Разрешение на ремонт объекта культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на ремонт объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Договор подряда на ремонт здания (помещения)
(КонсультантПлюс, 2025)Инспекцией по охране объектов культурного наследия выдано разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (ремонт части фасада)... без которого генподрядчик не имел права приступать к работе, только 18.09.2018.
(КонсультантПлюс, 2025)Инспекцией по охране объектов культурного наследия выдано разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (ремонт части фасада)... без которого генподрядчик не имел права приступать к работе, только 18.09.2018.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность управляющей организации за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия
(КонсультантПлюс, 2025)Работы... в вестибюле парадной лестницы... Объекта в месте, где располагалась деревянная дверь, проведены ООО "УК..." в отсутствие согласованной... проектной документации, письменного разрешения КГИОП на производство работ..."
(КонсультантПлюс, 2025)Работы... в вестибюле парадной лестницы... Объекта в месте, где располагалась деревянная дверь, проведены ООО "УК..." в отсутствие согласованной... проектной документации, письменного разрешения КГИОП на производство работ..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения текущего ремонта объекта культурного наследия может устанавливаться актами субъектов РФ. Например, согласно п. 3 Типовой формы охранного обязательства собственника (пользователя) объекта культурного наследия (здания, строения, сооружения) (Приложение к Концепции совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей порядок оформления охранных обязательств на объекты культурного наследия, расположенные на территории города Москвы, утв. Распоряжением Мосгорнаследия от 13.08.2012 N 773) собственник (пользователь) объекта культурного наследия обязан проводить по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет, работы по текущему ремонту объекта культурного наследия в установленном порядке с привлечением лиц, имеющих специальное разрешение (разрешения) на право осуществления соответствующего вида деятельности и (или) свидетельство о допуске к определенным видам работ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения текущего ремонта объекта культурного наследия может устанавливаться актами субъектов РФ. Например, согласно п. 3 Типовой формы охранного обязательства собственника (пользователя) объекта культурного наследия (здания, строения, сооружения) (Приложение к Концепции совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей порядок оформления охранных обязательств на объекты культурного наследия, расположенные на территории города Москвы, утв. Распоряжением Мосгорнаследия от 13.08.2012 N 773) собственник (пользователь) объекта культурного наследия обязан проводить по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет, работы по текущему ремонту объекта культурного наследия в установленном порядке с привлечением лиц, имеющих специальное разрешение (разрешения) на право осуществления соответствующего вида деятельности и (или) свидетельство о допуске к определенным видам работ.
Статья: Градостроительное законодательство в обеспечении обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)С сентября 2023 года отдельно были выделены и разрешены работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия либо и не являющихся ими, но расположенных на их территориях: отныне такие работы допускаются при условии, что они не изменяют облика, объемно-планировочных и конструктивных решений и структур, интерьера этого многоквартирного дома (ст. 47.3 Закона об объектах культурного наследия). Внесение соответствующих поправок было обусловлено тем, что в целом по России к памятникам истории и культуры отнесены достаточно много многоквартирных домов (709 - федерального значения, 6 209 - регионального значения, 441 - местного (муниципального) значения, 5 463 - выявленные объекты культурного наследия). Это особая группа объектов культурного наследия, наличие у которых множества владельцев определило особенности их государственной охраны, установленные в специальной ст. 56.1 Закона.
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)С сентября 2023 года отдельно были выделены и разрешены работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия либо и не являющихся ими, но расположенных на их территориях: отныне такие работы допускаются при условии, что они не изменяют облика, объемно-планировочных и конструктивных решений и структур, интерьера этого многоквартирного дома (ст. 47.3 Закона об объектах культурного наследия). Внесение соответствующих поправок было обусловлено тем, что в целом по России к памятникам истории и культуры отнесены достаточно много многоквартирных домов (709 - федерального значения, 6 209 - регионального значения, 441 - местного (муниципального) значения, 5 463 - выявленные объекты культурного наследия). Это особая группа объектов культурного наследия, наличие у которых множества владельцев определило особенности их государственной охраны, установленные в специальной ст. 56.1 Закона.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143
<Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации>В силу статьи 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
<Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации>В силу статьи 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Программа проверок формируется федеральным органом охраны объектов культурного наследия, региональными органами охраны объектов культурного наследия на основании разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, выданного данным органом, на основании истечения срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, а также на основании уведомления о начале работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия, предусмотренного статьей 56.1 настоящего Федерального закона.
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Программа проверок формируется федеральным органом охраны объектов культурного наследия, региональными органами охраны объектов культурного наследия на основании разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, выданного данным органом, на основании истечения срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, а также на основании уведомления о начале работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия, предусмотренного статьей 56.1 настоящего Федерального закона.
Статья: Существуют ли легальные основы реконструкции зданий, являющихся объектами культурного наследия?
(Мельникова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)<8> Например, в п. 3.2 Приказа Минкультуры России от 23 декабря 2015 г. N 3206 "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Ферапонтова монастыря, конец XV - XVII век, конец XVIII века, XIX век, начало XX века", включенного в Список всемирного наследия, а также режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон" говорится, что в зонах строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности (участки ЗСРЗ-1, ЗСРЗ-2, ЗСРЗ-3, ЗСРЗ-4) разрешается капитальный ремонт исторически и архитектурно ценных градоформирующих объектов без изменения их объемно-пространственных параметров и характеристик, реконструкция и ремонт исторически и архитектурно ценных объектов, а также объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на основе историко-архивных исследований. Но и здесь термин "реконструкция" "висит в воздухе", поскольку непонятно, в рамках какой меры по сохранению ОКН такая реконструкция может осуществляться: этот вопрос становится актуальным в ходе подготовки проектной документации.
(Мельникова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)<8> Например, в п. 3.2 Приказа Минкультуры России от 23 декабря 2015 г. N 3206 "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Ферапонтова монастыря, конец XV - XVII век, конец XVIII века, XIX век, начало XX века", включенного в Список всемирного наследия, а также режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон" говорится, что в зонах строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности (участки ЗСРЗ-1, ЗСРЗ-2, ЗСРЗ-3, ЗСРЗ-4) разрешается капитальный ремонт исторически и архитектурно ценных градоформирующих объектов без изменения их объемно-пространственных параметров и характеристик, реконструкция и ремонт исторически и архитектурно ценных объектов, а также объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на основе историко-архивных исследований. Но и здесь термин "реконструкция" "висит в воздухе", поскольку непонятно, в рамках какой меры по сохранению ОКН такая реконструкция может осуществляться: этот вопрос становится актуальным в ходе подготовки проектной документации.
Статья: Ремонт объектов культурного наследия в 2023 году - учет у заказчика работ
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 9-10)Государственные (муниципальные) учреждения могут владеть на праве оперативного управления зданиями и другими объектами, которые относятся к объектам культурного наследия. Такие здания требуют регулярного обслуживания и ремонта. Любые работы на объекте культурного наследия требуют разрешения органа охраны для начала работ. По окончании работ в приемке также участвуют специалисты органа охраны памятников истории и культуры.
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 9-10)Государственные (муниципальные) учреждения могут владеть на праве оперативного управления зданиями и другими объектами, которые относятся к объектам культурного наследия. Такие здания требуют регулярного обслуживания и ремонта. Любые работы на объекте культурного наследия требуют разрешения органа охраны для начала работ. По окончании работ в приемке также участвуют специалисты органа охраны памятников истории и культуры.
Статья: Памятники архитектуры: анализ споров по ним
(Павлов В.)
("Жилищное право", 2021, N 3)В августе 2017 г. ООО "РРР" решило провести ремонт объекта культурного наследия местного (муниципального) значения "Дом жилой" по адресу: XXX, где находится нежилое помещение N 48, которое арендует ООО "РРР", без разрешения соответствующего органа - Управления культуры, спорта и молодежной политики Администрации г. Кемерово и без согласования проектной документации.
(Павлов В.)
("Жилищное право", 2021, N 3)В августе 2017 г. ООО "РРР" решило провести ремонт объекта культурного наследия местного (муниципального) значения "Дом жилой" по адресу: XXX, где находится нежилое помещение N 48, которое арендует ООО "РРР", без разрешения соответствующего органа - Управления культуры, спорта и молодежной политики Администрации г. Кемерово и без согласования проектной документации.
Вопрос: О применении освобождения от НДС в отношении работ по ремонту систем кондиционирования, вентиляции и отопления на объекте культурного наследия регионального значения.
(Письмо Минфина России от 18.04.2024 N 03-07-07/36274)Вопрос: ООО ("Подрядчик") во исполнение договора подряда, согласно Разрешению Комитета субъекта РФ по охране ОКН на проведение реставрационных работ фасада объекта культурного наследия регионального значения, а также иных работ, предусмотренных договором подряда, заключенного с АО ("Заказчик"), планирует заключить договор субподряда на работы по ремонту систем кондиционирования, вентиляции и отопления на объекте культурного наследия регионального значения.
(Письмо Минфина России от 18.04.2024 N 03-07-07/36274)Вопрос: ООО ("Подрядчик") во исполнение договора подряда, согласно Разрешению Комитета субъекта РФ по охране ОКН на проведение реставрационных работ фасада объекта культурного наследия регионального значения, а также иных работ, предусмотренных договором подряда, заключенного с АО ("Заказчик"), планирует заключить договор субподряда на работы по ремонту систем кондиционирования, вентиляции и отопления на объекте культурного наследия регионального значения.
Статья: Подготовка корпоративными заказчиками возражений на жалобы в ФАС России
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)Итак, в самой ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ право на подачу жалобы хотя и предоставляется всем участникам закупки, но только при условии, что совершаемые заказчиком или закупочной комиссией действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Проще всего поставить под сомнение наличие у участника закупки таких прав и законных интересов в ситуации, когда подавший жалобу участник закупки не имеет необходимых лицензий, не является членом СРО, не имеет иных обязательных разрешительных документов.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)Итак, в самой ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ право на подачу жалобы хотя и предоставляется всем участникам закупки, но только при условии, что совершаемые заказчиком или закупочной комиссией действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Проще всего поставить под сомнение наличие у участника закупки таких прав и законных интересов в ситуации, когда подавший жалобу участник закупки не имеет необходимых лицензий, не является членом СРО, не имеет иных обязательных разрешительных документов.
Вопрос: О санкционировании целевых расходов, связанных с поставкой товаров по ценам, превышающим стоимость в проектной документации к государственному (муниципальному) контракту.
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 02-12-12/47621)<2> Приказ Минстроя России от 4 августа 2020 г. N 421/пр "Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации".
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 02-12-12/47621)<2> Приказ Минстроя России от 4 августа 2020 г. N 421/пр "Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации".
Статья: Споры, возникающие из охранных обязательств
(Александрова М.А., Киселев А.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Одними из самых распространенных видов споров о понуждении к исполнению "активных" требований являются споры о понуждении к выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия. Наиболее часто органы охраны понуждают обязанных лиц к выполнению требований об осуществлении ремонта, реставрации, приспособлении объекта для современного использования <4>. Следует признать, что единообразие в разрешении споров данной категории также пока не достигнуто.
(Александрова М.А., Киселев А.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Одними из самых распространенных видов споров о понуждении к исполнению "активных" требований являются споры о понуждении к выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия. Наиболее часто органы охраны понуждают обязанных лиц к выполнению требований об осуществлении ремонта, реставрации, приспособлении объекта для современного использования <4>. Следует признать, что единообразие в разрешении споров данной категории также пока не достигнуто.