Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии в 2015 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии в 2015 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 17 "Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях""Для лиц, получавших трудовую пенсию по старости, с 1 января 2015 года страховая пенсия и фиксированная выплата к ней в размерах, предусмотренных статьями 16 и 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", устанавливались в результате перерасчета. Тем самым для них был закреплен механизм сохранения ранее приобретенных прав. В отношении же застрахованных лиц, у которых право на пенсионное обеспечение возникло после указанной даты, новые правила исчисления страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней стали применяться с момента их назначения."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16 "Фиксированная выплата к страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях""Для лиц, получавших трудовую пенсию по старости, с 1 января 2015 года страховая пенсия и фиксированная выплата к ней в размерах, предусмотренных статьями 16 и 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", устанавливались в результате перерасчета. Тем самым для них был закреплен механизм сохранения ранее приобретенных прав. В отношении же застрахованных лиц, у которых право на пенсионное обеспечение возникло после указанной даты, новые правила исчисления страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней стали применяться с момента их назначения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сочетание страховых и бюджетных механизмов в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц: дефекты российской модели пенсионного страхования
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)В-пятых, страховая пенсия по старости в структуре "двойной пенсии" назначается военным пенсионерам и приравненным к ним лицам без фиксированной выплаты (далее - ФВ), которая появилась в российском законодательстве в период страховой пенсионной реформы 2013 - 2015 гг. <18>. До пенсионной реформы 2013 - 2015 гг. такая выплата назначалась застрахованным лицам в виде фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (базовой части трудовой пенсии) <19>. Однако поскольку военным пенсионерам и приравненным к ним лицам российским законодателем с 28 июля 2008 г. было предоставлено право только на долю страховой части трудовой пенсии по старости без фиксированного базового размера этой части трудовой пенсии (базовой части трудовой пенсии), то права на ФВ после страховой пенсионной реформы 2013 - 2015 гг. они так и не приобрели <20>.
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)В-пятых, страховая пенсия по старости в структуре "двойной пенсии" назначается военным пенсионерам и приравненным к ним лицам без фиксированной выплаты (далее - ФВ), которая появилась в российском законодательстве в период страховой пенсионной реформы 2013 - 2015 гг. <18>. До пенсионной реформы 2013 - 2015 гг. такая выплата назначалась застрахованным лицам в виде фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (базовой части трудовой пенсии) <19>. Однако поскольку военным пенсионерам и приравненным к ним лицам российским законодателем с 28 июля 2008 г. было предоставлено право только на долю страховой части трудовой пенсии по старости без фиксированного базового размера этой части трудовой пенсии (базовой части трудовой пенсии), то права на ФВ после страховой пенсионной реформы 2013 - 2015 гг. они так и не приобрели <20>.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<54> Долотина Р.Р. Особенности назначения и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии // Ученые записки Казанского филиала Российского государственного университета правосудия. 2015. Т. 11. С. 149.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<54> Долотина Р.Р. Особенности назначения и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии // Ученые записки Казанского филиала Российского государственного университета правосудия. 2015. Т. 11. С. 149.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.2019 N 32-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", части 22 статьи 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации"Это гарантируется структурой тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, который начиная с 1 января 2012 года включает в себя солидарную и индивидуальную части, из которых только последняя предназначена для персонифицированного формирования пенсионных прав застрахованного лица и подлежит учету в общей и специальной частях его индивидуального лицевого счета. Страховые взносы в составе солидарной части тарифа предназначены для формирования денежных средств на осуществление в том числе фиксированной выплаты к страховой пенсии (до 1 января 2015 года - фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца), устанавливаемой в твердой сумме безотносительно к размеру уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов (абзац девятый статьи 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Соответственно, они не подлежат учету в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (подпункты 13 и 15 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"; пункт 1 статьи 14, пункт 2 статьи 15 и пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьи 15 и 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
"По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", части 22 статьи 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации"Это гарантируется структурой тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, который начиная с 1 января 2012 года включает в себя солидарную и индивидуальную части, из которых только последняя предназначена для персонифицированного формирования пенсионных прав застрахованного лица и подлежит учету в общей и специальной частях его индивидуального лицевого счета. Страховые взносы в составе солидарной части тарифа предназначены для формирования денежных средств на осуществление в том числе фиксированной выплаты к страховой пенсии (до 1 января 2015 года - фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца), устанавливаемой в твердой сумме безотносительно к размеру уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов (абзац девятый статьи 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Соответственно, они не подлежат учету в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (подпункты 13 и 15 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"; пункт 1 статьи 14, пункт 2 статьи 15 и пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьи 15 и 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"5. Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь, по таблице согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"5. Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь, по таблице согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
Статья: Индексация страховых пенсий как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)С 2019 г. порядок индексации страховой пенсии был изменен на период до 2025 г. с целью "обеспечить индексацию размеров пенсий выше уровня инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г." <10>. В период 2019 - 2024 гг. страховые пенсии должны были корректироваться ежегодно с 1 января в соответствии с ростом СПК. Размеры СПК и фиксированной выплаты были жестко зафиксированы в натуральном выражении и подлежали ежегодному пересмотру в соответствии с установленными размерами. За период 2015 - 2024 гг. страховые пенсии дважды индексировались за год: в 2017 году на 0,4% и 2022 г. на 10%.
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)С 2019 г. порядок индексации страховой пенсии был изменен на период до 2025 г. с целью "обеспечить индексацию размеров пенсий выше уровня инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г." <10>. В период 2019 - 2024 гг. страховые пенсии должны были корректироваться ежегодно с 1 января в соответствии с ростом СПК. Размеры СПК и фиксированной выплаты были жестко зафиксированы в натуральном выражении и подлежали ежегодному пересмотру в соответствии с установленными размерами. За период 2015 - 2024 гг. страховые пенсии дважды индексировались за год: в 2017 году на 0,4% и 2022 г. на 10%.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> См. также: Постановление Правительства РФ от 18 марта 2015 г. N 249 "Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> См. также: Постановление Правительства РФ от 18 марта 2015 г. N 249 "Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)3. Частью 3 комментируемой статьи регламентированы ситуации, когда при перерасчете размера пенсии в соответствии с ч. 1 и 2 комментируемой статьи размер страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) или размер доли страховой пенсии не достигает получаемого пенсионером на 1 января 2015 г. размера соответствующего вида пенсии (то есть пенсии, назначенной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации). В таком случае пенсионеру выплачивается страховая пенсия, доля страховой пенсии в прежнем, более высоком размере.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)3. Частью 3 комментируемой статьи регламентированы ситуации, когда при перерасчете размера пенсии в соответствии с ч. 1 и 2 комментируемой статьи размер страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) или размер доли страховой пенсии не достигает получаемого пенсионером на 1 января 2015 г. размера соответствующего вида пенсии (то есть пенсии, назначенной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации). В таком случае пенсионеру выплачивается страховая пенсия, доля страховой пенсии в прежнем, более высоком размере.
Статья: Оценка эффективности реализации мер по повышению материального содержания российских пенсионеров и разработка альтернативных мер их социального обеспечения
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Сопоставляя показатели индексации страховых пенсий с динамикой роста заработных плат (табл. 1), можно отметить, что в целом рост заработных плат опережает показатели индексации страховых пенсий, за исключением двух посткризисных годов - 2015 и 2021 гг., когда размер индексации был значительным и превышал рост заработных плат. Таким образом, можно сделать вывод, что заработные платы в стране растут быстрее пенсий.
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Сопоставляя показатели индексации страховых пенсий с динамикой роста заработных плат (табл. 1), можно отметить, что в целом рост заработных плат опережает показатели индексации страховых пенсий, за исключением двух посткризисных годов - 2015 и 2021 гг., когда размер индексации был значительным и превышал рост заработных плат. Таким образом, можно сделать вывод, что заработные платы в стране растут быстрее пенсий.