Размещение линейных объектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Размещение линейных объектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за разгрузочно-погрузочные работы во дворе многоквартирного дома и установку незаконных ограждений
(КонсультантПлюс, 2025)...Управлением... вынесено постановление о назначении административного наказания... согласно которому предприниматель признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, выразившегося в самовольном занятии земельного участка... для размещения линейных объектов - шлагбаума и ограждения протяженностью... и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа...
(КонсультантПлюс, 2025)...Управлением... вынесено постановление о назначении административного наказания... согласно которому предприниматель признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, выразившегося в самовольном занятии земельного участка... для размещения линейных объектов - шлагбаума и ограждения протяженностью... и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа...
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.16 "Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов" ЗК РФ"По информации Министерства развития инфраструктуры Калининградской области, часть спорного земельного участка предусмотрена для размещения линейного объекта регионального значения "10 очередь строительства Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны - "От транспортной развязки с автомобильной дорогой "Калининград-Долгоруково" до транспортной развязки с автомобильной дорогой "Калининград-Мамоново" в границах муниципального образования "Гурьевский городской округ". Документация по планировке территории, предусматривающая размещение названного линейного объекта, утверждена постановлением Правительства Калининградской области от 02.04.2018 N 158.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Специальные правила оформления прав на земельные участки
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Специальные правила оформления прав на земельные участки
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3. Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:
(ред. от 31.07.2025)3. Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:
Статья: О землепользовании юридических лиц, не являющихся собственниками земельных участков
(Ахметьянова З.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Законом могут быть установлены предельные сроки договора для отдельных видов аренды или для аренды отдельных видов имущества. Так, договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по общему правилу на срок от трех до сорока девяти лет, а в случае предоставления земельных участков в аренду для сенокошения и выпаса скота - на срок до пяти лет (ст. 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, имеющий целью размещение линейных объектов, заключается на срок до сорока девяти лет (подп. 2 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ).
(Ахметьянова З.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Законом могут быть установлены предельные сроки договора для отдельных видов аренды или для аренды отдельных видов имущества. Так, договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по общему правилу на срок от трех до сорока девяти лет, а в случае предоставления земельных участков в аренду для сенокошения и выпаса скота - на срок до пяти лет (ст. 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, имеющий целью размещение линейных объектов, заключается на срок до сорока девяти лет (подп. 2 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)187. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов".
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)187. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов".
Статья: Видовые и непосредственные объекты земельных отношений
(Мельников Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Продолжая рассмотрение отдельных видов земельных участков, необходимо сказать несколько слов о многоконтурном земельном участке, представляющем собой участок, образованный из разрозненных частей (контуров), между которыми могут находиться как иные участки, так и части участков либо неразграниченные земли; контуры многоконтурного участка не имеют смежных границ. Статья 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность расположения частей многоконтурного участка в границах разных категорий земель, что можно охарактеризовать как явное противоречие положениям земельного законодательства о правовом режиме земель и целевом назначении. Рассматриваемую норму ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, видимо, следует считать исключением из общего правила образования земельных участков, и она должна распространяться лишь на многоконтурные участки, сформированные для размещения линейных объектов; соответствующую оговорку нужно предусмотреть в данной статье посредством внесения в нее изменений.
(Мельников Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Продолжая рассмотрение отдельных видов земельных участков, необходимо сказать несколько слов о многоконтурном земельном участке, представляющем собой участок, образованный из разрозненных частей (контуров), между которыми могут находиться как иные участки, так и части участков либо неразграниченные земли; контуры многоконтурного участка не имеют смежных границ. Статья 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность расположения частей многоконтурного участка в границах разных категорий земель, что можно охарактеризовать как явное противоречие положениям земельного законодательства о правовом режиме земель и целевом назначении. Рассматриваемую норму ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, видимо, следует считать исключением из общего правила образования земельных участков, и она должна распространяться лишь на многоконтурные участки, сформированные для размещения линейных объектов; соответствующую оговорку нужно предусмотреть в данной статье посредством внесения в нее изменений.
Статья: Тенденции развития федерального законодательства в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования
(Гаврилюк М.Н.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Ранее законодательством было установлено, что не допускается наложение границ территориальных зон на границы земельных участков, за отдельными исключениями (например, в целях размещения линейных объектов). Теперь границы территориальных зон также не могут пересекаться с границами муниципальных образований, населенных пунктов, но могут накладываться на границы зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия.
(Гаврилюк М.Н.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Ранее законодательством было установлено, что не допускается наложение границ территориальных зон на границы земельных участков, за отдельными исключениями (например, в целях размещения линейных объектов). Теперь границы территориальных зон также не могут пересекаться с границами муниципальных образований, населенных пунктов, но могут накладываться на границы зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия.
Статья: Порядок внесения изменений в проект межевания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае внесения изменений в проект планировки территории, предусматривающий строительство, реконструкцию линейного объекта, в части изменения, связанного с увеличением или уменьшением не более чем на 10% площади зоны планируемого размещения линейного объекта и (или) иного объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта, в связи с необходимостью уточнения границ зон планируемого размещения указанных объектов, не требуется направление указанных изменений на согласование в соответствии с пп. "в" и "е" п. 13 Правил N 112 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения, а также на согласование в соответствии с пп. "б" п. 13 Правил N 112 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения и не приведет к необходимости изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (п. 36 Правил N 112).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае внесения изменений в проект планировки территории, предусматривающий строительство, реконструкцию линейного объекта, в части изменения, связанного с увеличением или уменьшением не более чем на 10% площади зоны планируемого размещения линейного объекта и (или) иного объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта, в связи с необходимостью уточнения границ зон планируемого размещения указанных объектов, не требуется направление указанных изменений на согласование в соответствии с пп. "в" и "е" п. 13 Правил N 112 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения, а также на согласование в соответствии с пп. "б" п. 13 Правил N 112 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения и не приведет к необходимости изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (п. 36 Правил N 112).
Статья: Порядок строительства объектов электросетевого хозяйства
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)6. Оформление земельных участков в целях размещения
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)6. Оформление земельных участков в целях размещения
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;
Готовое решение: Как предоставить государственный или муниципальный земельный участок для строительства
(КонсультантПлюс, 2025)для размещения линейных объектов - 49 лет (пп. 2 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)для размещения линейных объектов - 49 лет (пп. 2 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ);
Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ) Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) дополнен главой V.7, внесшей ряд изменений в правовое регулирование установления публичных сервитутов. Порядок установления публичных сервитутов, действовавший до 1 сентября 2018 года, претерпел существенные изменения. В частности, теперь ЗК РФ предусмотрена возможность использования на условиях публичного сервитута не только земельных участков, но и земель, ведь для установления публичного сервитута больше не требуются образование земельных участков, постановка их на государственный кадастровый учет и регистрация прав. Более того, "новый" публичный сервитут имеет конкретного обладателя.
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ) Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) дополнен главой V.7, внесшей ряд изменений в правовое регулирование установления публичных сервитутов. Порядок установления публичных сервитутов, действовавший до 1 сентября 2018 года, претерпел существенные изменения. В частности, теперь ЗК РФ предусмотрена возможность использования на условиях публичного сервитута не только земельных участков, но и земель, ведь для установления публичного сервитута больше не требуются образование земельных участков, постановка их на государственный кадастровый учет и регистрация прав. Более того, "новый" публичный сервитут имеет конкретного обладателя.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Однако и такой подход к "публичным сервитутам" был кардинально изменен (причем далеко не в лучшую сторону) при дополнении ЗК РФ новой гл. V.7, основной целью которой было объявлено "упрощение размещения линейных объектов" <490>. Благодаря этой законодательной новелле крупные компании - владельцы "линейных объектов" (связи, транспорта, энергетики, трубопроводов и т.п.) получили возможность при эксплуатации этих объектов не прибегать к выкупу у частных собственников земельных участков по рыночной стоимости (либо к установлению обычного сервитута в соответствии с п. 3 ст. 274 ГК РФ), а обратиться в уполномоченный орган публичной власти с ходатайством о принятии им решения об установлении публичного сервитута (ст. 39.39, 39.41 и 39.43 ЗК РФ) на частном земельном участке в пользу своей компании. Названный орган определяет и размер платы за пользование земельным участком, обремененным таким "сервитутом", после чего "публичный сервитуарий" высылает собственнику для подписания "соглашение с правообладателем об осуществлении публичного сервитута". При несогласии "правообладателя" (в том числе частного собственника земли) с условиями такого "соглашения" последний на основании п. 12 ст. 39.47 ЗК РФ вправе обратиться в суд с иском к сервитуарию "о понуждении к заключению соглашения об осуществлении публичного сервитута" (в котором сам истец никак не заинтересован!) либо обжаловать решение органа публичной власти об установлении такого "сервитута" <491>.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Однако и такой подход к "публичным сервитутам" был кардинально изменен (причем далеко не в лучшую сторону) при дополнении ЗК РФ новой гл. V.7, основной целью которой было объявлено "упрощение размещения линейных объектов" <490>. Благодаря этой законодательной новелле крупные компании - владельцы "линейных объектов" (связи, транспорта, энергетики, трубопроводов и т.п.) получили возможность при эксплуатации этих объектов не прибегать к выкупу у частных собственников земельных участков по рыночной стоимости (либо к установлению обычного сервитута в соответствии с п. 3 ст. 274 ГК РФ), а обратиться в уполномоченный орган публичной власти с ходатайством о принятии им решения об установлении публичного сервитута (ст. 39.39, 39.41 и 39.43 ЗК РФ) на частном земельном участке в пользу своей компании. Названный орган определяет и размер платы за пользование земельным участком, обремененным таким "сервитутом", после чего "публичный сервитуарий" высылает собственнику для подписания "соглашение с правообладателем об осуществлении публичного сервитута". При несогласии "правообладателя" (в том числе частного собственника земли) с условиями такого "соглашения" последний на основании п. 12 ст. 39.47 ЗК РФ вправе обратиться в суд с иском к сервитуарию "о понуждении к заключению соглашения об осуществлении публичного сервитута" (в котором сам истец никак не заинтересован!) либо обжаловать решение органа публичной власти об установлении такого "сервитута" <491>.