Раздельное содержание осужденных
Подборка наиболее важных документов по запросу Раздельное содержание осужденных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 227.1 "Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении" КАС РФ"Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям в части нарушения порядка раздельного содержания осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания с пользу И. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 74 "Виды исправительных учреждений" УИК РФ"Осужденные к лишению свободы, достигшие совершеннолетия, отбывают наказание в исправительных учреждениях с различными видами режимов. Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (статья 74, часть 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы правового статуса транзитно-пересыльных пунктов для содержания осужденных к лишению свободы
(Кириченко Ю.Н., Воинов П.Н., Медведев А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 2)Отдельной проблемой содержания осужденных в транзитно-пересыльных пунктах является сложность их размещения с точки зрения дифференцирования <4>. Статьи 74 и 80 УИК РФ устанавливают требования к раздельному содержанию осужденных с учетом их категорий. Установленные требования предполагают содержание заключенных в таких условиях, в которых транзитные корпуса следственных изоляторов предоставляют им возможность находиться в том виде режима, который был определен судом.
(Кириченко Ю.Н., Воинов П.Н., Медведев А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 2)Отдельной проблемой содержания осужденных в транзитно-пересыльных пунктах является сложность их размещения с точки зрения дифференцирования <4>. Статьи 74 и 80 УИК РФ устанавливают требования к раздельному содержанию осужденных с учетом их категорий. Установленные требования предполагают содержание заключенных в таких условиях, в которых транзитные корпуса следственных изоляторов предоставляют им возможность находиться в том виде режима, который был определен судом.
Статья: Актуальные вопросы, связанные с применением принудительных работ в порядке ст. 80 УК РФ
(Ярошенко О.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 3)<6> См.: Валова И.В. Раздельное содержание осужденных в исправительных учреждениях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. N 9. С. 29.
(Ярошенко О.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 3)<6> См.: Валова И.В. Раздельное содержание осужденных в исправительных учреждениях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. N 9. С. 29.
Нормативные акты
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)Статья 80. Раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях
(ред. от 07.04.2025)Статья 80. Раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Согласно ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Согласно ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Статья: Принудительные работы как вид уголовного наказания: дефекты правового регулирования и пути их устранения
(Скобликов П.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 4)Ключевые слова: принудительные работы, лишение свободы, правовые коллизии, коррупция, права потерпевших, раздельное содержание осужденных, розыск осужденного, отпуска осужденных, исправительные центры, колонии-поселения.
(Скобликов П.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 4)Ключевые слова: принудительные работы, лишение свободы, правовые коллизии, коррупция, права потерпевших, раздельное содержание осужденных, розыск осужденного, отпуска осужденных, исправительные центры, колонии-поселения.
Статья: Социально-правовое сопровождение осужденных в условиях уголовно-исполнительной системы в XXI веке
(Колесов В.И., Вилкова А.В., Силенков В.И., Корышева С.Е.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 5)Данная возможность четко отражает тенденцию к демократизации исполнения наказания: осужденный вправе самостоятельно решить, каким идеалам следовать и какую жизненную парадигму избрать. Следует отметить, что если в первой Концепции развития уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) одной из важнейших задач ставилось установление раздельного содержания осужденных с учетом их криминального опыта, в целях предупреждения его трансляции и культивирования криминальной среды, то на современном этапе развития, исходя из вызовов, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, этого явно недостаточно <3>.
(Колесов В.И., Вилкова А.В., Силенков В.И., Корышева С.Е.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 5)Данная возможность четко отражает тенденцию к демократизации исполнения наказания: осужденный вправе самостоятельно решить, каким идеалам следовать и какую жизненную парадигму избрать. Следует отметить, что если в первой Концепции развития уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) одной из важнейших задач ставилось установление раздельного содержания осужденных с учетом их криминального опыта, в целях предупреждения его трансляции и культивирования криминальной среды, то на современном этапе развития, исходя из вызовов, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, этого явно недостаточно <3>.
Статья: Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и Республики Армении (сравнительно-правовой анализ)
(Илюхина В.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 3)Кроме того, в некоторых судебных актах имеются разъяснения, касающиеся принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания, помогающие уяснить его сущность. Так, одним из необходимых условий реализации данного принципа называется раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях, предусмотренное ст. 80 УИК РФ <10>; данный принцип "подразумевает как сохранение, а в ряде случаев и ужесточение ответственности за нарушение требований нормативных актов, устанавливающих порядок отбывания наказания, так и гуманизацию исполнения наказания для осужденных, не относящихся к категории злостно нарушающих режим содержания, что предполагает применение более мягких мер воздействия" <11>, а его реализация "закрепляет за осужденным возможность доказать свое исправление, о чем свидетельствуют применяемые администрацией меры поощрения" <12>.
(Илюхина В.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 3)Кроме того, в некоторых судебных актах имеются разъяснения, касающиеся принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания, помогающие уяснить его сущность. Так, одним из необходимых условий реализации данного принципа называется раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях, предусмотренное ст. 80 УИК РФ <10>; данный принцип "подразумевает как сохранение, а в ряде случаев и ужесточение ответственности за нарушение требований нормативных актов, устанавливающих порядок отбывания наказания, так и гуманизацию исполнения наказания для осужденных, не относящихся к категории злостно нарушающих режим содержания, что предполагает применение более мягких мер воздействия" <11>, а его реализация "закрепляет за осужденным возможность доказать свое исправление, о чем свидетельствуют применяемые администрацией меры поощрения" <12>.
Статья: Организационно-правовые риски, которые могут возникнуть при организации деятельности подразделений, осуществляющих обеспечение режима и надзора в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации объединенного типа
(Назарова А.Б.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)В частности, речь идет не только и не столько о недопущении визуальных контактов между различными категориями осужденных (осужденных и заключенных), но и о невербальном их общении. Как показывает практика функционирования локальных, локально-профилактических участков, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, помещений штрафных изоляторов и помещений камерного типа, обеспечить полную изоляцию содержащихся там осужденных и заключенных, устранить их информационные контакты не удавалось <5>. В то же время, анализируя имеющиеся схемы планируемого учреждения объединенного типа, возможно сделать вывод о риске возникновения в нем рассмотренной выше проблемы, так как там планируются к проектированию здания общего назначения. Это дает основание полагать, что присутствует риск нарушения положений ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации <6> (далее - УИК РФ), предусматривающих раздельное содержание осужденных. Это в первую очередь может выражаться в том, что лица, осуществляющие хозяйственное обслуживание, являющиеся дневальными данных помещений, будут взаимодействовать с осужденными других режимов, иного пола. Вызывает вопросы и проведение культурно-массовых мероприятий в едином помещении, так как остаются вопросы о форме их проведения: они будут проводиться в рамках целого учреждения объединенного типа (что влечет нарушение раздельного содержания осужденных) или в зависимости от действующего деления, что повлечет необходимость тщательного и продуманного построения распорядка дня осужденных, содержащихся в каждом участке учреждения объединенного типа, проведения в отношении содержащихся в данном учреждении лиц режимных мероприятий. В частности, при неправильном распределении мужчин и женщин в дежурной смене учреждения или при некомплекте кого-либо пола сотрудников в режимном подразделении могут возникнуть трудности с проведением обыска, например, осужденных женщин либо помещений их проживания.
(Назарова А.Б.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)В частности, речь идет не только и не столько о недопущении визуальных контактов между различными категориями осужденных (осужденных и заключенных), но и о невербальном их общении. Как показывает практика функционирования локальных, локально-профилактических участков, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, помещений штрафных изоляторов и помещений камерного типа, обеспечить полную изоляцию содержащихся там осужденных и заключенных, устранить их информационные контакты не удавалось <5>. В то же время, анализируя имеющиеся схемы планируемого учреждения объединенного типа, возможно сделать вывод о риске возникновения в нем рассмотренной выше проблемы, так как там планируются к проектированию здания общего назначения. Это дает основание полагать, что присутствует риск нарушения положений ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации <6> (далее - УИК РФ), предусматривающих раздельное содержание осужденных. Это в первую очередь может выражаться в том, что лица, осуществляющие хозяйственное обслуживание, являющиеся дневальными данных помещений, будут взаимодействовать с осужденными других режимов, иного пола. Вызывает вопросы и проведение культурно-массовых мероприятий в едином помещении, так как остаются вопросы о форме их проведения: они будут проводиться в рамках целого учреждения объединенного типа (что влечет нарушение раздельного содержания осужденных) или в зависимости от действующего деления, что повлечет необходимость тщательного и продуманного построения распорядка дня осужденных, содержащихся в каждом участке учреждения объединенного типа, проведения в отношении содержащихся в данном учреждении лиц режимных мероприятий. В частности, при неправильном распределении мужчин и женщин в дежурной смене учреждения или при некомплекте кого-либо пола сотрудников в режимном подразделении могут возникнуть трудности с проведением обыска, например, осужденных женщин либо помещений их проживания.
Статья: Криминологическое обеспечение предупреждения пенитенциарных преступлений
(Нестерова О.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 1)Немаловажным считается то, что теорию криминологической безопасности можно применить и на деятельности уголовно-исполнительной системы. Действительно, стратегия защиты личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (в данном конкретном случае защита сотрудников уголовно-исполнительной системы, их родственников, подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также иных лиц от преступных посягательств) будет максимально эффективна при борьбе с пенитенциарной преступностью. Начало данной деятельности на законодательном уровне уже положено. Так, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года в своем содержании содержит разд. XVII "Обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы" <9>. В данном разделе предусмотрен целый комплекс мероприятий, в том числе криминологического характера: оснащение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы интегрированными системами безопасности, современными техническими средствами охраны и надзора; укрепление правопорядка и законности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах; повышение эффективности осуществления оперативно-розыскной деятельности; выработка мер, направленных на выявление в учреждениях уголовно-исполнительной системы лиц, являющихся носителями экстремистских убеждений; создание условий раздельного содержания осужденных; совершенствование мер по профилактике побегов и доставки на режимную территорию запрещенных предметов, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов; мониторинг рецидива преступлений; повышение эффективности индивидуального профилактического воздействия, включая постановку на профилактический учет; совершенствование взаимодействия с органами внутренних дел и т.д. Реализация указанных выше направлений будет способствовать повышению эффективности деятельности по предупреждению пенитенциарных преступлений.
(Нестерова О.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 1)Немаловажным считается то, что теорию криминологической безопасности можно применить и на деятельности уголовно-исполнительной системы. Действительно, стратегия защиты личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (в данном конкретном случае защита сотрудников уголовно-исполнительной системы, их родственников, подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также иных лиц от преступных посягательств) будет максимально эффективна при борьбе с пенитенциарной преступностью. Начало данной деятельности на законодательном уровне уже положено. Так, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года в своем содержании содержит разд. XVII "Обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы" <9>. В данном разделе предусмотрен целый комплекс мероприятий, в том числе криминологического характера: оснащение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы интегрированными системами безопасности, современными техническими средствами охраны и надзора; укрепление правопорядка и законности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах; повышение эффективности осуществления оперативно-розыскной деятельности; выработка мер, направленных на выявление в учреждениях уголовно-исполнительной системы лиц, являющихся носителями экстремистских убеждений; создание условий раздельного содержания осужденных; совершенствование мер по профилактике побегов и доставки на режимную территорию запрещенных предметов, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов; мониторинг рецидива преступлений; повышение эффективности индивидуального профилактического воздействия, включая постановку на профилактический учет; совершенствование взаимодействия с органами внутренних дел и т.д. Реализация указанных выше направлений будет способствовать повышению эффективности деятельности по предупреждению пенитенциарных преступлений.