зоны до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, в связи со строительством, реконструкцией которого подлежит установлению или изменению санитарно-защитная зона;
Статья: Презумпции в экологическом праве
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Поэтому, с одной стороны, отсутствие в проектной документации, в проекте СЗЗ обоснования возможности использования земельных участков для целей, указанных в подп. "б" п. 5 Правил установления СЗЗ, свидетельствует о дефекте проектной документации, в связи с которым она не может быть утверждена, соответственно, является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство согласно ч. 15 ст. 48 и п. 3 ч. 7 и п. 2 ч. 11 ст. 51 ГрК РФ.
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Поэтому, с одной стороны, отсутствие в проектной документации, в проекте СЗЗ обоснования возможности использования земельных участков для целей, указанных в подп. "б" п. 5 Правил установления СЗЗ, свидетельствует о дефекте проектной документации, в связи с которым она не может быть утверждена, соответственно, является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство согласно ч. 15 ст. 48 и п. 3 ч. 7 и п. 2 ч. 11 ст. 51 ГрК РФ.
Статья: Методика оценки земельных участков, предоставленных для пользования недрами
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)За время, прошедшее со дня публикации статьи, эти вопросы были конкретизированы. С 1 января 2025 года будут применяться нормативные требования Градостроительного кодекса Российской Федерации об установлении зоны с особыми условиями использования территории до выдачи разрешения на строительство и (или) о представлении вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство копии решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории <5>. До этого была принята указанная новая редакция Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", в которой понятие "нормативный процент озеленения СЗЗ" уже отсутствует. В соответствии с действующими нормами законодательства в состав проектов СЗЗ также не требуется включать материалы проекта их озеленения и благоустройства. Формально это объясняется тем, что в большинстве случаев территория земельного участка, на котором размещается СЗЗ, не является собственностью промышленного предприятия и не оформлена им в пользование. Примерно с этого времени Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не рассчитывает и не утверждает укрупненные показатели стоимости озеленения санитарно-защитных зон <6>.
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)За время, прошедшее со дня публикации статьи, эти вопросы были конкретизированы. С 1 января 2025 года будут применяться нормативные требования Градостроительного кодекса Российской Федерации об установлении зоны с особыми условиями использования территории до выдачи разрешения на строительство и (или) о представлении вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство копии решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории <5>. До этого была принята указанная новая редакция Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", в которой понятие "нормативный процент озеленения СЗЗ" уже отсутствует. В соответствии с действующими нормами законодательства в состав проектов СЗЗ также не требуется включать материалы проекта их озеленения и благоустройства. Формально это объясняется тем, что в большинстве случаев территория земельного участка, на котором размещается СЗЗ, не является собственностью промышленного предприятия и не оформлена им в пользование. Примерно с этого времени Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не рассчитывает и не утверждает укрупненные показатели стоимости озеленения санитарно-защитных зон <6>.
Статья: Снос (приведение в соответствие с установленными требованиями) самовольной постройки в судебном порядке: некоторые вопросы материального и процессуального права
(Груздев В.В., Горбачева Ж.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 8)Кроме того, в момент вынесения решения действовали переходные положения, установленные частью 3 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" <12> (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и предусматривающие необходимость согласования строительства объектов в приаэродромной территории до установления в порядке, предусмотренном ВК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), с первой по шестую ее подзон.
(Груздев В.В., Горбачева Ж.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 8)Кроме того, в момент вынесения решения действовали переходные положения, установленные частью 3 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" <12> (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и предусматривающие необходимость согласования строительства объектов в приаэродромной территории до установления в порядке, предусмотренном ВК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), с первой по шестую ее подзон.
Статья: Сокращение санитарно-защитной зоны
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Орган государственной власти, орган местного самоуправления, организация, выдавшие в соответствии с ГрК РФ разрешение на строительство объекта капитального строительства, в отношении которого принято решение об изменении санитарно-защитной зоны, в течение 2 рабочих дней со дня выдачи такого разрешения направляют его копию в уполномоченный орган, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (п. 24 Правил).
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Орган государственной власти, орган местного самоуправления, организация, выдавшие в соответствии с ГрК РФ разрешение на строительство объекта капитального строительства, в отношении которого принято решение об изменении санитарно-защитной зоны, в течение 2 рабочих дней со дня выдачи такого разрешения направляют его копию в уполномоченный орган, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (п. 24 Правил).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)На практике это означает, что все проекты, которые разрабатывались застройщиками из расчета, что в момент выхода на получение разрешения на строительство такие расчетные или нормативные санитарно-защитные зоны перестают существовать, нужно будет пересматривать и приводить в соответствие с сохраняющими свое действие требованиями ЗОУИТ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)На практике это означает, что все проекты, которые разрабатывались застройщиками из расчета, что в момент выхода на получение разрешения на строительство такие расчетные или нормативные санитарно-защитные зоны перестают существовать, нужно будет пересматривать и приводить в соответствие с сохраняющими свое действие требованиями ЗОУИТ.
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Кроме того, в момент вынесения решения действовали переходные положения, установленные частью 3 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" <305> (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и предусматривающие необходимость согласования строительства объектов на приаэродромной территории до установления в порядке, предусмотренном ВК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), с первой по шестую ее подзон.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Кроме того, в момент вынесения решения действовали переходные положения, установленные частью 3 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" <305> (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и предусматривающие необходимость согласования строительства объектов на приаэродромной территории до установления в порядке, предусмотренном ВК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), с первой по шестую ее подзон.
Статья: Новый подход в установлении санитарно-защитных зон при размещении и проектировании промышленных объектов
(Краузе В.И.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Разрешение на строительство предоставляется застройщику после завершения проектирования промышленного объекта, когда решение о месте его размещения уже принято. Это представляется нелогичным, так как в случае невозможности установления СЗЗ соответствующего размера должно быть принято решение о размещении промышленного объекта на другом земельном участке.
(Краузе В.И.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Разрешение на строительство предоставляется застройщику после завершения проектирования промышленного объекта, когда решение о месте его размещения уже принято. Это представляется нелогичным, так как в случае невозможности установления СЗЗ соответствующего размера должно быть принято решение о размещении промышленного объекта на другом земельном участке.