Размещение нестационарных торговых объектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Размещение нестационарных торговых объектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Использование публичных земель или земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)"Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)"Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 10. Особенности размещения нестационарных торговых объектов
(ред. от 31.07.2025)
"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 10. Особенности размещения нестационарных торговых объектов
Статья: Демонтаж нестационарных торговых объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок расторжения договора на размещение нестационарного
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок расторжения договора на размещение нестационарного
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Нередко нормативные правовые акты, устанавливающие специальный правовой режим тех или иных видов объектов, содержат приложения, в которых приводятся перечни конкретных объектов, на которые распространяется такой режим. Это, в частности, касается перечней конкретных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость <1>, перечней конкретных объектов торговли, включаемых в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на государственных и муниципальных землях <2>, перечней конкретных домов, включаемых в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах <3> и др.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Нередко нормативные правовые акты, устанавливающие специальный правовой режим тех или иных видов объектов, содержат приложения, в которых приводятся перечни конкретных объектов, на которые распространяется такой режим. Это, в частности, касается перечней конкретных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость <1>, перечней конкретных объектов торговли, включаемых в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на государственных и муниципальных землях <2>, перечней конкретных домов, включаемых в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах <3> и др.
Статья: Нестационарные торговые объекты на земельном участке многоквартирного дома: анализ практики
(Лисицына М.)
("Жилищное право", 2024, N 2)Данный вопрос отражен в Определении Конституционного Суда РФ от 05.12.2019 N 3273-О, Определении Конституционного Суда РФ от 05.12.2019 N 3274-О и вынесенном в соответствии с ними Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.04.2021 N 14-П. Именно этими актами устанавливаются основные правила толкования норм права, касающиеся регулирования размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках МКД. Последний акт рассмотрим подробнее.
(Лисицына М.)
("Жилищное право", 2024, N 2)Данный вопрос отражен в Определении Конституционного Суда РФ от 05.12.2019 N 3273-О, Определении Конституционного Суда РФ от 05.12.2019 N 3274-О и вынесенном в соответствии с ними Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.04.2021 N 14-П. Именно этими актами устанавливаются основные правила толкования норм права, касающиеся регулирования размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках МКД. Последний акт рассмотрим подробнее.
Статья: Отдельные вопросы судебной практики по спорам о правах на самовольную постройку
(Преснецова Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)В качестве другого примера можно привести дело N А56-64680/2021, в рамках которого требование администрации об освобождении земельного участка от самовольной постройки было удовлетворено, поскольку земельный участок был предоставлен ответчику в аренду для эксплуатации временного торгового павильона, то есть для размещения нестационарного торгового объекта, но фактически возведено здание, являющееся объектом капитального строительства, что подтверждено заключением судебного эксперта. При этом истекли срок договора аренды и срок действия разрешения на использование земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта.
(Преснецова Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)В качестве другого примера можно привести дело N А56-64680/2021, в рамках которого требование администрации об освобождении земельного участка от самовольной постройки было удовлетворено, поскольку земельный участок был предоставлен ответчику в аренду для эксплуатации временного торгового павильона, то есть для размещения нестационарного торгового объекта, но фактически возведено здание, являющееся объектом капитального строительства, что подтверждено заключением судебного эксперта. При этом истекли срок договора аренды и срок действия разрешения на использование земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> Пункты 3.1, 6.2, 8 решения Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж".
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> Пункты 3.1, 6.2, 8 решения Воронежской городской Думы от 25.04.2012 N 790-III "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж".
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Итак, соблюдение обязательных требований, содержащихся в муниципальных правилах благоустройства территории, а также в федеральном и региональном законодательстве, является предметом муниципального контроля. Вместе с тем не все пункты ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ, касающиеся содержания правил благоустройства, толкуются однозначно, что вызывает судебные споры, в том числе в части осуществления муниципального контроля. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 г. <1> относительно размещения нестационарных торговых объектов (ларьков и киосков на придомовой территории многоквартирных домов) разъясняется, что муниципалитетам недопустимо в правилах благоустройства устанавливать абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством РФ; не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Вместе с тем в правилах благоустройства могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования. При осуществлении муниципального контроля следует учитывать данную позицию Конституционного Суда РФ. Помимо этого, следует обратить внимание на позицию Суда, сформулированную в Определении от 10 марта 2022 г., о необходимости "при строгом учете правовых позиций, изложенных Конституционным Судом, - проверить соответствие требований, содержащихся в правилах благоустройства территории, актам, обладающим более высокой юридической силой" <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Итак, соблюдение обязательных требований, содержащихся в муниципальных правилах благоустройства территории, а также в федеральном и региональном законодательстве, является предметом муниципального контроля. Вместе с тем не все пункты ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ, касающиеся содержания правил благоустройства, толкуются однозначно, что вызывает судебные споры, в том числе в части осуществления муниципального контроля. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 г. <1> относительно размещения нестационарных торговых объектов (ларьков и киосков на придомовой территории многоквартирных домов) разъясняется, что муниципалитетам недопустимо в правилах благоустройства устанавливать абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством РФ; не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Вместе с тем в правилах благоустройства могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования. При осуществлении муниципального контроля следует учитывать данную позицию Конституционного Суда РФ. Помимо этого, следует обратить внимание на позицию Суда, сформулированную в Определении от 10 марта 2022 г., о необходимости "при строгом учете правовых позиций, изложенных Конституционным Судом, - проверить соответствие требований, содержащихся в правилах благоустройства территории, актам, обладающим более высокой юридической силой" <2>.
Готовое решение: Что такое земли (территории) общего пользования и каковы особенности их использования
(КонсультантПлюс, 2025)Так, на участках общего пользования могут располагаться нестационарные торговые объекты. Они размещаются в соответствии со схемой их размещения (ч. 1 ст. 10 Закона о торговой деятельности). Как правило, чтобы разместить нестационарный торговый объект на землях общего пользования, необходимо заключить не договор аренды земельного участка, а договор на размещение нестационарного торгового объекта. Например, в г. Москве эта процедура регулируется Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП.
(КонсультантПлюс, 2025)Так, на участках общего пользования могут располагаться нестационарные торговые объекты. Они размещаются в соответствии со схемой их размещения (ч. 1 ст. 10 Закона о торговой деятельности). Как правило, чтобы разместить нестационарный торговый объект на землях общего пользования, необходимо заключить не договор аренды земельного участка, а договор на размещение нестационарного торгового объекта. Например, в г. Москве эта процедура регулируется Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП.
Статья: Структура основных прав и их правомерное ограничение: российская конституционная модель
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Законодательством к вопросам местного значения отнесено среди прочего принятие правил благоустройства территории муниципального образования (например, п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Такими муниципальными правовыми актами вводятся в том числе требования к размещению нестационарных торговых объектов (киосков, палаток) (НТО) на придомовой территории. Это, в свою очередь, затрагивает как право на занятие предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов, так и право на распоряжение своим имуществом собственников помещений многоквартирного дома. Иногда эти требования приобретают и характер абсолютного запрета такой деятельности на указанных территориях. КС РФ, рассматривая этот вопрос, сформулировал следующую правовую позицию: "...органами местного самоуправления определяются условия реализации полномочий собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе косвенно затрагивающие пределы их усмотрения при вступлении в договорные отношения по поводу общего имущества... В то же время осуществление такими актами регулирования, ограничивающего само содержание права собственности в отношении придомовой территории с помощью таких запретов, снабженных посредством бланкетных законодательных норм мерами юридической ответственности, во всяком случае не является приемлемым по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции" <54>.
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Законодательством к вопросам местного значения отнесено среди прочего принятие правил благоустройства территории муниципального образования (например, п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Такими муниципальными правовыми актами вводятся в том числе требования к размещению нестационарных торговых объектов (киосков, палаток) (НТО) на придомовой территории. Это, в свою очередь, затрагивает как право на занятие предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов, так и право на распоряжение своим имуществом собственников помещений многоквартирного дома. Иногда эти требования приобретают и характер абсолютного запрета такой деятельности на указанных территориях. КС РФ, рассматривая этот вопрос, сформулировал следующую правовую позицию: "...органами местного самоуправления определяются условия реализации полномочий собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе косвенно затрагивающие пределы их усмотрения при вступлении в договорные отношения по поводу общего имущества... В то же время осуществление такими актами регулирования, ограничивающего само содержание права собственности в отношении придомовой территории с помощью таких запретов, снабженных посредством бланкетных законодательных норм мерами юридической ответственности, во всяком случае не является приемлемым по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции" <54>.
Вопрос: Об НДС при предоставлении прав на заключение договоров о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.
(Письмо Минфина России от 17.10.2023 N 03-07-11/98289)Вопрос: Об НДС при предоставлении прав на заключение договоров о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.
(Письмо Минфина России от 17.10.2023 N 03-07-11/98289)Вопрос: Об НДС при предоставлении прав на заключение договоров о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.
Статья: Платность использования земель, находящихся в публичной собственности, без их предоставления юридическим или физическим лицам и установления сервитутов
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)В статье исследованы подходы, выработанные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшими органами судебной власти и представленные в юридической литературе, к вопросу возмездности использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций и иных объектов, виды которых установлены нормативными актами Правительства Российской Федерации. В результате анализа нормативной базы автором выявлены проблемы и сформулированы предложения по совершенствованию действующих норм законодательства.
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)В статье исследованы подходы, выработанные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшими органами судебной власти и представленные в юридической литературе, к вопросу возмездности использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций и иных объектов, виды которых установлены нормативными актами Правительства Российской Федерации. В результате анализа нормативной базы автором выявлены проблемы и сформулированы предложения по совершенствованию действующих норм законодательства.