Размер квоты для инвалидов
Подборка наиболее важных документов по запросу Размер квоты для инвалидов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как осуществляется квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)1. В каком порядке устанавливается квота для приема на работу инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)1. В каком порядке устанавливается квота для приема на работу инвалидов
Типовая ситуация: Квота рабочих мест для инвалидов: обязанности работодателя
(Издательство "Главная книга", 2025)Работодатель с численностью работников больше 35 человек обязан трудоустроить инвалидов в пределах квоты от 2% до 4% среднесписочной численности; до 35 человек включительно - квоты нет. Конкретный размер квоты есть в законе субъекта РФ. Например, в Москве при численности более 100 работников квота - 2% (ст. 38 Закона о занятости, ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90).
(Издательство "Главная книга", 2025)Работодатель с численностью работников больше 35 человек обязан трудоустроить инвалидов в пределах квоты от 2% до 4% среднесписочной численности; до 35 человек включительно - квоты нет. Конкретный размер квоты есть в законе субъекта РФ. Например, в Москве при численности более 100 работников квота - 2% (ст. 38 Закона о занятости, ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90).
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста по кадрам"Прием на работу инвалидов: с 20 ноября 2025 года требования к выполнению квоты станут мягче (19.11.2025)
Статья: Особенности распределения обязанностей по доказыванию по трудовым спорам о дискриминации по признаку инвалидности
(Беляковская (Ерофеева) О.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Как отмечается в Тематическом докладе Уполномоченного по правам человека в РФ <3>, работодатели сознательно продолжают дискриминировать граждан с ограниченными возможностями здоровья, будучи уверенными, что они просто не способны к полноценному труду, о чем свидетельствуют обращения граждан к уполномоченным по правам человека в регионах. Отмечается, что зачастую работодатели квотируют рабочие места, не пользующиеся спросом у соискателей-инвалидов (Саратовская область, Республика Алтай). В основном инвалиды трудоустроены на малоквалифицированных и, следовательно, малооплачиваемых должностях (уборщики производственных и служебных помещений, рабочие по благоустройству населенных пунктов, подсобные рабочие, вахтеры, машинисты по стирке и ремонту специальной одежды, разнорабочие). Лишь единицы устраиваются на работу по специальности - врачами, медицинскими сестрами по массажу (Республика Алтай). Зачастую нарушения трудовых прав инвалидов связаны с позицией работодателя, противодействующего трудоустройству лиц с инвалидностью. Подобные отказы инвалидам при трудоустройстве могут быть связаны с множеством причин. Кто-то считает, что люди с инвалидностью не способны надлежащим образом выполнять свои обязанности и, соответственно, будут работать неэффективно, кто-то избегает их приема на работу в связи с необходимостью обеспечивать им надлежащие условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и предоставлять дополнительные льготы. Наряду с необоснованными отказами в приеме на работу, в ходе прокурорских проверок выявляются и иные факты нарушений работодателями прав инвалидов при их трудоустройстве, включая ненадлежащее предоставление работодателями сведений в органы занятости о наличии свободных рабочих мест, созданных или выделенных в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов на работу, установление размера квоты для трудоустройства инвалидов в организации ниже, чем это предусмотрено законодательством.
(Беляковская (Ерофеева) О.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Как отмечается в Тематическом докладе Уполномоченного по правам человека в РФ <3>, работодатели сознательно продолжают дискриминировать граждан с ограниченными возможностями здоровья, будучи уверенными, что они просто не способны к полноценному труду, о чем свидетельствуют обращения граждан к уполномоченным по правам человека в регионах. Отмечается, что зачастую работодатели квотируют рабочие места, не пользующиеся спросом у соискателей-инвалидов (Саратовская область, Республика Алтай). В основном инвалиды трудоустроены на малоквалифицированных и, следовательно, малооплачиваемых должностях (уборщики производственных и служебных помещений, рабочие по благоустройству населенных пунктов, подсобные рабочие, вахтеры, машинисты по стирке и ремонту специальной одежды, разнорабочие). Лишь единицы устраиваются на работу по специальности - врачами, медицинскими сестрами по массажу (Республика Алтай). Зачастую нарушения трудовых прав инвалидов связаны с позицией работодателя, противодействующего трудоустройству лиц с инвалидностью. Подобные отказы инвалидам при трудоустройстве могут быть связаны с множеством причин. Кто-то считает, что люди с инвалидностью не способны надлежащим образом выполнять свои обязанности и, соответственно, будут работать неэффективно, кто-то избегает их приема на работу в связи с необходимостью обеспечивать им надлежащие условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и предоставлять дополнительные льготы. Наряду с необоснованными отказами в приеме на работу, в ходе прокурорских проверок выявляются и иные факты нарушений работодателями прав инвалидов при их трудоустройстве, включая ненадлежащее предоставление работодателями сведений в органы занятости о наличии свободных рабочих мест, созданных или выделенных в соответствии с установленной квотой для приема инвалидов на работу, установление размера квоты для трудоустройства инвалидов в организации ниже, чем это предусмотрено законодательством.
Статья: О реализации прокурорами полномочий по защите в судебном порядке прав инвалидов
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)Прокурор г. Кировграда в ходе проверки выявил, что в АО "Кировградский завод твердых сплавов" нарушены требования законодательства о социальной защите инвалидов. Размер установленной квоты на заводе составляет 34 человека, однако из этого количества трудоустроено только 19 лиц указанной категории. При этом в нарушение требований законодательства для целей трудоустройства инвалидов выделено только одно вакантное рабочее место. Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к обществу о возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты. Требования прокурора судом удовлетворены.
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)Прокурор г. Кировграда в ходе проверки выявил, что в АО "Кировградский завод твердых сплавов" нарушены требования законодательства о социальной защите инвалидов. Размер установленной квоты на заводе составляет 34 человека, однако из этого количества трудоустроено только 19 лиц указанной категории. При этом в нарушение требований законодательства для целей трудоустройства инвалидов выделено только одно вакантное рабочее место. Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к обществу о возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты. Требования прокурора судом удовлетворены.
Статья: Цифровой профиль работника и квотирование рабочих мест для инвалидов: есть ли точки соприкосновения?
(Серова А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Приведенные примеры показывают, с одной стороны, насколько в разных субъектах РФ отличаются правила об установлении размера квоты для трудоустройства инвалидов. Учитывая, что программные продукты, как правило, создаются универсальными, в этой части разработчикам придется позаботиться о том, чтобы в используемых алгоритмах была отражена специфика правовой базы каждого региона в отдельности. С другой стороны, они указывают на то, что в ряде регионов либо не всегда вовремя вносятся необходимые изменения в нормативные правовые акты субъектов РФ, либо такие корректировки не соответствуют Закону о занятости 2023 г.
(Серова А.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Приведенные примеры показывают, с одной стороны, насколько в разных субъектах РФ отличаются правила об установлении размера квоты для трудоустройства инвалидов. Учитывая, что программные продукты, как правило, создаются универсальными, в этой части разработчикам придется позаботиться о том, чтобы в используемых алгоритмах была отражена специфика правовой базы каждого региона в отдельности. С другой стороны, они указывают на то, что в ряде регионов либо не всегда вовремя вносятся необходимые изменения в нормативные правовые акты субъектов РФ, либо такие корректировки не соответствуют Закону о занятости 2023 г.
Статья: Нюансы квотирования рабочих мест для инвалидов
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 43)Квоты для приема на работу инвалидов устанавливаются законодательством субъекта РФ. Для работодателей с численностью работников, превышающей 100 человек, размер квоты может составлять от 2 до 4% от среднесписочной численности. При численности работников от 35 до 100 человек включительно размер квоты может быть не более 3% от среднесписочной численности (п. 1 ст. 13.2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", далее - Закон N 1032-1). Минтруд России разъяснил, что размер квоты для трудоустройства инвалидов всегда определяется законодательством субъекта РФ, где находится работодатель (где он осуществляет свою деятельность) (ответ N 52), и что установление квоты для организации с численностью менее 35 человек законодательством не предусмотрено (ответ N 49).
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 43)Квоты для приема на работу инвалидов устанавливаются законодательством субъекта РФ. Для работодателей с численностью работников, превышающей 100 человек, размер квоты может составлять от 2 до 4% от среднесписочной численности. При численности работников от 35 до 100 человек включительно размер квоты может быть не более 3% от среднесписочной численности (п. 1 ст. 13.2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", далее - Закон N 1032-1). Минтруд России разъяснил, что размер квоты для трудоустройства инвалидов всегда определяется законодательством субъекта РФ, где находится работодатель (где он осуществляет свою деятельность) (ответ N 52), и что установление квоты для организации с численностью менее 35 человек законодательством не предусмотрено (ответ N 49).
Статья: Изменения и судебная практика за август 2024 года
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 9)Рекомендации разработаны с целью упорядочения работы по установлению квоты для приема на работу инвалидов, дифференцированию размера квоты для различных видов экономической деятельности, различных муниципальных образований субъекта РФ, а также работодателей с различной среднесписочной численностью работников.
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 9)Рекомендации разработаны с целью упорядочения работы по установлению квоты для приема на работу инвалидов, дифференцированию размера квоты для различных видов экономической деятельности, различных муниципальных образований субъекта РФ, а также работодателей с различной среднесписочной численностью работников.