Разрешение на использование земельного участка без предоставления
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на использование земельного участка без предоставления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.33 "Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" ЗК РФ"Из смысла ст. 39.33 ЗК РФ следует, что выдача разрешения на использование земельного участка без его предоставления и установления сервитута обусловлена необходимостью использования земель в вышеперечисленных целях."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.33 "Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" ЗК РФ"Из смысла ст. 39.33 ЗК РФ следует, что выдача разрешения на использование земельного участка без его предоставления и установления сервитута обусловлена необходимостью использования земель в вышеперечисленных целях.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Платность использования земель, находящихся в публичной собственности, без их предоставления юридическим или физическим лицам и установления сервитутов
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)Также по одному из дел признано незаконным предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части исключения из нормативного акта, установившего условия размещения объектов на государственных или муниципальных землях, пункта об оплате выдачи разрешений на использование земель без предоставления участков и установления сервитута. Суд исходил из следующего:
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)Также по одному из дел признано незаконным предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части исключения из нормативного акта, установившего условия размещения объектов на государственных или муниципальных землях, пункта об оплате выдачи разрешений на использование земель без предоставления участков и установления сервитута. Суд исходил из следующего:
Статья: Особенности действия норм об использовании земли (земельных участков) без предоставления
(Корнеев А.Л.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Появление в нашей экономике новых договоров и их юридическое закрепление в нормах закона происходит в результате движения от накопления фактов, когда в результате обнаружения потребностей вначале фиксируются отдельные, частные моменты и формы, и только затем - по итогам накопленных знаний и их систематики - признается появление нового вида договора. Данный подход дает методологическую основу для современной оценки института разрешения использовать земельные участки без предоставления и сервитута, снимает ряд недоразумений и неясностей.
(Корнеев А.Л.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Появление в нашей экономике новых договоров и их юридическое закрепление в нормах закона происходит в результате движения от накопления фактов, когда в результате обнаружения потребностей вначале фиксируются отдельные, частные моменты и формы, и только затем - по итогам накопленных знаний и их систематики - признается появление нового вида договора. Данный подход дает методологическую основу для современной оценки института разрешения использовать земельные участки без предоставления и сервитута, снимает ряд недоразумений и неясностей.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.34. Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 39.34. Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Оценка доводов Управления об отсутствии у него полномочий также потребовала системного анализа, так как в Положении об Управлении, утвержденном субъектом РФ и ст. 83 ЛК РФ, определяющей полномочия, передаваемые Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений, прямо не предусмотрено право Управления выдавать разрешения на использование земельных участков без их предоставления. И только в приложении к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.12.2015 N 565, которым утверждены формы отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, имеется форма N 4-ОИП, содержащая сведения о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков в порядке, предусмотренном ст. 39.33 - 39.35 ЗК РФ.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Оценка доводов Управления об отсутствии у него полномочий также потребовала системного анализа, так как в Положении об Управлении, утвержденном субъектом РФ и ст. 83 ЛК РФ, определяющей полномочия, передаваемые Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений, прямо не предусмотрено право Управления выдавать разрешения на использование земельных участков без их предоставления. И только в приложении к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.12.2015 N 565, которым утверждены формы отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, имеется форма N 4-ОИП, содержащая сведения о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков в порядке, предусмотренном ст. 39.33 - 39.35 ЗК РФ.
Статья: К вопросу о предмете земельного законодательства
(Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2020, N 6)<20> Необходимо также иметь в виду, что в отдельных случаях земельное законодательство допускает использование части земной поверхности, которая не образована в земельный участок (например, в случае установления публичного сервитута или выдачи разрешения на использование земель без предоставления и установления сервитута).
(Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2020, N 6)<20> Необходимо также иметь в виду, что в отдельных случаях земельное законодательство допускает использование части земной поверхности, которая не образована в земельный участок (например, в случае установления публичного сервитута или выдачи разрешения на использование земель без предоставления и установления сервитута).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Необходимо отметить, что в соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 не требуется предоставления участков для размещения проездов, в том числе вдоль трассовых, и подъездных дорог, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. Для размещения таких объектов возможно использовать механизм получения разрешения на использование без предоставления земельного участка <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Необходимо отметить, что в соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 не требуется предоставления участков для размещения проездов, в том числе вдоль трассовых, и подъездных дорог, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. Для размещения таких объектов возможно использовать механизм получения разрешения на использование без предоставления земельного участка <1>.
Статья: Правовые средства в земельном праве
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)2) средства организации согласуемых деятельностей (безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность; разрешение на использование земельного участка без предоставления и установления сервитута, соглашения об установлении сервитута либо об осуществлении публичного сервитута);
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)2) средства организации согласуемых деятельностей (безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность; разрешение на использование земельного участка без предоставления и установления сервитута, соглашения об установлении сервитута либо об осуществлении публичного сервитута);